Программа экспериментальной внеурочной деятельности по социально значимому направлению "Волонтерский отряд"
методическая разработка (11 класс) на тему

Программа создана с целью развития волонтерского движения в школе, формирования позитивных установок учащихся на добровольческую, общественно-полезную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кто берет – наполняет ладони,
кто отдает – наполняет сердце.

Лао-цзы

1.1. Актуальность программы

Политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. 

В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного – собственного желания и возможности выбора.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовали появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких форм работы.

Волонтеры (от англ. Volunteer – доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации – это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Волонтеры занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности в данном виде деятельности. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся.

Волонтёрство – это активная развивающая среда, объединяющая в союз единомышленников детей, педагогов и родителей.

Волонтёрство – это не только метод, посредством которого каждый представитель общества может участвовать в улучшении качества жизни, не только эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека и общества. Для молодых людей – это возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную и насыщенную жизнь. Помогая другим, они обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам и формируют новые социальные связи. В этом качестве волонтёрство, бесспорно, является ресурсом развития личности.

Данная программа является продолжением работы по вовлечению учащихся в добровольческое движение и главной целью предполагает профилактическую работу, эколого-патриотическую пропаганду, пропаганду здорового образа жизни, социальную помощь детям-сиротам, инвалидам, пожилым людям.

Государственное бюджетное образовательное учреждение г.Королева Московской области средняя общеобразовательная школа №5 является базой для проведения обучающих программ волонтерского центра Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова с 11.01.2012 года (информационное письмо см.приложение).

Волонтерский отряд МБОУ СОШ №5 “Мир не без добрых людей” – это добровольное объединение обучающихся, изъявивших желание бескорыстно выполнять работу по благоустройству памятных мест и территории школы, микрорайона, оказывать поддержку различным социальным категориям населения (инвалидам, детям-сиротам, ветеранам, пенсионерам).
Волонтерский отряд призван воспитывать учащихся в духе гуманного отношения к людям, защите их жизни и здоровья, обеспечивать уважение к человеческой личности, способствовать воспитанию патриотизма и активной жизненной позиции.

1.2. Цели и задачи программы

Цели:

  • Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, формирования личностных и коммуникативных качеств.
  • Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
  • Создание условий, способствующих самореализации личности волонтеров через общественно-полезную деятельность.

Задачи: 

  • Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров и возродить идею шефства, как средства распространения волонтерского движения.
  • Сформировать умение волонтеров принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.
  • Предоставлять подросткам информацию по актуальным темам и создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести волонтерскую деятельность.
  • Сформировать у педагогов школы мотивацию к работе по профилактическим программам.
  • Организовать механизм взаимодействия школы с окружающим социумом через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей “группы риска”.

1.3. Нормативно-правовое обеспечение программы

При разработке и реализации программы учитываются следующие нормативно-правовые документы:

  • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
  • Организация условий, способствующих оказанию позитивного влияния волонтеров на сверстников при выборе ими жизненных ценностей. Закон РФ “Об образовании”;
  • Государственная программа “Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года”;
  • Конституция РФ; Конвенция ООН о правах ребенка; Гражданский кодекс РФ;
  • Федеральный закон “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений” от 28.06.1995 г. №98-ФЗ;
  • Закон РФ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ;
  • ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
  • Приказ Министерства образования РФ “О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде” от 28.02.2000 г. № 619;
  • Федеральный Закон “Об ограничении курения табака” от 10.07.2003 г. 87-ФЗ;
  • Федеральный закон “Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе” от07.03.2005 г. № 11-ФЗ;
  • Семейный кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ;
  • Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” от 24.07.98 № 124-ФЗ;
  • Федеральный закон “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
  • Устав школы МБОУ СОШ №5.

1.4. Основные направления деятельности

  • Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения.
  • Социальная помощь, детям-сиротам, пожилым, инвалидам, ветеранам.
  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Правовое и социальное консультирование и информирование подростков.
  • Эколого-патриотическая пропаганда.
  • Творческо-досуговая деятельность.

1.5. Педагогические принципы реализации программы

При реализации программы будут применяться следующие принципы:

  • добровольности: вступление учащегося в волонтерский отряд осуществляется только по его желанию;
  • природосообразности: учет возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей при включении их в различные виды деятельности;
  • многообразия видов, форм и содержания деятельности;
  • свободы и творчества предполагает право выбора;
  • социальной активности через включение учащихся в социально-значимую деятельность;
  • взаимосвязи педагогического управления и самоуправления;
  • гуманистической направленности отношений. Субъект – субъектные отношения;
  • культуросообразности воспитания. Воспитание ценно тогда, когда оно опирается на традиции и общечеловеческие ценности;
  • концентрации воспитания на развитии социальной и общекультурной компетентности личности. Ребенок должен брать ответственность на себя, принимая участие в анализе, планировании, подготовке и организации школьной жизни, сохраняя школьные традиции, проявляя инициативу. Рефлексия стимулирует социальную активность.

1.6. Формы и методы реализации программы

В работе используются различные методы:

  • Проектный;
  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Репродуктивный;
  • Частично-поисковый;
  • Проблемный;
  • Исследовательский;
  • Практический;
  • Методы стимулирования и поощрения;
  • Логический.

Информационный модуль

  1. Беседы со специалистами.
  2. Групповые занятия волонтеров для учащихся.
  3. Создание информационно-обучающих презентаций, плакатов, видео.
  4. Размещение информации на школьном сайте.
  5. Акции волонтеров.
  6. Буклеты.
  7. Игры.
  8. Викторины.

Тренинговый модуль

  1. Обучающие занятия психолога с волонтерами.
  2. Мини-тренинги для учащихся.
  3. Интерактивные игры.

Альтернативный модуль

  1. Игры, конкурсы.
  2. Акции.
  3. Спортивные мероприятия.

(Приложение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Страна мастеров» 1-4 класс

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «я-гражданин» для 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  по социальному направлению развития личности:  «Я-Гражданин» для 7 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «Я - гражданин»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «Я - гражданин»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _внеурочной деятельности по социальному направлению на тему: «Портфолио»

   Наряду с введением единого государственного экзамена реалиями сегодняшнего дня в современной российской школе становятся и иные формы контроля качества образования. Одной из форм и...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтелектуальному направлению «Начала экспериментальной химии»

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися, интересующимися экспериментами.Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для ор...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Я принимаю вызов!»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Я принимаю вызов!»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социально значимое экологическое проектирование»

Актуальность курса. Использование интерактивных педагогических методик и технологий, ориентированных на запросы обучающихся и их родителей, является актуальным требованием при подготовке адаптивных, к...