Статья "Социально-педагогическая адаптация детей-мигрантов"
статья на тему
В данной статье рассматриваются проблемные стороны адаптации детей-мигрантови возможные способы решения этой проблемы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по теме «Социально-педагогическая адаптация детей-мигрантов»
Учитель ГБОУ СОШ № 608 Богданова Т.В.
Учитель ГБОУ СОШ № 608 Власова О.В.
Мигрант– лицо, меняющее место жительства внутри государства или переезжающее на постоянное место жительства в другое государство по причине экономической, политической и национально-правовой нестабильности. При более широком объяснении, мигрантом также можно назвать человека, совершающего маятниковые миграции, то есть регулярные передвижения из одного населенного пункта в другой, для получения образования или на работу.
Причинами внутренних миграций являются поиск работы, улучшение жилищных условий, повышение уровня и изменение образа жизни и т. д. Внутренние миграции особенно распространены в странах с обширной территорией, разнообразными природно-климатическими и экономическими условиями. В странах с обширной территорией значительное место занимают сезонные миграции рабочей силы — временные перемещения рабочей силы в сельскую местность для выполнения сезонных и сельскохозяйственных работ, и из сельской местности временное сезонное перемещение в город. Экономической причиной является разница в уровне заработной платы, которая может быть получена за одинаковую работу в разных регионах. Нехватка специалистов той или иной профессии в определенном регионе повышает заработную плату для этой профессии и, соответственно, стимулируют приток мигрантов. Отчасти миграция обусловлена такими причинами как войны, политические конфликты и природные катастрофы.
Неравенство в развитии государств и общества стало столь очевидным, что миграцию остановить уже невозможно. В то же время демографические проблемы большинства развитых стран побуждают теперь правительства этих государств не к закрытию границ, а к поиску новых путей совместного существования различных этносов и культур, конфессиональных и социальных групп. Миграция не является исключительным злом: в ситуации быстрого старения населения большинства европейских стран она дает шанс на сохранение возрастного, а, следовательно, и экономического баланса в обществе. В последнее время это правило становится применимым и к России.
Миграция является довольно сложным и противоречивым процессом. Имея ряд плюсов и позитивных результатов для развития принимающих и отправляющих стран, она ведет и к негативным последствиям. Чем больше население страны вовлечено в миграционные процессы, тем острее проявляются его последствия. Так, например, миграция способствует повышению материального благосостояния семей, но в то же время сохранение семьи и воспитание детей затрудняется отсутствием одного или обоих родителей.
Межкультурные отношения – это фундамент стабильности. К сожалению, сегодня существует много факторов, влияющих на возникновение межнациональных конфликтов. В такой ситуации межкультурный диалог приобретает особую значимость и выступает в качестве важного элемента сближения тех или иных народов, служит для предотвращения и урегулирования конфликтов. Немалую роль в этом важном процессе играют молодежные, детские и общественные организации, деятельность которых направлена на налаживание межкультурных коммуникаций.
Произошедшие в мире в последние годы социальные, политические и экономические изменения привели к масштабной миграции народов, их переселению, смешению и столкновению. В результате этих процессов все больше людей преодолевают культурные барьеры, которые раньше их разделяли. Они вынуждены знакомиться с чужими культурами, вливаться в них и принимать. Поэтому реально взаимодействие культур осуществляется именно через контакты между отдельными людьми. По сути именно они представляют процесс межкультурной коммуникации.
Миграционные процессы, происходящие в современном обществе, играют важную роль в формировании межэтнических отношений в поликультурном обществе.
Трудовые мигранты в настоящее время играют все более заметную роль в экономике России. В связи с огромным притоком разных категорий мигрантов в города Центральной и Южной России остро встает проблема взаимной культурной и психологической адаптации мигрантов и принимающего населения.
Согласно данным ООН, Российская Федерация занимает второе место в мире (после США) по количеству иммигрантов – свыше 12 млн. человек, что составляет 6,4 % населения страны.
Могут ли культурно-различные группы жить в одном государстве на равных правах, без взаимных обид, столкновений, претензий на доминирование? Как рост значимости этнической и религиозной принадлежности в жизни людей влияет на рост этнической и конфессиональной толерантности-интолерантности? Все эти вопросы вызваны реальной практикой межэтнического взаимодействия в России после распада СССР.
Все чаще причинами асоциальных явлений в поликультурном мире становятся межнациональные, межрасовые конфликты, неприятие людьми друг друга, непонимание необходимости жить в поликультурной среде, а, скорее всего, и неумение к ней адаптироваться.
Барьерами межкультурного взаимодействия могут выступать и особенности этнического сознания представителей разных культур. Особый интерес в этом контексте представляют следующие аспекты сознания: наблюдаемая тенденция к этноцентризму - склонности негативно оценивать представителей другой культуры сквозь призму стандартов собственной (термин «этноцентризм» был введен У. Самнером в 1906 г., который считал, что в сознании людей существует тенденция использовать стандарты своей группы для оценки других групп, располагая свою группу на вершине иерархии и рассматривая другие группы как нижестоящие), стереотипизация этнического сознания, проявляющаяся в формировании упрощенных образов представителей своей и других культур; предрассудки как результат избранных включений в процесс межкультурных контактов, в том числе чувственного восприятия, негативного прошлого опыта и т.п.
Проблемы в межкультурном взаимодействии возникают тогда, когда численность мигрантов достигает масштабов, затрудняющих их рассредоточение среди коренных жителей, тем самым значительно осложняя процесс ассимиляции, либо, когда эмигранты, объединяясь в организации, оказывают существенное влияние па социальную ситуацию в обществе.
Оказавшись за пределами своей культуры, индивид имеет возможность наиболее полно ознакомиться с особенностями языковых и невербальных систем, элементами общественного сознания иной культуры. Именно в такую ситуацию попадает индивид, осуществляя совместную трудовую деятельность с представителями иной культуры, поскольку в пределах рабочего места осуществляется активное взаимодействие с ними.
Самыми заметными отличиями, на первый взгляд, являются язык человека и его манера одеваться. Но этими аспектами культурные различия не исчерпываются. Крайне важно понимать это, чтобы налаживать эффективные межкультурные взаимоотношения. Межкультурное взаимодействие понимается сегодня как соприкосновение и влияние, воздействие специалистов, принадлежащих к разным культурам, друг на друга в профессиональной деятельности в социальных системах. Основами межкультурного взаимодействия являются: речь и речевая культура, культура общения, поведения в условиях профессиональной деятельности, творчества, труда и быта, самореализации; информационная, профессиональная, нравственная, этическая, нравственная, правовая и политическая культура, а также многое другое. В процессе общения с представителями других культур легко сделать ошибку, ориентируясь лишь на внешность человека или на прямое значение его слов.
Можно предположить, что каждая школа - это своеобразное «государство» в нашей большой России. И на жизни и деятельности таких «государств» отражаются все социокультурные изменения, которые происходят в России. Одно из таких явлений - это массовая этическая миграция, которая происходит в последние годы в России. Как это касается школ? Каких требует изменений? Теория и практика здесь не достигли еще требуемого консенсуса.
В круг приоритетных задач социально-педагогической деятельности школы входит задача создания благоприятных условий для развития каждого обучающегося на основе педагогической поддержки его индивидуальных, возрастных, психологических и физических особенностей. Сегодня к этому списку добавились этнокультурные особенности обучающихся, а вместе с тем и вопрос межкультурного взаимодействия. Без вдумчивого, разностороннего рассмотрения этой предельно важной педагогической проблемы трудно представить себе возможность создания благоприятной среды для успешного сотрудничества всех участников целостного образовательного процесса. Здесь необходимы слаженные действия всей команды педагогов школы, а не только самоотверженные профессиональные усилия одного педагога.
Известный отечественный психолог Н. М. Лебедева, обобщая накопленный на сегодняшний день опыт, констатирует, что этнические мигранты вступают в более или менее длительное межкультурное взаимодействие с представителями доминирующей культуры, а дети и их обучение в школе представляют собой одно из звеньев такого взаимодействия. Обучение детей в школе, есть только лишь одно звено, на которое нельзя возлагать ответственность за всю систему таких взаимодействующих звеньев. Собственно для школы Н. М. Лебедева выделяет следующие ключевые проблемы:
1)Дети этнических мигрантов в принципе не посещают школу, либо посещают ее нерегулярно, без особого желания, с чувством повышенной тревожности;
2) Воспитание межкультурной толерантности в школьном коллективе - весьма непростая проблема, которая существует в современных условиях.
Игнорировать эти проблемы нельзя. Их надо последовательно решать. В том числе и в таком важном звене межкультурного взаимодействия как школа. В общешкольном коллективе детей возникает необходимость воспитания межкультурной толерантности. От учителей здесь требуется особого рода чуткое понимание детей, наличие высокоразвитого чувства межкультурной толерантности, а также владение многочисленными, но не шаблонно повторяемыми способами этически корректной поддержки таких детей, особенно в период их первичной адаптации к новой социальной среде, стране, школе.
Культура и традиции мигрантов вызывают непонимание и неприятие среди значительной части населения. Часто такое заранее запрограммированное отношение дети «приносят» в школу из семьи. Но проблема обоюдна: зачастую для мигрантов является неприемлемым образ жизни коренного населения, а традиции и культура непонятны.
Межкультурной коммуникации можно добиться путем изучения и понимания, а также, что немало важно, и принятия культуры других субъектов общества. В воспитании межкультурной толерантности в школе мы работаем одновременно в трех направлениях:
- Изучение культуры и традиций народов мира;
- Погружение в культуру и традиции народов мира;
- Принятие культуры и традиций народов мира.
Мигранты приносят с собой особую культуру, которая воспринимается большинством в обществе как чужеродная и ассоциируется в первую очередь с языковыми и образовательными проблемами. Первые попытки решения образовательных и социальных проблем семей мигрантов подвели гражданское общество большинства европейских стран, а затем и государство к осознанию феномена мультикультурности существующего общества. В то время как правительства озабочены правовой стороной проблемы: принимаются законы о государственном языке и языках народов, населяющих страну, о гражданстве, программы по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма и т.д., педагогическая общественность также пытается найти адекватный ответ на спровоцированные миграцией проблемы.
Педагогический опыт большинства принимающих мигрантов и изначально мультикультурных стран показывает, насколько важно принятие концепции межкультурного образования как ведущей составляющей воспитания и обучения. В первую очередь это несет пользу коренному населению (или национальному большинству) страны, озабоченной сохранением социальной стабильности в обществе. Родители зачастую не осознают, как своими шовинистскими установками готовят почву для развития межкультурных конфликтов. Не вмешиваться в формирование детской личности - означает позволить "осесть" негативным национальным стереотипам в детское сознание, когда способность к критическому их осмыслению еще не сформирована.
Особая ценность реализации межкультурного образования именно в детском возрасте обусловлена высокой сензитивностью детства к формированию позитивных установок в межкультурном общении и развитию межкультурной компетентности. Дети повсюду "наталкиваются" на мультикультурность - она та среда, где взрослеют современные дети. Классы современных европейских, американских, австралийских, российских школ далеки от однородности состава: дети различаются в языковом, религиозном и мировоззренческом отношении, в географическом происхождении и личной истории (все больше отличаются дети села и города, за одной партой могут оказаться местный житель и мигрант или беженец). Каждый ученик имеет свою уникальную структуру личности, несущую отпечаток той культуры, в какой он воспитывался и рос.
Для детей иной этнокультуры очень важно знать, что язык и культурные ценности их семьи уважаемы и приняты в обществе, это положительно сказывается на социализации ребенка в группе сверстников и даже на школьных успехах. Если же детям навязывается государственная идеология или мировоззрение большинства, в классе может сложиться атмосфера скрытой вражды.
Этноидентичность - один из важнейших механизмов адаптации, присущих только человеку. Наиболее "здоровой" с этой точки зрения является интеграция ребенка в новую культуру (культуру большинства) при сохранении тесной связи с родной культурой. Это приводит к взаимному обогащению культур и становлению нового вида культурных ценностей, расширяет репертуар поведения человека, делает психику более устойчивой.
Особенности межэтнического восприятия обусловлены возрастом и социальными условиями развития. Так, дети до 6 лет имеют достаточно размытое представление о своей национальности. И если дошкольники и младшие школьники остаются в большинстве своем непредубежденными, но уже приблизительно с 9 лет эмоциональные предпочтения складываются в устойчивые стереотипы, изменить которые становится очень трудно. С другой стороны, дети, вынужденные жить в ситуации этнической напряженности, в районах межнациональных и межрелигиозных конфликтов, очень рано осознают свою этническую принадлежность и становятся особенно чувствительными к усвоению как позитивных, так и негативных национальных стереотипов. Межкультурное образование ориентируется на универсальные права человека: оно признает равноценность всех людей и рассматривает достоинство человека как неприкосновенное.
Концепция межкультурного образования - осознанная необходимость воспитания детей в уважении к культурным различиям требует от общества и государства специальных усилий по проникновению такой педагогики в жизнь каждой группы детского сада, каждого класса школы, каждой семьи.
Большую роль в социальной адаптации мигрантов играет и знание русского языка. Исследования установили, что уровень овладения языком зависит от совокупности факторов: страны предыдущего проживания, городского или сельского происхождения, образования, пола, времени проживания в России, опыта работы.
Дети тем лучше усваивают русский язык, чем раньше приехали в Россию: если до двух лет — легко; если около 7 — полгода трудно, а потом адаптируются; если в 14 лет, то очень трудно. Обиходный язык усваивается, а вот предметы на русском языке идут неважно, что тут же влияет на успеваемость. Исследование выявило значение языка, на котором говорят дома у школьников, на успеваемость по таким предметам, как русский язык, литература, английский язык. Для алгебры такой зависимости нет. В настоящее время теория поликультурного или мультикультурного образования является наиболее актуальной и в связи с этим рассматривается идея единого мирового образовательного пространства. Мировое образование представляет собой систему учреждений, обеспечивающих организацию процесса познания с учетом присущих каждой эпохе ведущих тенденций передачи опыта и развития личности.
В работе с мигрантами необходимо учитывать уровень знаний, динамику представлений в зависимости от этапа обучения, национальные, социальные, психологические особенности, ценностные ориентации и мотивационную сферу. Воспитание и образование проходит через воздействие этнических процессов, национальной культуры и межкультурных процессов.
Межэтническое общение выступает как сложный и противоречивый процесс. В процессе межэтнического общения посредством воспитания и обучения создаются условия для всестороннего развития личности.
В новой социокультурной и языковой среде мигранты испытывают процессы культурной дезадаптации, потери языкового пространства, поэтому важнейшим направлением сохранения родного языка, традиций является образование и воспитание мигрантов, беженцев и их детей.
Для детей - мигрантов или представителей национальных меньшинств межкультурное образование дает возможность равного жизненного старта, в то же время оставляя возможность возврата на историческую родину открытой.
Общие цели межкультурного образования ведут личность через диалог, разрешение конфликтов, критическое осмысление собственной культуры и традиции "как чужой", через преодоление этноцентрической установки к толерантности, признанию равенства шансов для всех, к сознательному, ответственному социальному поведению - и этим к взаимному обогащению всех культур, составляющих общество.
Ребенок - мигрант, живущий под влиянием мигрантской субкультуры и наталкивающийся ежедневно на культуру большинства, находится в сложной кризисной ситуации: независимо от того, решила ли (и имеет ли возможность) его семья окончательно поселиться в этой стране, является ли он вторым и даже третьим поколением иностранцев, для здорового развития его личности необходимо достижение им позитивной этноидентичности и на этом фоне становление этнотолерантности. Здесь огромную роль играет педагогическая поддержка ребенка при выборе этноидентичности в форме занятий родным языком и религией, включения в содержание образования в детском саду и школе культурных архетипов (сказок, песен, игр). Все это способствует развитию языка общения между детьми доминирующей культуры и культуры меньшинства, ускоряет интеграцию ребенка в новую культуру.
Литература:
- Боровиков Л. И. Народные педагогические традиции в системе общественного воспитания по месту жительства. Памятка-программа для определения целевых задач опытно-поисковой работы // Сельская школа в системе социального воспитания : научно-методический бюллетень / под ред. М. П. Гурьяновой. М. : Изд-во АПН СССР, 1990. С. 46-57.
- Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию : учебное пособие. М. : Ключ-С, 1999. 224 с.
- Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России Сборник научных статей / Под ред. Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко. – М.: РУДН, 2009. – 420 с.: ил.
4. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш, пед, учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
5. Библер В.С. Культура: диалог культур // Вопросы философии. – 1989. - №6. – с.33-38.
6. Волков Г.Н. Этнопедагогические заметки.//Советская педагогика. - 1991. - № 9. - С.89 - 94.
7. Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – Ростов н/Д: РГПУ, 2000.
8. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 1999.
9. Косик В.И. Тревоги и заботы национальной школы.//Педагогика. - 1997. - № 1. - С. 64 - 68.
10. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. М.: ИЭА РАН. 1993.
11. Педагогика./Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социокультурная адаптация детей мигрантов в поликультурной среде
Обобщение опыта по теме...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса социально- психологической адаптации детей-мигрантов
Прграмма сопровождения детей-мигрантов...
Статья "Социально-педагогическая адаптация детей-мигрантов"
В данной статье рассматриваются проблемы социальной адаптации детей-мигрантов и возможные пути их решения...
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся как средство социальной адаптации детей-мигрантов
В статье я делюсь опытом работы школы по адаптации учащихся, приехавших из других стран....
Адаптация детей-мигрантов
Последние десятилетия характеризуются активизацией процессов миграции в Россию из стран Ближнего Зарубежья. Как правило, это трудовая миграция: в связи с безра...
Выступление на РМЦ "Культурно-языковая и социальная адаптация детей-мигрантов".
Проблема детей-мигрантов обостряется еще и в связи с тем, что в последние годы количество вынужденных переселенцев, беженцев, «гастарбайтеров» и членов их сем...
Некоторые аспекты адаптации детей-мигрантов и их семей в условиях школы
В статье рассматриваются некоторые пути вхождения обучающихся-мигрантов в новую для них социальную и образовательную среду....