РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
статья по теме

Захарова Марина Анатольевна

Захарова Марина Анатольевна,

учитель математики, МБОУ «Гимназия № 52», г. Казань

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Обычно обучение математике ограничивается решением пусть разнообразных,

но готовых, придуманных авторами учебников задач. Однако гораздо увлекательнее

и продуктивнее, осознав процесс математического творчества, научиться создавать

собственные задачи и теоремы, находить способы их решения.

П. М. Эрдниев

Воспитание нового человека, воспитание поколения людей, которое подня­лось бы на более высокий уровень образованности, культуры, профессионально­го мастерства - дело всего человечества, но фундамент, основу решения этой сложнейшей задачи должна создать школа. А это значит: формирование лично­сти учащихся стало главной ее задачей.

У школы есть две главные цели. Первая состоит в том, чтобы все учащиеся овладели основами наук, приобрели определенную сумму знаний, умений и навыков, развили свои физические и трудовые умения, приобрели зачатки трудо­вых и профессиональных навыков. Она осуществляется в процессе обучения различным учебным предметам, трудовой и профессиональной подготовки. Вто­рая цель состоит в том, чтобы воспитать каждого ученика высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Она обозначается как широ­ко воспитательная цель и реализуется не только в самом учебном процессе, но и в специальных воспитательных мероприятиях, выносимых за рамки учебы.

Таким образом, работа школы как бы делится на две части: на обучение и на воспитание учащихся. Конечно, они взаимосвязаны: например, результаты обу­чения во многом определяются характером, итогами широкого воспитания.

Изучение тем и разделов курса желательно начинать с постановки методи­ческих или мировоззренческих проблем, решение которых связано с теми кон­кретными знаниями, которые будут в них рассмотрены. Тем самым усвоение учебного материала приобретает осмысленный, целенаправленный характер.

Второй путь, еще более значимый и эффективный, - перестройка методов организации и проведение учебного процесса. Главное в нем - это изменение функций учителя и учащихся.

Считалось, что педагог должен образовать из ученика личность, обладаю­щую определенными качествами, с определенными потребностями, стремления­ми. Такой подход и такая аналогия теоретически несостоятельна, оскорбительна для человека, вредна в обучении и воспитании.

К сожалению, трактовка учащихся как «материала» для учителя достаточно существенно повлияла на практику организации и проведения учебного процес­са. Действительно, большинство учителей, объявив очередную тему урока, сами демонстрируют нужные опыты, примеры, задачи и т.д. ежедневно вплоть до 11 класса точно указывают, что ученики должны делать на занятии, что выполнить дома: что выучить, что решить, какие параграфы учебника прочесть, какие уп­ражнения разобрать. Никакой собственной инициативы при этом не допускается, она иногда даже наказывается: если, например, ученик вместо заданных упраж­нений сделал другие, которые он считает для себя полезными. Ежедневно уча­щихся случайным, выборочным способом опрашивают, проверяя их подготовку к уроку, их знания и умения по пройденному материалу. При этом ученики не знают, кого из них спросят, что будут проверять, какие вопросы зим зададут, ка­кие задачи придется решать. Если их спрашивают, то они, как правило, должны отвечать не то, что думают, а то, что есть в учебнике, что им рассказал учитель. Ребятам в этих условиях остается лишь бездумно выполнять все задания, все требования педагога, не проявляя ни контроля и бесспорно принимать оценки учителя. И все это потому, что ученика пока рассматривают как материал, как глину, из которой учитель-работник должен изготовить нужного человека. О ка­ком же целенаправленном развитие личности учащихся можно говорить, как при такой организации обучения развить у них творческую и общественную актив­ность, социальную зрелость? Если учеников лишают опыта жизни, право на са­модеятельность, на ошибку, как же тогда у них будет происходить становление самостоятельности и собственного мнения, ответственного отношения к себе, к своему труду?

Развитие и формирование ребенка, становление из него полноценной личности со своими убеждениями и взглядами, с хорошо развитыми познаватель­ными возможностями, хорошей памятью, гибким и глубоким мышлением и ярко выраженными индивидуальными способностями происходит лишь в процессе собственной деятельности: чем активнее ученик работает над собой, чем созна­тельнее он это делает, тем более полноценной личностью становится. Дня разви­тия творческих способностей учащихся, привития интереса к предмету жела­тельно применять различные формы проведения уроков, привлекать учащихся к подготовке докладов и рефератов об истории развития математики, о жизни и творчестве великих ученых-математиков. Если мы хотим- на своих уроках пробу­дить в ученике творческое начало, а затем всячески его развивать, то главное здесь не эпизодическое решение более или менее творческих задач, а на каждом уроке организовать такую математическую деятельность учеников, в которой они вынуждены творить, быть может, не замечая этого. На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа ученика. Многие учащиеся не всегда могут в процессе обучения на уроке проявить себя в силу своих личных особенностей. Когда они участвуют в подборе различных ма­териалов, то могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учат­ся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наибо­лее интересный материал по теме. А если у ребенка есть возможность выбора, то у него есть самостоятельность и ответственность.

Учителям следует иметь в виду условия эффективной организации учебного процесса, которые установят психологи. Укажу основные из них:

Эффективность учебного процесса во многом зависит от того, насколько сознательно учащиеся участвуют в нем, в какой степени цели обучения становятся для каждого ученика личностно значимыми, Поэтому необходимо так организовать учебу, чтобы учащиеся точно знали тот учебный минимум, которым они должны овладеть в результате изучения темы или раздела курса, знали те особые качества личности и привычки поведения; которые нужно выработать, зачем, почему и для чего это им нужно делать.

Очень важно, чтобы школьники различали результат и  метод, с помощью которого получен этот результат. Поэтому, изучая какой-либо закон, выводя формулу, решая задачу, надо делать так, чтобы приучить видеть не только конечный итог работы, но и тот общий прием, который был использован для получения результата. Тогда у учеников отпадет необходимость заучивать формулировки и формулы, ибо они в любой момент смогут восстановить забытое с помощью усвоенного ими общего метода или приёма; отпадет также необходимость в решении задач по аналогии, которая часто подводит.

Формирование личности, всех ее качеств и способностей, происходит лишь в собственной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся принимать самое активное участие в организации и исполнении заданий и требований учителя. В идеале всю работу, все элементы урока выполняют сами ученики, а учитель лишь их учит, как это делать наиболее рационально, и, при необходимости оказывает
нужную помощь. Но к этому идеалу надо приближаться постепенно.

Так как ряд свойств личности учащихся формируется только в их коллективной деятельности, происходящей без видимого участия взрослых, то следует широко использовать в учебном процессе различные коллективные формы учебной работы, для чего создавать временные или постоянные микроколлективы учеников. Важно также, чтобы учащиеся отвечали не только учителю, а главным образом, коллективу класса.

Учителю надо перестроить свое мышление, свою психологию и осознать, что в современных условиях работать по-старому нельзя, что главное сейчас -это воспитание личности каждого школьника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воспитание учащихся при обучении математике: книга для учителя /Л.Ф. Пичурин. - М.: Просвещение, 1981.
  2. Личность-ориентированное обучение в современной школе/И.С. Якимовская. - M.: Просвещение, 1996.
  3. Урок математики. Подготовка и проведение / Н.И. Зимблер. -М.: Просвещение, 1995.