Условия и факторы адаптации ребёнка в патронатной семье
статья на тему

арефьева оксана

Описание основных факторв и условий для адаптации детей в замещающих семьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metod.obedinenie_2014g.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Условия и факторы адаптации ребёнка в патронатной семье»

«Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви, понимания»

Конвенция о правах ребенка

     

    Адаптация ребенка в замещающей семье – двухсторонний процесс, в котором и родители, и ребенок должны решить задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи.

          На первых этапах проживания ребенка в семье огромную роль в успешности его адаптации играет ближайшее окружение, поэтому следует  уделять особое внимание работе со старшим поколением семьи, кровными детьми патронатных родителей и соседями.

       Протекание процесса адаптации ребенка в семье требует постоянного наблюдения за ребенком и его психологическим, физическим состоянием в новой семье.

       У каждого патронатного ребенка есть своя «история», и каждая «история» накладывает свой отпечаток на жизнь и развитие ребенка. У каждого из них  были или есть кровные родители, родственники.. Дети, живя в кровной семье,  видят модель поведения своих родителей, и эта модель поведения становится для них единственно правильной. От этой модели будут зависеть нормы поведение и успешность развития в патронатной семье. Успешность адаптации  ребенка в патронатной семьей может быть омрачена пережитыми им насилием, агрессией, сексуальным развращением, последствия, связанные с пребыванием ребенка в государственном учреждении.

    Ребенок, переживший насилие, считает физическое наказание нормой своей жизни, его поведение носит агрессивный характер. У такого ребенка снижена самооценка и высок уровень личностной тревожности. Агрессивные действия направлены в большинстве случаев на детей младших по возрасту или физически слабых. Наиболее ярко агрессивное поведение проявляется в  играх детей. В определённых случаях агрессия становится личностной чертой ребенка, в свою очередь, избивая сверстника в детском саду или в школе, такие дети получают удовольствие. К сожалению, дети, испытавшие физическое насилие привносят его не только в игру, но и в повседневную жизнь. Почти все дети из неблагополучных семей в той или иной мере проявляют сексуализированное поведение, как отпечаток прошлой жизни.

  Большинство детей, находящихся в государственных учреждениях испытывают на себе последствия материнской депривации, которые особенно ярко проявляются в адаптационный период. В данном случае к последствиям материнской депривации можно отнести следующее:

- высокий уровень личностной тревожности - на начальных этапах адаптации ребенка к новым условиям среды уровень тревожности резко повышается, в этот период наблюдаются обострение симптомов невротизации: энуреза, онанизма, раскачивания ребенка перед сном, и т.д. К  завершению адаптационного периода уровень личностной тревожности ребенка снижается.

- нарушение привязанности -  дети, которые имели опыт проживания в семьях, имеют  и опыт формирования привязанностей, но в связи с тем, что многие хорошо помнят кровных родителей, процесс формирования привязанности к патронатным родителям проходит долго и сложно.

- несформированность эмоционально-волевой сферы - незрелость эмоционально-волевой сферы формируют проблемы поведенческого характера. Неумение контролировать свои чувства, эмоции и поведение - одна из главных проблем адаптационного периода проживания ребенка в патронатной семье.

- собственничество – на начальной стадии адаптации чувство собственничества выражено особенно ярко. Ребенок ведет себя обособленно, все свои вещи держит при себе, конфетами и подарками отказывается делиться с близкими, считает, что все только для него,  и мама тоже. На этой почве возникают конфликты с кровными детьми, в том числе и ревность.

- привлечение внимания к себе - ребенку всегда  не хватало внимания со стороны взрослых как в кровной семье, так и в государственном учреждении. Придя в семью, ребенок пытается обратить на себя внимание всеми известными ему способами. Он хочет, чтобы все внимание было уделено только ему.  В начальный период адаптации ребенок стремится  понравиться, завоевать расположение, показать себя с лучшей стороны.

- проблемы, связанные со здоровьем детей - немало проблем доставляет патронатным родителям здоровье детей, а точнее его отсутствие.    Большинство детей имеют сложные хронические заболевания, обусловленные асоциальным поведением их кровных родителей.

                       Факторы, влияющие на успешность адаптации ребенка

в патронатной семье

    Из опыта работы с замещающими семьями можно выделить следующие группы факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка в семье:

- факторы, связанные с личностными особенностями самого ребенка (к ним относятся последствия депривации, негативный прошлый жизненный опыт);

- факторы, связанные с личностными особенностями замещающих родителей (мотив принятия ребенка в семью, стили воспитания);

- факторы, связанные с социальным окружением приемной семьи (отношение близких родственников, членов семьи, соседей, педагогов, медицинских работников к приемному ребенку, сотрудничество со специалистами, сопровождающими семью).

 - факторы, связанные с личностными особенностями самого ребенка (психическое, эмоциональное, умственное и физическое развитие ребенка-сироты). 

- факторы, связанные с личностными особенностями, замещающих родителей (мотивы принятия ребенка в семью и стили семейного воспитания).

     Период адаптации детей-сирот в патронатных семьях довольно сложен и труден, как для детей, так и для патронатных родителей, и если он будет осложняться недоброжелательным отношением со стороны социального окружения, то это повлечет увеличение количества возвратов детей в государственные учреждения. К приему ребенка в семью должны быть подготовлены не только патронатные родители, но и то социальное окружение, которое будет вокруг ребенка, в особенности воспитатели, учителя, которые будут непосредственно работать с ним. Патронатным родителям необходимо стремиться к пониманию личностных особенностей и проблем таких детей и своим поведением не усугублять их. Специалистам, сопровождающим патронатную семью, уделять как можно больше внимания работе с социальным окружением семьи на предмет их осознанности данной проблемы и понимания каждого ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Всем нам взрослым следует помнить о том, что все эти дети, перенесшие жизненные невзгоды, станут взрослыми, выйдут в самостоятельную жизнь и небезразлично всем какими они будут  в той жизни: озлобленными на весь свет либо признательными за то, что им сделали взрослые люди в их прежней жизни.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ СО СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВНУЮ СТУПЕНЬ

Адаптация – процесс присущий каждому человеку.  На протяжении всей своей жизни человек переживает  его несколько раз.   Существует три переломных момента, которые ребенок проходит ...

"Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребёнка"

     Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоцион...

Создание условий для оптимальной социально- психологической адаптации ребёнка с ОВЗ. Выступление на методическом объединении.

В сообщении раскрывается проблема создания условий для оптимальной социально - психологической адаптации детй с ОВЗ. Указаны возможные этапы адаптации детей, обстоятельства, которые препятствуют адапт...

Адаптация ребёнка с ОВЗ к школьным условиям

Адаптация ребёнка с ОВЗ к школьным условиям...

Программа: «КАЖДЫЙ РЕБЁНОК УНИКАЛЕН» Домашнее визитирование как форма реабилитации ребёнка-инвалида в семье

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЧИРКЕЙСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ САИДА АФАНДИ АЛЬ-ЧИРКАВИ"Программа:«КАЖДЫЙ РЕБЁНОК УНИКАЛЕН»...

Статья "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ."

В статье описаны особенности адаптаци в школе детей с УИН. А также приемы работы, которые я успешно использовала в своей практике....

Сотрудничество и взаимодействие замещающей семьи с социальным окружением, родительским сообществом, как фактор успешной адаптации приемного ребенка в семье.

В материале освещается проблема адаптации приемных детей в замещающих семьях. Рассматриваются построения взаимодействияи детей данной категории в приемной семье и школе, в родительском сообществе. В с...