Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Я принимаю вызов!»
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Я принимаю вызов!»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«__________________________________________________»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности по социальному направлению
«Я принимаю вызов!»
5 класс
на 2020-2021 учебный год
Составлена на основе авторской программы: Программа и тематическое планирование курса по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ «Я принимаю вызов!». 5-9 классы / авт.-сост.Н.И.Цыганкова, О.В.Эрлих. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. – 120с. – (ФГОс. Внеурочная деятельность). | Составитель: |
2020
1.Пояснительная записка:
Название, автор и год издания авторской учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа | Программа и тематическое планирование курса по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ «Я принимаю вызов!». 5-9 классы / авт.-сост.Н.И.Цыганкова, О.В.Эрлих. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. – 120с. – (ФГОс. Внеурочная деятельность). |
Цели данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений. | Образовательные: формирование у обучающихся представлений о понятиях «здоровье», «здоровый образ жизни», «социальная ответственность»; ознакомление с причинами и последствиями употребления ПАВ; изучение социальных и правовых норм для понимания ответственности за нарушения законодательства в сфере незаконного оборота наркотических веществ. Воспитательные: формирование у обучающихся ценностейздорового образа жизни, готовностиосмысленно решать повседневные жизненные ситуации, связанные с риском, в том числе, риском употребления ПАВ, внутренних установок сопротивления социальному давлению группы, связанному с рисками употребления ПАВ. Развивающие: развитие у обучающихся критического мышления в отношении информации связанной с ПАВ и мотивации к социально одобряемой деятельности; формирование у подростков нового положительного опыта для личностного развития в процессе межличностного и группового содержательного общения;создание в процессе совместной деятельности педагогов и школьников благоприятных условий для становления и развития личности обучающихся, присвоения ими внутренней ответственности за принятие на когнитивном, эмоциональном, поведенческом уровнях ценностей и норм здорового образа жизни; формирование копинг-стратегий и внутренних защит от употребления ПАВ. |
Задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений. | 1. Создать психологические условия, средовые характеристики, способствующие приобретению подростками нового положительного опытамежличностного и группового содержательного общения как фактора защиты личности от употребления ПАВ. 2. Способствовать формированию основ правовой культуры как необходимости следовать социальным и правовым нормам общества на основе ознакомления с этими нормами, в том числе, в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. 3. Способствовать формированию паттернов (повторяющихся образцов) правопослушного ответственного поведения, исполнения законов. 4. Способствовать формированию здорового стиля жизни и отрицательного отношения к употреблению ПАВ. 5. Создать предпосылки для формирования готовности принимать осознанные раз решения в повседневных жизненных ситуациях, в том числе, ситуациях, связанных с социальными рисками, сриском употребления ПАВ. 6. Способствовать развитию критического отношения к информации, связанной с ПАВ и предложениям их приобретения и употребления. 7. Содействовать развитию мотивации к социально одобряемой деятельности, исключающей употребление ПАВ. 8. Создать условия для приобретения опыта целеполагания, разработки и реализации собственных идей и проектов в сфере пропаганды здорового образа жизни, законопослушного поведения, предупреждения употребления ПАВ. |
Учебно-методический комплект. | 1. Н.И.Цыганкова, О.В. Эрлих Курс по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ «Я принимаю вызов!» -Москва «Русское слово», 2018. Рабочая программа. 2. Н.И.Цыганкова, О.В. Эрлих Методические рекомендации для организации занятий по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ «Я принимаю вызов!» - Москва «Русское слово», 2016 3. Н.И.Цыганкова, О.В. Эрлих Рабочая тетрадь для организации занятий по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ «Я принимаю вызов!» - Москва «Русское слово», 2017. |
Количество учебных часов, на которое рассчитано изучение предмета, курса, в том числе тематическое распределение часов и количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ. | 34 часа-1 час в неделю |
Формы организации учебного процесса. Формы текущего контроля знаний учащихся (текущий контроль – текущий, четвертной и полугодовой контроль, промежуточная аттестация – итог за учебный год) | Занятия могут проводиться учителями, классными руководителями, педагогами-организаторами, педагогами-психологами, педагогами организаций дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности и в части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений. Формы работы по программе: интерактивное взаимодействие в больших и малых группах. Использование групповой работы –важнейший элемент современного обучения. Работа в группе позволяет обучающимся приобрести ряд важнейших качеств: умение вырабатывать совместное решение; терпимость к другим людям и позициям; необходимость поиска компромиссов; способность аргументировать свою точку зрения; стремление к диалогу; умение строить отношения с учётом эмоционального состояния других людей, своего собственного, общей атмосферы в группе. Профилактические занятия реализуются так же через такие формы, как круглые столы, учебные конференции, диспуты, поисковые и научные исследования, социальное проектирование. В программу занятий включены психогимнастические упражнения, элементы аутотренинга, предусмотренно чередование приоритетов эмоциональных, интеллектуальных, поведенческих нагрузок при выполнении заданий и упражнений. |
Оценочные средства Рабочей программы | Программа предусматривает вариативные формы контроля уровня освоения обучающимися содержания разделов (тем):
|
2.Планируемые результаты
Личностные результаты будут достигнуты в рамках когнитивного, ценностного и эмоционального, деятельностного (поведенческого) компонентов.
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
— знания законодательства Российской Федерации в сфере предупреждения распространения и потребления ПАВ немедицинского характера;
— ориентация в системе моральных норм и ценностей как условий законопослушного поведения, здорового образа жизни, предупреждения потребления ПАВ;
— основы социально-критического мышления, способность ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий, устанавливать взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
— знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в ситуациях социального риска, в том числе связанного с употреблением ПАВ.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
— готовность к равноправному сотрудничеству;
— уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия;
— устойчивость к давлению сверстников и группы, направленному на вовлечение в потребление ПАВ, и готовность противостоять им;
— уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира как условие противостояния попыткам вовлечения в потребление ПАВ;
— потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании как важное условие предупреждения потребления ПАВ;
— позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении как условие предупреждения потребления ПАВ.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
— готовность и способность к участию в пределах возрастных компетенций к организации и проведению школьных и внешкольных мероприятий, в деятельности детских и молодёжных общественных организаций, имеющих социальную направленность, в волонтёрской деятельности в сфере предупреждения потребления ПАВ;
— готовность и способность к выполнению правовых норм и требований, в том числе в сфере, касающейся немедицинского употребления, незаконного распространения и оборота ПАВ;
— умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
— умение конструктивно разрешать конфликты;
— готовность и способность к соблюдению моральных норм в отношении взрослых и сверстников;
— потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения и в общественно полезной деятельности, связанной с проектированием моделей ЗОЖ и профилактикой потребления ПАВ;
— умение строить жизненные планы создавать и реализовывать социальные проекты в сфере здорового образа жизни, профилактики потребления ПАВ;
— готовность делать осознанный выбор в ситуациях социального риска, в том числе связанного с употреблением ПАВ на основе ценностей правовой культуры и здорового образа жизни.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента выпускник получит возможность для формирования:
— готовности к самообразованию и самовоспитанию как условий позитивной самореализации;
— адекватной позитивной самооценки и Я-концепции как условий предупреждения вовлечения в употребление ПАВ;
— компетентности в реализации основ здорового образа жизни в поступках и деятельности;
— морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм в ситуациях социальной неопределённости и ситуациях, сопряжённых с риском употребления ПАВ;
— устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение эмоционального благополучия.
Метапредметные результаты будут достигнуты путём формирования у обучающихся ряда универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
— основам целеполагания в сфере проектирования планов жизнедеятельности и создания проектов по тематике ЗОЖ, предупреждения потребления ПАВ;
— самостоятельно анализировать условия достижения цели в сфере проектирования планов жизнедеятельности и создания проектов по тематике ЗОЖ, предупреждения потребления ПАВ;
— планировать пути достижения названных целей;
— устанавливать целевые приоритеты;
— уметь самостоятельно контролировать своё время и время, отведённое на командную работу, и управлять им;
— принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, противостоять давлению группы, взрослых, в ситуациях риска потребления ПАВ;
— адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия в ситуациях риска потребления ПАВ и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
— основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса, в том числе прогнозирования рисков, связанных с употреблением ПАВ.
Выпускник получит возможность научиться:
— самостоятельно ставить перспективные жизненные цели и задачи;
— построению жизненных планов во временной перспективе, основанных на ценностях здорового образа жизни;
— при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
— выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать для этого наиболее эффективные способы;
— основам саморегуляции в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
— осуществлять рефлексию в отношении своих действий и поведения, связанного с риском вовлечения в употребление ПАВ;
— адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
— основам саморегуляции эмоциональных состояний;
— прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей и противостояния рискам употребления ПАВ.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве в сообществах, имеющих конструктивную направленность;
— формулировать собственное мнение и позицию, в том числе по проблематике, связанной с ПАВ, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
— устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
— обосновывать собственную позицию, особенно в сфере сохранения своего права на здоровый образ жизни и свободу от употребления ПАВ;
— выражать уверенный отказ, не требующий оправданий, в ситуациях, связанных с риском употребления ПАВ;
— аргументировать свою точку зрения, в том числе по проблематике ПАВ, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
— задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
— организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в сфере социального проектирования по тематике здорового образа жизни и предупреждения употребления ПАВ, определять цели и функции участников в командной работе, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
— осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, в том числе связанных с рисками употребления ПАВ, уметь убеждать;
— работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
— владеть основами коммуникативной рефлексии.
Выпускник получит возможность научиться:
— учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
— учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, особенно в сфере сохранения своего права на здоровый образ жизни и свободу от воздействия ПАВ;
— понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, при этом иметь чёткую сформированную позицию о недопустимости употребления ПАВ;
— продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
— брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство) в разработке и реализации проектов в сфере ЗОЖ и предупреждения потребления ПАВ;
— оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
— осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
— в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
— следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
— устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений по проблематике здорового образа жизни и рисков употребления ПАВ;
— в совместной деятельности в сфере проектирования по тематике ЗОЖ и предупреждения потребления ПАВ чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
— основам реализации проектно-исследовательской деятельности по тематике ЗОЖ и предупреждения употребления ПАВ;
— осуществлять расширенный поиск информации по тематике ЗОЖ и предупреждения употребления ПАВ с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
— устанавливать причинно-следственные связи в сфере социальных рисков, асоциального поведения, связанные с употреблением ПАВ;
— строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания) в сфере рисков употребления ПАВ;
— строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, направленные на выработку отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
— объяснять явления, процессы, связи и отношения, связанные с риском употребления ПАВ, выявляемые в ходе исследования.
Выпускник получит возможность научиться:
— основам рефлексивного восприятия информации, как условия предупреждения вовлечения в употребление ПАВ;
— ставить проблему предупреждения употребления ПАВ, аргументировать её актуальность;
— самостоятельно проводить исследования в сфере профилактики употребления ПАВ на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
— выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов в сфере социальных рисков, связанных с вовлечением в употребление ПАВ;
— организовывать исследование с целью проверки данных гипотез;
— делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации по проблематике здорового образа жизни и ПАВ.
Содержание блока «Планируемые результаты» составлено с учётом целей программы «Я принимаю вызов!» и требований к оценке результатов, изложенных в тексте Примерной основной образовательной программы образовательной организации (Основная программа).
Наряду с решением непосредственных задач курса, в рамках реализации программы происходит решение ряда задач, направленных на социализацию и развитие ребёнка и подростка в группе, сплочение класса, формирование или в случае необходимости восстановление (реабилитацию) позитивного социального статуса ребёнка в классном коллективе.
Таким образом, реализация программы способствует достижению трёх уровней результатов.
Первый уровень результатов — приобретение и усвоение обучающимися в процессе взаимодействия ученика с ведущим взрослым как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта социальных знаний (об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), представлений о социальной реальности и повседневной жизни, в которой существуют риски, связанные с проблемой распространения и употребления ПАВ.
Второй уровень результатов — развитие социально значимых отношений, получение опыта ценностного отношения к социальной реальности в целом, способствующих формированию установок к здоровому образу жизни и неприятию ПАВ, в процессе взаимодействия обучающихся между собой в защищённой, дружественной среде.
Третий уровень результатов — приобретение подростком опыта самостоятельного социально значимого действия, направленного на пропаганду ценностей здорового образа жизни и отрицательного отношения к употреблению ПАВ.
3.Содержание учебного курса
Тема 1. Навыки вступления в контакт в условиях группового взаимодействия как фактор предупреждения вовлечения в употребление ПАВ. Первичная диагностика (2 ч)
Для профилактики употребления ПАВ обучающимися важное значение имеет степень сформированности у них личностных качеств, обеспечивающих возможность выбора эффективных стратегий поведения в различных ситуациях социального взаимодействия, в том числе в ситуациях, связанных с риском вовлечения в группы сверстников, демонстрирующих аддиктивные (зависимые) формы поведения, а также в ситуациях предложения попробовать наркотики. Важное значение в аспекте профилактики приобретают коммуникативные навыки, включающие в себя умение понимать и учитывать намерения и способы коммуникации партнёра по общению, наличие опыта позитивного межличностного общения в группе сверстников без использования ПАВ, первичная диагностика актуальной социальной ситуации в классе и индивидуальных психолого-педагогических характеристик обучающихся — участников занятий.
Основные понятия: формирование группы, интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и ведущим — взрослым. Правила группового взаимодействия, правила круга. Общение как базовая потребность человека. Правила установления контакта как первый этап эффективного группового взаимодействия. Техники общения. Коммуникативная рефлексия как способ осознания оснований собственных действий и действий партнёра. Языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Регуляция собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
Формы работы: игровые упражнения и задания, рефлексивное общение, аутотренинг гармонизации эмоционального состояния.
Первичная диагностика:
— «шкала наблюдений» за личностными особенностями обучающихся, которые могут стать факторами риска употребления ПАВ (Н.И. Цыганкова, О.В. Эрлих);
— методика «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских склонностей (качеств)» В.В. Синявского, Б.А. Федоршина.
Контроль уровня освоения обучающимися содержания темы 1: анкета обратной связи.
Тема 2. Навыки отреагирования негативных эмоциональных состояний в условиях группового взаимодействия. Профилактика агрессивных проявлений (3 ч)
В подростковом возрасте агрессия подкрепляется как активно протекающими гормональными процессами, так и внешним окружением: ощущением собственной силы и потребностью повышения авторитета в кругу сверстников, приобретением друзей. Нередко, в случае, если ребёнок или подросток сам подвергается насилию (например, в семье), агрессивное поведение является способом преодолеть собственные негативные переживания, чувство беспомощности и несостоятельности. Все эти негативные переживания могут спровоцировать начало употребления такими подростками ПАВ. В процессе адаптации к новым социальным условиям 5 класса, появления новых фигур значимых взрослых — педагогов, формирования в новых условиях классного коллектива возможно возникновение конфликтов, проявление негативных эмоций, в том числе агрессивных. Важное значение для конструктивного выхода из данных состояний имеет наличие у обучающихся навыков анализа и понимания своих собственных эмоциональных состояний и состояний окружающих, практических умений справляться с негативными эмоциями и выражать их. Для профилактики употребления ПАВ важную роль играет наличие сформированных практических умений понимания и ненасильственного выражения своих негативных эмоциональных состояний, умения учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве, наличие навыков саморегуляции эмоциональных состояний.
Основные понятия: эмоции и чувства. Агрессия. Способы работы с агрессией, гневом. Профилактика агрессивных проявлений. Основы саморегуляции.
Формы работы: интерактивная беседа, практикум (тренинг), методы гармонизации эмоционального состояния.
Тема 2.1. Интерактивная беседа «Мир человеческих отношений — мир эмоций».
Тема 2.2. Практикум (тренинг) «Отреагирование негативных эмоциональных состояний».
Тема 2.3. Организация выставки и представление (презентация) творческих работ участников «Я и мои эмоции».
Контроль уровня освоения обучающимися содержания темы 2: выставка и представление (презентация) творческих работ участников «Я и мои эмоции».
Тема 3. Профилактика конфликтов как фактора, провоцирующего начало употребления ПАВ. Продуктивное поведение в конфликте (3 ч)
Важную роль для профилактики употребления ПАВ играет формирование у обучающихся практических умений взаимодействия при решении проблемных ситуаций, в том числе в ситуации столкновения интересов в группе и команде (семья, школа, компания сверстников), понимание ими относительности мнений и подходов к решению проблемы употребления ПАВ, умений аргументировать свою точку зрения, дискутировать и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Развитие у подростков умения выдерживать негативное давление группы, успешно преодолевать конфликты, общаться с другими людьми без предубеждений, принимать их достоинства и недостатки, организовывать взаимоподдержку, сотрудничество, помощь способствует формированию социальной компетентности подростков в целом.
Основные понятия: психология конфликта, две стороны конфликта. Профилактика конфликтов. Поведение в конфликте. Способы разрешения конфликтов. Способы обоснования и отстаивания собственной позиции.
Формы работы: интерактивная беседа. Практикум (тренинг). Ролевая игра.
Тема 3.1. Интерактивная беседа «Конфликты и технологии разрешения конфликтов».
Тема 3.2. Практикум (тренинг) «Технологии разрешения конфликтных ситуаций».
Тема 3.3. Игровой практикум (тренинг) «Навыки позитивного общения в эмоционально напряжённых ситуациях».
Контроль уровня освоения обучающимися содержания темы 3: обратная связь (рефлексия) участников.
Тема 4. Формирование критического мышления, потребности в саморазвитии, самореализации, ответственности запринятие решений как личностных факторов защиты от употребления ПАВ (4 ч)
Способность к саморазвитию, самореализации, ответственность являются факторами внутренней защиты личности от риска начала употребления ПАВ. Поэтому важное значение имеет создание педагогических условий для личностного самоопределения подростков, развитие у них критического мышления и рефлексии в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей, формирование практических умений принятия ответственных решений.
Основные понятия: психология жизненного успеха. Я-концепция, самооценка, мотивация достижения успеха. Эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающаяся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Саморегуляция деятельности. Рефлексия как свойство личности. Самоопределение и принятие ответственных решений.
Формы работы: интерактивная беседа. Практикум (тренинг). Викторина.
Тема 4.1. Интерактивная беседа «Психология жизненного успеха».
Тема 4.2. Практикум (тренинг) «Развитие критического мышления в отношении информации, связанной с ПАВ».
Тема 4.3. Практикум (тренинг) «Технологии принятия ответственного решения».
Тема 4.4. Викторина «Мир моего Я».
Контроль уровня освоения обучающимися содержания темы 4: викторина «Мир моего Я».
Тема 5. Стрессоустойчивость и стратегии совладающего поведения как фактор профилактики употребления ПАВ (2 ч)
Копинг-механизмы и копинг-стратегии — способы преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, стратегии поведения, которые применяет человек, попав в трудную жизненную ситуацию. Определено 8 основных типов стратегий копинг-поведения, которые охватывают разные аспекты личности: конфронтационный копинг, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, избегание, планирование решения проблемы, положительная переоценка. Человек, оказавшисьв трудной жизненной ситуации, может использовать одну или несколько стратегий копинг-поведения. У подростков, как правило, репертуар использования данных стратегий невелик. Типичным поведением в состоянии стресса, трудных жизненных ситуациях для них является враждебность и готовность к риску, попытки отделиться от ситуации, уменьшив её значимость, усилия, направленные на избегание проблемы, им сложно посмотреть на ситуацию под другим углом зрения и увидеть в ней что-то положительное, контролировать свои переживания и поступки, а также признать свою роль в возникшей проблеме. По окончании занятий у подростков расширяется репертуар стратегий совладающего поведения, что способствует повышению стрессоустойчивости и формированию психологических защит личности подростков в различных жизненных ситуациях, в том числе в ситуациях социального риска, связанных с ПАВ.
Основные понятия: стресс. Стрессоустойчивость личности. Представление о ситуациях социального риска. Самоконтроль, поиск социальной поддержки, социальная ответственность, принятие ответственности, принятие решения, положительная переоценка.
Формы работы: интерактивная беседа. Практикум (тренинг).
Тема 5.1. Интерактивная беседа«Что такое стресс».
Тема 5.2. Практикум (тренинг) «Как совладать со стрессом. Стратегии совладающего поведения (копинг-стратегии)».
Контроль уровня освоения обучающимися содержания темы 5: обратная связь (рефлексия) участников.
Тема 6. Формирование устойчивого негативного отношения к употреблению ПАВ в гетерогенной группе (все участники независимо от наличия либо отсутствия имеющегося опыта употребления ПАВ) (5 ч)
В 5 классе тема психоактивных веществ (в аспекте употребления алкоголя, табака, наркотиков) должна обсуждаться с обучающимися в случае актуализации темы, связанной конкретно с алкоголем, пивом или наркотиками. Если данные темы в конкретном классе в момент проведения занятия не актуальны, целесообразно в целях обеспечения информационной безопасности обучающихся обсуждать только социальные риски, связанные с табакокурением.
Человек в подростковом возрасте наиболее уязвим, и ему свойственны потребности в переживаниях. У подростка происходит переоценка ценностей, ему просто необходимо ощущение насыщенного переживания, поэтому он стремится к экстремальным ощущениям, таким, где есть неопределённость, риск. В таких ситуациях может возникнуть риск приобщения подростка к ПАВ. Употребление ПАВ как социальная проблема. Истинные или ложные представления о ПАВ. Когда подростку предлагают курить, его решение основывается на различных факторах. Под давлением противоречивых влияний молодой человек не всегда принимает свои решения разумно, учитывая информацию о здоровом образе жизни. Сиюминутная выгода зачастую имеет для подростка значительно больший вес, чем долговременная. На принятие решения также влияет прежний опыт молодого человека, полученный в подобных ситуациях. Благодаря активному включению в обучение участники осознают причины начала употребления ПАВ, учатся принимать осмысленные решения. Коллективная творческая работа «Я принимаю вызов: ПАВ как риск для здоровья и успеха» как символическая коммуникация между участниками группы в процессе создания ими общего рисунка является средством предупреждения социальной изоляции и развития социальных навыков подростков, поскольку она предоставляет участникам возможность использовать символические средства коммуникации в качестве более психологически безопасных, по сравнению с речью. На основе полученного опыта символической коммуникации участники групповых занятий могут затем развивать и иные формы контакта друг с другом. Результатом применениятаких техник нередко также являются модификация и коррекция присущих некоторым участникам группы дезадаптивных моделей поведения.
Основные понятия: безопасное поведение. Социальные риски. Употребление ПАВ как социальная проблема. Истинные или ложные представления о ПАВ. Навыки принятия ответственного решения. Модификация и коррекция присущих некоторым участникам группы дезадаптивных моделей поведения.
Формы работы: интерактивная беседа. Практикум (тренинг).
Тема 6.1. Интерактивная беседа «Безопасное поведение и социальные риски, связанные с ПАВ».
Тема 6.2. Диспут «Употребление ПАВ — риск для здоровья и жизни: моя личная позиция». Тема 6.3. Практикум (тренинг) «Навыки уверенного поведения в ситуации социального риска “Спасибо, нет!”».
Тема 6.4. Практикум (тренинг) с элементами арт-педагогики. Создание коллективных творческих работ (группа делится на 3—4 подгруппы) «Я принимаю вызов: ПАВ как риск для здоровья и успеха».
Контроль уровня освоения обучающимися содержания темы 6: анкета обратной связи.
Тема 7. Представления о воздействии рекламы в сфере предложения ПАВ на принятие решений (3 ч)
Реклама построена на использовании образов, которые воздействуют на потенциальных потребителей, символизируют свободу, независимость и приключения. В свою очередь, базовые потребности подростков — это также потребности в большей степени свободы, независимости, в приключениях и острых ощущениях. Таким образом, рекламные предложения и подростки «находят» друг друга, а отсутствие у подростков опыта и навыков критического мышления, возрастные установки принимать решения не на основе взвешенного анализа ситуации, а на основе импульсивных побуждений приводят к тому, что воздействие рекламы выступает для подростков серьёзным социальным риском, особенно если дело касается явных или косвенных предложений рекламного характера о приобретении и употреблении ПАВ.
Основные понятия: реклама как форма привлечения потребителей ПАВ. Пути влияния на восприятие человека, создание мифов о ПАВ. Формирование у обучающихся представлений о рисках воздействия рекламы на безопасность поведения в сфере предложения ПАВ.
Формы работы: интерактивная беседа. Практикум (тренинг).
Тема 7.1. Интерактивная беседа «Реклама как метод воздействия на поведение человека». Тема 7.2. Практикум (тренинг) «Как противостоять давлению рекламы в сфере предложения ПАВ».
Тема 7.3. Выставка и представление (презентация) рекламных продуктов, разработанных обучающимися по пропагандездорового образа жизни и формированию негативного отношения к немедицинскому употреблению ПАВ «Моё здоровье и безопасность». Контроль уровня освоения обучающимися содержания темы 7: анкета обратной связи.
Тема 8. Формирование представлений о социальной ответственности, правовой культуре, административной и уголовной ответственности в сфере употребления и распространения ПАВ и незаконного оборота наркотиков (2 ч)
Для профилактики употребления ПАВ подростками большое значение имеет формирование у них основ правовой культуры, представлений о правах и обязанностях, в том числе в сфере ответственности за применение и распространение ПАВ. Факторами защиты личности в данной сфере в определённой степени могут выступать умение вступать в диалог и вести его на основе равноправных отношений, взаимного уважения и принятия, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
Основные понятия: правовая культура. Права и обязанности несовершеннолетних, в том числе в сфере ответственности за применение и распространение ПАВ.
Формы работы: интерактивная беседа. Практикум (тренинг).
Тема 8.1. Интерактивная беседа «Правовая культура и правила делового межличностного общения как условие безопасного поведения в обществе».
Тема 8.2. Практикум (тренинг) с элементами ролевой игры «Моя правовая ответственность».
Контроль уровня освоения обучающимися содержания темы 8: анкета обратной связи.
Тема 9. Интернет-пространство и профилактика употребления ПАВ: риски и возможности (2 ч)
Интернет-пространство является обширной зоной риска для подростков в аспекте предложения и распространения информации о ПАВ. Роскомнадзором проводится блокировка интернет-сайтов, вредных для здоровья детей. Способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития является одним из механизмов защиты от негативного влияния интернет-пространства при использовании различных гаджетов, в том числе мобильных телефонов.
Основные понятия: риски и безопасное поведение в информационно-коммуникативной сети Интернет.
Формы работы: интерактивная беседа. Практикум (тренинг).
Тема 9.1. Интерактивная беседа. «Информационно-коммуникативная сеть Интернет как поле рисков и сфера возможностей в профилактике употребления ПАВ подростками и молодёжью».
Тема 9.2. Практикум (тренинг) «Как обеспечить свою безопасность в интернет-пространстве?».
Контроль уровня освоения обучающимися содержания темы 9: анкета обратной связи.
Тема 10. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика употребления ПАВ (6 ч)
В процессе реализации программы предлагается не просто говорить о вреде и пользе ПАВ, предлагая тем самым участникам лишь пассивную позицию слушателей, а способствовать формированию у подростков ценностей здорового стиля жизни, обучать постановке реальных и достижимых целей, вырабатывать план действий, осуществлять своё право на выбор и ответственность. Для решения этих задач необходимо обучать подростков технологиям рефлексивного общения, отстаивания своей позиции, точки зрения. Социальное проектирование направлено на удовлетворение потребности подростка в самореализации, в успехе и проверке своих возможностей. Именно в ходе социального проектирования могут сформироваться те значимые, одобряемые обществом навыки социального поведения, выбор которых мотивируется и осуществляется в ходе теоретических уроков. Разработка и реализация индивидуальных и групповых проектов по пропаганде ЗОЖ и негативному отношению к немедицинскому употреблению ПАВ.
Основные понятия: здоровье и здоровый образ жизни. Ценностное отношение к здоровью. Критическое мышление. Рефлексивное общение. Целеполагание в сфере пропаганды здорового образа жизни. Выбор и ответственность (понятия могут изучаться, например, в ходе проведения дискуссии «Что делают мои ровесники, чтобы сохранить своё здоровье?»). Создание условий для пропаганды и формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни в образовательной организации. Добровольчество подростков в сфере пропаганды ЗОЖ как механизм интериоризации представлений о здоровом образе жизни современного человека и формирования лидерских качеств личности. Привлечение внимания подростков к проектированию собственного направления здорового образа жизни. Социальная проба, социальная практика, социальный проект как виды социального проектирования.
Формы работы: интерактивная беседа. Практикум (тренинг).
Тема 10.1. Интерактивная беседа «Здоровье человека как ценность и как сфера личной ответственности».
Тема 10.2. Практикум (тренинг) с элементами подготовки к добровольчеству в сфере пропаганды здорового образа жизни: «Здоровый образ жизни — для меня!».
Тема 10.3. Социальное проектирование. Разработка и реализация проектов по пропаганде здорового образа жизни и негативному отношению к немедицинскому употреблению ПАВ.
Тема 10.4. Выставка и представление (презентация) социальных проектов, разработанных обучающимися по пропаганде здорового образа жизни и негативному отношению к немедицинскому употреблению ПАВ «Здоровый образ жизни — для меня!».
Контроль уровня освоения обучающимися содержания темы 10: выставка и представление (презентация) социальных проектов, разработанных обучающимися по пропаганде здорового образа жизни и негативному отношению к немедицинскому употреблению ПАВ «Здоровый образ жизни — для меня!».
Тема 11. Проектирование будущего. Закрепление навыков целеполагания и поиска ресурсов для достижения цели (2 ч)
Представления о будущем являются показателем социальной зрелости подростка. В предподростковом и младшем подростковом возрасте начинает складываться способность к построению жизненных планов во временной перспективе. Важным фактором предупреждения и отказа от употребления ПАВявляется способность к прогнозированию как способу предвидения будущих событий. Поэтому в рамках профилактики употребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися важное значение приобретает подготовка пятиклассников к овладению навыками проектирования успешного и здорового будущего, целеполагания и умений адекватно оценивать свои возможности для достижения цели в различных сферах самостоятельной деятельности, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения поставленных целей, выделять альтернативные способы и выбирать наиболее эффективный способ достижения цели.
Основные понятия: навыки построения будущего на основе полученных в ходе освоения программы знаний и практического опыта.
Формы работы: интерактивная беседа. Практикум (тренинг). Заключительная диагностика.
Тема 11.1. Практикум (тренинг) «Проектирование планов жизненной самореализации после окончания занятий по программе. Ресурсы и пути достижения поставленных целей». Заключительная диагностика.
Тема 11.2. Фестиваль достижений «Шаги к здоровью: “Я принимаю вызов!”».
Контроль уровня освоения обучающимися содержания темы 11: фестиваль достижений «Шаги к здоровью: “Я принимаю вызов!”». Заключительная диагностика: — «шкала наблюдений» за личностными особенностями обучающихся, которые могут стать факторами риска употребления ПАВ (Н.И. Цыганкова, О.В. Эрлих); — методика «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских склонностей (качеств)» В.В. Синявского, Б.А. Федоршина; — приобретение подростком опыта самостоятельного социально значимого действия, направленного на пропаганду ценностей здорового образа жизни и отрицательного отношения к употреблению ПАВ, можно зафиксировать, наблюдая за характером (степенью мотивированности, активности, компетентности) его участия в разработке и реализации социальных проектов, мероприятиях по контролю усвоения знаний в рамках тематических блоков.
4.Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы, темы | Теоретические занятия | Практические занятия | Всего часов |
1 | Навыки вступления в контакт в условиях группового взаимодействия как фактор предупреждения вовлечения в употребление ПАВ. Первичная диагностика | 1 | 1 | 2 |
2 | Навыки отреагирования негативных эмоциональных состояний в условиях группового взаимодействия. Профилактика агрессивных проявлений | 1 | 2 | 3 |
2.1 | Интерактивная беседа «Мир человеческих отношений — мир эмоций» | 1 | 0 | 1 |
2.2 | Практикум (тренинг) «Отреагирование негативных эмоциональных состояний» | 0 | 1 | 1 |
2.3 | Организация выставки и представление (презентация) творческих работ участников «Я и мои эмоции» | 0 | 1 | 1 |
3 | Профилактика конфликтов как фактора, провоцирующего начало употребления ПАВ. Продуктивное поведение в конфликте | 1 | 2 | 3 |
3.1 | Интерактивная беседа «Конфликты и технологии разрешения конфликтов» | 1 | 0 | 1 |
3.2 | Практикум (тренинг) «Технологии разрешения конфликтных ситуаций» | 0 | 1 | 1 |
3.3 | Игровой практикум (тренинг) «Навыки позитивного общения в эмоционально напряжённых ситуациях» | 0 | 1 | 1 |
4 | Формирование критического мышления, потребности в саморазвитии, самореализации, ответственности за принятие решений как личностных факторов защиты от употребления ПАВ | 1 | 3 | 4 |
4.1 | Интерактивная беседа «Психология жизненного успеха» | 1 | 0 | 1 |
4.2 | Практикум (тренинг) «Развитие критического мышления в отношении информации, связанной с ПАВ» | 0 | 1 | 1 |
4.3 | Практикум (тренинг) «Технологии принятия ответственного решения» | 0 | 1 | 1 |
4.4 | Викторина «Мир моего Я» | 0 | 1 | 1 |
5 | Стрессоустойчивость и стратегии совладающего поведения как фактор профилактики употребления ПАВ | 1 | 1 | 2 |
5.1 | Интерактивная беседа «Что такое стресс» | 1 | 0 | 1 |
5.2 | Практикум (тренинг) «Как совладать со стрессом. Стратегии совладающего поведения (коппинг-стратегии)» | 0 | 1 | 1 |
6 | Формирование устойчивого негативного отношения к употреблению ПАВ в гетерогенной группе (все участники независимо от наличия либо отсутствия имеющегося опыта употребления ПАВ) | 2 | 3 | 5 |
6.1 | Интерактивная беседа «Безопасное поведение и социальные риски, связанные с ПАВ» | 2 | 0 | 2 |
6.2 | Диспут «Употребление ПАВ — риск для здоровья и жизни: моя личная позиция» | 0 | 1 | 1 |
6.3 | Практикум (тренинг) «Навыки уверенного поведения в ситуации социального риска "Спасибо, нет!"» | 0 | 1 | 1 |
6.4 | Практикум (тренинг) с элементами арт-педагогики. «Я принимаю вызов: ПАВ как риск для здоровья и успеха» | 0 | 1 | 1 |
7 | Представления о воздействии рекламы в сфере предложения ПАВ на принятие решений | 1 | 2 | 3 |
7.1 | Интерактивная беседа «Реклама как метод воздействия на поведение человека» | 1 | 0 | 1 |
7.2 | Практикум (тренинг) «Как противостоять давлению рекламы в сфере предложения ПАВ» | 0 | 1 | 1 |
7.3 | Выставка и представление (презентация) рекламных продуктов, разработанных обучающимися по пропаганде здорового образа жизни и формированию негативного отношения к немедицинскому употреблению ПАВ, «Моё здоровье и безопасность» | 0 | 1 | 1 |
8 | Формирование представлений о социальной ответственности, правовой культуре, административной и уголовной ответственности в сфере употребления и распространения ПАВ и незаконного оборота наркотиков | 1 | 1 | 2 |
8.1 | Интерактивная беседа «Правовая культура и правила делового межличностного общения как условие безопасного поведения в обществе» | 1 | 0 | 1 |
8.2 | Практикум (тренинг) с элементами ролевой игры «Моя правовая ответственность» | 0 | 1 | 1 |
9 | Интернет-пространство и профилактика употребления ПАВ: риски и возможности | 1 | 1 | 2 |
9.1 | Интерактивная беседа «Информационно-коммуникативная сеть Интернет как поле рисков и сфера возможностей в профилактике употребления ПАВ подростками и молодёжью» | 1 | 0 | 1 |
9.2 | Практикум (тренинг) «Как обеспечить свою безопасность в интернет-пространстве?» | 0 | 1 | 1 |
10 | Пропаганда здорового образа жизни и профилактика употребления ПАВ | 2 | 4 | 6 |
10.1 | Интерактивная беседа «Здоровье человека как ценность и как сфера личной ответственности» | 1 | 0 | 1 |
10.2 | Практикум (тренинг) с элементами подготовки к добровольчеству в сфере пропаганды здорового образа жизни: «Здоровый образ жизни — для меня!» | 0 | 1 | 1 |
10.3 | Социальное проектирование. Разработка и реализация проектов по пропаганде здорового образа жизни и негативному отношению к немедицинскому употреблению ПАВ | 1 | 2 | 3 |
10.4 | Выставка и представление (презентация) проектов по пропаганде здорового образа жизни и формированию негативного отношения к немедицинскому употреблению ПАВ «Здоровый образ жизни — для меня!» | 0 | 1 | 1 |
11 | Проектирование будущего. Закрепление навыков целеполага-ния и поиска ресурсов для достижения цели | 0 | 2 | 2 |
11.1 | Практикум (тренинг) «Проектирование планов жизненной самореализации после окончания занятий по программе. Ресурсы и пути достижения поставленных целей». Заключительная диагностика | 0 | 1 | 1 |
11.2 | Фестиваль достижений «Шаги к здоровью: "Я принимаю вызов!"» | 0 | 1 | 1 |
ИТОГО | 12 | 22 | 34 |
5.Критерии оценивания учащихся по предмету
Программа предусматривает вариативные формы контроля уровня освоения обучающимися содержания разделов (тем):
- тематические выставки творческих работ участников;
- викторины;
- заключительным этапом программы является организация и проведение Праздников достижений участников «Шаги к здоровью: " Я принимаю вызов! "»;
- анкетирование участников (заполнение анкеты обратной связи);
обратная связь (рефлексия) участников (устные высказывания участников поопределённой заданной ведущим схеме).
6. Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы
1. Н.И.Цыганкова, О.В. Эрлих Курс по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ «Я принимаю вызов!» -Москва «Русское слово», 2018. Рабочая программа.
2. Н.И.Цыганкова, О.В. Эрлих Методические рекомендации для организации занятий по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ «Я принимаю вызов!» - Москва «Русское слово», 2016
3. Н.И.Цыганкова, О.В. Эрлих Рабочая тетрадь для организации занятий по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ «Я принимаю вызов!» - Москва «Русское слово», 2017.
7Лист коррекции Рабочей программы
№ приказа директора школы на основе которого внесены изменения в рабочую программу | Вид коррекции (совмещение, использование резерва) | Номера и темы уроков, которые подверглись коррекции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Страна мастеров» 1-4 класс
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «я-гражданин» для 7 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «Я-Гражданин» для 7 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «Я - гражданин»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «Я - гражданин»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _внеурочной деятельности по социальному направлению на тему: «Портфолио»
Наряду с введением единого государственного экзамена реалиями сегодняшнего дня в современной российской школе становятся и иные формы контроля качества образования. Одной из форм и...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (направление: социальное).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (направление: социальное)....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Психология" социально-гуманитарной направленности 11класс
Социальный заказ на воспитание подрастающего поколения требует развития у молодых людей важных личностных качеств, таких как психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство ...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению «Все профессии важны»
Учебный курс внеурочной деятельности «Все профессии важны» реализуется по социальному направлению развития личности школьника.Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии....
