Главные вкладки

    Социализация личности воспитанника детского дома
    консультация на тему

    Иванова Людмила Михайловна

    В данном материале рассматриваются вопросы успешной социализации воспитанников детского дома.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sotsializatsii_lichnosti_vospitannika_detskogo_doma.doc68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                 Социализация личности воспитанника детского дома

                                                           Иванова Людмила Михайловна,

                                                           Алтайский детский дом имени В.С. Ершова,

                                                           воспитатель

    В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому необходимо акцентировать внимание на процессе социализации личности воспитанника детского дома.

    Развитие личной социальной активности, культуры самопознания, самоопределения и саморазвития должны способствовать формированию у

    воспитанников активной жизненной позиции во время пребывания в детском доме и в период дальнейшего  самостоятельного определения в жизни. На основе формирования навыков общения и профессионального определения воспитанники будут определять свою жизненную перспективу, и уметь свободно ориентироваться в окружающей действительности. А это особенно необходимо в изменившейся социально-экономической обстановке.

    Под социализацией понимается становление ребенка в системе социальных отношений, способствующее усвоению им социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности. Очень важно помнить, что

    полноценная социализация возможна тогда, когда человек является не только объектом, но и субъектом этого процесса. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности в единстве с саморазвитием, самореализацией, то есть не только успешно адаптируется в обществе, но и активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и на свои жизненные обстоятельства.

     Процесс социализации  существенным образом зависит от общепринятых норм в обществе, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность.

    Социализация выступает как элемент механизма саморегуляции. Социализируясь, ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на свои жизненные обстоятельства и на жизненные обстоятельства окружающих людей. В процессе усвоения опыта происходит формирование социальных чувств: симпатий и антипатий. От того, как индивид становится элементом социальной организации, как включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности влияет на личность, с другой – формирование способности личности поддаваться влиянию других людей.

            Говоря о социализации ребенка, важно помнить, что, прежде всего, происходит формирование готовности индивида к реализации совокупности социальных ролей, освоение этих ролей, что особенно важно для детей, воспитывающихся в условиях детского дома. При этом происходит социальное самоопределение – выбор детьми своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающий их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.

      Социализация формирует личность, существенные черты которой определяются тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеских, семейных, производственных и т.д.

     Очень важно, осуществляя работу по успешной социализации  воспитанников детского дома, чтобы дети видели и включались в различные типы отношений и могли адаптироваться к нормам отношений группы людей, общества в целом. Важно, чтобы воспитанники не стали «жертвами социализации», привыкнув приспосабливаться к определенному типу отношений, складывающихся в условиях детского дома.

     Сложный процесс социализации воспитанников детского дома включает в себя решение трех главных проблем воспитания: развитие личности и межличностного общения; подготовка к самостоятельной жизни; профессиональная ориентация.

              Социализация ребенка осуществляется широким набором средств. Большую роль играет расширение окружающей социальной среды. Активное включение воспитанников в работу социальных институтов за пределами интернатного учреждения, расширение контактов с детьми, воспитывающимися в семьях, обогащают их эмоциональный и коммуникативный опыт, дают возможность определить  позицию своего «Я» в различных микросоциумах, способствуют успешному профессиональному самоопределению.

    Фактором, определяющим успешность адаптации в социальной среде, является высокий уровень развития социального поведения выпускника, способствующий успешной реализации внутренних потенциалов. Под социальным поведением понимается организованная реальная активность индивида в качестве социального субъекта в системе отношений с другими социальными субъектами. Именно это поведение обеспечивает социальную адаптацию ребенка в его дальнейшей самостоятельной жизни.

    Успешной адаптации способствует адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

              Социализация предполагает активное участие самого воспитанника в освоении культурных человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей, функций, приобретение умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

              В качестве источников социализации выступают: передача культуры через «семейные» и другие социальные институты; взаимное влияние взрослых и детей в процессе общения и совместной деятельности; процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.

      Общественное воспитание  ставит ребёнка в искусственные условия жизни и соответственно дает ему искаженный социальный опыт. Большинство детей, переживших в той или иной степени психологическую травму, привыкших к своим неудачам, потерявших доверие к окружающему миру, качественно иначе реагируют на воспитательную ситуацию. Как показывает опыт  работы с такими детьми, эти дети не хуже, они – другие. Особенность их в том, что они имеют достаточно ощутимый дефект в развитии личности, который проявляется в их привязанности к ситуации, в крепкой зависимости от нее, в неумении опираться на собственное мнение, импульсивности, непредсказуемости реакции, а также в неустойчивости самооценки и в ориентации на мнение других. Анализ адаптации выпускников детского дома к самостоятельной жизни, их поведение и самостоятельное решение ими жизненных вопросов также показывают, что воспитанники не редко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов – бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных. В новых социально-экономических условиях полностью  уберечь  воспитанников от проблем не удается, но по возможности максимально подготовить их к самостоятельной жизни – это наша основная задача.

             Важно знать, что социализация ребенка в огромной степени зависит и от его взрослого окружения. Поэтому необходимо в условиях учреждения интернатного типа вести настойчивую и последовательную работу с детьми по развитию самостоятельности в широком диапазоне: от способности самому планировать и выполнять бытовые учебные задания до чувства личной автономии, а не просто устанавливать контакт с воспитанниками.

    Таким образом, необходимо направлять педагогическую деятельность:

    - на развитие самостоятельности воспитанников;

    - создание условий  приобретения социального опыта;

    - формирование самосознания – осознание себя, понимание своего внутреннего мира;

    - разъяснение социальных ценностей и жизненных смыслов;

    - формирование навыков профессионального самоопределения.

    Важным качеством социально успешной личности является её социальная компетентность. Она включает в себя признаки, на основе которых у воспитанников формируются знания и умения:

    - принимать решения относительно себя и нести ответственность за свои деяния (моральную, юридическую);

    - представлять, как следует достичь цели наиболее эффективным образом;

    - правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, учитывать их интересы, уважать их права;

    - анализировать область, определяемую социальными институтами (учреждениями, структурами, организациями), роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение;

    - представлять, как с учетом конкретных обстоятельств и времени вести себя, принимая во внимание других людей;

    - адекватно оценивать свои способности и качества, заботиться о чувстве собственного достоинства;

    - проявлять инициативу и творчество в решении социальных вопросов.

    Задачи социализации личности воспитанника детского дома решаются через создание социальной воспитывающей среды, рассматриваемой как совокупность межличностных отношений, норм поведения. Главным субъектом воспитывающей среды в условиях детского дома является разновозрастной коллектив детей, объединенных в семью с учетом родственных отношений. Создание воспитывающей среды способствует сплочению коллектива, формированию благоприятной эмоциональной атмосферы, включению детей в разнообразные виды социальной деятельности.  

    С целью активизации каждого воспитанника в детском доме создана развивающая среда, основанная на принципах: учета возрастных особенностей, динамичности, комплексности, вариативности. Созданная развивающая среда способствует вовлечению детей в разнообразные виды деятельности и создает условия для активизации познавательной деятельности, экспериментирования, этического развития, формирования нравственных качеств. Важно широкое использование социально-культурного пространства, где каждый воспитанник может самоутвердиться и самореализоваться. С целью учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников разработан индивидуальный режим, предусматривающий разнообразную совместную и индивидуальную деятельность детей, а также личное время ребенка. Создан и реализуется на практике проект деятельности «Социализация личности воспитанника детского дома, способствующая формированию активной жизненной позиции». Цель данного проекта - создание условий для формирования духовно развитой, творческой, нравственной, физически здоровой личности, способной на сознательный выбор своей жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях. Проект рассчитан на детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, дифференцирован и вариативен. Воспитанникам предлагается освоение тематических блоков:

    - язык общения

    - тайна моего «Я»

    - как мы видим друг друга

    - культура общения

    - фантазия характеров

    - калейдоскоп

    - профессиональное самоопределение

    - «Я» в мире прав и обязанностей.

    Для реализации задач, отраженных в проекте деятельности используются методы  и формы работы, включающие в себя:

    - установление психологического контакта (вербального, невербального)

    - создание благоприятных условий для развития творческих способностей и возможностей  воспитанника

    - диагностика прогнозирования и реализация положительного потенциала в личности воспитанника

    - индивидуальный подход при организации коррекционно-развивающей воспитательной работы

    - расширение социальной среды общения

    - организация разнообразной содержательной деятельности

    - использование всей социально-образовательной базы.

     Одной из эффективных форм вхождения воспитанников в самостоятельную жизнь, успешной социализации  и социальной защиты является ранняя профессиональная ориентация. В связи с этим проводится систематическая работа, направленная на развитие жизненного и профессионального самоопределения детей, начиная с дошкольного возраста. Используются личностно-деятельностный и интегративный подходы в решении данных проблем.

             Они включают в себя следующие компоненты:

    - развитие самопознания воспитанников, формирование у них адекватного образа «Я» в профессии;

             -развитие представления о многообразии мира труда, анализе профессиональной деятельности на рынке труда;

    - обеспечение воспитанникам возможности соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб например, посещение кружков: «Юный журналист», «Педкласс»;

    - оказание детям консультационной помощи в выборе профессии, а в случае необходимости  определение стратегии действий по освоению запасного варианта.

    Разработан  воспитателем совместно с психологом и социальным педагогом блок методик изучения индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников, их интересов, склонностей, уровней интеллектуального развития, начиная с дошкольного возраста. На этапе дошкольного воспитания и начального обучения проводится медицинское обследование детей, изучается динамика развития их личностных и индивидуально-психологических качеств, на основе чего осуществляется психологическая и медицинская реабилитация детей, коррекция их поведения и  деятельности, направленная на развитие способностей к тому или иному виду деятельности.

    Воспитанникам детского дома неизмеримо труднее ориентироваться в жизни, труднее выбрать себе профессию по душе. Жизненное самоопределение заключается в осознании смысла и цели своей жизни. Поиск её смысла очень сложен. Это большой труд души и ума. Наблюдения, опыт работы показывают, что если у воспитанников нет четкого осознания цели своей жизни, то, как правило, у них нет и профессиональных намерений.

    Каждый человек приходит к пониманию смысла своей жизни по-своему. Конкретных рецептов по данному вопросу нет. Однако необходимо давать некоторые советы воспитанникам на основе анализа практических, жизненных ситуаций.

            Полноценное профессиональное и жизненное самоопределение позволяет человеку стать настоящей личностью. Поэтому необходимо формировать у воспитанников умения планировать свою жизненную перспективу и добиваться положительных результатов. При планировании своих перспектив, воспитаннику важно иметь  общую ориентацию в мире труда, знать, какие существуют профессии, специальности, где трудятся соответствующие специалисты и в каких учебных заведениях можно приобрести нужную профессиональную подготовку.

    Нужно помочь воспитаннику, выбрать для себя профессиональную мечту, наметить основные цели, этапы и пути её осуществления. Очень важно хорошо знать ту конкретную профессию, которую воспитанник избрал для себя и то учебное заведение, куда он собрался поступать. При этом нужно понимать не только то, что привлекает ребенка в данной профессии, но и то, что ему может не нравиться в ней и в соответствующем учебном заведении, где её можно получить (важно помнить, что идеальных профессий в учебных заведениях не бывает).

    При планировании воспитанниками своего профессионального и жизненного пути необходимо учить их  учитывать внешние и внутренние препятствия, которые могут помешать им в достижении намеченных ими целей. Чем конкретнее обозначен недостаток или препятствие, тем проще с ним будет бороться. Важно убеждать детей в том, что каждое серьезное дело включает элемент риска или неудачи. Но чтобы не оказаться застигнутым ими врасплох, чтобы возможная неудача (например, при поступлении в учебное заведение, при оформлении на работу) не вызвала у воспитанника негативного отношения, ему необходимо помочь подготовить некоторые резервные варианты, которые все же не должны противоречить основной, профессиональной мечте. Поскольку жизнь постоянно меняется, меняются и сами воспитанники, то и составленный профессиональный план не может оставаться неизменным, он требует постоянной коррекции и совершенства.

    Одной из составляющих процесса профессионального самоопределения воспитанников в младшем  школьном возрасте является ознакомление их с многообразием мира труда, главным образом, через профессиональное просвещение во внеучебной деятельности. Содержание и характер профпросвещения определяется особенностью детей этого возраста, в частности, интенсивностью их общего психического развития. Педагогам необходимо применять некоторые частные методы и приемы, компенсирующие особенности отклонения в развитии младших школьников, одновременно используя все возможности воспитательного процесса.

    Профессиональное просвещение детей младшего школьного возраста  осуществляется разнообразными методами. Это и встречи детей с мастерами своего дела, показы образцов труда, посильное участие в настоящих трудовых делах; занятия в швейной, столярной мастерских, занятия в изостудии, выставки детских поделок, конкурсы рисунков, экскурсии на различные предприятия, сочинения на профессиональные темы и др.

              У подростков же осуществляется формирование профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Интересы подростка отличаются большей устойчивостью, дифференцированностью. Его привлекает содержание деятельности, у него появляется стремление приобщиться к делам и задачам взрослых. Профессиональный интерес занимает центральное положение в общей структуре интересов подростка.

           Профпросвещение включает в себя информирование подростков о новых профессиях, возникших в последние годы в связи с развитием рыночных отношений (менеджер, бизнесмен, коммерсант и др.) и научно-технического прогресса; о требованиях различных профессий к развитию особых качеств человека; о социально-экономических и психофизиологических особенностях, правилах выбора профессий и о типичных ошибках, которые допускаются в процессе выбора, о способах и путях приобретения, о кадровом запросе регионального рынка труда. При этом используются самые разнообразные формы и методы профпросвещения: беседы, диспуты, семинары, профориентационные. сюжетно-ролевые, интеллектуально-познавательные игры; работа с профессиоведческой и научно-популярной литературой, экскурсии, встречи со специалистами, ярмарки образовательных услуг.

     У воспитанников старшего школьного возраста формируется личностный смысл выбора профессии, умение соотносить общественные цели  со своими идеалами, сосредотачивается внимание на развитии профессионально важных качеств в избранном виде труда, контроле и коррекции профессиональных планов, самоподготовке и саморазвитии. На этом этапе складываются у воспитанников достаточно устойчивые мотивы выбора профессии, ведущей становится учебно-трудовая деятельность, направленная на выработку профессиональных умений и навыков.

      Более детально с каждым воспитанником изучаются особенности выбранной  профессии, расширяется круг знаний о них, происходит ознакомление с обобщенными психологическими признаками труда, социально-правовыми вопросами профориентации; выясняются роль  и функции центра занятости в трудоустройстве молодежи в данном регионе.

       В формах и методах профориентации делается упор на самообразование и самоподготовку воспитанников, экскурсии на производство, в учебные заведения, встречи со специалистами, практико-ориентированную деятельность самих воспитанников по развитию профессионально важных качеств в избранном виде деятельности. Поддерживается тесный контакт с районным профконсультационным пунктом, где проводятся как индивидуальные, так и групповые профконсультации.

       Мы понимаем, что развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, способны к общению, отличаются мобильностью, динамизмом,  и, поэтому проводим целенаправленную работу, способствующую успешной социализации личности наших воспитанников.

         

    Ссылка на книгу:

    1. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской; Науч.-иссл. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1990. – 264 с.
    2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие. – М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с.

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

    В последние несколько лет в силу социально – экономических изменений, происходящих в России, растет число детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основную часть которых состав...

    Социальный проект, тема "Социализация воспитанников детского дома от 16 и старше посредством семейного воспитания"

    Проект разработан с целью организации семейного воспитания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 16 и старше посредством семейного воспитания...

    Программа по формированию и становлению личности воспитанников детских домов "По дороге жизни"

    Данная программа направлена на  помощь детям в осознании себя как личности, на развитие их творческого и интеллектуального потенциала, формирование духовно-нравственной стороны личности.Развитие ...

    «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА В КОНТЕКСТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ»

    В последние несколько лет в силу социально – экономических изменений, происходящих в Кузбассе и в России в целом, растет число детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основную часть...

    «Особенности социализации воспитанников детских домов»

    В работе по преодолению проблем социализации детей в детском доме необходимо участие не только работников детского дома (педагогов и воспитателей), но также специалистов, консультантов и общественност...

    Проблема формирования и развития личности воспитанника детского дома (опытно- экспериментальное исследование)

    Характеризуя данную концепцию, Л. С. Выготский писал, что обучение и развитие мыслятся как два независимых друг от друга процесса. Развитие ребенка представляется как процесс, подчиненный природным за...