Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся школы с нарушениями речи
статья на тему

Аширова Елена Васильевна

 

У обучающихся школы с нарушениями речи к началу школьного обучения  недостаточно сформированы языковые средства, задерживается формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Особенности речевого развития обучающихся определяют специфику обучения в специальной (коррекционной) школе V вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativ.napravlennost.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетенции у

обучающихся школы с нарушениями речи

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создаёт предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребёнка об окружающей действительности, совершенствуются формы её отражения. Овладение ребёнком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде, обеспечивая полноценное, всестороннее его развитие и самореализацию в социуме.

Связной (монологической) речи детей начинают систематически учить с 5 года жизни. С.Л. Рубинштейн чётко выделяет в связной, контекстной речи два взаимосвязанных плана: мыслительный и речевой, что позволяет подойти к анализу связной речи как особого вида речемыслительной деятельности. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную  роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения  знаний и средства контроля за этими знаниями.

Разговорная речь детей, поступающих в школу, в большинстве случаев малословна, тесно связана с определённой ситуацией. Связная (монологическая) речь значительно отстаёт от возрастной нормы по уровню развития и имеет специфические дефекты (В.К. Воробьёва,1975, Л.Ф. Спирова, 1980). У обучающихся школы с нарушениями речи к началу школьного обучения  недостаточно сформированы языковые средства, задерживается формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Особенности речевого развития обучающихся определяют специфику обучения в специальной (коррекционной) школе V вида.

Основным учебным предметом, который служит в наибольшей степени  коррекционным целям, является начальный курс русского языка. Содержание уроков по этому предмету в специальной школе имеет несколько направлений: устранение нарушений речевого развития, организацию речевой практики, обучение письму и чтению, систематическое изучение сведений по грамматике, правописанию, подготовку к дальнейшему усвоению русского языка как предмета. В процессе специального обучения языку осуществляется также развитие познавательной деятельности на материале речевых фактов, постепенное формирование отвлечённого словесного мышления, создание прочной основы для дальнейшего повышения образовательного и культурного уровня учащихся и овладение профессией.

Основная задача развития речи состоит в том, чтобы приблизить учеников к уровню практического владения родным языком в норме, т.е. научить пользоваться речью как средством общения. С этой целью систематически проводится совершенствование форм речевого общения и средств языка по следующим взаимосвязанным направлениям:

а) развитие у детей различных видов устной  речи  (диалогической, монологической) на основе обогащения знаний об окружающем мире;

б) формирование и расширение лексической стороны речи;

в) практическое овладение основными закономерностями языка на основе усвоения смысловых и грамматических отношений;

г) формирование лексико-грамматической готовности к осознанному усвоению других разделов родного языка (обучение грамматике, грамоте, правописанию).

Исходным положением для системы работы по развитию речи является принцип коммуникативной направленности речи. Соблюдение его предполагает формирование общения в процессе активной речевой деятельности, создание у учащихся мотивированной потребности к речи путём стимуляции их речевой активности и моделирования ситуаций, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний. Учащиеся с общим недоразвитием речи вовлекаются в коммуникативную деятельность с самых ранних этапов обучения, ещё не владея всей  языковой системой. Языковой материал накапливается поэтапно в связи с различными видами деятельности. При этом осуществляется постепенный переход от речевой деятельности, развёртывающейся в наглядной ситуации, к общению с опорой на прежний речевой опыт, на контекст. Учащиеся подготавливаются к продуцированию развёрнутых высказываний, требующих усложнённых синтаксических конструкций, использования отвлечённой лексики, свободного владения морфологическими изменениями слов.

Отбор языкового материала также подчинён коммуникативным целям и осуществляется с учётом его частотности, продуктивности и доступности усвоения. Система работы по развитию речи предусматривает концентрический путь  освоения речевого материала (Л.Ф. Спирова, 1980).

Сначала отрабатывается обиходная лексика и побудительные фразы простейшей конструкции. Этим обеспечиваются элементарные формы  общения. Постепенно вводится словарный материал, необходимый для выражения понятий более отвлечённого характера, и усложняются грамматические формы. На этой основе осуществляется переход от диалогической речи к описательно-повествовательной, а  затем к составлению устных и письменных связных текстов.

В начале обучения в школе с нарушениями речи  используется преимущественно ситуативная форма общения, а затем формируется база для контекстной речи. Далее формируется диалог в учебной и игровой ситуации (1класс) с постепенным переходом к краткой беседе по представлениям детей (2-й, 3-й классы). В 3-ем, 4-ом классах осуществляется развитие связной устной речи при проведении тематических бесед. Обращается внимание на правильную последовательность в передаче событий, включение элементов рассуждения, оценки и доказательности.

Практическое овладение морфологическими и синтаксическими закономерностями происходит в процессе работы над усвоением тематического материала. Таким образом, лексический, морфологический и синтаксический материал усваивается в тесной взаимосвязи. Овладение грамматическим строем языка, морфологическими и синтаксическими элементами осуществляется практическим путём, без употребления грамматических терминов. Выделяя для изучения ту или иную грамматическую категорию или  форму, учитель должен подвести учащихся к определённым грамматическим обобщениям. В 1-ом, 2-ом, 3-ем классе учащиеся должны практически овладеть основными грамматическими закономерностями языка. Начиная с 3-го класса,  у детей формируется умение употреблять сложные предложения и закрепляются навыки использования усвоенных типов предложений в связной речи. В 4-ом, 5-ом классах  предусматривается практическое обобщение усвоенных грамматических закономерностей.

На основе развития устной речи вырабатываются умения в области письменной речи. Методика обучения письменной речи носит коррекционно-пропедевтический характер. В задачу методики, наряду с обучением новому виду речевой деятельности и формированию навыка пользования грамматическими правилами построения письменного высказывания,  включается создание адекватных предпосылок для успешного их освоения, заключающееся в коррекции механизма порождения аграмматизма в письменной речи (О.Е. Грибова). Постепенно осуществляется переход от сугубо практических занятий по формированию речи к изучению языка, к умению самостоятельно вступать в контакт с собеседником в формах диалога и монолога,  к коммуникативной компетенции.

В условиях специальной (коррекционной) школы V вида весь комплекс перечисленных выше задач решается чёткой организацией жизни детей и правильным распределением коррекционных и воспитательных мероприятий, проводимых во внеурочное время. Следовательно, развитием коммуникативной компетенции школьников педагоги занимаются в течение всего времени нахождения в образовательном учреждении. Весь комплекс внутришкольных, внеурочных мероприятий осуществляется посредством постановки и решения усложняющихся коммуникативных задач в изменяющейся ситуации общения. Постепенно школьники научаются осознавать цели и условия общения, сознательно пользоваться языковыми средствами, с помощью которых может быть решена коммуникативная задача, активно взаимодействовать в конкретной ситуации общения. Обучающиеся овладевают умением адекватно усваивать и передавать информацию в процессе межличностного общения, руководить коллективными формами работы, правильно реагировать на различные ситуативные факторы общения. Под влиянием всестороннего коррекционного обучения и воспитания у выпускников специальной (коррекционной) школы с нарушениями речи  происходят позитивные изменения в развитии речевой и познавательной деятельности. У большинства учеников прослеживается активность в общественной жизни, добросовестное отношение к труду в разных видах профессиональной деятельности, а в ряде случаев и стремление к дальнейшему образованию. Всё это позволяет положительно оценить возможности их полной социальной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом через реализацию элективного курса

В статье автор делится в кратце своим опытом работы по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом  через реализацию элективного курса...

«Формирование здоровьесберегающей компетенции у дошкольников с нарушениями речи».

Материал из опыта работы учителя - логопеда с использованием здоровьесберегающих технологий....

Формирование коммуникативных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредствам использования развивающих игр с песком.

Применение развивающих игр с песком как наиболее эффективногометода в формировании коммуникативных навыков у детей с тяжёлымимножественными нарушениями развития. Представлены и описанывозможности дете...

Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с нарушениями слуха, их социальная адаптация

В существующих условиях социальной жизни  выступает проблема, требующая включения детей с нарушениями слуха в единую социальную целостность и саму структуру общества.     Необ...

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) посредством применения альтернативных форм обучения

Альтернативная система коммуникации - это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенкаВозможно три варианта использования альтернативной коммуникации:• мож...