ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ.
статья на тему

Симоненкова Наталья Викторовна

В статье описаны различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися: 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ.

Школа № 432 относится к специальным (коррекционным) учреждениям, которые занимаются обучением, воспитанием, коррекцией психофизического развития, социальной адаптацией и профессиональной реабилитацией детей с ограниченными возможностями здоровья, реализуя принцип личностно-ориентированного подхода в обучении, коррекции и развитии учащихся. В школе созданы условия, обеспечивающие помощь и защиту детям с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогами школы накоплен положительный опыт в создании системы работы по профилактике правонарушений, вредных привычек, наркозависимости и экстремизма среди учащихся ОУ. В процессе сотрудничества педагогов и учащихся выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывается им социальная помощь и поддержка.

В школе создана целостная система, обеспечивающая оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуально-психологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В системе коррекционно-развивающего обучения строго определяются и логически взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности. Система работы в школе направлена на компенсацию недостатков развития, преодоление негативных особенностей эмоционально личностной сферы, повышение их работоспособности, активизацию и коррекцию познавательной деятельности. С этой целью в 2012 году Служба сопровождения была реорганизована в Службу здоровья. Специалисты Службы здоровья используют в своей работе инновационные технологии (ИКТ, элементы арт-терапии, интегрированные занятия, семинары-практикумы для родителей и педагогов).

Одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников является ППк (психолого-педагогический консилиум).

Целью ППк является – обеспечение диагностико-коррекционного сопровождения обучающихся, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.

Заключения специалистов ППк доводятся до сведения родителей в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

Педагоги используют различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися:

- изучение особенностей личности подростков, занятия с психологом по коррекции их поведения;

-посещение на дому с целью контроля подростков, их занятости в свободное от занятий, а также каникулярное время, подготовки к урокам;

-посещение уроков для определения уровня подготовки учащихся к занятиям;

-психолого-педагогическое консультирование родителей с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростков;

-индивидуальные профилактические беседы с подростками;

-вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность;

-вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время.

Так как в школе обучаются дети с нарушениями интеллектуального, физического и соматического здоровья, особое внимание уделяется физкультурно-массовой и оздоровительной работе с детьми и их семьями. В рамках программы «Школа – территория здоровья» проводятся тематические Дни здоровья, во время которых классные руководители проводят классные часы, направленные на формирование здорового образа жизни и профилактику вредных привычек: «Скажем наркотикам – нет!», «В здоровом теле – здоровый дух», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие

друзья», «Курить – здоровью вредить», «Вредные привычки и как их искоренить»; конкурс плакатов «Я выбираю жизнь», «Минздрав предупреждает»; учителя физкультуры организовывают спортивные игры и соревнования.

Учащиеся школы принимают активное участие в Детско-юношеской Спартакиаде Комитета по образованию СПб и соревнованиях специального олимпийского комитета СПб.

Важнейшей составной частью коррекционно-воспитательной работы в школе является культурно-творческая деятельность.

Одним из важнейших средств социализации ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, мы рассматриваем праздник. Одной из главных задач является привлечение детей, педагогов и родителей к подготовке праздника. В результате такого подхода появляется возможность для решения многих педагогических задач: сплачиваются дети разных возрастных групп, выявляется творческий актив школы, формируется ответственность за порученное дело, доброжелательность, терпимость друг к другу, уважение к мнению других. Традиционные праздники: «Здравствуй, школа!», «Когда часы двенадцать бьют», "В воздухе повеяло весною…», «Ура! Каникулы!», «Последний звонок». Отрадно отметить, что если раньше концерты и праздники вели педагоги, то теперь подготовлены ведущие из числа учеников, что является «маленькой победой» в коррекционной школе. Увеличилось количество учеников, принимающих, а самое главное желающих участвовать в праздниках. Повысилась роль классных руководителей в подготовке общешкольных мероприятий.

Регулярно проводятся единые информационные Дни безопасности, во время которых затрагиваются вопросы безопасности детей и подростков в различных областях жизни: ПДД, безопасный Интернет, вредные привычки, половая культура, личная гигиена, правовая безопасность, экстремизм, толерантность.

Практика показала, что недостаточно работать с детьми, проводя беседы, консультации родителей и педагогов, посещение семей. Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся. Организация свободного времени подростков - одна из главных задач воспитательной работы, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в

совершении правонарушений, развитии вредных привычек

Внеурочная деятельность рассматривается в школе как важнейшая составляющая образовательного процесса, обеспечивающего развитие толерантной личности через работу с учащимися (организация досуга детей и подростков), работу с семьей (родителями), работу с педагогами.

Во второй половине дня в школе работают кружки и секции для 1-11 классов по разным направлениям: художественно-прикладное, спортивное, хореографическое, техническое (информатика), факультатив «Элементарная компьютерная грамотность».

Показателями результативности работы является:

-снижение количества правонарушений, совершаемых учащимися школы во внеурочное время;

-уменьшение количества конфликтных ситуаций в школьном коллективе;

-увеличение количества обращений за социально-педагогической помощью к администрации школы, социальному педагогу, педагогу – психологу и решение поставленных проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Статья "Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Задания и упражнения, способствующие формированию представлений о времени учащихся специальных коррекционых школ VIII вида на уроках матаматики....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ.

Школа № 432 относится к специальным (коррекционным) учреждениям, которые занимаются обучением, воспитанием, коррекцией психофизического развития, социальной адаптацией и профессиональной реабилитацией...

Индивидуальные рабочие программы по математике на 2014-15 уч.г для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Индивидуальные рабочие  программы по математике на  2014-15 уч.г для учащихся 5-7 классов специальной (коррекционной) школы  VIII вида...

Организация психолого-педагогической диагностики учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида ставит задачу создать для каждого ребенка оптимальные условия для обучения, всестороннего развития и коррекции присущих ему дефектов. Органи...

Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...