программа "Мой жизненный выбор"
рабочая программа на тему

Программа направлена на профориентационную работу, необходимую для эффективного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_moy_zhiznennyy_vybor.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

« Рассмотрено»                                                  « Утверждаю»

Педагогический совет                                      Директор школы-интерната___ Кокарева О.В.

Приказ № 4 от 28.04.2013г.  

Муниципальное казённое образовательное учреждение

 Купинская специальная  (коррекционная) школа-интернат для  детей-сирот и

детей,  оставшихся без попечения родителей с ограниченными

возможностями здоровья  Новосибирской области

( МКОУ Купинская школа-интернат)

 

Программа

по профессиональному самоопределению

 воспитанников  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

 

 

 

   

  Авторы:    Есипчук Е.А.

                      Усольцева С.Н.

                                                         

Г. Купино

2013 г.

Пояснительная записка                                  

       

Программа рассчитана на 3 года  и строится с учетом: возрастных и интеллектуальных возможностей  подростков с ограниченными возможностями здоровья; учебной нагрузкой специальной (коррекционной) школы – интерната. Общее количество часов – 20. Участниками программы являются дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,  воспитанники 7-9 классов. В реализации программы участвуют сотрудники школы (социальный педагог, воспитатель, психолог). Программа систематизированная, цельная. Все блоки программы связаны между собой годами.  Длительная профориентационная работа, необходима для эффективного профессионального самоопределения воспитанников (это достаточно длительный процесс). Система занятий может стать стержнем, основой для организации  профориентационной работы на уровне специальной (коррекционной) школы - интерната. Огромное значение для личности воспитанника имеет полноценность профессиональных консультаций. Результаты тестирования психологом должны быть корректно проинтерпретированы воспитаннику. Внедрение программы предполагает проведение: профориентационных занятий, мотивационных бесед, занятия по самопознанию и саморазвитию, диагностических мероприятий.

Актуальность программы связана с переходом детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья в новую для них взрослую  среду, т. к. успешность в выборе профессий старшеклассников зависит от степени их адаптированности к современным  условиям жизни.  

Большинство детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальных (коррекционных) школ не осознают, что не все профессии они могут освоить в силу своих интеллектуальных возможностей. У подростков возникают вопросы  «почему нельзя?»…  И мы  педагоги  должны  им корректно и понятно объяснить, что ждет их впереди.

     Чаще всего более или менее сознательный первичный профессиональный выбор осуществляется в подростковом и юношеском возрасте. Чтобы понять ребенка, правильно составить его психологическую характеристику и оказать адекватную помощь и поддержку, необходимо знать ту категорию детей, на которую направлено внимание это дети с ограниченными возможностями здоровья плюс к этому, дети – сироты дети, оставшиеся без попечения родителей. Однако психологические особенности личности детей из школ – интернатов (отсутствие ценностных ориентаций или их размытость, непонимание ценности, уникальности человеческой жизни, утрата интереса к труду, к знаниям, чувство отчаяния безнадежности) создают сложности в формировании их профессионального выбора. Подростки с ограниченными возможностями здоровья  не в полной мере видят разницу между  «хочу» и «смогу».

Профессиональный выбор, детей-сирот специальных (коррекционных) школ-интернатов ограничен местными условиями. Происходит ориентация на профессии, для освоения которых требуется меньше времени и усилий но, которые не всегда интересны подросткам.

Таким образом, процесс профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усложнен. Зачастую он происходит стихийно, что приводит к неуверенности в себе. С одной стороны, дети хотят жить самостоятельно, отдельно, с другой – боятся этой самостоятельности, когда приходит время, потому что оказываются одни.

Как поступить педагогу, чему учить, чтобы не воспитать в новом поколении инфантильность и бездушие, безразличие ко всему. Что сказать ребятам?  Что посоветовать? Как помочь найти ответы на вопросы о том, кто ты есть и для чего ты живешь?...

Формирование полноценной личности идет по принципу (формуле):

 Самопознание  →  Саморазвитие → Самоопределение т. к. здесь дети-сироты  с ограниченными возможностями в развитии то задача строится, помочь, определится подросткам с познанием себя, с развитием, и в конечном итоге самоопределиться с выбором профессии.

Субъектом деятельности является весь педагогический коллектив школы - интерната.  

Объектом деятельности являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья  и  их выбор профессии с дальнейшим трудоустройством.

         Цель:  формировать мотивацию у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья к поисковой активности, направленной на нахождения своего места в мире профессий, в формирование системы представлений воспитанников об адекватности себя, своих возможностей, интересов той или иной профессии.

      Задачи:

1.Формирования положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как, индивидуальность, уверенность в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.

2.Повышение уровня психологической компетентности воспитанников, вооружение их соответствующими знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании.

3.Дать участникам занятий детям-сиротам необходимые знания по планированию профессионального пути.  

Формы, используемые для реализации данной программы:

- анкетирование;

- тестирование;

- дискуссии;

- лекции;

- практические занятия;

- ролевые игры;

- диспуты;

- методики;

- экскурсии.

 Методы, используемые при реализации программы: 

- пример;

- разъяснение;

- внушение;

- наглядный материал (видео).

Каждое занятие рассчитано на 45 минут.

Ожидаемым результатом является, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья,  смогут адекватно оценить свои возможности при выборе профессии.  Быть готовыми в любых условиях современного мира найти способы заработать себе на жизнь. Уметь реально оценивать свои возможности и способности.

Итогом профориентационной работы является профессиональное самоопределение учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаемое как состояние готовности выпускника к выбору профессии. Ее показатели:

-наличие профессионального выбора;

- знание о профессии и ее требованиях к личности;

-знание своих индивидуальных особенностей;

- учебная и практическая работа по выбираемой специальности;

- наличие общих трудовых навыков.

I блок

Формирование представлений

у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о профессиях

(7 класс)

В 7 классе акцент делается на знакомство с профессиями и путем тестированием и анкетированием выявляется отношение к профессии.

Цель: формирование представлений  и созидательной роли общественного труда у подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи: 

  1. Изучить природные способности склонности к той или иной профессии.
  2. Познакомить подростков с профессиями, которыми они могут овладеть после окончания школы – интерната.

№ п/п

Тематика занятий

Цели

Кол-во часов

1.

Ориентировочное

Получение необходимой информации о профессиональных намерениях учащихся

1

2.

Классификация профессий

Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий

2

3.

Склонности и профессиональная направленность

Изучение воспитанниками собственных склонностей

1

5.

Темперамент и выбор профессии

Формирование теоретических представлений о характере и темпераменте

1

6.

Интересы и выбор профессии

Изучение участниками собственных интересов

2

II блок

Оценка  профориентационных возможностей

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(8 класс)

В 8 классе большое внимание уделяется знакомству с конкретными профессиями, и тому, что влияет на выбор той или иной специальности. За основу берутся личностные качества человека и специфика конкретной профессии.

Цель: сформировать осознание собственного уровня профориентационных возможностей у подростков.

Задачи:

  1. Расширить представления о себе и своих возможностях при выборе профессии подростками;
  2. Способствовать социокультурной познавательной активности у подростков.

№ п/п

Тематика занятий

Цели

Кол-во часов

1.

Здоровье человека и его профессиональная деятельность

Помочь профессиональному выбору воспитанников с учетом физиологических особенностей организма

1

2.

Мои интересы, склонности и профессиональное самоопределение

Изучение воспитанниками собственных интересов, склонностей и профессионального самоопределения

1

3.

Жизненный успех и самооценка человека

Формирование информационного пространства

2

4.

План делового человека и программа личностного самоопределения (заключительное занятие)

Познакомить с понятием “рынок труда”, показать пути устройства на работу

2

III блок

Социокультурное образование детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей и выбор профессии

(9 класс)

В 9 классе занятия направлены конкретно на подготовку к профессиональному определению. Подросток должен определиться с выбором профессии и ознакомится с документацией, которая нужна при поступлении.

Цель:  способствовать социализации подростков с отклонениями в развитии к самостоятельной жизни и окончательному выбору профессии с дальнейшим трудоустройством.

Задачи:

  1. Подвести итоги в выборе профессии  выпускниками.
  2. Дать  основы социально – экономических знаний необходимых при поступлении в училище.

№ п/п

Тематика занятий

Цели

Кол-во часов

1

«Документы в дорогу»

Дать  основы социально – экономических знаний необходимых при поступлении в училище

2

2

Я и мое будущее

Освоение приемов, с помощью которых можно улучшить процессы эмоциональной саморегуляции и внутреннего самоконтроля

2

3

Планирование профессионального пути

Выработать у участников занятий умение планировать свой профессиональный путь

1

4

“Ценностные ориентации” М. Рокича Методика

Профессионально- нравственная ориентация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, интерес и уверенность в выбранной профессии

2

Критерии эффективности профориентационной деятельности:

-наличие мотивов выбора интереса к определенным профессиям;

-положительное отношение к ситуации выбора профессии;

-адекватная позиция в принятии решения о выборе профессии;

-наличие вариантов профессионального выбора.

-адекватное представление о своих личностных качеств

-полнота и дифференцировнность знаний о мире профессий;

-умение работать с источниками информации;

-умение планировать свои действия и добиваться успеха.

      В эффективности работы заинтересован весь педагогический коллектив школы – интернат т. е. все специалисты т. к трудоустройство и социализация учащихся из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей  является конечной целью всей учебно - воспитательной работы.

       Правильная ориентация в профессии с учетом интеллектуальных возможностей, способностей – залог успеха в будущей взрослой жизни подростка с ограниченными возможностями здоровья.

 

Список литературы

  1. Климов Е.А. Как выбирать профессию? – М.: “Просвещение”, 1990.
  2. Климов Е.А. Чистякова С.Н. Основы производства выбор профессии. – М. 1987.
  3. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под. Ред. А.Ф. Кудряшова. – Петрозаводск. “Петроком”, 1992.
  4. Методические рекомендации по проведению занятий профориентационного курса “Хороший выбор” Белоусова О.Г., Зотеева Е.А., Овсянникова Е.А., Чеботарев С.С. – Белгород – 2002.
  5. Мир профессий: Человек- природа, Человек- Человек, Человек- Знаковая система, Человек- художественный образ.- М.: “Молодая гвардия”, 1985-1987.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: “Академия”, 1998.

 

Приложение                                                

                                                                 Анкета

Ф. И.________________________________  год рождения ___________ пол ________

          Вопрос

Полностью

согласен

согласен

Не согласен

Абсолютно не согласен

1.

Мне кажется, что я достойный человек

2.

Мне кажется, у меня есть достоинства

3.

Я считаю себя неудачником

4.

Я могу выполнить свои обязанности не хуже других

5.

Кажется мне нечем гордится

6.

Я отношусь к себе хорошо

7.

Я доволен собой

8.

Мне хочется уважать себя больше

9.

Иногда я чувствую себя уверенно

10

Иногда мне кажется, что я ни на что не гожусь

                                   

 Методика «Линия жизни»

Представь, что это линия твоей жизни. Начало линии – в точке рождения.

Рождения

  1. Обозначьте крестиком место, где ты находишься по собственным ощущениям в данный момент. Укажи рядом с крестиком возраст.
  2. Поставь кружочек, где ты будешь взрослым, то есть «золотой возраст».  Напиши почему.
  3. С момента рождения до сегодняшнего дня  укажи, какие важные  события произошли в твоей жизни.
  4. Напиши, что ты хочешь, что бы сбылось, либо случилось в твоей жизни. Обозначь это на «линии жизни».

Рекомендации при анализе

Согласно многочисленным исследованиям, адекватный выбор своего возраста как наиболее предпочитаемого свидетельствует о высоком уровне самосознания и самооценки и является показателем зрелости личности. При анализе данной методики можно обсудить с ребятами основные тенденции: насыщенности прошлого и настоящего событиями, ориентация на возраст; события внутреннего и внешнего плана и т. д.

Методика  «Кто я?»  (Куна и Мак-Портленда является обширным источником информации)

Напишите, пожалуйста, 20 характеристик о себе, то есть  постарайся ответить на вопрос «Кто я?» .   Характеристики можно писать отдельными словами или предложениями, пишите их так  как они приходят  вам в голову. Правильных или неправильных ответов здесь быть не может.

_____________ ,  _________________,  __________________, _____________,  _________________,  ___________________, ____________,

______________, __________________, _________________,  ____________,

Анализ результатов:

1           Если ответов не более 8-и , это может означать , что подросток не  

              хотел задавать себе вопрос, или не хотел просто работать.

              9 – 17 ответов – средний умеренный уровень; трудно сказать об    

              отвечавшем, что то ему мешало, можно обсудить с ним и  

              выяснить  почему.

             18 – 20 ответов – высший уровень самопрезентации, ребенок  

             смотрит на себя с разных сторон, может размышлять, не  

              стесняется самого себя.

                   Более 20 ответов, ребенок либо не понял, что от него требуют, или  

                   просто думал, что это соревнование: можно считать о низкой либо  

                   высокой самооценке.

  1.     Методика позволяет оценить временную направленность ответов  

                    в профессиональную ориентацию (наличие или отсутствие). Это  

                    может определять  прилагательными «будущий»,  «бывший»,  

                    указанием конкретных профессий.

  1.     Оценивается значимость упомянутых самооценок. Существует мнение, что      

     значимыми являются только первые пять ответов. Интерес представляет место,  

    указания профессии и есть ли оно вообще, что говорит о существовании    

     первичного профессионального выбора или его отсутствия.

Методика  «Незаконченное предложение»

Ф.И______________________________________ класс ____

Закончи, пожалуйста, предложение:

Я бы хотел(а) выбрать профессию ________________________________

Потому, что  ______________________________________________________

Анализ:

Содержание выполняемой методики показывает, сделан ли воспитанником выбор профессии. Кроме того, дописанное предложение свидетельствует об осознанном выборе.  К отсутствию ответа часто приводит утомляемость, нежелание задумываться о себе, низкие коммуникативные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выбор профессионального пути –начало жизненного успеха"

Тема:  "Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха".Цели:- помочь   участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии;- оказать помощь школьникам в про...

Курс по выбору по алгебре в 9 классе "Процентные вычисления в жизненных ситуациях"

Курс  по выбору «Процентные вычисления в жизненных ситуациях».адресован учащимся 9 классов и входит в образовательную часть «математика». Цель курса:создание целостно...

Рабочая программа по профессиональному самоопределению учащихся 7-9 классов «Мой жизненный выбор»

Рабочая программа разработана на основании авторской программы по дополнительному образованию «Мой жизненный выбор» Слоновой А.В., 2010 г....

Эссе "Моя профессия - мой жизненный выбор"

Моя профессия - мой жизненный выбор. В жизни  два выбора надо сделать безошибочно: выбор профессии и выбор спутника жизни....

Программа " Мой жизненный выбор"

Программа " Мой жизненый выбор"...

Классный час "Выбор профессии-жизненно важный выбор"

Профориентационная работа для школьников с нарушением слуха это важный этап всего воспитательного процесса, т.к. готовит детей к сознательному выбору профессии. Занятия способствуют расширению знаний ...

Социальный поект по профориентации "Мой жизненный выбор".

Данный проект адресован для подростков старших классов и рассчитан на 2 года. Проект нацелен на создание условий для профессионального самоопределения подростков на основе понимания себя и знания особ...