Программа "Мы - вместе!"
методическая разработка на тему

Поляничкина Олеся Вениаминовна

Программа социально-педагогического сопровождения образовательного процесса "Мы - вместе!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sps_my_vmeste.doc560.5 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное образовательное учреждение  

«Чекрушанская средняя общеобразовательная школа»

 Тарского муниципального района Омской области

                                                                             

Программа

социально-педагогического сопровождения

образовательного процесса

«МЫ ВМЕСТЕ»

1. Пояснительная   записка

1.1. Актуальность создания и развития  социально-педагогической  службы

Процессы и резкие изменения, которые происходят в нашей стране в экономической, политической и социальной жизни, оказывают неоднозначное и сложное воздействие на воспитание, развитие, психологическое и социальное формирование детей, подростков и молодёжи. Детство это время, когда у ребёнка формируются различные черты и свойства личности: разнообразные материальные и духовные потребности, мотивы поведения, убеждения и идеалы.

Реальная жизнь, анализ статистических данных позволяет констатировать нарастающий уровень неблагополучия в сфере детства, увеличение детской смертности, ухудшения здоровья детей, их питания, быта и досуга, увеличение детской безнадзорности, преступности и социального сиротства, детского алкоголизма и наркомании, жестокое обращение с детьми и насилие над ними. Ставшие весьма распространенными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связи между ними, крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие многих детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье.

Трудности подростков непростые и мучительные – это и отношения со сверстниками, и обострение противоречий с родителями и с самим собой, и тревоги о собственном  будущем, проснувшаяся сексуальность и т. д. Всё это подчёркивает острую потребность развития социально- педагогической службы помощи детям и подросткам, возрождения социальной педагогики как науки и области педагогической практики. Сегодня решение проблемы создания системы социально-педагогических служб помощи детям вышла на государственный уровень.

 Социально-психологическая служба с детьми выходит за рамки традиционных педагогических  сфер, что обусловлено «вневедомственностью» детства. Вместе с тем каждый ребёнок, за исключением  специальных случаев, находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения. Это определяет актуальность создания социальной службы в системе образования, привлечение к работе образовательных учреждений социальных педагогов.

Настоящая программа призвана содействовать:

  • социальной защите прав ребёнка;
  • социальной поддержке детей и подростков, оказанию помощи в преодолении трудностей в процессе их личностного роста, системному проведению мероприятий по нормализации их  социальной жизни, созданию условий  для их социального развития и формирования;
  • профилактике безнадзорности и правонарушений;

1.2. Сотрудничество с учебными заведениями,

общественными организациями, семьями

Социально-педагогическая служба школы поддерживает деловые контакты с КДН, ПДН г. Тары,  городской детской поликлиникой и другими учреждениями и организациями для решения социальной помощи и поддержки обучающихся школы.

Настоящая Программа предусматривает дальнейшее продолжение и углубление творческого сотрудничества с названными учреждениями и общественными организациями.

Работа с семьёй - также является составной частью Программы. Здесь используются традиционные формы: регулярные родительские собрания, индивидуальные консультации, родительские лектории и др. формы работы. Отметим, что многие современные родители, определив ребёнка в школу, не уделяют достаточного внимания увлечениям своих детей; часто бывают не в курсе, в какой именно кружок ходит ребёнок, каковы его успехи.

Задачи программы - привлечь внимание родителей к занятости учащихся группы риска во внеурочное время, стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их соучастниками интересных мероприятий

 

1.3. Проблема социальной жизни ребёнка как главный объект социально-педагогической деятельности

Цель социально-педагогической работы – решение проблем, т. е. преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации, а также условий для создания благоприятной, педагогически целесообразной социальной среды. Проблема социальной жизни ребёнка – главный объект деятельности социального педагога.

Проблемные ситуации в социальной жизни существуют у каждого ребёнка как растущего организма. На каждом этапе развития ребёнок и его окружение обнаруживают противоречия между новым уровнем социальных качеств и ранее сложившимися мерками, требованиями, предъявляемыми ребёнку. Если своевременно не изменяются нормы и оценки, не создаются соответствующие условия на пути становления ребёнка как субъекта социальной жизни. То возникают препятствия на пути самостоятельного решения жизненно важных задач, т. е. «проблемная жизненная ситуация». Если семья или ближайшее окружение не помогут преодолеть ребёнку эти препятствия, то это может «перерасти в ситуацию риска». Если здесь не вмешивается специалист, препятствия существенно возрастают, ребёнок может оказаться в «социально опасном положении», и его уже относят к группе риска. Кроме того, современные дети переживают множество трудностей из-за неблагоприятных условий жизни в семье и школе, т. е. трудных жизненных ситуаций.

Социальный педагог, являясь проводником социальной политики государства в учебном заведении, определяет основные направления социально- педагогической работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды;
  • дети, имеющие недостатки в психическом и-или физическом        развитии;                                                        
  • дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • дети с отклонениями в поведении;

 Социальный педагог, как педагогический работник системы образования, должен сконцентрировать внимание на процессе становлении личности ребёнка и на создании педагогически целесообразной среды его развития. Средства же социальной работы должны стать вспомогательными, ибо без решения самых насущных жизненных задач растущего человека проблемы личностного роста не разрешить.

  1. Основное  содержание  программы

2.1.  Цель  и   задачи

Цель Программы социально- педагогического сопровождения образовательного процесса:

«Создание благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанных на оказании помощи учащимся в преодолении трудностей социального и образовательного характера, исходя из их реальных и потенциальных возможностей и способностей» 

  Для достижения поставленной цели выдвигается решение целого ряда задач:

  • обследование семей с целью выявления трудностей, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении детей и других членов их семей; установление их причин и поиск адекватных мер по их социальной защите и поддержке;
  • осуществление патронажа детей из семей « группы риска» и неблагополучных;
  •  консультирование у различных специалистов по проблемам семьи и детства;
  • содействие в оказании социальной помощь неполным и многодетным семьям;
  •  организация медико- социальной поддержки детей- инвалидов и сирот.

Достижение цели Программы осуществляется через систему мероприятий по профилактике и предупреждению возникновения проблемных ситуаций, защиту и охрану прав ребёнка в уже возникшей трудной ситуации, через управление действиями субъектов социальной жизни, от которых зависит разрешение проблем социальной жизни ребёнка.

2.2. Функции социально-педагогической работы с детьми 

Образовательно-воспитательная. Обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых, содействие педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона – семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, СМИ, микросоциума. Стремление полноценно использовать в воспитательной работе средств и возможностей общества, воспитательный потенциал микросреды, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса.

Диагностическая. Постановка «социального» диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально- бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний и проблем.

Организаторская. Организация общественно- ценной деятельности детей и взрослых, педагогов в решении задач социально- педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ.

Организационно-коммуникативная. Сосредоточивание информации налаживание связей между различными социальными институтами микрорайона в их работе с детьми, семьями.

Охранно-защитная. Использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав  и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

Посредническая. Осуществление связей в интересах ребёнка между семьёй, образовательным учреждением, ближайшим окружением.


3. Нормативно-правовая база

деятельности социального педагога

Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной политики. Социальный педагог обеспечивает условия для практического осуществления прав ребёнка в образовательном учреждении. В его компетенцию входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интереса детей как особой социально- демографической группы общества.

Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей социальный педагог изучает и использует нормативно-правовые основы должностного самоопределения.

Основами нормативно-правовой базы деятельности социального  педагога являются следующие документы:

  • Конвенция ООН о правах ребёнка.
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Федеральный закон «Об образовании».
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях и прав ребёнка в Российской Федерации».
  • Решение коллегии Минобразования России № 19/1 от 27.10.93г  «О профилактике социально-педагогической работы в России и перспективах её развития»
  • Методическое письмо Минобразования России №61/20-11 от 27.02.95 «О социально-педагогической работе с детьми»
  • Функциональные обязанности социального педагога.

4. Ожидаемые результаты

4.1. Результативность деятельности социального педагога.

Результативность деятельности социального педагога оценивается в ходе текущего и итогового контроля администрацией школы и самоконтроля специалиста. Большую роль играет наличие соответствующей документации. В ходе анализа результатов необходимо учитывать начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности организации воспитательного процесса в открытой среде, новизну социально-педагогической деятельности, специфику объектов деятельности.

Мониторинг социально-педагогической деятельности в образовательном процессе проводится по следующим параметрам:

  • количество обучающихся в школе;
  • количество учащихся ,состоящих на учёте в школе
  • количество учащихся ,состоящих на учёте в ПДН;
  • количество учащихся группы риска;
  • количество асоциальных семей;
  •  количество учащихся, проведенных через КДН;
  •  количество многодетных семей;
  •  количество социально не защищённых семей (состоящих на учёте в отделе социальной защиты)
  • количество учащихся, обеспеченных бесплатным питанием в  школе;
  • количество детей, находящихся на опеке или попечении;
  • количество учащихся, занятых в системе дополнительного образования;
  • трудоустройство учащихся в летний период;
  • количество учащихся-инвалидов;
  • количество учреждений и организаций, с которыми установлены связи для решения социальных проблем учащихся;
  • индивидуальная работа с учащимися;
  • индивидуальная работа с родителями;
  • собеседование с учителями;
  • степень вовлечённости классных руководителей и учителей в решение социальных проблем.

4.2 Основные методы изучения результатов деятельности  

        Основными методами изучения результатов деятельности  социального педагога являются:

     - анализ практической деятельности социального педагога;

     - анализ статистической отчётности и выполнения нормативных документов;

     - анализ документации социального педагога.

Собранная информация является первичной основой для выводов и предложений. Мониторинг социально-педагогической деятельности в образовательном процессе показывает её результаты при учёте следующих критериев: коррекционно-профилактический, социально-защитный, организационно-воспитательный, медико-социальный, социальное партнёрство.

4.3 Основные критерии эффективности реализации программы

Основными критериями эффективности реализации программы являются:

  • положительная динамика включенности детей и взрослых в различные    виды деятельности в социуме, по месту жительства;
  • положительная  динамика изменения в уровне отношений детей, подростков, молодёжи, старшего поколения к базовым социальным ценностям;
  •  положительные результаты включённости взрослого населения в деятельность по улучшению социально-педагогических условий в селе;
  • положительная динамика развития в детской, подростковой, молодёжной, семейно-соседской среде демократических, самодеятельных начал,
  • уменьшение количества правонарушений и преступлений среди учащихся.

                                                             

5. План реализации проекта

Программа рассчитана на 5 лет, срок реализации с 01.09.2007 г. 31.07.2012 г.

Содержание работы на этапах программы

Название этапа

Содержание работы

I этап. Подготовительный

2007-2008 учебный год

– совершенствование нормативно – правовой базы;
– определение стратегии и тактики деятельности
– укрепление межведомственного сотрудничества;
– обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;
– разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленной на профилактику правонарушений;
– поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность

II этап. Внедрение

2008-2011учебный год

– оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
– использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения

III этап. Отслеживание и анализ результатов

2011-2012 учебный год

– обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
– соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами

6. Реализуемые подпрограммы

С целью решения в программе «Мы вместе» поставленных задач используются следующие подпрограммы:

- «Выбираем здоровый образ жизни!»

- «Твой выбор – твое будущее»

- «В мире людей»

- «Подросток»

6.1 «Выбираем здоровый образ жизни!»

Цель реализации подпрограммы:

Создание условий для полноценного физического и психофизиологического развития обучающихся, воспитание у них ответственного отношения к своему здоровью как к важнейшей ценности и условию полноценной жизни.

Задачи:

  • Не допускать ухудшения состояния здоровья детей в период пребывания в школе;
  • Создать условия для формирования здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты:

  • Создание образовательной среды, способствующей не только сохранению, но и развитию здоровья физического, психического, социального, формирующей способность к творчеству и обеспечивающей высокий потенциал творческих способностей каждого обучающегося.
  • Увеличение количества детей, привлеченных к активным занятиям физической культурой и спортом.
  • Уменьшение количества детей, имеющих склонности к вредным привычкам.
  • Разработка и внедрение новых современных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
  • Создание технологий мониторинга состояния здоровья детей.
  • Проведение мероприятий комплексного характера, пропагандирующих здоровый образ жизни.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ:

Программные мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1. Изучение фактического состояния здоровья обучающихся

1.

Проведение медосмотра школьников и выявление патологий

Сентябрь-октябрь

Врачи поликлиники

2.

Тестовые исследования детей

Регулярно

Фельдшер

3.

Анкетирование обучающихся по выявлению уровня валеологической воспитанности

Октябрь

Классные руководители

4.

Общешкольное родительское собрание «О состоянии здоровья детей и необходимости создания валеологической службы школы, ее целях и задачах»

Октябрь

Социальный педагог

5.

Педсовет «Здоровый образ жизни – одно из приоритетных направлений работы школы»

Август

Директор

2. Организация практической деятельности

1.

Лекторий для родителей

В течение года

Педагогический коллектив

2.

Лекторий для педагогов

В течение года

Социальный педагог

4.

Проверка качества приготовления завтраков в столовой

1 раз в четверть

директор

5.

Упражнение для глаз и офтальмотренаж, направленный на укрепление и расслабление мышц глаз

В течение года

Учителя-предметники

6.

Физкультминутки

В течение года

Учителя-предметники

7.

Сбор плодов шиповника, цветов липы  для приготовления настоев с целью общей профилактики обучающихся 1-4 классов

Июль, сентябрь

Работники столовой

8.

Беседа врача с девочками 10-11 классов «Серьезный разговор о сексе»

Апрель

Мед. Работник

9.

Беседа «Как подготовиться к экзаменам»

Май

Завуч, классный руководитель

10.

Беседа для обучающихся 5-7 классов «лекарственные растения»

Сентябрь

Учитель биологии

11.

Организация группы здоровья для педагогов

В течение года

Учитель физкультуры

12.

Организация летнего отдыха в школьном лагере

Июнь, июль, август

Начальник лагеря

13.

Вовлечение детей в спортивные секции школы

В течение года

Зам. директора по ВР, учитель физкультуры

Программные мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

3. Работа с семьей

1.

Выявление неблагоприятных семей и родителей, злоупотребляющих алкоголем и употребляющих наркотики

Сентябрь-октябрь

Социальный педагог

2.

Проведение общешкольных и классных родительских собраний

В течение года

Администрация, классные руководители

3.

Организация тематических встреч родителей с работниками здравоохранения, образования, правоохранительных органов

В течение года

Директор

4.

Организация консультаций специалистов (психолога, социального педагога, медицинских работников, педагогов) для родителей

По необходимости

Администрация

5.

Беседы с родителями детей, входящих в «группу риска» (групповые и индивидуальные)

По необходимости

Администрация

4. Работа с обучающимися

1.

Лекции (вечера вопросов и ответов) с приглашением специалистов

1 раз в полугодие

Администрация

2.

Беседы

По необходимости

Классные руководители

3.

Организация и проведение Дня Здоровья, спортивных праздников, месячников

В течение года

Зам. директора по ВР

4.

Проведение общешкольных спортивных соревнований и товарищеских встреч

По плану

Учитель физкультуры

5.

Участие в городских и областных соревнованиях

По плану

Учитель физкультуры

6.

Просмотр видеопрограмм о вреде алкоголя, табака, и других токсических веществ

В течение года

Учитель ОБЖ, классные руководители

7.

Выставка рисунков и плакатов по теме

1 раз в полугодие

Учителя ИЗО

8.

Конкурс на лучшее сочинение, стихотворение, частушку, реферат и т.д.

1 раз в год

Учителя литературы

9.

Конкурс реклам и антиреклам

1 раз в год

Старшая вожатая

10.

Викторины, конкурсы

1 раз в полугодие

Старшая вожатая

11.

Выставка книг

1 раз в год

Библиотекарь

12.

Собрания по фактам употребления алкоголя, табака, наркотиков и других токсических веществ обучающимися

При выявлении фактов

Администрация

13.

Индивидуальные беседы с обучающимися

По необходимости

Социальный педагог, психолог

14.

Выставка-реклама «Человек – здоровье»

1 раз в год

Зам. директора по ВР

15.

Проведение акций: «Конфету за сигарету», «Сладкоежка», «Помоги другу», «Нет – наркотикам» и т.д.

По плану

Зам. директора по ВР

16.

Тренинги для обучающихся

1 раз в четверть

Психолог

17.

Тестирование обучающихся

1 раз в год

Классные руководители

18.

Проведение регулярных медицинских профилактических осмотров обучающихся

1 раз в год

Мед.работники

19.

Правовое просвещение обучающихся

В течение года

Зам. директора по ВР

6.2. «Твой выбор – твое будущее»

Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации.

Задачи:

  • Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
  • Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
  • Сформировать  у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, о их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
  • Разработать формы и методы  социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
  • Разработать  механизм содействия трудоустройства выпускников ОУ.
  • Сформировать единое  информационное  пространство  по профориентации.

Ожидаемые результаты:

Реализация данной Программы позволит:

  • повысить мотивацию молодежи к труду;
  • оказать адресную психологическую помощь учащимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии;
  • обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
  • сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ:

Виды работ

Сроки проведения

Ответственные

1

Оформление стенда информационных материалов по профориентации

Сентябрь

 Социальный педагог

2

Родительские собрания по профориентации

1 четверть

 ЗВР

3

Проведение классных часов (знакомство с профессиями)
«Мир профессий», «Мы выбираем»

по планам классных руководителей

 Социальный педагог

4

Проведение воспитательских часов (знакомство с профессиями)
«Мир профессий», «Мы выбираем»

В течение года

 Специалисты СРЦН

5

Проведение профессиональной диагностики учащихся

Ноябрь

 Социальный педагог

6

Встреча с выпускниками школы

февраль

 ЗВР

7

Викторина «Что? Где? Когда?» о профессиях

Январь

 ЗВР

8

Экскурсии на предприятия города и села

В течение года

 Социальный педагог

9

Экскурсии в учебные заведения профессионального образования

В течение года

 Социальный педагог

12

Практикум «Составление профессионального резюме»

Февраль

 Психологи СРЦН

13

Фотоколлаж

Март-апрель

 Социальный педагог

14

Социально-психологические игры

В течение года

 Социальный педагог

15

Инструктаж по ТБ (по профессиям)

В течение года

 Социальный педагог

16

Подведение итогов работы

Апрель-май

 Социальный педагог

6.3 «В мире людей»

Цель: формирование чувства защищенности обучающихся в социальной среде, через формирование системы знаний и навыков общения в обществе.

Основные направления подпрограммы:

  • формирование жизненных ориентиров,  идеалов, ценностей;
  • создание условий для успешной адаптации учащихся на различных этапах обучения;
  • осуществление занятости детей и подростков, оказание помощи в самостоятельной организации досуга и развлечений.

Задачи:

  • Развитие социально значимых стержневых качеств личности, профессиональных, общих и житейских знаний, умений и навыков, призванных определить успешную интеграцию обучающихся в обществе.
  • Профилактика негативного влияния среды, способствующей формированию и развитию девиантного поведения.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ:

Содержание деятельности

Мероприятия

Сроки проведения

Привлекаемые специалисты

- диагностирование

Уровень воспитанности

Сентябрь

Апрель

соц.педагог

Классные руководители

Учебная мотивация

Изучение адаптации 1,5,10 классов

Сентябрь

Январь

соц.педагог

Классные руководители

Готовность выпускников начальной школы к обучению в среднем звене

Декабрь

Соц. Педагог,

Уровень готовности к обучению будущих первоклассников

Январь-апрель

Соц. Педагог, педагоги МДОУ

Помощь классным руководителям в проведении мероприятий определяющих готовность учащихся к профвыбору

Ноябрь, март

Соц.педагог, Классные руководители

- проведение социальной паспортизации

Составление социального паспорта школы

Сентябрь-январь

соц.педагог

Составление банка данных по всем учащимся школы

В течении года

- изучение уровня адаптации

Наблюдение за учащимися, посещение уроков, беседы с классными руководителями, родителями, педагогами

Сентябрь

Соц.педагог, Кл.рук. и педагоги

Анкетирование родителей, участие в классных родительских собраниях, лекции «Адаптация к новой социальной ситуации. Психологические условия»

Сентябрь, октябрь

Соц.педагог,

Консилиум «Адаптация учащихся 1, 5, 10 классов»

Январь

Соц.педагог, Кл.руководители, педагоги

Наблюдение учащихся 4 класса (готовность  к переходу в среднее звено), посещение уроков, беседы с классным руководителем, диагностика

Январь

Соц.педагог,

Консилиум «Готовность учащихся 4 класса к переходу в среднее звено»

Май

Соц.педагог, Кл.рук., педагоги

- работа с дошкольниками

Консультация с воспитателями детского сада по программе подготовки первоклассников, уточнение списков, знакомство с детьми

Декабрь

Воспитатели, соц.педагог

Определение готовности дошкольников к обучению в школе

Апрель

Воспитатели, соц.педагог, учителя нач.классов

Собеседование с родителями, круглый стол «Дошколята»

Май

Воспитатели, соц.педагог, учителя нач.классов

- определение центров социально-культурного влияния на учащихся с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия

Сбор данных по участию учащихся в кружках, клубах, секциях

октябрь

Детские организации, школьные объединения, СДК, социальный педагог, завуч по ВР

Вовлечение учащихся группы риска в деятельность различных кружков, клубов, секций

В течении года

Контроль охвата кружковой работой всех склонных к правонарушениям учащихся

В течении года

- психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье

Родительские собрания в классах на темы, предложенные классными руководителями

Один раз в месяц.

Соц.педагог

Зам.директора по ВР.

Общешкольные родительские собрания.

По общешкольному плану

Зам.директора по ВР,

Соц.педагог

Лекция для родителей «Психологическая готовность к сдаче экзаменов»

Март

Кл.руководитель, соц. педагог

- пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешного  социализации детей и подростков

Неделя Семьи

май

Кл. рук., зам директора по ВР, вожатая, социальный педагог

Участие в акции «Мы за здоровый образ жизни!»

По плану КМП

Специалисты КМП

Просмотр видеофильмов о ЗОЖ

В течении года

Классные руководители, соц. педагог

Встречи, беседы со специалистами по вопросам ЗОЖ

2 раза в год

Специалисты реабилитационного центра

- вовлечение обучающихся в творческую деятельность как профилактика девиантного поведения

Соц. педагог

Участие в учащихся в районных конкурсах, фестивалях, сельских концертных программах

По плану КМП и СДК

Сотрудничество при проведении общешкольных мероприятий, вечеров, праздников

В течении года

Создание и выпуск журнала «Школьный звонок»

1 раз в четверти

Шефская работа над ветеранами ВОВ (помощь, поздравление), помощь пожилым людям

В течении года

Завуч по ВР, вожатая, социальный педагог

Сотрудничество с детским садом (помощь, праздники, игры с детьми)

В течении года

Завуч по ВР, вожатая, социальный педагог

Неделя Добра

Организация работы

ТШО

апрель

Библиотека, вожатая, зам директора по ВР

Соц.педагог

6.4.«Подросток»

Цель подпрограммы: комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • защиту прав и законных интересов детей и подростков, а также  детей оставшихся без попечения родителей;
  • профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков;
  • социально-психологическая помощь неблагополучным семьям
  • координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ: 


№/п

               Мероприятия

        Сроки

    Ответственный

1.

Формирование базы данных:
• Численность детей в возрасте от 6 до 18 лет не обучающихся в школе, не посещающих МОУ; 
• Учащиеся, не посещающие  школу без  уважительной причины;  
• Список детей, стоящих на учете в КДН, в УВД, группа «риска»;
• Малообеспеченные, многодетные, неполные семьи; 
• Опекаемые дети; 

Август, сентябрь

Зам. директора по ВР, социальный педагог.

2.

Составление плана совместной деятельности МОУ СОШ с КДН

Сентябрь

Социальный педагог

4.

Проведение анализа успешности социальной адаптации выпускников МОУ СОШ за предыдущий учебный год.

Сентябрь

Зам.  директора  по УВР.

5.

Проведение ежегодной операции «Подросток»,  акция «Помоги собраться в школу».

Ежегодно, август.

Администрация  школы.

6.

Изучение досуга несовершеннолетних, состоящих на учете  в КДН,УВД, детей из неблагополучных семей. Обеспечить вовлечение указанной категории несовершеннолетних в занятия кружков, секций, работающих в МОУ и  учреждениях  дополнительного  образования города.

Сентябрь, октябрь.

Социальные педагог

7.

Организация  и   проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни, патриотическому воспитанию, стимулированию правопослушного поведения учащихся.

В течение  года.

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

8.

Заседания   Совета  профилактики.

2 раза  в  месяц.

Зам. директора по ВР.

9.

Организация  рейдов 

1 раз в четверть.

Зам. директора по ВР.

10.

Классные часы «Нормативно-правовые документы по профилактике правонарушений и преступлений»

В течение года

Классные  руководители.

11.

Проведение  информационных  встреч  с  представителями  УВД.

В течение  года.

 Социальные педагог

2. Организация контроля и мониторинга ситуации, складывающейся  в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.


№/п

        Мероприятия

    Сроки

Ответственный

1.

Совершенствование системы мониторинга и анализа состояния преступности и правонарушений, выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений и безнадзорности среди несовершеннолетних.

 В течение  года

Администрация.

2.

Продолжать формирование и корректировку банка данных и своевременное его пополнение на выявленные семьи, находящиеся в социально опасном положении и нуждающиеся в государственной поддержке, неблагополучные семьи, где родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей, отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними

В течение  года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, инспектор.

3.

Постоянно проводить рейды по проверке неблагополучных семей имеющих несовершеннолетних детей.

Постоянно

Зам. директора по ВР, социальный педагог, инспектор.

4.

 В целях охраны прав и законных интересов детей и подростков, находящихся под опекой и попечительством осуществлять проверки условий их жизни, оказывать социально –реабилитационную помощь.

2 раза  в  год.

Социальный педагог.

5.

Анализировать занятость учащихся (в т.ч. детей группы риска) в кружках, спортивных клубах и т.п.

Постоянно

Зам. директора по ВР.

3.Создание условий для профилактики детской безнадзорности, эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в социально – опасном положении.


№/п

       Мероприятия

       Сроки

    Ответственный

1.

 Совершенствовать систему трудоустройства несовершеннолетних в летний период и организацию каникулярного отдыха детей «группы риска».

Ежегодно, май – август.

Администрация школы.

2.

Совершенствовать методику работы с родителями из неблагополучных семей, детей «группы риска», родительской общественностью по проблемам воспитания детей.

Постоянно

Зам. директора по ВР.

3.

Обеспечение детей из крайне нуждающихся семей бесплатным питанием.

Постоянно

Социальный педагог.

4.

Осуществлять контроль посещаемости занятий, текущей успеваемости, кружков, секций детей из социально-неблагополучных семей.

Постоянно

Зам. директора по ВР, социальный педагог.

5.

Помощь в выборе дальнейшего  профессионального  пути.

Постоянно

Социальный педагог.

6.

Привлечение детей группы риска к классным и общешкольным мероприятиям.

Постоянно

Классные  руководители.

4. Работа с социально-неблагополучными семьями. 


№/п

        Мероприятия

       Сроки

Ответственный

1.

Заполнение карточек учета социально-неблагополучных семей.

Сентябрь, январь.

Социальный педагог.

2.

 Индивидуальные собеседования, консультации с  родителями  по проблемам воспитания в семье.

Постоянно.

Классные  руководители, психолог.

3.

Заседания Родительского комитета  с приглашением родителей из социально-неблагополучных семей по рассмотрению вопросов о негативных  явлениях  в  семейных  отношениях.

1 раз в четверть.

Председатель родительского комитета.

4.

Анкетирование уч-ся «Я и моя семья».

Март.

Социальный  педагог.

5.

Приглашения на родительские собрания родителям из социально-неблагополучных семей.

 

Постоянно.

Социальный педагог.

6.

Диагностика причин  неблагополучия.

Постоянно.

Психолог.

 5. Работа с детьми группы риска.

№/п

       Мероприятия

      Сроки

   Ответственный

1.

Составление картотеки и сводных таблиц на детей группы риска.

Сентябрь.

Социальный педагог.

2.

Контроль посещаемости занятий, текущей успеваемости детей группы риска.

Постоянно

Классные  руководители.

3.

Вовлечение детей группы риска в кружки, секции и учреждения  дополнительного  образования  города.. Контроль посещаемости кружков и секций.

 

Постоянно.

Классные  руководители.

4.

Выявление фактов конфликтов среди учащихся и решение проблемы школьной дезадаптации.

Постоянно.

Администрация, психолог.

5.

Планирование занятости детей группы риска в каникулярный  и летний  период.

Постоянно.

Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог.

6.

Вовлечение детей группы риска в классные и общешкольные мероприятия.

Постоянно.

Классные  руководители.

6. Профилактика алкоголизма и наркомании.

№/п

             Мероприятия

        Сроки

     Ответственный

1.

Выявление несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки. Проведение групповой и индивидуальной профилактической работы среди подростков и родителей.

Постоянно

Социальный педагог, психолог, школьный врач, инспектор по делам несовершеннолетних.

2.

Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании: беседы, классные часы, через родительский Всеобуч.

 

 

Ежемесячно

Классные  руководители.

3.

Проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни в подростковой и молодежной среде: акция «Будем  жить!», «Подросток», спортивные соревнования, туристические походы, Дни здоровья.

В  течение  года.

Зам. директора по ВР, старшие  вожатые, медицинские  работники.

4.

Собеседования с родителями: 
-Свободное время подростков, как его использовать; 
-Микроклимат в семье; 
-Конфликтные ситуации и как их разрешить;
-Авторитет родителей; 
-Спорт в семье. И др.

Ежемесячно

Классные  руководители.

5.

Организация выпуска газет, молний на тему здорового образа жизни.

1  раз  в  четверть

Детские  объединения.

6.

Заслушивание информации об обстановке нарко- и алкогольной зависимости на заседаниях, совещаниях, педагогических советах.

Сентябрь, февраль.

Администрация  школы.

7. Профилактика безнадзорности и беспризорности.


№/п

        Мероприятия

      Сроки

Ответственный

1.

Заслушивание на совещаниях, планерках, педсоветах   информации об исполнении ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в т.ч. в части своевременного реагирования на факты самовольных уходов несовершеннолетних из школы, семьи.

1 раз в четверть.

Зам. директора по ВР.

2.

Совместные  рейды  с ТУ СЗН, УВД  по выявлению мест сбора подростков с девиантным поведением, по социальному патронажу семей, в которых воспитываются несовершеннолетние.

 

1 раз  в  четверть.

Зам. директора по ВР, Социальные педагог

3.

Информационные  встречи   правоохранительных  органов  с  подростками.

1 раз в полугодие.

Социальные педагог

4.

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних в летний период.

В течение  лета.

Зам. директора по ВР, социальный  педагог

Анализ деятельности социально-педагогической службы КОУ «Чекрушанская средняя общеобразовательная школа» по реализации и эффективности программы социально-педагогического сопровождения  образовательного процесса «МЫ ВМЕСТЕ»

На базе КОУ «Чекрушанская средняя общеобразовательная школа» с 2007 по 2012 учебный год реализована комплексная программа социально-психологического сопровождения образовательного процесса «Мы вместе»,  целью которой было создание условий для совершенствования возможностей ребёнка  и его окружения в решении проблем социальной жизни, содействие созданию условий для формирования благоприятной, педагогически целесообразной социальной среды. Руководство программой осуществлялось социальным педагогом в сотрудничестве с администрацией школы, педагогическим коллективом, ведомственными организациями.

Программа призвана содействовать:

  • социальной защите прав ребёнка.
  • социальной поддержке детей и подростков, оказанию помощи в преодолении трудностей в процессе их личностного роста, системному проведению мероприятий по нормализации их  социальной жизни, созданию условий  для их социального развития и формирования;
  • профилактике безнадзорности и правонарушений.

Данная программа ориентирована на организацию содержательного досуга детей, на воспитание физически здорового человека, профилактику правонарушений и преступлений, направлена на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех учащихся в учебно-воспитательный процесс. В результате чего программа получила название «Мы вместе».

Программа была рассчитана на 5 лет с 01.09.2007 года по 31.07.2012 года. Этапы: I – подготовительный (2007-2008 уч.год);  II – внедрение (2008-2011 уч.г.г);  III отслеживание и анализ результатов (2011-2012 уч.год).

Программа СПС включает в себя деятельность по формированию здорового образа жизни, социализации обучающихся, профилактике правонарушений, по охране прав и законных интересов детей и подростков, профессиональному самоопределению обучающихся.  С целью решения поставленных задач были реализованы соответствующие подпрограммы.

«Выбираем здоровый образ жизни!» (рассчитана на учащихся 5-11 классов)

Цель: воспитание личной ответственности за собственное здоровье и благополучие, приобретение навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.

Анализируя данные таблицы 2., видим, что процент абсолютно здоровых детей в школе не велик (менее 50%) и на протяжении последних лет практически не изменяется.

Таблица 1.

Группы здоровья учащихся КОУ «Чекрушанская СОШ»

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

1 группа здоровья

40%

38%

32%

32%

35%

2 группа здоровья

52%

54%

57%

57%

54%

3  группа здоровья

8%

8%

11%

11%

11%

В данной ситуации важной задачей стало сохранение здоровья обучающихся, профилактику и формирование у детей и подростков стойкого положительного отношения к ЗОЖ.

Ежегодно проводился мониторинг здорового образа жизни обучающихся 5, 8, 11 классов (Радоман Г.А., Долбешкина Н.А. Диагностика «Ориентация обучающихся на здоровый образ жизни». (Диаграмма 1)

Диаграмма 1.

«Ориентация обучающихся на здоровый образ жизни»

Результаты мониторинга выявляют существующие проблемы: не соблюдение режима дня, правил личной гигиены, наличие вредных привычек (курение). За анализируемый период времени в КОУ «Чекрушанская СОШ» не зарегистрированы случаи употребления наркотических средств и злоупотребления алкогольными напитками.

В рамках реализации подпрограммы проведены беседы: «Как соблюдать режим дня», «О вредных привычках»,  «Мой досуг», «Личная гигиена»,  «Как быть здоровым», «Действие токсических средств на растущий организм», «Гигиена - это трудно», «Можно ли рисковать по-умному», «Я расту, а меняюсь»; тренинги:  «Как справиться с плохим настроением»,  «Культура свободного времени», «Что посеешь, то и пожнешь (будущее курильщика)», «Наказывать или лечить»,  «Каким ты выглядишь в глазах других», «Умеешь ли ты сказать «Нет»?»;   общешкольные мероприятия: «Суд над сигаретой», диспут-клуб «СПИД и ВИЧ – что это такое?»; встречи со специалистами Тарской ЦРБ, психологами Тарского реабилитационного центра; школьные акции «Мы против наркомании», «Мы против алкоголизма», «Мы  против табакокурения»; конкурсы листовок, плакатов, рисунков «Антиреклама табака, алкоголя, наркотиков».

Обучающиеся школы принимали активное участие в районных акциях и мероприятиях, посвященных формированию ЗОЖ.

80% обучающихся посещают спортивные секции и кружки на базе школы и Тарской ДСШ.

Результатом реализации данной подпрограммы является:  

- увеличение количества детей, привлеченных к активным занятиям физической культурой и спортом;

- уменьшение количества детей, имеющих склонности к вредным привычкам;

- создание технологий мониторинга состояния здоровья детей;

- проведение мероприятий комплексного характера, пропагандирующих здоровый образ жизни.

«Твой выбор – твое будущее» (рассчитана на учащихся 8-11 классов)

Цель: создание эффективной системы профессионального сопровождения учащихся в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда.

Основными направлениями профориентационной работы  в Чекрушанской школе являются:
- Профессиональное просвещение.
- Профессиональная диагностика и профконсультирование.
- Профессиональная адаптация.

Получению учащимися определённого жизненного опыта в процессе моделирования различных жизненных ситуаций способствует проведение  классных часов и тренинговых занятий:
«Этот удивительный мир профессий», «Мы выбираем», «Ты и твоя будущая профессия», практикумов «Составление профессионального резюме», «Составление правил техники безопасности», социально-психологических игр, проводимых в рамках реализации программы психолого-педагогического сопровождения выпускников в период подготовки к ЕГЭ.

Профессиональное самоопределение учащихся формируется в ходе проведения экскурсий на предприятия города и села, в учебные заведения, организации встреч со специалистами центра «Ориентир» и службы занятости Тарского района.

Проведены родительские собрания «Помощь семьи в профессиональной ориентации подростка», «Профессии, которые выбирают наши дети».

С целью формирования навыков адаптации в процессе трудовой профессиональной деятельности и активной, ответственной жизненной позиции учащихся ежегодно организовываются летние трудовые отряды «Мастерок» (для детей до 14 лет) и трудовые отряды старшеклассников (от 14 до 18 лет). Ребята заняты на благоустройстве села, убирают территорию памятника, школы и поселения,  выполняют несложные ремонтные работы. Количество ребят  занятых в трудовых отрядах постоянно увеличивается (Диаграмма 2).

Диаграмма 2.

Количество детей занятых в трудовых отрядах

Ежегодно учащиеся 5-11 классов проходят трудовую практику в школе.

Анализируя занятость выпускников после окончания школы, можно отметить, что большинство ребят продолжают свое обучение, за исключением призванных на службу в ряды РА (диаграмма 3).

Диаграмма 3.

Количество выпускников, продолживших обучение в средних и высших учебных заведениях (%)

Результативность подпрограммы:

- повышение мотивации к труду обучающихся школы;

- расширение представлений учащихся  о собственной личности;
- получение информации о профессиях и профессионально важных качествах;
- осознание профессиональных целей и путей их достижения с учётом своих личностных возможностей;
- расширение знаний о развитии рынка труда, овладение знаниями о  мерах безопасности на производстве, на предприятии, на  своём месте работы;

- осознанный выбор будущей профессии.

 «В мире людей» (учащиеся 1-11 классов)

Цель: формирование чувства защищенности обучающихся в социальной среде, через формирование системы знаний и навыков общения в обществе.

Основные направления подпрограммы:

- формирование жизненных ориентиров,  идеалов, ценностей;

- создание условий для успешной адаптации учащихся на различных этапах обучения;

- осуществление занятости детей и подростков, оказание помощи в самостоятельной организации досуга и развлечений.

В основу программы положена личностно - ориентированная модель воспитания и современные подходы к ее реализации: гуманистический, компетентный, деятельный, индивидуально-дифференцированный.

В рамках данной подпрограммы совместно с классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе, социальным педагогом организованы и проведены классные часы: « Правила поведения учащихся. Устав школы", Я в мире: мир во мне", "А в жизни самое главное, наверное, жизнь сама", «Современные нормы поведения в разных жизненных ситуациях»,  «Культура речи, жаргоны», "Что такое человеческие ценности", Викторины: «Силен ли ты в Этикете?», "Юристом можешь ты не быть, но законы знать обязан" (Кодекс РФ об административных правонарушениях), "Ты имеешь право" (по Конвенции о правах ребенка) и др.

Для определения интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении, типологии семей, их социокультурного и педагогического портрета изучается социальная обстановка в школе и социуме, психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся и социальной микросреды, условия жизни (используются диагностики по определению: уровня толерантности, коммуникативного контроля, социализированности личности учащихся, сфер интересов, уровня  воспитанности, уровня мотивации к обучению, микроклимата в классах, социометрии, психодиагностический тест В. Мельникова и Л. Ямпольского, выявление робости, расторможенности; шкала одиночества Д. Расе, Л. Пепо, М. Фергюсон, выявление: тревожности, социальной изоляции, депрессии, скуки;  тест «Конфликтная ли вы личность?»).  

Процесс формирования жизненных ориентиров,  идеалов, ценностей позволяет контролировать изучение уровня воспитанности. Уровень воспитанности ученика Чекрушанской школы определяется по 7 показателям (гуманность, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, целеустремленность, эстетическое развитие, физическое развитие) по 5-ти бальной системе (Таблица 3). Анализируя данные диагностики за последние пять лет, можно сделать следующие выводы: воспитанность в школе формируется на оптимальном уровне; наиболее низкие показатели отмечаются по таким критериям как дисциплина, ответственность и целеустремленность; наиболее высокие показатели по критериям: гуманность и физическое развитие.

Таблица 3.

Уровень воспитанности учащихся Чекрушанской школы (2007-2012 г.г.)

2007

2008

2009

2010

2011

2012

1 класс

4.0

4.2

4.2

4.3

4.3

4.0

2 класс

3.8

3.8

4.1

4,2

4.3

4.3

3 класс

4.1

4.0

3.9

4.1

4.4

4.4

4 класс

4.0

4.1

3.9

3,8

4.1

4.0

5 класс

4.3

4.1

4.3

4,2

4.4

4.1

6 класс

4.1

4.3

4.3

4,2

4.0

4.3

7 класс

3.9

4.0

4.3

4,0

4.2

4.2

8 класс

4.1

4.2

4.3

4.3

4.0

4.3

9 класс

4.3

4.1

4.3

4.0

4.3

4.2

10 класс

4.0

4.3

4.3

4.0

4.4

4.4

11 класс

4.2

4.1

4.3

4.2

4.2

4.3

Общий балл

4.1

4.1

4.2

4.1

4,2

4.2

Уровень воспитанности

Опт

Опт

Опт

Опт

  Опт                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Опт

Изучение уровня социализированности обучающихся позволяет сделать вывод, что в большинстве своем учащиеся знают как необходимо вести себя в той или иной ситуации, разбираются в понятиях добра и зла, понимают степень ответственности за свои поступки, но не всегда пользуются своими знаниями и умениями в возникающих жизненных ситуациях (Диаграмма 4).

Диаграмма 4.

Социализированность личности учащихсяЧекрушанской школы (%)

С целью определения уровня адаптации учащихся 1, 5, 10 классов, уровня подготовки дошкольников к обучению в школе, уровня готовности учащихся 4 класса к обучению в среднем звене проводятся диагностические мероприятия и по результатам диагностирования организовываются психолого-педагогические консилиумы. Используются диагностики по изучению уровня мотивации к обучению, сформированности ЗУН, микроклимата в классе, собеседования с родителями и др.

С 2010 года в школе реализовывается программа по психолого-педагогическому сопровождению выпускников ОУ в период подготовки к единому государственному экзамену, разработанная социальным педагогом. Данный опыт получил распространение среди школ города и района  (КОУ «Ложниковская СОШ», КОУ «Самсоновская СОШ», КОУ «Заливинская СОШ», Школа №5 г. Тары и др.).

Учащиеся школы создают и реализуют социальные программы и проекты, основная цель которых – развитие социально ценностной деятельности обучающихся и взрослых: 2009 год - проект «Исчезнувшие деревни» ( результатом проекта стала установка Памятных знаков на месте исчезнувших деревень Красный Партизан и Аширово, материалы экспедиции оформлены в виде видеоролика и приняли участие в национальном  конкурсе видеопроектов «Новое пространство России»);  2010 год -  проект экспедиции «Мы за чистые озера! Проблемы озера Петровское». Организован совместно с Тарским Центром детского творчества

С целью создания благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в детском коллективе и атмосферы творчества организован подростковый клуб «МИР», участники клуба дважды становились лауреатами районного фестиваля творчества школьников «Мы все талантливы», в 2007 году отмечены Почетной грамотой Комитета по молодежной политике, заняли 3 место в фестивале «Красота спасет мир».; в 2008, 2009 г.г. школьная газета «Блок.Ноt» становилась победителем конкурса «Инициатива молодых» на районном Форуме молодежных общественных средств массовой информации.

Диаграмма 5.

Вовлечение учащихся в социально-значимые виды деятельности (кол-во, чел.)

Проводимая работа по организации занятости детей во внеурочное время имеет свои результаты: 97% обучающихся в 2012 году заняты в кружках и клубах по интересам, спортивных секциях при Чекрушанской, посещают Школу искусств, Дом творчества, Станцию юных натуралистов, СДЮШ в городе Таре. (Диаграмма 6)

Диаграмма 6.

Вовлеченность учащихся Чекрушанской школы в кружковую работу (%)

В конце учебного году проводится изучение удовлетворенности учащихся и родителей школьной жизнью. Результаты помогают скорректировать план работы на следующий учебный год.

Удовлетворенность учащихся школьной жизнью

Таблица 4.

№ п/п

Вопросы

2008

2009

2010

2011

2012

1

Я иду утром в школу с радостью.

3,00

2,94

3,43

3,72

3,40

2

В школе у меня обычно хорошее настроение.

3,14

3,12

3.52

3,72

3.52

3

В нашем классе хороший классный руководитель.

4,00

3,98

4.25

4,30

4.25

4

К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

3,66

3,56

4,00

4,25

4,02

5

У меня есть любимый учитель.

3,56

3,56

4.15

4,25

4.15

6

В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

3,29

3,29

3.65

3,80

3.65

7

Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

3,50

3,59

3.87

4,05

3.87

8

У меня есть любимые школьные предметы.

4,18

3,78

4,18

4,30

4,28

9

Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

3,70

3,56

3.99

4,35

3.90

10

На летних каникулах я скучаю по школе.

3,16

2,84

3,44

3,50

3,54

У> 3 – высокая степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью;

У > 2 – средняя степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения

Таблица 5.

№ п/п

Вопросы

2008

2009

2010

2011

2012

1

Класс, в котором учится наш     ребенок, можно назвать дружным.

3.78

3,24

3.78

3,85

3,54

2

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

3.79

3,43

3.79

3.85

3,43

3

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

3.98

3,74

3.98

4,15

3,74

4

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.

3.91

3,95

3.91

4,25

3,95

5

В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.

4.08

3,94

4.08

4,05

3,94

6

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе вашего ребенка.

3.83

3,46

3.83

4,15

3,46

7

Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

3.49

2,68

3.49

3,35

2,68

8

Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

3.77

3,,41

3.77

4,10

3,,41

9

В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

3.85

3,78

3.85

4,15

3,78

10

В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш  ребенок.

3.9

3,89

3.9

4,25

3,89

11

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

3.9

3,68

3.9

4,15

3,68

12

В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

3.9

3,84

3.9

4,20

4,04

13

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

4

3,78

4

4,45

4,18

14

Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

4

3,74

3.99

4,25

4,24

15

Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

3.83

3,59

3.82

4,35

4,10

У = 3 или больше – высокий уровень удовлетворенности родителей деятельностью школы

У = 2 или больше – средний уровень удовлетворенности родителей деятельностью школы;

У < 2 – низкий уровень удовлетворенности родителей деятельностью школы.

Результативность подпрограммы:

- успешная адаптация учащихся на разных этапах обучения;

- формирование воспитанности учащихся на оптимальном уровне;

- увеличение количества учащихся занятых во внеурочное время;

- увеличение количества учащихся вовлеченных в социально-значимые виды деятельности;

- снижение количества учащихся, состоящих на внутришкольном контроле (данные социального паспорта представлены ниже).

«Подросток» (учащиеся 1-11 классов)

Цель подпрограммы: комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе.

Программа направлена на решение следующих задач:

- защиту прав и законных интересов детей и подростков, а также  детей оставшихся без попечения родителей;

- профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков;

- социально-психологическая помощь неблагополучным семьям

- координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

 Для достижения поставленных целей и задач изучается социальная обстановка в школе и социуме, проведение диагностик и исследование существующих проблем.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Чекрушанская средняя школа расположена в 6 км от районного центра Тара на территории Чекрушанской сельской администрации. В школе обучаются дети из села Чекрушево, деревни Петрово и базы отдыха Лесная поляна.

Таблица 6.

Данные социального паспорта школы 2007-2012 г. г.

Графа паспорта

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Всего детей

113

110

104

106

104

Всего семей

98

96

93

94

94  

Многодетных семей на территории поселения

11

11

10

7

10

Детей в многодетных семьях (обучающихся)

12

12

12

10

17

Дети из малообеспеченных семей

35

30

25

26

21

Находятся на опеке

7

7

5

5

5

Дети-инвалиды

1

1

1

1

1

На учете в школе (ВШК)

32

29

28

28

21

На учете ПДН, КДН

нет

1

нет

нет

1

Детей из полных семей

79

73

70

70

72

Количество семей, состоящих на учете сельской КДН

10

10

8

8

6  

Количество родителей, состоящих на учете в ПДН

нет

нет

нет

нет

нет

Количество родителей, лишенных

родительских прав.

1

нет

нет

нет

нет

Количество семей, состоящих на учете в областном банке данных

6

6

6

3

3

Количество дел, представленных социальным педагогом на рассмотрение в КДН

5

5

6

7

6

Количество заседаний комиссии по ДН при сельской администрации

Рассмотренных заявлений

4

31

4

50

4

43

4

58

4

61

По данным таблицы мы видим, что в школе учатся дети, требующие особого внимания: дети из многодетных, малообеспеченных и асоциальных семей, учащиеся состоящие на ВШК и учете в ПДН, дети-инвалиды, опекаемые.

Сравнивая данные социального паспорта школы, наблюдаем уменьшение  числа семей «группы риска», отсутствие родителей, состоящих на учете в ПДН, меньшее количество  малообеспеченных семей. Увеличилось количество детей, проживающих в многодетных семьях. Уменьшилось количество опекунских семей. Отмечается небольшой рост дел, оформленных социальным педагогом для рассмотрения в КДН.

В 2008 и 2011 годах учащийся 6 и 8 класса соответственно, были поставлены на учет в районной КДН,  по результатам проведенной профилактической работы решением комиссии ученики сняты с учета.

В школе создан Совет,  на заседаниях которого рассматриваются вопросы профилактики правонарушений и безнадзорности, работающий по плану. На Совет профилактики приглашаются учащиеся и их родители, нуждающиеся в педагогической помощи.

Утверждено Положение о порядке постановки учащихся на внутришкольный учет и снятие с учета. Разработаны планы профилактической работы с учащимися,  состоящими на ВШК, план работы с родителями, а также разработаны, утверждены и реализованы планы совместной деятельности по профилактике семейного неблагополучия, правонарушений и предупреждению подростковой преступности с МО МВД России «Тарский», Тарским социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, районной комиссией по делам несовершеннолетних.

Повышению эффективности деятельности школы по данному направлению способствует четко отлаженная  взаимосвязь  социального педагога с классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе, который выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов — психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности.

Организация сотрудничества социального педагога

 КОУ «Чекрушанская СОШ» с заинтересованными организациями

- Отдел охраны прав детства (совместные рейды по неблагополучным семьям в д. Петрово и с. Чекрушево; составление отчетов по опекунским семья, участие в районных и областных конкурсах опекаемых детей);

- Социально-реабилитационный центр (совместные рейды в неблагополучные семьи, психолого-педагогическое консультирование специалистами центра детей, стоящих на ВШК и контроле классных руководителей, тренинговые занятия для старшеклассников), размещение детей в центре; проведение профилактической работы (лекции, беседы, выступления перед учащимися, педагогами) специалистами и психологами Тарского реабилитационного центра (2010): «Наркомания  - бич современности»; «Кто он, настоящий верный друг?» (2011). «Выбор профессии -ответственное дело»; «Взаимоотношения в классе»; «Права несовершеннолетних» (2012);

- Комитет по молодежной политике (участие в конкурсе грантов по организации летнего отдыха детей) оформление документов для трудового отряда подростков и палаточного лагеря «Шторм»), участие в конкурсах и фестивалях;

- Районная КДН (совместные рейды в неблагополучные, оформление на районную комиссию по делам несовершеннолетних учащихся по поводу совершения ими административного нарушения, родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей, проведение профилактической работы, привлечение на районную комиссию по делам несовершеннолетних учащихся нарушающих Устав ОУ; участие в заседании выездной районной комиссии);

- Местная КДН (организация и участие в заседаниях комиссии по решению вопросов успеваемости и посещаемости учащихся школы, отношению родителей к воспитанию детей);

- Сельская администрация (решение вопросов социальной защиты детей; сотрудничество в подготовке школьных мероприятий);

- Участковый инспектор (рейды, беседы с учащимися о режиме дня, индивидуальные беседы с учащимися группы риска)

- Чекрушанский ФАП (участие в рейдах, информация о ситуациях в неблагополучных семьях, вакцинация, диспансеризация, составление карт здоровья обучающихся школы)

- привлечение специалистов Тарского реабилитационного центра для несовершеннолетних, инспекторов КДН и ПДН, инспекторов комитета охраны и защиты прав детства  к проведению рейдов, с целью проверки несовершеннолетних и их семей, состоящих на внутришкольном учете  и профилактическом учете, совместно с администрацией школы и классными руководителями (1 раз в месяц).

Проведенная работа по реализации данной подпрограммы позволила:

-сократить  численность детей и семей, состоящих на учете в областном  банке данных;

-уменьшить  количество детей, находящихся на внутришкольном контроле;        

-создать в школе систему работы с детьми «особой заботы».

Подводя итоги реализации программы «Мы вместе» отмечаем

  • положительную динамику изменений отношения детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям;
  • улучшение социально-психологической обстановки в школе, социуме;
  • увеличение процента учащихся и взрослых вовлеченных в различные виды деятельности;
  • увеличение количества детей, привлеченных к активным занятиям физической культурой и спортом;
  • уменьшение  количества детей, находящихся на внутришкольном контроле;
  • уменьшение количества детей, имеющих склонности к вредным привычкам;
  • 100% занятость учащихся по окончании обучения в школе.

Казенное образовательное учреждение

«Чекрушанская средняя общеобразовательная школа»

Тарского муниципального района Омской области

646504, улица Первомайская, 29 село Чекрушево,

Тарский район, Омская область, телефон 8(3871) 57-5-47

ЗАЯВКА

на участие в муниципальном конкурсе

«Современный классный руководитель – 2013»

Номинация:

«Реализация программ превентивного образования в профилактике зависимостей и правонарушений, совершенных несовершеннолетними»

Программа представлена заместителем директора по воспитательной работе КОУ «Чекрушанская средняя общеобразовательная школа» Поляничкиной Олесей Вениаминовной

Директор школы:                        Т.А. Шайснер



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Вместе, но не вместо"

Как помочь ребенку  в выборе профессии?...

«"АНСАМБЛЬ" – ЭТО ЗНАЧИТ "ИГРАЕМ ВМЕСТЕ", А ВМЕСТЕ, КОНЕЧНО, ИГРАТЬ ИНТЕРЕСНЕЙ!»

Сценарий тематической лекции-концерта ансамблевой музыки учащихся и преподавателей отделения духовых инструментов ДМШ....

Статья по музыке на тему:« Вместе с ней, вместе с мамочкой моей».

В статье дан материал из опыта работы. Рекомендован музыкальным руководителям....

"Вместе с мамой, вместе с папой..."

Консультация для родителей...

"Вместе жить, вместе и умирать"? Урок-дискуссия по творчеству А.С. Пушкина между учащимися 9 и 11 классов.

Цель этого урока - развитие коммуникативной и дискуссионной культуры. На примере произведений А.С. Пушкина учащиеся попытаются обсудить актуальность семейных ценностей сегодня....

Внеклассное мероприятие «Вместе дружно поживаем, вместе книжечки читаем!»

Описание материала: Данное мероприятие проводится в детском доме или школе-интернате, где наряду с детьми участвуют и педагоги. Для нашей школы – это обычная практика, поэтому  мероприятия ...