Формирование нравственной культуры старших школьников средствами математики
материал (11 класс) на тему

«Нравственность — это внутренние, духовные качества,

которыми руководствуется человек, этические нормы,

правила поведения, определяемые этими качествами».

Ожегов С.И.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование нравственной культуры старших школьников средствами математики: теория и практика.

Слепченко Галина Александровна,

учитель математики

ГБПОУ МССУОР № 1,город Москва

«Нравственность — это внутренние, духовные качества,

которыми руководствуется человек, этические нормы,

правила поведения, определяемые этими качествами». 

Ожегов С.И.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.

На сегодняшний день, актуальными являются проблемы нравственности. Особую тревогу вызывает «омоложение» различных пороков, то, что они становятся достоянием молодежи, подростков. Во многом это следствие утраты веры в традиционные, социальные и моральные ценности, которым отдельная личность далеко не всегда в состоянии найти достойную замену. Формирование духовно-нравственной культуры детей - одна из важнейших задач, стоящих перед школой.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания остается неизменно острой на протяжении всего развития педагогической науки и практики. В связи с этим я решила изучить эту тему и разработать систему эффективных методов и приемов, направленных на развитие духовно-нравственных  качеств  старших школьников на  уроках математики.

Для того чтобы формировать духовно-нравственное воспитание учащихся, следует определить сущность понятия «нравственность».

Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю».  

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

патриотизм

коллективизм

долг

совесть

вежливость

честь и достоинство

благородство

великодушие

Основные

моральные качества

человека

культура чувств

      чувство эмпатии

терпимость

чуткость

сочувствие  

скромность

уважение народных традиций

        

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. Нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

Нравственное воспитание, по мнению ученого-педагога Ильиной Т.А., «предполагает целенаправленную деятельность воспитателей по формированию у воспитанников системы нравственных представлений, развитию нравственных чувств, выработке правильных оценок и отношений, которые могут служить в жизни руководством к действию».

Личность ребенка проявляется во взаимодействиях и взаимоотношениях, возникающих в основных видах детской деятельности: учении, внеурочной деятельности, труде, общественной деятельности в коллективе, в семье и на улице. Общая оценка тенденций нравственного развития существенно дополняется, конкретизируется более четко выражается оценкой деятельности ребенка в целостном учебно-воспитательном процессе. Оценка нравственных качеств детской личности может быть выражена в виде «формулы нравственной воспитанности» или «формулы поведения», представленной в схеме.

Оценка сущности личности и поведения как «примерное».

Одним из основных общеобразовательных предметов в старших классах является математика. Уроки математики приобщают спортсменов  к духовному богатству народа, формируют их нравственный мир, обогащают опытом восприятия жизни, способствуют воспитанию у подростков добрых чувств, нетерпимости к проявлениям жестокости, эгоизма, равнодушия.

Для развития нравственных качеств школьников на уроках математики   мною были использованы математические задачи с практическим содержанием.

Большую духовно-нравственную направленность, на мой взгляд, имеют задачи, решение которых предполагает рассмотрение интересных фактов, эпизодов из истории России, родного края, истории Олимпийского движения.  Я выбираю тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. На моих уроках, например, учащиеся узнают много нового о православных праздниках, истории нашего города и т.д. Надо только тщательно продумать выбираемый материал, чтобы избежать искажения самой идеи, как это бывает, когда конкретное содержание задачи мало естественно, "притянуто за волосы" или когда задача, сообщая достаточно интересные цифры и факты, ставит по поводу них такой вопрос, который явно не имеет ни непосредственного интереса, ни какого-либо практического значения.

Использование перечисленных методов и приемов  работы позволило расширить объем нравственных понятий детей. На уроке мы стремились к тому, чтобы учащиеся понимали не только решение задач по математике с практическим уклоном, но и духовно обогащались. 

        Моя работа в качестве учителя математики в Московском среднем специальном училище олимпийского резерва № 1 показала, что подростки охотнее решают задачи, которые имеют уклон на родной край, на культуру нашей стране. Чтобы осуществлять воспитание подростков   на   уроках   математики   в старших классах, надо в первую очередь  заинтересовать самим предметом. За время обучения в школе  ученик приобретает большое количество знаний, но главенствующим должно быть формирование Человека, а учитель должен воспитывать и формировать его душу.

        С практической точки зрения моя проделанная работа, подробная подборка задач с уклоном на формирование нравственных качеств может быть использована в других школах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-правовое образование как средство формирования нравственно-правовой компетентности школьника

Статья подготовлена для сборника Современная российская школа: социально-ориентированная модель управления: Сборник статей Шестых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления...

Формирование информационной культуры младших школьников средствами проектной деятельности

В данной статье обобщен материал, позволяющий показать возможности использования проектной деятельности в качестве средства формирования информационной культуры младших школьников....

Статья "Формирование нравственности и патриотизма школьников средствами туристско-краеведческой деятельности."

Статья "Формирование нравственности и патриотизма школьников средствами туристско-краеведческой деятельности."(На примере деятельности МБОУ ДОД «Станция юных туристов» г. Мичуринска)...

Микрокурс "Формирование нравственной культуры школьников посредством микрокурса "На пути к нравственности""

Микрокурс «Формирование нравственной культуры школьников посредством микрокурса «На пути к нравственности. Четвертая ступень» направлен на гуманизацию гуманизация учебно-воспитательного процесса....

Формирование экологической культуры школьника средствами математики.

Воспитание экологической культуры в рамках классно урочной системы носит фрагментарный характер. В основном используется для реализации этой цели задачная технология. Причем экологическое содержание т...

Формирование коммуникативных навыков старших школьников средствами личностно-ориентированных педагогические технологии на уроках английского языка

Автор рассказывает о современных интерактивных технологиях на уроках пнглийского языка способствующих формированию коммуникативных навыков старших школьников...