Методические материалы к занятиям курса предпрофильной подготовки
методическая разработка (9 класс) на тему

Поспелова Ирина Михайловна

Представлено несколько разработок занятий в рамках курса предпрофильной подготовки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_materialy_k_zanyatiyam.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Портфолио»

Цель: отслеживание  индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте.

Задачи:    -   поддержание высокой учебной мотивации учащихся;

  • поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
  • формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

   

Портфолио – это собрание достижений ученика, которое формируется им лично и реально показывает уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за её пределами.

    Основные направления портфолио:

  1. «Портфолио документов» - портфель сертифицированных индивидуальных образовательных документов.
  2. «Портфолио работ» - собрание различных творческих и проектных работ.
  3. «Портфолио отзывов» - характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителям учащихся.
  4. «Портфолио социально-психологическое» - результативность по проведенным методикам с рекомендациями социального педагога и педагога-психолога.

    Образовательный рейтинг выпускника основной школы:

  1. Баллы за сданные экзамены (два обязательных и два по выбору в соответствии с будущим профилем обучения);
  2. Средний балл аттестата;
  3. Баллы за материалы портфолио.

    Структура портфолио:

1. Копилка достижений:

- дипломы, грамоты за участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня;

- свидетельства, удостоверения о прохождении курсов и программ в учреждениях дополнительного образования;

- документы, подтверждающие присвоение спортивных разрядов, квалификаций и др.

- творческие, исследовательские работы, доклады, отчеты (законченные и оформленные, представленные на фото, видео и др.)

2. Дневник достижений.

 Это комплект форм (перечень материалов, зачетный лист, выписка, самоанализы), фиксирующий все документы, работы, собранные в копилке достижений.

Схема начисления баллов за материалы портфолио

Уровень участия

Школьный

Районный

Городской

Областной

Международный

Всероссийский

Место

участник

призер

победитель

участник

призер

победитель

участник

призер

победитель

участник

призер

победитель

участник

призер

победитель

Раздел 1. Официальные документы                                                                                                            

1.1 Предметные олимпиады

1

2

3

3

4

5

5

6

7

7

8

9

8

9

10

Интеллектуальные предметные игры (в один тур)

«Кенгуру»

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

5

7

«Mathman»

-

-

-

-

-

-

3

5

7

-

-

-

-

-

-

«Русский медвежонок»

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

5

7

«Золотое руно»

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

5

7

Научно-практические конференции

1

2

3

3

4

5

6

7

8

6

7

8

6

7

8

1.2. Творческие конкурсы, смотры, фестивали, турниры, спортивные достижения

1

2

3

3

4

5

5

6

7

5

6

7

5

6

7

1.3. Дополнительное образование (музыкальное, художественное, театральное и т.д.)

Свидетельство о прохождении программы в учреждении дополнительного образования

До 3

Документ о получении разряда, квалификации

До 8

Раздел 2. Творческие работы, элективные курсы, отзывы (единица материала)

2.1. Творческие, исследовательские, показательные, проектные работы

До 3

2.2. Элективные курсы

До 3

2.3. Отзывы, рекомендации, самоотчеты

1

Раздел 3. Дополнительная информация

До 3

Раздел 4. Презентация портфолио

До 3

Занятие «Индивидуальная профессиональная перспектива»

Цель: Анкетирование получения обобщенной картины уровня профессионального самоопределения учащихся, самостоятельной оценки профессиональной перспективы.

Задачи: - проведение анкетирования

              - возможность оценки профессиональной перспективы учащимися

              - поддержание мотивации на осознанный выбор профессии

 

План занятия

  1. Разминка «Мир профессий». Назвать как можно больше профессий на предложенную букву (может проходить в письменном виде).
  2. Анкетирование: а) инструкция

                                   б) анкета

                                   в) критерии оценки ответов

3.  Самостоятельная оценка каждого ответа по предложенным критериям.

4. Индивидуальная консультация (по желанию).

Анкета «Перспектива»

  1. Есть ли необходимость честно трудиться в наше время? Почему?
  2. Нужно ли продолжать учиться после окончания школы, ведь всегда есть возможность и без этого прекрасно устроится в жизни?
  3. При каких условиях, с вашей точки зрения, жизнь в России изменится к лучшему?
  4. Чему, по-вашему, имеет смысл посвятить свою жизнь?
  5. Кем вы видите себя через 10-15 лет (в профессиональном и личном плане)?
  6. Учитывает ли ваш выбор профессии пожелания ваших родителей (т.е. самостоятелен ли ваш выбор или обусловлен возможностями и стремлениями родителей)?
  7. Есть ли у вас цель и задачи в отношении профессиональных планов?
  8. Какая профессия вам интересна? В каком учебном заведении её можно приобрести?
  9. Какие положительные стороны имеет выбранная вами профессия? А какие негативные?
  10. Могут ли какие-либо недостатки вашего характера помешать вам в достижении профессиональной цели? (Не обязательно только лень; это может быть слабое здоровье, стеснительность и др.)
  11. Есть ли у вас примерный план самосовершенствования относительно профессионального роста? Если «да», то в чем он заключается?
  12. Что или кто вам может в этом помешать?
  13. Намерены ли вы преодолевать препятствия на пути к профессиональной цели?
  14. Имеете ли вы запасные варианты на случай неудачи в действиях по основному выбору?
  15. Предпринимаете ли вы уже сейчас какие-либо действия для подготовки избранной специальности кроме учебы в школе?

Критерии оценки ответов:

- 1 балл – отказ ответить на вопрос;

- 2 балла – непродуманный ответ или признание в том, что ответа нет;

- 3 балла – неконкретный ответ (например, «собираюсь поступить в колледж, институт» без указания, в какой именно);

- 4 балла – продуманный ответ с минимальным обоснованием;

- 5 баллов – четкий, обоснованный ответ (в контексте других ответов).

Занятие «Пора принимать решение»

Цель: Анализ основных способов принятия решения, самоанализ  выбора.

 Задачи: - знакомство с основными способами принятия решения о выборе профессии

               - определение последовательности действий при принятии решений

             - заполнение самоанализа начала ведения портфолио

План занятия:

  1. «Судьба желающего ведет, а не желающего тащит» (Древняя мудрость). Каждый человек абсолютно свободен выбирать свой жизненный и профессиональный путь, не свободен только принимать решения.

Когда умелый стрелок хочет одним выстрелом поразить цель, он не будет торопиться и суетиться. Стрела только одна, а другой может не оказаться.

Хотите достичь цели – поступайте как умелый стрелок.

  1. «На бога надейся, а сам не плошай. (Пословица)

Самое главное – преодолеть равнодушное отношение к своей дальнейшей судьбе. Вы и только вы можете сделать правильный выбор, максимально полезный для вас.

 Основные способы принятия решений:

А) Автоматический выбор

Коснувшись рукой горячего предмета, вы без посторонней помощи выберете действие. Непроизвольно. «Авось кривая вывезет».

Б) Метод проб и ошибок («Научного тыка»)

Тратится много времени, чтобы приобрести достаточный опыт . Оттягиваете момент принятия ответственного решения.

В) Мнение авторитета

Обращение за советом или принятие мнения другого - признание своей  беспомощности, уклонение от ответственности, умственная лень. Помощник (сами) и подталкиватель (за вас).

Г) Аналитический выбор

Самостоятельный выбор – ваш выбор для себя, т. е. свободный выбор. Свобода выбора = ответственность. «Ты сам принимал решение – сам и отвечай»

3. Три шага планирования профессионального будущего:

  1. Самонаблюдение
  2. Сбор и оценка информации
  3. Принятие решения и планирование достижения цели.

4. Анализ начала ведения портфолио. Заполнение.

Занятие «Профессионалы и дилетанты»

Цель: определить преобладание интересов, склонностей к областям деятельности.

Задачи: - дать определение профессии, профессиональной трудовой деятельности

- разъяснить формулу выбора профессии

- провести ДДО

Ход занятия:

1. Обсуждение основных понятий.

А) Профессия – (латинский корень) говорить публично, объявлять, заявлять.

      Происхождение не объясняет смысл

Б) Профессии возникли с разделением труда, возникли группы по видам труда.

    Накопленные в определенной группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение.

    Сейчас принадлежность к определенной профессии – один из общественных признаков человека, наряду с национальной или семейной принадлежностью.

    Значит, выбрать профессию -  выбрать себе работу, быть принятым в определенную группу людей, принимая её нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

    Не всякая трудовая деятельность – профессиональная.

Профессиональная, если:

  1. Определенный уровень квалификации, мастерства, профподготовки, специальных знаний, навыков, подтвержденных документами.
  2. Товар, пользующийся спросом на рынке труда, - источник доходов.

Например: Домохозяйка, уход за детьми.

Вывод: профессия – род трудовой деятельности, являющийся источником существования и требующий определенной квалификации.

Оптант – человек, выбирающий профессию.

2.Формула выбора профессии:

                                                             

Три шага выбора:

  1. Определить профессиональные интересы и склонности (чтоб профессия была интересна и привлекательна)
  2. Оценить профессионально важные качества: здоровье, способности, квалификация (профпригодность) (чтобы соответствовала вашим способностям)
  3. Узнать спрос на рынке труда (востребованность),  (пользовалась спросом, реальный спрос на конкретную рабочую силу)

3. Дифференциально-диагностический опросник (разработан проф. Е.А.Климовым).

4. Классификация профессий Е.А.Климова.

Занятие «Ценностные ориентации»

Цель: Определение основных приоритетов в выборе профессии

Задачи: - определить мотивы выбора профессии

              - провести ранжирование

              - провести анкету «Ориентация»

Ход занятия:

1. Мотивы выбора профессий:

- престижность (признание в обществе)

Важно! учитывать смену экономических условий и снижение спроса на определенный ряд профессий через N-ое количество лет. (например: инженер)

- достойная оплата

Оплачивается не профессия, а должность, которую дают в зависимости от профессиональных знаний, навыков, здоровья, желания работать.

- интерес к содержанию профессии

Если профессия нравится, то повышаем профессиональный уровень, авторитет, увеличивается заработок, повышается работоспособность.

 - условия труда

У профессионала высокого класса больше возможностей для выбора условий труда.

Чем выше уровень квалификации, тем больше возможностей выбора.

Квалификация – 1.Уровень подготовленности индивида к профессиональной

                деятельности. 2. Наличие знаний, умений, навыков отражается на тарификации.

- доступность обучения

(легче приобрести, ближе к дому, «блат»)

- желание или совет родителей, близких.

! Современный рынок труда изменчив.

- пример других («за компанию», т.е. интересы и способности других).

- возможность трудоустройства (спрос)

Важно! предположение, прогноз.

- профпригодность (здоровье, квалификация, способности)

Если есть здоровье и способности, то квалификацию можно повысить.

Определить противопоказания к профессии могут медработники или медкомиссия учебного заведения по результатам обследования.

Способности (Я МОГУ) можно определить в процессе обучения или трудовой деятельности.

Важны и склонности (Я ХОЧУ) – желания, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление, интерес.

2. Проведение ранжирования

Расставьте по порядку значимости.

3. Анкета «Ориентация»

Занятие «Собеседование»

Цель: успешное  прохождение собеседования

Задачи: - дать полезные советы по предварительной подготовке к собеседованию

              - учиться создавать приятное впечатление при первой встрече

              - обозначить вопросы, наиболее часто встречающиеся на собеседовании

              - обозначить необходимые вопросы к работодателю

Ход занятия:

    Собеседование - наилучший способ показа работодателю своих лучших качеств, гибкая форма оценки работника.

1. Предварительная подготовка к собеседованию:

  • Узнать о фирме (учреждении)
  • Посетить организацию, не привлекая внимания
  • Посмотреть, как выглядит место, сотрудники, в чем одеты
  • Узнать о характере предстоящей работы

2. Несколько полезных советов накануне собеседования:

  • Составьте список необходимого на собеседовании (от паспорта до ручки с блокнотом)
  • Документы и ксерокопии сложите в папку, на ней укажите фамилию, телефон для связи
  • Выспитесь
  • Оденьтесь соответствующе (см. ниже)

Требования к внешнему виду:

  • Одежда чистая, глаженая, в хорошем состоянии (если есть домашние животные, тщательно очистите одежду от шерсти)
  • Вычищенная обувь
  • Исключить красные носки, шелковые рубашки (для мужчин)
  • Исключить юбку-мини, иметь запасную пару колготок (чулок) женщинам
  • Должна быть комфортной
  • Нет опозданию. Придите за 15 минут до назначенного времени, подождите на улице, т. к. ранний приезд расценивают как неумение распорядиться временем
  • Входите спокойно, без спешки, но уверенно и деловито;
  • Будьте настроены приветливо и дружелюбно

3. Во время собеседования

  • Демонстрируйте хорошие манеры (приветствуйте по имени, отчеству; не жуйте, внимательно слушайте, говорите по делу, не перебивайте, по окончании беседы поблагодарите)

Во время собеседования избегайте:

- курения, даже если это делает собеседник

- длинного рассказа об уходе с прежнего места работы

- разговора о личных, домашних делах, если Вас не спрашивают

- показа рекомендательных писем, если Вас не спрашивают

- заводить разговор о зарплате

- перебивать собеседника

- забывать и путать имена

- делать вид, что у Вас есть более выгодное предложение по работе

  • Не вторгайтесь в личное пространство собеседника (полтора-два метра)
  • Поддерживайте зрительный контакт, но не «пяльтесь»
  • Не сидите со скрещенными руками, ногами – создают физический барьер и дают посылку собеседнику: «Я Вам не доверяю».
  • Подстраивайтесь под собеседника естественно (зеркало)
  • Следите за жестами

Значение некоторых жестов:

Жест

Значение жеста

Теребит мочку уха

Продолжайте, я Вас внимательно слушаю

Изучает свой манжет или ремешок часов

Скучает (Вы не интересны)

Сидит, откинувшись назад

Хочет послушать, что Вы еще скажете

Отклоняется назад, сложив руки за головой

Хочет, чтобы Вы убедили его

Неожиданно потирает подбородок

Заинтересован тем, что Вы говорите

Наклоняется вперед и потирает руки

Очень заинтересован тем, что Вы говорите

Поднимает вверх указательный палец

Достойно оценивает, сказанное Вами

Список вопросов, чаще встречающихся на собеседовании:

— Почему Вы обратились о приеме на работу именно по этой профессии?

— Что  Вы  знаете  об этой  работе  или  о  нашей  организации (фирме)?

  • Почему  Вы выбрали  именно эту карьеру?
  • Что Вы будете делать, если... (далее обычно следует описание какой-либо критической ситуации)?
  • Как Вы могли бы описать самого себя?
  • Что Вы  хотите рассказать мне о себе?
  • Каковы  Ваши главные сильные стороны?
  • Каковы  Ваши основные слабости?
  • Какого типа работу вы больше всего  любите делать?
  • Каковы  Ваши интересы вне работы?
  • Какого типа  работу вы не любите делать больше всего?
  • Какие достижения или результаты работы доставляют Вам наибольшее         удовлетворение?
  • Какая была  Ваша самая серьезная ошибка?
  • Что бы Вы хотели изменить в своем прошлом?
  • Каково состояние  Вашего здоровья?
  • Какие предметы вам нравились больше всего и меньше всего в школе?
  • Что  Вам  нравилось больше  всего,  а  что меньше  всего  на прежней работе?
  • Почему  Вы оставили свою прежнюю работу?
  • Какое отношение имеют Ваше образование или опыт трудовой деятельности к данной работе?
  • На какие изменения в Вашей профессиональной карьере и жизни Вы рассчитываете?
  • Каковы Ваши цели в жизни?
  • Как  Вы  планируете их достичь?
  • Чем вы надеетесь заниматься через 5—10 лет?
  • На какую зарплату Вы рассчитываете?

Дав точные и четкие ответы на вопросы работодателя, следует задать ему ряд вопросов.

Вопросы работодателю:

  • Как будет  примерно выглядеть мой  рабочий день?
  • Кому я буду непосредственно подчиняться?  Могу ли я с ним встретиться?

  • Будет ли  кто-то  в  подчинении  у   меня?   Могу  ли  я с  ним встретиться?
  • Насколько важна эта работа для организации  (фирмы)?
  • Какие      имеются      возможности      для      служебного      или профессионального роста?

—        Могу ли  я  рассчитывать на  повышение квалификации или обучение за счет организации?

  • Почему это место оставил прежний работник?
  • Чем этот работник занимается теперь?
  • В чем состоит главная проблема (цель, задача) данной работы?

    Заканчивая собеседование, выясните, каковы Ваши последующие действия (сроки ожидания, средства связи с работодателем, дополнительная информация о Вас, встреча с другими людьми)

4. Если Вы приняты, начните с вопросов, показывающих Вашу заинтересованность:

- когда можно приступить к работе

- перед кем будете отчитываться по результатам

- имеется ли система повышения квалификации

- каковы возможности продвижения по службе

- какова продолжительность отпуска

- какова схема страхования, предусмотрена ли

- доступно ли медицинское обслуживание и распространяется ли оно на членов семьи

- каковы условия оплаты труда

- вид премий и порядок их выплаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

Курсы предпрофильной подготовки "Уютный дом" ( программа)

Реализация идеи профильности старшей ступени средней школы ставит учащихся 9 классов перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в...

Открытое занятие "введение в образовательную программу курсов предпрофильной подготовки Фитодизайн"

Наиболее актуальной задачей для учреждений дополнительного образования детей является отработка эффективной модели предпрофильной подготовки учащихся, обеспечивающей формирование у выпускников готовно...

Программа курса предпрофильной подготовки «Написание писем на английском языке: личное письмо»

Данный курс по выбору предназначен для учащихся девятых классов, является  межпредметным  и рассчитан на 8 часов.В основу содержания программы положен модульный принцип организации материала...

Учебная программа элективного курса «Риторика» (курс предпрофильной подготовки для учащихся 8 – го класса на 17 часов)

Настоящая программа элективного курса «Риторика» составлена для учащихся 8-ых классов. Риторика готовит подростков к будущей жизни – успешной работе в коллективе. Курс школьной риторики, относящийся к...

разработка курса предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности на базе школьного курса биологии

Разработка курса предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности на базе школьного курса биологии...