Программы дополнительного образования
рабочая программа (7 класс) на тему

Маджитова Ольга Николаевна

Данные программы работы подросткового клуба апробированы на подростках и могут быть использованы в работе с учащимися 12-16 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение                                дополнительного образования детей

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

пос. Железнодорожный

Калининградская область, Правдинский район, пос. Железнодорожный,

улица Школьная 2.

телефон/ факс- 8-401-57-2-35-89

        «Утверждаю»

Директор МБОУ ДОД ДДТ

Л.В. Мартиновская

«___»_________2013г.

 

Модифицированная образовательная программа

дополнительного образования детей

подросткового клуба «Пилигрим»

 «Мир души»

2013-2015 гг.

Направленность программы: социально-педагогическая

Срок реализации программы: 2 года

Возраст детей: 12 – 15 лет

                                                                      Автор  программы:

Маджитова Ольга Николаевна -

руководитель подросткового

 клуба «Пилигрим»

МБОУ ДОД ДДТ

2013г.

п. Железнодорожный

Пояснительная  записка

Данная программа относится к программам социально-педагогической направленности.

Актуальность разработанной программы обусловлена рядом причин:

- многообразием различных тематических программ по охваченным данной программой направлениям, но отсутствием  типовой комплексной программы социально-педагогической деятельности для учреждений дополнительного образования;

- соответствием социально-педагогическим требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально-активной личности;

- необходимостью разностороннего развития подростков, особенно находящихся в социально-опасном положении

Новизна программы дополнительного образования в следующем:

- во включении в структуру занятий тренинговых упражнений, ролевых игр по социальной адаптации подростка к жизни в обществе;

- в формировании навыков самостоятельного планирования деятельности, рефлексии;

- во введении в содержание программы тем по гражданско-правовой грамоте с привлечение работников здравоохранения и  правоохранительных органов.

Основное предназначение программы – помочь подростку «поверить» в свои силы, вселить в него уверенность в себе и «зажечь огонек» радости творчества, поддержать его в самом начале его жизненного пути, используя «магическую формулу» развития и воспитания: «Ты все можешь!»

Отличительной особенностью является интегрированный характер занятий, оптимальное комбинирование различных видов деятельности, организация деятельности с привлечением родителей воспитанников.

         Педагогическая целесообразность

Программа предусматривает максимальное содействие самовыражению и самоутверждению личности подростка, его творческой и социальной активности, потребности в общении и изучении мира. Программа способствует выявлению интересов подростка,  развитию лидерских качеств, совершенствованию коммуникативных навыков в процессе группового взаимодействия.

В основу программы положены следующие воспитательные методы и принципы работы:

- доверие,

- открытый диалог,

- личный пример (взаимосвязь педагогов и воспитанников, при которой передача и усвоение детьми социального опыта осуществляется через совместную деятельность детей и взрослых на основе равного партнерства);

- свобода выбора (подросток сам выбирает вид деятельности, исходя из личных желаний и интересов);

- коллективный анализ и оценка,

- создание «ситуации успеха»,

- природосообразности: учет возрастных и индивидуальных особенностей подростков, способствующий успешной самореализации.

- сотрудничество (с государственными и общественными организациями, включение в деятельность родителей воспитанников);

- стимулирование,

В приоритете данной программы дополнительного образования - вовлечение в волонтерскую деятельность воспитанников подросткового клуба.

Программа разработана с учетом вариативности, то есть не только отвечает интересам подростков, но и учитывает изменения окружающей жизни.

Цель программы: воспитание социально-активной личности путем приобщения подростков к различным видам деятельности, через которые формируется личность, адаптация в социуме учащихся, находящихся в социально-опасном положении, становление активной жизненной позиции подростков.

Задачи поставлены с учетом основных принципов образовательно - воспитательного процесса:

* воспитательные:

- формировать мотивы социальной деятельности;

- выявлять лидеров в группе, создавать условия для формирования лидерских качеств подростка;

* образовательные:

- формировать социальные умения в общественно-политической, духовно-гражданской сферах, потребность в освоении  культурными и духовными ценностями;

- приобретать опыт позитивного человеческого общения, умение выстраивать диалог со сверстниками и взрослыми ;

* развивающие:

- развивать внутреннюю свободу, способность к объективной самооценке;

- развивать чувство собственного достоинства, самоуважения;

- развивать творческий потенциал каждого воспитанника.

 

Педагогические основы обучения:

- Программа рассчитана на подростков 12-15 лет

- Срок реализации программы 2 года.

- Количество часов за учебный год – 324 часов.

- Занятие проводится 5 раз в неделю по 2 ч. (с обязательными перерывами)

В реализации программы участвуют подростки от 12 до 15 лет. В объединение принимаются все желающие без предварительного отбора.

Успешность реализации данной программы во многом зависит от систематичной работы с детьми, которая ведется параллельно работе с родителями (беседы, консультации, анкетирование, участие в мероприятиях и т.д.) и сотрудничеством с государственными учреждениями и общественными организациями.

В результате наблюдений, анкетирования, диагностических методик «Мой характер», «Я люблю себя за то, что…», « Мое Я» и др. выявляются интересы, способности, качества воспитанников. На основании этого педагог получает данные, помогающие выбрать дальнейшие направления деятельности.

                           Прогнозируемые результаты программы

  1. Готовность к выбору профессиональных образовательных программ.
  2. Сформированность представления о смысле жизни, идеале, наличие планов.
  3. Овладение эмоционально-волевой регуляцией необходимой для реализации жизненных планов.
  4. Наличие умений и навыков учебно-исследовательской деятельности.
  5. Сформированности целостной картины мира: нравственные представления о человеческих взаимоотношениях, системе знаний  о человеке, обществе.
  6. Наличие способности к творческому выполнению актуальных видов деятельности, принятию нестандартных решений, развитой фантазии и

     интуиции.

При оценке результатов деятельности в рамках программы будут использованы  мониторинговые исследования, анкетирование, тестирование подростков и их родителей, которые позволят выработать рекомендации по улучшению работы и непосредственно вносить коррективы в реализуемую программу.

Содержание 1-го года обучения

1. Вводное занятие

Теория. Знакомство с воспитанниками. Правила поведения в клубе «Пилигрим». Инструктаж по технике безопасности, противопожарной безопасности.

Практика. Тренинги и игры на знакомство «Интервью», «Я такой как…», «А я еду…», «Снежный ком»

2. «Досуг»

Теория.  Формы досуга. Виды игр. Основы сценарной работы. Методики КТД. Как подготовить КТД? Как подготовить и провести беседу. Как подготовить и провести игру

Практика.  Дископрограммы и шоу: осенний бал «Золотые хиты осени», ток-шоу по проблемам табакокурения, алкоголизма и наркомании, новогодняя молодежная вечеринка, посиделки «Раз в Крещенский вечерок», «День влюбленных», «Моя прекрасная леди», «А ну-ка, парни!», конкурсная программа «Эрудит». Час игры. Подготовка и проведение молодежной новогодней вечеринки. Рождественские забавы. Конкурсно - развлекательная программа «Под старый Новый год». Посиделки-состязания «Раз в крещенский вечерок». Конкурсная программа «А ну-ка, парни». Конкурсная программа «Моя прекрасная леди». Дископрограмма «Улыбки весны». Ток-шоу «Мое время».

3. «Здоровье»

Теория. Что такое здоровье?  Поговорим о любви. Здоровье – это жизнь. Если хочешь быть здоров…

Практика. Конкурс рисунков «Молодежь голосует за!», Профилактическая игра “Верный путь или из Дамок – в пешки”.

4. «Волонтерское движение»

Теория. формирование коммуникативных качеств, активной позиции как гражданина и волонтера;  формирование значимости и ценности собственного здоровья, активной позиции по сбережению здоровья и пропаганде ЗОЖ среди сверстников, патриотическое воспитание.

Рекламная акция “Давайте познакомимся”. Что такое общение? Выработка идей.  Подготовка к работе над проектом. Выбор проблемы. Шаги социального проектирования. Цели социального проектирования. Тренинговое занятие «Формула успеха». Ты и я – кто мы друг другу? Лидер ли вы? Взаимоотношения. Самооценка. Мое завтра. Диагностика.

Практика. Рекламная акция “Давайте познакомимся”. Акция «Вы – молоды душой», посвященная Дню пожилого человека. Сколько лет длится детство. Мир детей. Мир взрослых. Школа жизни. Акция «Молодежь – детям». Тренинг «Твой выбор». Защита проектов «Город будущего». Предновогодняя акция «Предновогоднее чудо». Тренинг на сплочение коллектива. Социально-психологический тренинг «Шаг навстречу». Этот не простой этикет. Тренинг «Жизнь на 100%». Акция ко Дню Победы «Мы этой памяти верны». Тест-игра «Типы темперамента»

5.  «Я – Гражданин»

Теория. Мы имеем право! Я имею право?! Проблемы современной молодежи. Моя семья. Мир без  конфликтов. Как противостоять влиянию антиобщественных группировок.

Практика. Час профилактической  встречи «Проступок. Правонарушение. Преступление». У опасной черты. Игра «Код понимания». Социологический опрос «Кто такие патриоты». Экскурсии «Встреча с профессией». Семейные традиции. Дебаты «Быть ли нам русскими?».

Учебно-тематический план

1 год обучения

п\п

Наименование

разделов

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

2

-

2

2.

«Досуг»

10

70

80

3.

«Здоровье»

10

70

80

4.

Волонтерское движение

10

72

82

5.

«Я - Гражданин»

14

66

80

Всего:

46

278

324 часа

Календарно- тематическое планирование

1 год обучения

Содержание работы

Кол-во

занятий

теория

прак-

тика

всего

Вводное занятие.

2

2

4

Формирование коммуникативных качеств, активной позиции как гражданина и волонтера.

4

8

12

Формирование потребности в здоровом образе жизни;

оптимизация двигательного режима;

привлечение к здоровому образу жизни.

10

20

30

Что такое общение?

2

6

     8

 Профилактическая игра “Верный путь или из Дамок – в пешки» (подготовительный этап, проведение)

2

6

8

От «могу» к «хочу». Учись владеть собой.

2

2

4

Я имею право?!

2

2

Мы имеем право!

2

2

Акция «Молодежь – детям»

2

12

14

Тренинг «Твой выбор»

2

2

Подготовка к работе над проектом

2

2

4

Выбор проблемы

2

2

Шаги социального проектирования

2

2

Цели социального проектирования

2

2

4

Защита проектов  «Поселок  будущего»

2

2

Подготовка и проведение

молодежной новогодней тусовки

5

10

15

Предновогодняя акция

«Предновогоднее чудо»

2

6

8

Рождественские забавы

4

4

Тренинговое занятие «Формула успеха»

2

2

Конкурсно- развлекательная программа «Под старый Новый год»

4

4

Тренинг на сплочение коллектива

2

2

4

Посиделки-состязания «Раз в крещенский вечерок»

4

4

Час интересной встречи «Проступок. Правонарушение. Преступление»

2

2

4

Мир без  конфликтов

2

2

Ты и я – кто мы друг другу?

2

2

У опасной черты

2

2

Социально-психологический тренинг

«Шаг навстречу»

2

2

Игра «Код понимания»

2

2

Лидер ли вы?

2

2

4

Взаимоотношения. Самооценка

2

2

4

Поговорим о любви

2

2

 Социологический опрос

«Кто такие патриоты»

2

2

Конкурсная программа «А ну-ка, парни»

2

2

Этот не простой этикет

1

1

2

Конкурсная программа «Моя прекрасная леди»

1

2

3

Здоровье – это жизнь

2

2

Экскурсии «Встреча с профессией»

1

2

3

Как противостоять влиянию антиобщественных группировок

2

2

Тренинговое занятие на сплочение коллектива

2

2

 Проведение Весенней недели добра

2

10

12

Дископрограмма «Улыбки весны»

4

4

Мое завтра

4

4

Если хочешь быть здоров

2

2

4

Тренинг «Жизнь на 100%»

1

2

3

Конкурс плакатов «слагаемые здоровья»

1

2

3

Семейные традиции

1

2

3

Культура поведения

1

2

3

Дебаты «быть ли нам русскими?»

2

2

Экскурсия в Музей янтаря

8

8

Экскурсия в музей Мирового океана

8

8

Экскурсия в краеведческий музей

8

8

Поездка в Аквапарк

8

8

Поездка в  Черняховск….

8

8

Экскурсии, поездки

8

8

Экскурсии, поездки

8

8

Экскурсии, поездки

8

8

Акция «Чистый поселок»

2

8

10

Акция «Сломай сигарету –получи приз»

2

4

6

Оформление листовок по профилактике употребления алкогольных напитков

1

6

7

Распространение листовок по профилактике употребления алкогольных напитков

8

8

Изготовление поздравительных открыток для ветеранов ВОВ

1

4

3

Акция ко Дню Победы «Мы этой памяти верны»

4

4

Час общения «Реализуй себя»

1

1

Тест-игра «Типы темперамента»

2

2

Диагностика.

1

1

324

Содержание 2-го года обучения

1. Вводное занятие

Теория.  Повторение правил противопожарной безопасности, правил поведения в клубе.

Практика.  Тренинги на сплочение коллектива. Распределение обязанностей. Планирование.

2. «Досуг»

Теория. Разработка сценариев, вечеров отдыха, конкурсных программ

Практика. Осенний бал «И снова мы вместе».  Игра «Давайте говорить друг другу комплементы».  Акция «Дарите детям радость» (Сказка для  воспитанников детских садов, приюта «Островок надежды») Дископрограмма «Новогодние приколы». Рождественские каникулы. Интеллектуальная игра «Сила ума»

3. «Здоровье»

Теория. Дебаты «Подсевшие на игру».  Аксиомы алкоголя. Опасный секс. Любовь на букву «С». Встречи с  психологом, врачом - педиатром. Ставим условие – долой сквернословие!

Практика. Ток-шоу «Здоровым быть модно». Дебаты «Курить бросим – яд в папиросе».  Игра «Умей сказать «НЕТ». Живи без пива.

4. «Волонтерское движение»

          Теория.   Удовлетворение потребности в активной позиции и проявление заботы о ком-то; воспитание  доброты, чуткости, сострадания, уважения к окружающим;

         Формирование навыков общественно-полезной деятельности.

        Коллективное планирование.  

        Практика. Диагностика (проблемы, конфликты, интересы). Тренинг на сплочение коллектива. Социально-психологический тренинг «Прививка на лидерство». Социально-психологический тренинг «Создание команды». Трудовой десант по благоустройству территории поселка. Тренинговые  игры «Любимец публики», «Путь к себе», «Мы – активные, креативные». Игровая программа «Найти себя».  Литературно-музыкальная композиция «Судьбы, опалённые войной». Конкурс творческих работ «Письмо ветерану». Акция «Бессмертный полк».

5. «Я – гражданин»

Теория. Влияние молодежных группировок. Неформалы. Встречи с  участковым инспектором.

Практика. Круглый стол «Богатство: спасение или грех». Час доверительной беседы «Кто виноват и что делать». Дебаты «Какая армия нам нужна» (встреча с работниками военного комиссариата). Встречи с работниками здравоохранения, работниками Центра занятости. Профессия – хороший человек. Круглый стол «В России нужно возрождать институт традиционной семьи?» Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, войнами-интернационалистами.  Конкурсная программа «Гардемарины, вперед!» Как не стать жертвой преступления.

Учебно-тематический план

2 год обучения

п\п

Наименование

разделов

Количество занятий

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

2

-

2

2.

«Досуг»

6

74

80

3.

«Здоровье»

10

70

80

4.

Волонтерское движение

10

70

80

5.

«Я - Гражданин»

14

66

80

Всего:

42

280

322 часа

Календарно- тематическое планирование

2 год обучения

Содержание работы

Кол-во

занятий

теория

прак-

тика

всего

Вводное занятие.

1

1

2

Коллективное планирование

2

2

Права и обязанности воспитанников

1

1

Формирование коммуникативных качеств, активной позиции как гражданина и волонтера.

4

4

6\8

Формирование потребности в здоровом образе жизни;

оптимизация двигательного режима; привлечение к здоровому образу жизни.

10

10

20

Диагностика (проблемы, конфликты, интересы)

1

1

2

Контакты и конфликты

1

1

Дебаты «Подсевшие на игру»

1

1

2

Аксиомы алкоголя

1

1

Ток-шоу «Здоровым быть модно»

1

2

3

Тренинг на сплочение коллектива

1

1

Деньги и мифы

1

1

Круглый стол «Богатство: спасение или грех»

1

1

2

Осенний бал «И снова мы вместе»

1

2

3

Любовь на букву «С»

1

1

Опасный секс

1

1

Дебаты «Курить бросим – яд в папиросе»

1

1

2

Влияние молодежных группировок. Неформалы.

1

1

2

Час доверительной беседы «Кто виноват и что делать»

1

1

2

Игра «Умей сказать «НЕТ»

1

2

3

Социально-психологический тренинг «Создание команды»

1

4

5

Социально-психологический тренинг «Прививка на лидерство»

1

6

7

Дископрограмма «Новогодние приколы»

2

4

6

Рождественские каникулы

1

2

3

Акция «Дарите детям радость»

1

5

6

Игра «Давайте говорить друг другу комплементы»

1

1

                2

Дебаты «Какая армия нам нужна» (встреча с работниками военного комиссариата)

1

1

2

Круглый стол «В России нужно возрождать традиционную семью?»

1

1

2

Экскурсии, поездки

8

8

8

8

8

8

Литературно-музыкальная композиция «Судьбы, опалённые войной».

8

8

Конкурс творческих работ «Письмо ветерану».

8

8

Акция «Бессмертный полк».

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

Конкурсная программа «Гардемарины, вперед!»

2

2

4

«День смеха»

Акция «Мода и здоровье»

Анкетирование на отношение к наркотикам, алкоголю, табакокурению.

Эстафета «Маршрут здоровья»

Встреча с ветеранами ВОВ, войнами-интернационалистами

1

2

3

Кнуты и пряники домостроя

1

1

2

Тренинг на выявление лидерских качеств.

1

1

2

Создание позитивных дружеских отношений

1

1

2

Конкурсная программа «СемьЯ»

2

3

5

Как не стать жертвой преступления

1

1

2

Трудовой десант по благоустройству поселка

1

6

7

Игровая программа «Памятник вечной любви»

1

2

3

Тренинговая игра «Любимец публики»

1

2

3

Путь к себе

1

2

3

Интеллектуальная игра «Сила ума»

1

2

3

Ставим условие – долой сквернословие!

1

2

3

Живи без пива

1

2

3

Профессия – хороший человек

1

2

3

Игровая программа «Найти себя»

2

2

4

Весенняя дискотека «Еще раз про любовь»

2

3

5

Человек. Личность. Гражданин

1

2

3

Дианостика

1

1

Подведение итогов работы за год. Диско-шоу

«И это все о нас»

1

3

4

Летопись «Наши дела»

4

4

Поход выходного дня

4

4

Всего:

324

                                              Ожидаемые результаты

Воспитанник должен овладеть специфическим набором знаний, умений и навыков, способностями  применять их на практике:

  • уметь работать в коллективе: планировать деятельность, проводить анализ деятельности (находить слабые и сильные стороны), давать оценку

своей деятельности и других воспитанников;

  • знать правила проведения тренингов, ролевых игр;
  • уметь воспринимать себя через наблюдение собственных внутренних состояний, через понимание собственного внутреннего мира к пониманию мира другого человека.
  • владеть организаторскими навыками;
  • знать основы деятельности объединения.

В оценке эффективности выполнения программы будут учитываться:

     - число детей, подростков и молодых людей, задействованных в реализации подпрограммы;

- количество и качество проводимых мероприятий;

- рост деловой и творческой активности подрастающего поколения;

- снижения уровня  асоциального проявления в подростковой и молодежной среде (оценка по показателям опроса, анкетирования,

-  сведений от организаций, связанных с работой по вопросам социального риска среди молодежи).

Прогнозируемая “Модель” выпускника – воспитанника:

  • воспитанник становится более уверенным в собственных силах, целеустремленным;
  • опыт подготовки, проведения и участия в коллективных творческих делах делают воспитанника более коммуникабельным, раскрепощенным в общении;
  • повышается мотивация к дальнейшей работе над собой: к учебе, к самовоспитанию и самообразованию.

Методическое обеспечение                                                            дополнительной образовательной программы

В программно-методический комплекс входят все виды имеющихся в учреждении программ, методических разработок к ним, дидактических материалов, наглядных пособий и методическая литература.

Деятельность методической службы ведется по следующим направлениям:

  • научно-методическое обеспечение воспитательного процесса;

- организация обновления содержания образовательно-воспитательного процесса посредством новых педагогических технологий;

-   постоянный поиск новых методов для развития творческих способностей детей и молодежи;

- углубленная работа с одаренными детьми.

Эта деятельность включает в себя:

- тренинги социальной компетентности;

- тренинг профессиональной карьеры;

- диагностику детей, позволяющую получить более полные сведения о их склонностях и интересах;

- отслеживание динамики развития интересов воспитанников.

Дидактический материал

- плакаты,

- тесты,

- костюмы для спектаклей,

- спортинвентарь.

Техническое оснащение

- видеоаппаратура,

- аудиоаппаратура

- мультимедийный проектор

Наличие разработок сценариев мероприятий, тренингов, вечеров отдыха, например:

  • Конкурсно-развлекательные программы «Ума палата», «Юная леди», турнир «Будущим защитникам Отечества посвящается», «Клуб Влюбленных сердец», «Новогодняя сказка», «День смеха: улыбки весны»
  • Спортивные театрализованные праздники «На сказочном стадионе», «На лесной поляне», «Веселая спортивная семейка», «День здоровья», «Я – звезда», «Избушка для Бабы – Яги», «Живопись с курьезом», «Творческие конкурсы от Деда Мороза».
  • Информационно - познавательные программы «Умники и умницы», «Детективленд», «Мой любимый город», «Я и мои права», «Моя идеальная семья».
  • Тренинги «Жизнь на 100% или путь к успеху», «Человек. Личность. Гражданин», «Проектный рисунок».
  • Мастер-класс «Красота спасет мир».
  • Проекты «Как улучшить экологию поселка», «Молодежная инициатива в действии».

Используемая литература

Основная литература.

1.Ведрова Е.В. «Организация ученического самоуправления» В.: 2009

3. Иванченко В.И. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. Ростов н/Д: «Учитель», 2009 г.

4. Смекалова Е.М. «Школа лидерства»,         М.:2008

5. Касимова Т.А., Д.Е.Яковлев «Патриотическое воспитание школьников», М.:2008

7.Федин С.А., Вакулина Е.А. Сборник программ поддержки  молодежных инициатив «Прививка на лидерство», Москва

8.  Целевая программа Калининградской области «Молодежь»

 

9.  Указ Губернатора Калининградской области «О присуждении стипендий Губернатора Калининградской области для одаренных детей и талантливой молодежи в сфере образования, науки, культуры, спорта, социально значимой и общественной деятельности», от  19 апреля 2010 года.

Методическое обеспечение  работы  по волонтёрскому направлению:

1. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/

2. Майорова Н.П. Обучение жизненно важным навыкам. СПб, 2011

3. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2010.

4. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2011

5. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред. Г.Н.Тростанецкой, А.А.Гериш. М., 2012.

6.Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).

7.Школа без наркотиков. /Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2011



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение                                дополнительного образования детей

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

пос. Железнодорожный

Калининградская область, Правдинский район, пос. Железнодорожный,

улица Школьная 2.

телефон/ факс- 8-401-57-2-35-89

        «Утверждаю»

Директор МБОУ ДОД ДДТ

Л.В. Мартиновская

«___»_________2013г.

 

Образовательная программа

дополнительного образования детей

подросткового клуба «Пилигрим»

 «Наследники»

2013-2015 гг.

Направленность программы: гражданско-патриотическая

Срок реализации программы: 3 года

Возраст детей: 12 – 15 лет

                                                                      Автор  программы:

Маджитова Ольга Николаевна -

руководитель подросткового

 клуба «Пилигрим»

МБОУ ДОД ДДТ

2013г.

п. Железнодорожный

«Историческое значение каждого русского человека

                                       измеряется его заслугами Родине, его человеческое

                      достоинство – силой его патриотизма»

Н.Г.Чернышевский

“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви  к Отечеству,
и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”
К.Д. Ушинский. 

«Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные: люди: которые обладают чувством ответственности за судьбу страны»
Концепция модернизации российского образования до 2010 г.

Аннотация программы

Трансформация Российского общества, которая началась  с 1990-х годов и продолжается по сей день, привела к решительным  изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде.  Через средства массовой информации (телевидение, периодические печатные издания, сеть Интернет) зачастую идет очевидная пропаганда насилия, насаждается приоритет материальных ценностей над духовными. В последние годы в российском  обществе значительно усилились националистические настроения (это обусловлено в том числе и развитием событий на Украине, попыткой ведущих мировых держав «переписать историю»). Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. В детско-молодежной среде (особенно в неформальных кругах общения подростков, в том числе оказавшихся в «трудной жизненной ситуации»») встречается негативизм, демонстративное вызывающее отношение к взрослым, жестокость в групповом общении. Резко возросла и «помолодела» преступность. Определённая группа детей  оказалась сегодня во внеурочное время вне сформированной воспитательной среды, на улице, где ребята усваивают нелегкую науку воспитания в неподходящих условиях.

Соответственно,  требуется повысить уровень воспитания подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших в современном обществе.

Понимание патриотизма имеет глубокую историческую основу.  Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. Далее понятие «любовь к Отечеству» рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Руссо, Они трактуют её как наивысшую человеческую ценность, через которую формируются все остальные качества личности: милосердие, духовность, сострадание, готовность прийти на помощь и т.д.

Итак, патриотизм - одна из наиболее значимых ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее   развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами.

Многие мыслители и выдающиеся педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» 

       Патриотизм – это человеколюбие,  уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, связь с культурой межнациональных отношений.

       Понятие патриотизма включает в себя:

  • чувство привязанности человека к своей «малой Родине»;
  • уважительное отношение к родному языку;
  • заботу об интересах Родины;
  •  осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и  культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении работать на благо Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты.

Родная земля, семья, Родина, народ – связанные между собой понятия. Это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее приоритетных сфер воспитания, поскольку в ней формируются не только соответствующие жизненные понятия, идеалы и принципы, но и происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность юного  гражданина своей страны условиях современного российского демократического общества.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами, классными кабинетами. Более глубокую и направленную работу по гражданско-патриотическому воспитанию ведёт подростковый клуб по интересам «Наследники».

Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия таких  морально-психологических качеств как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Также  в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения.

Программа гражданско-патриотического воспитания «Наследники» ориентирована на учащихся 7-9 классов (самый уязвимый, «нестабильный» подростковый  возраст), она определяет основные пути развития и совершенствования гражданско-патриотического воспитания воспитанников. Программа опирается на опыт и достижения прошлого, учитывает современные проблемы и традиции развития нашего общества.

Сроки реализации программы – 2013-2016 годы.

Реализация программы призвана способствовать развитию системы патриотического воспитания подростков, воспитанников подросткового клуба «Пилигрим». Программа составлена с учетом конкретных условий МБОУ ДОД, особенностей подростковой группы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа рассчитана на подростков 12-15 лет. Занятия подросткового клуба «Пилигрим» ведутся три раза в неделю по 2 часа (48 недель) за исключением августа. Итого – 288 часов в год (включая работу трудовых бригад в июне-июле)

Программа объединяет различные виды деятельности детей:

  • познавательную;
  • трудовую;
  • краеведческую;
  • добровольческую;
  • проектную

Программа  основана на реализации детских интересов и запросов, развитии творческого потенциала подростков, их лидерских качеств, идеях сотрудничества со взрослыми и внутри подростковой группы. Программными мероприятиями предусмотрено создание условий для развития индивидуальных способностей и личностного роста каждого воспитанника.

Программа гражданско – патриотического воспитания «Наследники» разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015г.», целевой программой  Калининградской области «Молодежь» на 2012-2016гг.

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в подростковом клубе,  представляет собой определенную систему содержания, форм и методов педагогического воздействия.

Цель программы: создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления настоящих граждан России, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в работе на благо Отечества.

Задачи программы:

  • способствовать формированию патриотических чувств и сознания молодежи на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
  • воспитание подростков  в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни;
  • создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через проектную и волонтёрскую деятельность;
  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
  • формировать  у  учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей  родины;
  • создать условия для формирования навыков здорового образа жизни;
  • профилактика преступности, вредных привычек среди подростков;
  • сохранению и развитию чувства национальной гордости за свою страну;
  • создать условия для воспитания социально-адаптивной личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
  • повышение престижа государственной, особенно военной службы;
  • обеспечить изучение истории «малой Родины»  - Калининградской области;
  • привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, в том числе и символики Калининградской области;
  • формирование расовой, национальной, религиозной терпимости (толерантности);
  • становление и развитие качеств личности подростков  через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, к себе;
  • усиление роли семьи в патриотическом воспитании детей;
  • включение подростков из «группы риска», находящихся в «социально опасном» положении, в позитивную деятельность на благо общества.

Принципы работы программы:

  1. Целенаправленность – соответствие содержания проекта целям и задачам гражданско-патриотического воспитания подростков.
  2. Системно организованный подход, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу по патриотическому воспитанию членов клуба «Пилигрим».
  3. Адресный подход,  который предполагает работу по патриотическому воспитанию с учетом дифференциации возрастных, социальных, культурных и других особенностей воспитанников.
  4. Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость  и разумную инициативу в трансформации мировоззрения школьников и их ценностных установок, ориентированных  на национальные интересы России.
  5. Преемственность – изучение героического прошлого России, её духовно-нравственных ценностей и традиций.
  6. Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей местного патриотизма, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, улице, учебному заведению и т. д.

Данная программа гражданско-патриотического воспитания  реализуется путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным теоретическим направлениям:
1. Духовно-нравственное направление (формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу);
2. Культурно-историческое направление  (воспитание у учащихся любви к Отчизне, своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям; формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий);
3. Гражданско-правовое направление (изучение государственной символики РФ, прав и обязанностей гражданина России, формирование культуры правовых отношений; формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности);
4.Гражданско-патриотическое направление (изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов в годы Великой Отечественной войны; сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций);

5. Добровольческая (волонтёрская) деятельность (адресная помощь ветеранам ВОВ и труда, пропаганда здорового образа жизни и т.д.)

Основными формами деятельности являются:

  • проведение  мероприятий о государственной символике России, Конституции Российской Федерации, правах и свободах граждан России;
  • организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию в ходе подготовки к 100-летию  начала   Первой мировой войны,  70-летию Победы в Великой Отечественной войне;
  • проведение  мероприятий, связанных с днями воинской славы России, с событиями военной истории Калининградской области (ход Восточно-Прусской операции, освобождение Гердауэна и т.д.);
  • проведение военно-спортивных соревнований, игр, туристических походов;
  • организация тематических экскурсий по музеям, памятникам истории и культуры Калининградской области;
  • проведение мероприятий по профориентации;
  • организация работы по пропаганде здорового образа жизни.
  • проведение профилактических акций;
  • экологическая деятельность

Программа включает в себя следующие  практические направления:

                             

                 

                             

                             

                           

1. Направление «Я и моя семья»

Цель: осознание учащимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей, чувство гордости и ответственности за свою семью;

2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей;

3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы:  совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения:

  • составление родословной  « Генеалогическое древо моей семьи»;
  • спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;
  • сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой Отечественной  войне;
  • проведение совместных игр «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, мальчики!»;
  • встреча с родителями – военными «Есть такая профессия – Родину защищать».

2. Направление «Я и моя малая Родина»

Цель: воспитание у учащихся любви к родной  станице  как к своей малой Родине.

Задачи:

1. Изучать историю Калининградской области;

2. Воспитывать у учащихся позицию «Я – гражданин»;

3. Формировать ответственность за развитие и судьбу своего родного края.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздники к Дням воинской славы,  устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

3. Направление « Я – гражданин России»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;

2. Формировать культуру проявления гражданской позиции;

3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

4. Направление «Волонтёрство»

Цель: формирование активной жизненной позиции подростков, желания работать на благо других людей.

Задачи:

1. Воспитывать понимание необходимости добровольческой деятельности.

2. Развитие лидерских качеств личности.

Формы:  коллективные творческие дела, конкурсы, профилактические акции, проекты.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

  1. Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
  2. Систему тематических бесед, творческих встреч.
  3. Участие в тематических конкурсах, проектах.
  4. Активное сотрудничество с  социумом и общественными организациями.

Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности

п/п

Группа методов

Методы

Свойства методов

I.

Методы

формирования

сознания

личности

Убеждение, внушение, беседы, лекции,

дискуссии,

метод примера      

Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.

II.

Методы органи-зации деятель-ности и форми-рования опыта гражданского поведения

Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуа-ций, коллективное творческое дело,  метод проектов

Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.

III.

Методы стимулирования деятельности и поведения

Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка,  создание ситуации успеха

Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

Взаимодействие с окружающим социумом в рамках программы

Характеристика основных ресурсов реализации программы

Интеллектуальные:

Руководитель подросткового клуба «Пилигрим» – творческий исследователь, владеющий методиками дифференцированного обучения, способный составить программу духовного роста ребёнка, помочь в развитии индивидуальности каждого, владеющий культурой общения.

Технические:

Материально-техническая база позволяет создать условия, необходимые для реализации данной программы:

  • кабинет, где проходят заседания клуба,
  • школьная и поселковая библиотеки,
  • школьный спортивный зал,
  • поселковая спортивная площадка,
  • компьютерное оборудование и мультимедийный проектор;
  • доступ в сеть Интернет;
  • расходные материалы (бумага формата А-4 и А-3, ватманы, маркеры, грамоты и др.);
  • призы и сувениры для мероприятий;
  • форма и символика (галстуки);
  • методическая литература и тематические диски.

Информационно-аналитические:

  • организация информационных стендов и выставок;

Оценка эффективности реализации программы

Прогнозирующий результат

Оценка результативности реализации данной программы осуществляется на основе системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.

Духовно-нравственные параметры:

  • сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество и историю родного края;
  • формирование позиций гражданина-патриота России;
  • стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;
  • готовность к защите Отечества;
  • гуманистическое отношение к окружающему миру.

Количественные параметры:

  • численность воспитанников клуба «Питигрим», занимающихся по программе гражданско-патриотического воспитания «Наследники».
  • волонтерское  движение (численность участников);
  • историко-патриотические стенды и выставки;
  • выступления и беседы на патриотическую тему;
  • участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;
  • шефство за памятниками и захоронениями участников войны;
  • проведение фестивалей, конкурсов по патриотической тематике;
  • организация спортивных игр;
  • оформление информационных бюллетеней патриотической направленности;

Результативность реализации Программы измеряется стремлением школьников к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.

В результате реализации проекта:

1. Будет сформирована убежденность подростков в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
2. Будет повышен уровень правовой культуры участников проекта, гражданского самосознания и социальной активности подростков.
3. Будут повышены интерес к военной истории России и ее героическому прошлому, сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к выполнению воинского долга.
4. Будет улучшено качество мероприятий и внедрены новые формы и методы организации и проведения гражданско-патриотической работы с подростками.
6. Будет проведен ряд мероприятий гражданско-патриотической направленности, приуроченных к юбилейным датам 2014-2015 года.

Ограничения и риски проекта:

1. Недостаток финансового обеспечения и собственной материально-технической базы.
2. Негативное влияние социума на формирование гражданско-патриотических качеств личности подрастающего поколения.
3. Некие проблемы в привлечении целевой аудитории к мероприятиям проекта ввиду загруженности подростков в школе.

Календарно-тематическое планирование

на 2013-2014 уч.г.

Месяц

Название мероприятия (тема)

Количество часов

Сентябрь

  1. Знакомство с государственной, региональной, муниципальной, школьной символикой.
  2. Организация конкурса «Герб, гимн клуба».
  3. Диспут «Если не я, то кто же?» (о принципах добровольческой деятельности)

4.Акция «Милосердие» (ко Дню пожилого человека)

5. Проведение тренинговых занятий «Школа лидера». Тренинги на командообразование.

6. Интеллектуальная игра «Медиаазбука». «Эрудит-лото»

7. Субботник по благоустройству территории, прилегающей к МБОУ ДОД ДДТ

2

4

2

4

4  

4

2

22

Октябрь

1. «Я – гражданин России» - торжественное вручение паспортов.

2. «Права и свободы гражданина страны. Можно ли быть свободным без ответственности?»

3. Экскурсия в  Историко-художественный музей г. Калининграда

4. Акция «Протяни руку другу» (сбор вещей для детей, особо нуждающихся в социальной поддержке).

5. Проведение тренинговых занятий «Школа лидера». Тренинги на командообразование.

6. Тренинг «Зажги звезду добра»

7. Создание презентаций "Профессии моих родителей" Представление.

8. Практикум «Портрет лидера».

2

2

6

2

2

2

4

2

22

Ноябрь

1. День народного единства. Тематическая игра «Что? Где? Когда?»

2. Встреча с депутатами МО «Городское поседение Железнодорожное»

3. Диспут  «Современное общество и новые нравственные качества. Как их воспитать?»

4. Игра «Подросток и закон»

5. Акция «Мы против фашизма», посвященная Международному дню против фашизма, расизма, антисемитизма

6. Тематическая беседа «Почетные граждане посёлка» (Фроерман М.С., Чижова Е.А.)

7.  День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской_битве (1943 г.) –июль 1943

8.  Профилактическая акция «Суд над сигаретой»

9. Клубный конкурс плакатов «Мы – за здоровый образ жизни!»

4

2

2

2

2

2  

2

2

4

22

Декабрь

1. «Я – гражданин России» - торжественное вручение паспортов.

2. Мероприятие ко Дню Конституции.

3. Организация тематической экспозиции (Первая Мировая война)

4. Проведение тренинговых занятий «Школа лидера». Тренинги на командообразование.

5.  «Зимняя неделя добра»

6. Подготовка к новогоднему вечеру. Новогодний вечер для воспитанников  и друзей клуба

2

2

2

2

4  

10

22

Январь

1. «Люди мира, на минуту встаньте!» ко дню освобождения узников концлагерей.

2. Экскурсия в п. Янтарный (комбинат, мемориал памяти жертвам Холокоста)

3. День снятия блокады  города Ленинграда (1944г.) Дневник Тани Савичевой.

4. Участие в поселковом митинге, посвящённом годовщине освобождения Гердауэна

5. Тренинг «Классификация лидеров по различным основаниям. Стили работы и характеристики лидеров»

6. Подготовка к муниципальному этапу конкурса «Звёзды Балтики» (номинации «ИЗО», «Художественное слово»)

2

6

2

2

4

6  

22

Февраль

1. Проведение конкурса «А ну-ка, парни!». Чаепитие с поздравлением мальчиков.

2. 25 – летие вывода советских войск из Афганистана (мероприятие с приглашением войнов-афганцев, живущих в посёлке)

3. Проведение тренинговых занятий «Школа лидера». Тренинги на командообразование.

4. Программа «Пока о них помним», посвящённая воинам-интернационалистам - 15 февраля 2014 года

5. Презентация проекта «Бессмертный полк»

6. Какой я – как я себя вижу, и я глазами других. Практикум «Оценим себя реально».

7. Лидер в зеркале общения. Умение слушать. Установление позитивной обратной связи. Коммуникативный тренинг «Навыки межличностного общения»

8. Участие в  муниципальном этапе конкурса «Звёзды Балтики» (номинации «ИЗО», «Художественное слово»)

2

2

2

2

2    

2

4

6

22

Март

1. «Я – гражданин России» - торжественное вручение паспортов.

2. День   победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии  (1918 г.)

3. Подготовка воспитанниками материалов к проекту «Бессмертный полк»

4. Просмотр фильма «А зори здесь тихие» с последующим обсуждением.

5. Клубный конкурс «Минута славы»

6. Клубный конкурс «Семья года» 1 этап

7. Приёмы и способы самораскрытия и самовыражения лидера. Развитие навыков самооценки и уверенного поведения. Тренинг «Разбуди в себе лидера».

2

2

4

4

2

4

4

22

Апрель

1. Экскурсия в  Музей Мирового океана г. Калининграда

2. Проведение тренинговых занятий «Школа лидера». Тренинги на командообразование.

3. «Весенняя неделя добра»

4. Участие в благоустройстве территории арка, прилегающей к братской могиле

5. Клубный конкурс «Семья года» 2 этап

6. Проведение Дня здоровья. Пеший поход (выходной день.)

6

2

4

2

2

6

22

Май

1. «Я – гражданин России» - торжественное вручение паспортов.

2. День Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.  (1945 г.). участие в праздничном митинге. Акция «Бессмертный полк»

3. Проведение  благотворительной акции «Милосердие» (оказание помощи ветеранам ВОВ: 4 участника живут на территории посёлка)

5. Торжественное мероприятие «Никто не забыт, ничто не забыто», посвящённое Дню Победы

6.  Язык мимики и жестов. Основы социальной перцепции. Проработка невербальных средств общения. Игра «Испорченный телефон».

7.  Клубный конкурс «Семья года» Награждение. Чаепитие.

2

4

8

2

4

2

28

Итого – 204 часа

Июнь- июль

Работа трудовой бригады (работа по благоустройству исторической части посёлка, поселкового парка, двух мемориальных комплексов, могил участников ВОВ, не имеющих родственников на территории посёлка_

Две смены по 21 день каждая, ежедневно по 2 часа

Итого – 84 часа

Календарно-тематическое планирование

на 2014-2015 уч.г.

Месяц

Название мероприятия (тема)

Количество часов

Сентябрь

1. Проведение тренинговых занятий «Школа лидера». Тренинги на командообразование.

2. Час мужества «Последняя война Российской империи», посвященный 100-летию со дня начала Первой мировой войны

3. Этика делового общения. Культура приветствия и общения. Основы речевого этикета. Имидж лидера. Тест «Ваш стиль общения».

4. Интеллектуальные игры «Медиаазбука». «Эрудит-лото», «Ворошиловский стрелок»

5.  Благоустройство территории, прилегающей к МБОУ ДОД ДДТ

6

2

4

6

4

22

Октябрь

1. Литературная гостиная «Писатели и  поэты о войне»

2. Тренинг «Зажги звезду добра»

3. Создание презентаций "Профессии моих родителей" Представление.

4. Тематическая беседа «Почетные граждане посёлка» (Чижова Е.М.)

5. Содержание понятия «конфликт». Типы и причины возникновения конфликтов. Стили поведения при конфликте.

6. Ролевая игра «Конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций».

7. Соревнования по мини-футболу (открытая спортивная площадка)

8. Соревнования по пионерболу

2

2

4

2

4

2

3

3

22

Ноябрь

1. Экскурсия в  замок Бальга

2. День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 г.)

3. Акция «Мы против фашизма». Просмотр фильма «Мы из будущего» с последующим обсуждением

4. Основы и виды публичного выступления. Этапы подготовки и правила построения публичной речи. Установление контакта с аудиторией. Тренинг «Отработка ораторских навыков».

5. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»

7

2

3

6

4

22

Декабрь

1. Проведение тренинговых занятий «Школа лидера». Тренинги на командообразование.

2. «Зимняя неделя добра»

3. Профилактический тренинг «СПИД  - чума 21 века»

4. Поселковая акция "Брось сигарету!"

5. Понятие «информация» и виды информации. Основы работы с разными источниками информации. Практикум «Основы социологических исследований».

6.  Подготовка к новогоднему вечеру. Новогодний вечер для воспитанников  и друзей клуба

2

2

2

2

4

10

22

Январь

1. Экскурсия в  Музей Янтаря г.Калининграда

2. Участие в поселковом митинге, посвящённом годовщине освобождения Гердауэна

3. Тематическая беседа «Почетные граждане посёлка» (Скасырский В.А.)

4. Я + команда. Технологии формирования команды. Развитие навыков группового взаимодействия.

5. Игра «Необитаемый остров».

6. Подготовка к муниципальному этапу конкурса «Звёзды Балтики» (номинации «ИЗО», «Художественное слово»)

6

2

2

4

2

6

22

Февраль

1. День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.)

2. Участие в конкурсе "Моя родословная". Презентация генеалогического древа семьи

3. Методика организации коллективно-творческого дела. Планирование – организация – контроль - оценка. Стили организаторской деятельности и правила организатора.

4. Ролевая игра «Киностудия».

5. Участие в муниципальном этапе конкурса «Звёзды Балтики» (номинации «ИЗО», «Художественное слово»)

2

4

6

2

8

22

Март

1. Просмотр фильма «Они сражались за Родину» с последующим обсуждением.

2. Проведение тренинговых занятий «Школа лидера». Тренинги на командообразование.

3. Клубный конкурс «Минута славы»

4. Понятие и основы социального проектирования: принципы, цели, функции, этапы. Технология и предмет целевого проектирования. Составление мини-проектов.

5. Групповая  программа «Гонка за лидером»

3

4

4

8

3

22

Апрель

1. Экскурсия в  музей «Фридландские ворота» г.Калининграда, посещение комплекса «5-ый форт»

2. Поселковый легкоатлетический кросс, посвященной 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

3. «Весенняя неделя добра»

4. Участие в благоустройстве территории арка, прилегающей к братской могиле

5. Проведение Дня здоровья. Пеший поход (выходной день.)

6

2

4

4

6

22

Май

1. Проведение  благотворительной акции «Милосердие» (оказание помощи ветеранам ВОВ: 4 участника живут на территории посёлка)

2. Проведение тренинговых занятий «Школа лидера». Тренинги на командообразование.

3. Торжественное мероприятие «Никто не забыт, ничто не забыто», посвящённое Дню Победы. Участие в поселковом митинге.

4. Понятие и классификация социальных проектов. Алгоритмы разработки социального проекта. Требования, предъявляемые к социальным проектам.

5. Участие в областном конкурсе «Лидер 21 века»

8

2

2

4

6

28

Итого – 204 часа

Июнь- июль

Работа трудовой бригады (работа по благоустройству исторической части посёлка, поселкового парка, двух мемориальных комплексов, могил участников ВОВ, не имеющих родственников на территории посёлка_

Две смены по 21 день каждая, ежедневно по 2 часа

Итого – 84 часа

Календарно-тематическое планирование

на 2015-2016 уч.г.

Месяц

Название мероприятия (тема)

Количество часов

Сентябрь

1. Проведение тренинговых занятий «Школа лидера». Тренинги на командообразование.

2. Театрализованная программа «900 дней противостояния», посвящённая 70-летию Блокады Ленинграда (подготовка и презентация)

3. Создание презентаций "Профессии моих родителей" Представление. 

4. Тематическая беседа «Почетные граждане посёлка» (Чернобылец В.М.)

5. Благоустройство территории, прилегающей к МБОУ ДОД ДДТ

6. Игры «Что? Где? Когда?»

4

6

4

2

2

4

22

Октябрь

1.Экскурсия в  замок Инстенбург (г.Черняховск), конезавод

2. Тренинг «Добрым быть совсем не просто»

3. Клубный конкурс «Семья года» 1 этап

4. Соревнования по мини-футболу

5. Соревнования по пионерболу

6. Просмотр и обсуждение кинофильма «Судьба человека»

6

2

4

3

3

4

22

Ноябрь

1. День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством  Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612г.)

2. Акция «Мы против фашизма», посвященная Международному дню против фашизма, расизма, антисемитизма

3. Международный день борьбы со СПИДом. Профилактический тренинг с приглашение воспитанников ДДТ г.Правдинска

4. Тематическая игра «Что? Где? Когда?»

5. Экскурсия на погранзаставу. Демонстрация работы служебной собаки.

6. Тренинг на командообразование.  Проигрывание жизненных ситуаций.

7. Тематический вечер «Кем я вижу себя в будущем»

2

2

4

4

4

4

2

22

Декабрь

1. Проведение тренинговых занятий «Школа лидера». Тренинги на командообразование.

2. «Зимняя неделя добра»

3. Поселковая акция «Красная ленточка», посвящённая Дню борьбы со СПИДом

4. Клубный конкурс «Семья года» 2 этап (изготовление из подручного материала и презентация новогодних костюмов )

5. Подготовка к новогоднему вечеру. Новогодний вечер для воспитанников  и друзей клуба

2

4

2

4

10

22

Январь

1. Участие в поселковом митинге, посвящённом годовщине освобождения Гердауэна

2. Фототропа «Дорогами войны» (подбор материала, создание презентации)

3. Подготовка к муниципальному этапу конкурса «Звёзды Балтики» (номинации «ИЗО», «Художественное слово»)

4. Тематическая игра по истории России «Что ? Где? Когда?»

5.Умею ли я говорить «нет»? Тренинг на командообразование «Скульптура»

2

4

8

4

4

22

Февраль

1. Экскурсия в  Художественную галерею г.Калининграда

2. Проведение тренинговых занятий «Школа лидера». Тренинги на командообразование.

3. Оформление информационного стенда «25 лет со дня вывода советских войск из Афганистана»

4. Участие в муниципальном этапе конкурса «Звёзды Балтики» (номинации «ИЗО», «Художественное слово»)

6

6

4

6

22

Март

1. Просмотр фильма «Список Шиндлера» с последующим обсуждением.

2. Клубный конкурс «Минута славы»

3. Клубный конкурс «Семья года» 3 этап (спортивный) 

4. Проведение тренинговых занятий «Школа лидера». Тренинги на командообразование.

5. 8-е марта. Праздничное чаепитие.

6. Экскурсия в кинотеатр г.Калиниграда

7. Тематическая игра «Что ? Где? Когда?»

3

2

2

4

2

6

3

22

Апрель

1. Экскурсия на Куршскую косу  г.Калининграда

2. «Весенняя неделя добра»

3. Участие в благоустройстве территории арка, прилегающей к братской могиле

4. Проведение Дня здоровья. Пеший поход (выходной день.)

8

4

4

6

22

Май

1. Проведение  благотворительной акции «Милосердие» (оказание помощи ветеранам ВОВ)

2. Торжественное мероприятие «Никто не забыт, ничто не забыто», посвящённое Дню Победы

3. Участие в поселковом митинге, посвящённом Дню Победы.

3. Клубный конкурс «Семья года» Награждение. Чаепитие.

4. Участие в областном конкурсе «Лидер 21 века»

8

2

4

2

6

28

Итого – 204 часа

Июнь- июль

Работа трудовой бригады (работа по благоустройству исторической части посёлка, поселкового парка, двух мемориальных комплексов, могил участников ВОВ, не имеющих родственников на территории посёлка_

Две смены по 21 день каждая, ежедневно по 2 часа

Итого – 84 часа

Список используемой литературы:

 

  1. Конвенция о правах ребенка
  2. Декларация прав ребенка
  3. Конституция РФ
  4. Закон РФ «Об образовании»
  5. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015г.»
  6.  Целевая программа «Молодежь» Калининградской области  на 2012 – 2016 гг.             
  7. Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан. - М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001
  8. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006
  9. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004
  10.  Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007
  11.  Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004
  12.  Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006
  13.  Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т. М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005
  14.   Целевая программа Калининградской области «Молодежь» на 2012-2016гг.
  15.  Указ Губернатора Калининградской области «О присуждении стипендий Губернатора Калининградской области для одаренных детей и талантливой молодежи в сфере образования, науки, культуры, спорта, социально значимой и общественной деятельности», от  19 апреля 2010 года
  16.  Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2010
  17.  Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008)
  18.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования. — М.: «Просвещение», 2009
  19.  Мельчакова Ирина Вячеславовна. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы : Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 : Москва, 2003.
  20.  Интернет- ресурс : http://iva-school.narod.ru/Dok/progschool.doc - программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...