Социальный педагог - посредник между личностью ребенка и социальным окружением
статья на тему

Плешкова Александра Васильевна

Главное богатство страны – Человек. Так было раньше, так будет всегда: главным богатством любой страны является Человек. И каким будет этот человек - таким станет и будущее страны. «Формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям 21 века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины - приоритетная задача всестороннего воспитания детей и молодежи  в нашей стране». ( Проект  « Стратегия развития воспитания в Российской  Федерации на период од 2025 года).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sots._pedagoga_a.v._pleshkovoy.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный педагог-посредник между личностью ребенка и социальным окружением.

Социальный педагог: А.В. Плешкова

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

       средняя общеобразовательная школа № 11

                                    пос. Дружба, Раменский р-н, Московская обл.

                           

         Главное богатство страны – Человек.

Так было раньше, так будет всегда: главным богатством любой страны

является Человек. И каким будет этот человек - таким станет и будущее страны. «Формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям 21 века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины - приоритетная задача всестороннего воспитания детей и молодежи  в нашей стране». ( Проект  « Стратегия развития воспитания в Российской  Федерации на период од 2025 года).

         В нашей стране происходят резкие изменения в экономической, социальной жизни. Эти изменения приводят к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказываются на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков, молодежи.

        Объективная реальность такова, что каждый ребенок, за исключением

специальных случаев,  достижения им физической  психо-социальной зрелости находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения.      Это обстоятельство накладывает на систему образования особые обязательства перед личностью ребенка и обществом в целом.

        Особая роль в данной работе отводится социальному педагогу. Главной сферой его деятельности является социум. При  этом приоритетной является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении по месту жительства.

         Одним из направлений социально- педагогической работы с детьми и родителями является:

- содействие в укреплении семьи и защите прав родителей на воспитание и обучение детей; повышение педагогической культуры родителей с участием

общеобразовательной и общественных организаций;

- помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием ребенка:

-помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость;

-привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально значимых мероприятий, акций;  

- распознание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка;

-консультирование групповое и индивидуальное детей и их родителей по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций, снятие стресса, воспитание детей в семье и т.п.;

-разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечение специалистов и соответствующих учреждений и организаций;

-помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми.

         Важным направлением деятельности социального педагога является защита прав ребенка. Особенность социально-педагогической деятельности в этом случае состоит в наличии законодательно - регламентированных технологий, в осуществлении которых социальный педагог выполняет отдельные операции. Т.о. социальный педагог-это, прежде всего, посредник, связующее звено между личностью ребенка и государственно - общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о ребенке и его семье.

        Для того чтобы корректировать моральную и нравственную деятельность обучающегося, социальному педагогу необходимо  сотрудничать с коллегами ОУ по разрешению различных проблем и конфликтных ситуаций; созданию педагогической среды, налаживанию связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся.

Администрацией ОУ и социальным педагогом  непосредственно поддерживается связь с администрацией местного  поселения,  Комитетом образования, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектором ПДН, Комитетом по делам молодежи, Центром молодежи по месту жительства и  др.

Социальный педагог  строит свои  взаимоотношения с  организациями на основе доброжелательности, ориентированности на проблемы обучающихся, родителей, педагогов с учетом возможностей и назначения этих организаций. Названные  институты оказывают помощь социальному педагогу  и  педагогическому коллективу  ОУ  в работе  с семьями обучающихся  и семьями, находящимися в социально-опасном положении и детьми «группы риска».

Важным моментом в работе с учащимися является  личностно- ориентированный подход. Каждая личность неповторима, и, чтобы оказывать влияние на ребенка,  необходимо хорошо знать его индивидуальные, психологические, возрастные  особенности, уметь установить дружеский  контакт, найти правильные ненавязчивые слова, беседовать с ребенком или подростком на понятном ему языке, слышать то,  чем обеспокоен  подопечный.   Ребенок должен чувствовать, что ему хотят помочь и только тогда он идет на контакт с педагогом, доверяет свои «тайны», слушает советы, рекомендации, поучения, как поступать правильно в той или иной ситуации.

Профессиональный уровень и личностные  качества социального педагога задают тон в работе с семьей. Выдержка, культура общения, доверительность, психологическая грамотность помогают  войти в семью, не нарушив ее внутренней жизни, внушить доверие, расположить к себе всех членов семьи.

Изучение семьи и отношений между ее членами, семейных стилей воспитания помогают социальному педагогу иметь полное представление о том, какую роль играет семья в  становлении  подростка. Одной из основных задач социального педагога является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

Гуманное и справедливое отношение социального педагога к учащемуся, поиск положительных качеств, уважение прав и свобод, вовлечение подростков в работу спортивных секций и кружков, занятия любимым делом, вовлечение в социально - значимую деятельность, профориентационную деятельность  помогают подросткам уйти от негативного влияния улицы. Позитивное  восприятие и  принятие  личности  такой,  какой  она есть, моральная поддержка, оптимизм и вера  социального педагога  в возможности и способности  личности  рождают у воспитанника уверенность в собственных силах, помогают  переживать неудачи, преодолевать трудности, формирует подготовленность к неприятию негативных проявлений действительности.

Сохранение профессиональной тайны между социальным педагогом, учащимися, учителями и родителями, установление отношений открытости между участниками процесса, уверенности в надежности получаемой информации предусматривает принцип конфиденциальности.

Конфиденциальной  (доверительной,   не  подлежащей разглашению) информацией  является все, что касается условий жизнедеятельности подопечного, его личностных качеств и проблем, а также все остальное, что будет определено им во взаимодействии с  социальным педагогом.

Социальный педагог, занимаясь решением конкретных проблем обучающихся, их семей и др., несет ответственность за результаты своей деятельности, он призван гармонизировать отношения  своих подопечных и  социальной среды, помочь восстановить  им активную личную и социальную жизнедеятельность.

Компетентность (профессионализм) является ценностью  социально-педагогической деятельности, которая обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом.

Социальная активность, мобильность и гибкость являются ценностью  социальной работы и предполагают взаимосвязанную деятельность социального педагога и подопечных. Тактичный, осторожный контакт  в совместной деятельности позволяет разрешить негативную ситуацию или предотвратить ее.

Профессионализм в работе социального педагога зависит от личностных качеств человека, избравшего этот вид деятельности  как  уникальную сферу доверия между людьми, рождающую основу для их взаимопонимания, взаимопомощи и взаимной ответственности. Таким образом, социальному педагогу необходимо обладать такими качествами, как естественность, доброжелательность, эмпатия, открытость, деликатность, конкретность и в своей работе следовать этическим принципам.


Литература:

1.Т. А. Шишковец « Справочник социального педагога», Москва «ВАКО»2007.

2.Методический журнал «Работа социального педагога в школе и    микрорайоне», НОУ ЦЕНТР «Педагогический поиск» 2010, 2011, 2012г.

3.Кодекс этики социального работника и социального педагога членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников» (извлечения).

4. Словарь по этике/ Под ред. И.С. Кона. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1983. – 445 с.