Методы и средства обучения
статья на тему

Коршук Вера Анатольевна

Словесные методы обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_sredstva_obucheniya.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Словесные методы обучения

  1. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. - выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными». К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, учебная дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассмотрим метод «Учебная дискуссия»:

Значительное место среди словесных методов обучения отводится в современной школе учебной дискуссии. Главное ее назначение в процессе обучения — стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Но для этого необходима обстоятельная предварительная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысль, убедить оппонентов — лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой. Учебная дискуссия, с одной стороны, предполагает наличие у учащихся умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств, с другой — учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту. В этой ситуации, естественно, учитель должен сам демонстрировать перед учениками образец такого стиля аргументации, учить учащихся точно излагать свои мысли и терпимо относиться к формулировкам школьников, уважительно вносить поправки в их аргументацию, ненавязчиво сохранять за собой право на последнее слово, не претендуя на истину в последней инстанции.

Учебная дискуссия частично может применяться в старших классах основной школы и в полную меру в классах полной средней школы.

Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

  1. Наглядные методы

Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств наглядности  иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов) расширяет возможности наглядных методов обучения.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользованияВ настоящее время решается задача создания в школах кабинетов электронно-вычислительной техники, внедрения в учебный процесс компьютеров. Они позволяют учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста учебника. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

Условия эффективного применения наглядности

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Часто происходит так, что занятия в школе становятся неинтересны детям. Им интересно общение с друзьями, у них имеется любимое хобби, то есть детям интересно все, только не то, что касается школы. На уроках им скучно и от этого страдает успеваемость. Здесь многое зависит от учителя, насколько ему удастся завлечь детей. Наглядные методы школьного обучения являются тем средством, с помощью которого можно добиться интереса школьников. Во время применения этих средств  для обучения школьников младших классов используются наглядные примеры и технические средства.

Произвольное внимание у детей такого возраста еще не очень развито и использование данной методики является весьма продуктивным. Очень важно научиться управлять вниманием школьников.

Наблюдение, иллюстрация и демонстрация — это основные приемы наглядного метода обучения. Иллюстрация — это хороший прием для привлечения внимания. Учитель свой рассказ сопровождает рисунками мелом по доске. Тогда дети воспринимают информацию не только на слух, но у них создается образное представление о предмете. Рисунок является пояснением слов учителя, а рассказ поясняет содержание изображения.

Среди учеников был проведен эксперимент. Одному классу показывали растения на картинках и рассказывали о них, а другому классу просто рассказывали о растениях. Первый класс запомнил растения гораздо лучше, чем второй. Без наглядного примера детям пришлось приложить максимум усилий, чтобы вспомнить тот материал, о котором говорил учитель. Из этого эксперимента были сделаны выводы, что наглядные методы обучения очень важны в практике обучения детей начальной школы. Очень многое зависит от учителя в том, чтобы на уроках детям было интересно. Он должен применять в своей практике разные способы для привлечения внимания детей и наглядные методы в первую очередь. При наглядном методе обучения в работу у школьника включается зрительная память. Это дает возможность к лучшему и простому запоминанию материала.

У человека есть три системы восприятия кинетическая, зрительная и слуховая. Эти системы развиты не равномерно. Одна из них может работать лучше, другая хуже. При включении в работу всех трех систем получается самое продуктивное восприятие учебного материала. Если учитель пытается донести информацию до школьников только с помощью рассказа, то он значительно сужает восприятие ребенка. Причем, использование только одного метода плохо влияет, вплоть до того, что блокирует развитие других систем, которые, наоборот, можно было бы включить для лучшего восприятия ребенком изучаемой информации.

  1. Так как я занимаюсь непосредственно воспитательной работой в школе, то очень часто использую наглядные методы. Например, веду пропаганду здорового образа жизни, пропаганду профилактики детского дорожного травматизма. Детям всегда интересно не просто слушать рассказ, но и воспринимать материал через показ фильмов, видео-роликов, анкетирование идр. Очень часто приглашаю в школу специалистов спец.служб: центр мед.профилактики, психологическую службу «Позитив», инспекторов ПДН и ГИБДД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование специальных технологий, методов и средств обучения и воспитания, направленных на формирование социальной компетенции у детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Статья о методах, средствах обучения и воспитания, направленных на решение  проблем  успешной   социальной адаптации  и обеспечения полноценного участия в жизни общества детей...

Методы и средства обучения плаванию

Методы и средства обучения плаванию...

Оптимизация методов и средств обучения в условиях информатизации образовательного процесса в системе подготовки выпускников к госу-дарственной (итоговой) аттестации

Применение информационных технологий при подготовке к  ЕГЭ . Для подготовки к ЕГЭ  на уроке и во внеурочное время можно использовать современные электронные учебные пособия.  Сейчас ст...

Оптимизация методов и средств обучения в условиях информатизации образовательного процесса в системе подготовки к ГИА

Материал содержит сообщение и презентацию о методах и средствах обучения при подготовке к ГИА....

Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современ...

Интерактивные методы и средства обучения в деятельности педагога

Семинар по теме: "Интерактивные методы и средства обучения в деятельности педагога"Цель: овладение педагогическими работниками образовательных обганизаций методикой преподавания уроков с использование...