Некоторые аспекты адаптации детей-мигрантов и их семей в условиях школы
статья

Светлана Юрьевна Романова

В статье рассматриваются некоторые  пути вхождения обучающихся-мигрантов в новую для них социальную и образовательную среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekotorye_aspekty_adaptatsii.docx14.07 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые аспекты адаптации детей-мигрантов и их семей в условиях школы


        Характерным признаком современной реальности является рост этнических миграций, поэтому тема межнационального взаимодействия становится актуальной и в образовании. Одна из важнейших - это проблема школьной адаптации. Школьная адаптация - одна из первых ступенек на пути к успешному обучении и интеграции в социум, и недооценивать ее значение невозможно. Для многих школ поиск путей вхождения обучающихся-мигрантов в новую социальную и образовательную среду - задача, с которой приходится сталкиваться ежедневно. Каждый педагог понимает, что нужно делать акцент не на национальной принадлежности ребенка или времени его поступления в новую школу, а на показателях успешной интеграции в классе.

       Она базируется на трех основных моментах.
      Учебная адаптация, т.е. усвоение предписываемых норм школьного поведения, поддерживающих сложившийся в учебном заведении порядок. Ведь способность обучающегося подчиняться правилам дисциплины важна для школьной успешности. Иногда ребенок - носитель другой культуры - просто не понимает тех правил поведения, которых придерживаются местные дети.
    Учебная адаптация также подразумевает обязательное включение обучающихся-мигрантов в учебную и воспитательную деятельность, их участие во внеклассной работе.
    Социально-педагогическая адаптация, отражающая межличностное взаимодействие с одноклассниками, разнообразие, складывающихся внутри класса связей, а также их гармоничность, удовлетворенность ими.
    Есть дети, испытывающие серьезные трудности в установлении межличностных отношений со взрослыми, с одноклассниками, поэтому с самых первых дней пребывания ребенка в школе нужно начинать процесс корректировки таких отношений. Необходимо использовать такие формы организации обучения, которые позволяют детям объединяться парами, группами, большими коллективами. Учитывая, что дети мало знакомы, еще не сформировались их взаимоотношения, нужно помочь им познакомиться друг с другом, установить контакт, наладить дружеские отношения. Это может быть (в рамках урока) работа в парах сменного состава, инсценирование, проектная деятельность и пр. Помогут сдружиться и совместные игры во внеурочное время (настольные, подвижные, ролевые, театрализованные), организация праздников, экскурсий и пр.
    Культурная адаптация - развитие творческих способностей обучающихся, овладение ими знаниями по истории принимающей страны, знание ее современной жизни, готовность следовать культурным образцам, предписываемым подросткам. Другая важная составляющая этого процесса - включение в местную молодежную культуру.  Одновременно идет процесс языковой и этнической трансформации среды мигрантов.
    Хочется выделить некоторые проблемы, решение которых будет способствовать более успешной адаптации детей-имигрантов. И первой из них является более тесное взаимодействие с родителями. Их привлечение к совместному решению этих проблем является двухсторонним процессом в образовании. Прежде всего, это обеспечение взаимодействия социальной, культурной и языковой адаптации, обеспечение двуязычия и двукультурности, создание условий для сохранения родного языка и эмоциональных контактов с родной культурой. С этой целью в своей педагогической деятельности я предлагала учащимся-мигрантам, в частности, такой вид работы, как перевод художественного произведения с родной языка на русский.
      Не могу не упомянуть о том, что дети- мигранты испытывают огромную потребность в расположении педагога. Им важно чувствовать уважение, внимание, искренний интерес к себе.
       Помимо прочего, хочется сделать акцент на необходимости подготовки учителей, работающих с мигрантами, на изучение культур других народов для плодотворного диалога разных культур.
       Наконец, было бы замечательно, если бы преподаватель хоть немного имел представление о тех культурных, семейных, религиозных ценностях, которые обучающийся- мигрант воспринимал с рождения. Акцент на изучение культур других народов поможет учителю выстроить плодотворный диалог.
Таким образом, в основе миграционной педагогики лежит взаимосвязь общечеловеческих и национальных идей и преодоление социокультурной отчужденности.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Социально-педагогическая адаптация детей-мигрантов"

В данной статье рассматриваются проблемные стороны адаптации детей-мигрантови возможные способы решения этой проблемы...

Статья "Социально-педагогическая адаптация детей-мигрантов"

В данной статье рассматриваются проблемы социальной адаптации детей-мигрантов и возможные пути их решения...

Программа духовно-нравственного воспитания учащихся как средство социальной адаптации детей-мигрантов

В статье я делюсь опытом работы школы по адаптации учащихся, приехавших из других стран....

«Школа адаптации детей - мигрантов»

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого ...

Роль Управляющего совета школы в социализации и адаптации детей мигрантов

В последние годы в связи с усилением процесса миграции населения в стране возросло количество детей мигрантов. Школы сталкиваются с проблемой социальной адаптации детей мигрантов. К факторам, влияющим...