"Играем каждый день" пособие для педагогов
материал на тему

Письменная Ирина Викторовна

В пособии содержится материал для проведения игр разнообразных по форме: игры на знакомство, игры на поднятие эмоционального фона, игры физкульт-минутки, пальчиковая гимнастика. Пособие адресовано педагогам дополнительного образования, но будет полезно воспитателям летних лагерей и всем кто работает с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik.docx44.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

г. Нижневартовска «Центр детского творчества»

ИГРАЕМ  КАЖДЫЙ ДЕНЬ

ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

г. Нижневартовск, 2015


Составитель: Письменная И.В., методист

Играем каждый день/Под общ. Ред. Шлыковой Р.П., – Нижневартовск, Издательский центр МАУДО г. Нижневартовска «Центр детского творчества»

В пособии содержится материал для проведения игр разнообразных по форме:: игры на знакомство, игры для поднятия эмоционального фона, игры-физкультминутки,  пальчиковая гимнастика. Пособие адресовано педагогам дополнительного образования,  будет полезно воспитателям летних лагерей и всем кто работает с детьми.

«Игра – основной вид деятельности ребёнка, она хранит и развивает детское в детях, она школа их жизни и практика развития».

 С.Л. Рубинштейн.

«В игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения»

 Д.Б. Эльконин

От составителя

       В пособии представлены описания различных игр, которые  очень лёгкие и простые, всё что требуется – это присутствие ведущего, т.е. того, кто проводит игру, объясняет её условия, управляет ею, подводит итоги и т.д. Естественное и непреодолимое стремление детей к игре с большим успехом используется в педагогической практике. Игра – важнейшее средство развития и воспитания, отличное дополнение к учебному процессу, в развитии важнейших психических свойств, которые необходимы для труда, приобретения высоких моральных качеств, формирования гражданского сознания. Надеюсь, это пособие поможет педагогам в их практической деятельности.

И.В. Письменная

Игры на знакомство

«Три слова»

Необходимо каждому участнику рассказать о себе в трёх словах.

«Представиться по-разному»

Каждый человек по кругу должен «представить себя»: сказать слово, изобразить жест, спеть песню, прочитать стихотворение и т.д.

«Алфавит»

Построится по именам в алфавитном порядке.

«Перемена мест»

Несколько ребят становятся в шеренгу и называют водящему свои имена. Потом водящий отворачивается, участники меняются местами и водящий должен правильно назвать их по именам.

«Имена качества»

Каждый придумывает какое-либо качество личности, свойство характера начинающееся на ту букву, что и имя (например: Раиса – резвая, Лариса – ласковая, Степан – степенный), которое он мог бы принести в эту группу сегодня. Такая игра подходит для тесного знакомства.

«Паровоз»

Участники стоят в кругу. Ведущий подходит к любому игроку и говорит: «Привет, я –паровоз. Как тебя зовут?» Участник называет своё имя, «паровоз» повторяет. Важно повторять с той же интонацией, с какой представился участник. Кто представился, присоединяется к паровозу. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединятся друг к другу.

«Дрозд»

Участники образуют два круга – внутренний и внешний, равные по численности. Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуются пары. Далее вместе с ведущим говорят: «Я дрозд, ты дрозд, у меня нос, у тебя нос, у меня щёчки аленькие, у тебя щёчки аленькие. Мы с тобой два друга. Любим мы друг друга. При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя и соседа, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и носу соседа, к щёчкам, обнимаются или пожимают руки, называя свои имена. Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра продолжается.

Игры на сплочение

«Дотронуться до одежды… цвета»

Играющие должны дотронуться до одежды (своей или чужой) того цвета, которого скажет ведущий. Ведущий должен успеть осалить кого-нибудь, кто не успел дотронуться. Осаленный, становится ведущим.

«Ветер дует в сторону»

Играющие становятся в круг. Ведущий говорит: «Ветер дует в сторону…» (пример: того у того у кого есть брат) – те играющие, к которым относится высказывание ведущего (те у кого есть братья) – должны встать в круг.

«Космическая скорость»

Цель игры – передать мяч из рук в руки за три секунды. Обязательное условие – чтобы мяч побывал у каждого только один раз и мяч нельзя передавать, чтобы одновременно его держали два человека.

«Мост»

Эта игра соревнование двух команд. На полу определяется место для моста. Мост-полоса около 0,5 метра и длиной 3-5 метра. Команды становятся по обеим сторонам моста. Задача состоит в том, чтобы, не оступившись, друг за другом, перебраться на другую сторону моста, в тот же момент как противоположная сторона будет двигаться навстречу с таким же намерением. Какая команда переберётся быстрее.

«Носок-пятка»

Все становятся в круг очень плотно, так, чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему.когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать – получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели – нужно попробовать так немного продержаться.

«Ассоциации»

Выбирается водящий, которому предлагается на время покинуть аудиторию. После того, как водящий вышел, оставшиеся игроки выбирают того, о ком они будут рассказывать. Вернувшийся водящий задаёт каждому игроку по очереди вопросы – ассоциации (например: с каким деревом у тебя ассоциируется этот человек, с каким цветом, животным и т.д.). Игроки должны откровенно отвечать на заданный вопрос. Игроки должны откровенно отвечать на заданный вопрос – задача водящего – угадать кто загадан.

«Лавата»

Играющие становятся в круг и берутся за руки. Затем начинают двигаться по кругу громко напевая: «Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш весёлый танец – это «Лавата». Потом все останавливаются и ведущий говорит: «Мои локти хороши, а у соседа – лучше» - все берут своих соседей за локти и снова начинают двигаться напевая. Ведущий может называть талия, плечи, пятки, ноги и т.д., главное – снять у детей тактильное напряжение.

Игры на поднятие эмоционального фона

«МПС»

Нужно группе, задавая друг другу вопросы, догадаться, что такое МПС. На самом деле, это «мой правый сосед». Несколько человек в кругу должны знать это, чтобы остальным постепенно становилось понятно.

«Взглядом поменяться»

Группа стоит в кругу. В центре ведущий, который старается занять чьё-нибудь место. Тот, чьё место занял ведущий – водит. Люди договариваются взглядом, кто с кем меняется.

«Ха-ха-ха»

Задача игроков состоит в том, чтобы не засмеяться. Играющие становятся или садятся в круг  и один из участников произносит как можно серьёзнее» «Ха!». Следующий говорит «Ха-ха!». Третий «Ха-ха-ха!» и так далее. Тот кто произнесёт неправильное количество «Ха!» или засмеётся – становится зрителем. Зрители могут смешить остальных участников игры. Игра заканчивается тогда, когда засмеётся последний участник игры.

«Брейн - ринг»

Группа делится на несколько команд. От каждой команды к ведущему подходит по одному человеку, и он им на ухо говорит слово, которое он должен жестами донести до своей команды. Кто быстрее. Показывать на сам предмет нельзя.

«Идёт бычок качается»

Под стихи Агнии Барто «Идёт бычок качается» (1 четверостишие) играющие идут по кругу простыми шагами. Потом идёт повтор того же четверостишия, на которое все идут в обратную сторону, согнув колени, а руки положив себе на плечо. И так далее.

Игры-физкультминутки

«У оленя дом большой»

Текст

Описание движений

У оленя дом большой,

Он сидит, глядит в окошко.

Зайка по полю бежит,

В дверь к нему стучит:

«Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой».

«Зайка, зайка, забегай!

Лапку мне давай!»

Руки над головой – изображаем крышу дома.

Правым кулачком подпираем щёчку; левой поддерживаем правую.

Бег на месте.

Топот ногами, руками на поясе.

Имитация стука в дверь поочерёдно правой и левой рукой.

Руки на поясе, поочерёдно поворачиваются вправо-влево, одновременно поворачивая голову назад.

Зазывные движения рукой.

Протягиваем руки с открытой ладонью.

«Весёлые мартышки»

Текст

Описание движений

Мы – весёлые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щёчки,

Скачем на носочках

И друг другу даже

Язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальцы поднесём к виску,

Оттопырим ушки,

Хвостик – на макушке.

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я цифру «три» -

Все с гримасами замри!

«Раз-два-три!»

Движения выполняются по содержанию текста.

«Жаворонок»

Текст

Описание движений

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт,

Будет весел целый год.

Дети выполняют маховые движения руками.

Вращают кистями поднятых рук.

Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз.

Дети приседают, руками обнимают колени.

Стоя, дети весело хлопают в ладоши.

«Шарик»

Текст

Описание движений

Вот так шарик надуваем

И до облака взлетаем.

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко… ровно… глубоко…

Дети держат руки на уровне губ «замочком», затеи, имитируя большой шар, поднимают их вверх, полукруглыми руками.

Дети медленно приседают и опускают руки через стороны вниз.

Дети выпрямляются, руки опущены, голову держат прямо.

«Любопытная Варвара»

Текст

Описание движений

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

Смотрит вверх,

Смотрит вниз,

Чуть присела на карниз,

А с него свалилась вниз!

Поднимаем и опускаем плечи.

Дети поворачивают корпус влево

Поворачивают корпус вправо.

Поднимают голову вверх.

Опускают голову.

Выполняют лёгкие полуприседания.

Резко приседают.

«Ветер и зайка»

Текст

Описание движений

Из сугроба на опушке

Чьи-то выглянули ушки,

И помчался, скок-скок-скок,

Белый маленький зверёк.

Вот запрыгал он проворно

По тропинкам по зелёным.

Ветер у берёзок кружит,

Шевелит зайчишке уши.

Ветер-ветер, попрыгай-ка,

Не догнать лихого зайку.

Дети сидят на корточках. Кисти рук прижаты к голове, «зайка шевелит ушами».

Лёгкий бег, «лапки» сжаты перед грудью.

Лёгкие прыжки с продвижением вокруг себя.

Выполнить маховые движения руками перед собой с постепенным подниманием вверх.

Хлопки в ладоши.

Бег.

«У медведя дом большой»

Текст

Описание движений

У медведя дом большой,

А у зайца – маленький.

Наш медведь пошёл домой,

А за ним и заинька.

Мы зверяток провожаем

И урок наш продолжаем.

Руки поднять вверх, подъём на носочки

Приседание на корточки, руки вытянуты перед собой.

Переступание с ноги на ногу.

Прыжки.

Прощальное движение рукой.

Дети садятся за парты.

«Буратино»

Текст

Описание движений

Буратино потянулся.

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно

На носочки встать

Движения выполняются по содержанию текста.

Движение сожаления.

Поворот вправо-влево.

Руки вверх.

Подъём на носочки.

«Бабочка»

Текст

Описание движений

Утором бабочка проснулась.

Потянулась,

Улыбнулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

Плавные взмахи руками.

Движения выполнять по содержанию текста.

«Качели»

Текст

Описание движений

Всё лето качели качались и пели,

И мы на качелях к небу летели!

Настали осенние дни,

Качели остались одни.

Лежат на качелях

Два жёлтых листа,

И ветер качает

Качели слегка.

Дети выполняют свободными руками движения вперёд-назад, легко пружиня в коленях.

Встать на носки и поднять руки вверх.

Голову мягко опустить вниз, руки оставить вверху.

Кисти рук медленно опустить к плечам.

Туловище слегка раскачивать вправо и влево.

«Матрёшка»

Текст

Описание движений

Вот матрёшка потянулась.

Раз – нагнулась,

Два – нагнулась.

Посмотрела влево, вправо,

На носочки резво встала.

Покачалась, покружилась

И опять остановилась.

Движения выполняются по содержанию текста.

Руки развести.

Поворот вправо-влево.

Руки вверх.

Подъём на носочки.

Движения выполняются по содержанию текста.

Пальчиковая гимнастика

«Моя семья»

   Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

«Сидит белка на тележке»

  На первые две строчки – ритмическое сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки – поочерёдное сгибание пальчиков, начиная с большого.

Сидит белка на тележке, продаёт она орешки:

Лисичке - сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

«Пальцы делают зарядку»

    Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

«Пальцы – маленький отряд»

       Упражнение выполняют стоя. Дети поднимают руки над головой и тянутся вверх, вытягивая пальцы.

Пальцы – маленький отряд –

Бодро выстроились в ряд.

Все из нашего полка

Достают до потолка.

«Большой палец»

       Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец вверх, сгибают его и разгибают. Затем, то же самое проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.

Палец очень удивлялся,

Как он главным оказался?

Мы – то знаем хорошо –

Потому что он большой!

«Указательный палец»

     Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают вверх указательный палец, сгибают его и разгибают. Затем, то же самое проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.

Покажите пальцем зайца,

Книгу, яблоко, орех.

Указательному пальцу

Всё известно лучше всех.

« Средний палец»

      Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают средний палец, сгибают его и разгибают. Затем, то же самое проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.

Средний палец выгнул спину –

Как он гнётся хорошо!

Средний палец самый длинный,

Только всё же не большой.

«Безымянный и мизинец»

     Дети пытаются согнуть по очереди безымянный палец и мизинец. Если не получается совсем, можно сгибать их одновременно. Затем, то же самое проделывают другой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.

Безымянный и мизинец

Очень сильно подружились.

Безымянный спину гнёт,

А мизинец лишь кивнёт.

Если же согнуть мизинец,

Безымянный выгнет спину.

«Мизинец»

    Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают мизинец. Затем, проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.

Пальчик наш привык к порядку,

Утром делает зарядку:

Раз наклон и два наклон –

Вот как ловко скачет он.

«Безымянный палец»

Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем, проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.

Руки мы на стол положим,

Повернём ладонью вверх.

Безымянный палец тоже

Хочет быть не хуже всех.

«Средний палец»

     Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают средний палец. Затем, проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.

Мы сгибаем средний палец.

Ах, какой чудесный танец!

Раз-два-три, раз-два-три –

Как он пляшет, посмотри.

«Наши пальчики»

    Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.

«Только уставать начнём»

Дети вытягивают руки вперёд, растопырив пальцы, напрягают их как можно сильнее, а затем расслабляют, опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют четверостишие несколько раз.

Только уставать начнём,

Сразу пальцы разожмём,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжём.

 Используемая литература

1. Игровая программа всероссийского сбора лидеров «Команда XXI века», ВДЦ «Орлёнок», лагерь «Комсомольский», август 2004.

2. О.Н. Козак /Путешествие в страну игр. СПб.: Союз, ИКФ «МиМ – Экспресс», 1997, 112 с.

3. С.А. Лёвина /Физкультминутки. – Волгоград: Учитель, 2005. – 68 с.

4. М.А. Михайлова, Н.В. Воронина/Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль: Академия развития, 2001.

5.  В.В. Цвынтарный /Играем пальчиками и развиваем речь. Спб.: Лань, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Каждый мой день прожит не зря

Игра помогает проанализировать каждый прожитый день в школе, порадоваться успехам и задуматься над недостатками....

Игра-тренинг. Тема. Здоровый педагог-здоровый ребенок.

Профилактика эмоционального выгорания....

Деловая игра "Как повысить мотивацию педагогов к введению технологии ИСУД"

Данная игра была проведена на семинаре завучей. Цель игры: выявление затруднений при введении новых технологий, поиск способов их решения....

Деловая игра учителя –логопеда для педагогов ДОУ. «Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»

Деловая игра учителя –логопеда для педагогов ДОУ.«Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»...

Выступление на Педагогическом совете ДОУ "Блиц-игра для актуализации навыков педагогов по вопросам речевого развития детей «Ситуации для воспитательного диалога"

Игра проводилась онлайн на платформе ZOOM. Педагогам были предложены несколько ситуаций, из которых необходимо было организовать диалог с детьми в форме развивающего диалога....

Разработка деловой игры "Модель профессиональной компетентности педагога"

Материалы подготовлены для выступления на педагогическом совете по теме "Компетентный учитель- компетентный ученик" МАОУ СОШ №7 г.Когалыма Станкевич Татьяной Леонидовной, Юсуповой Мадиной Ис...

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ПЕДАГОГА

Тема методического мероприятия: «Формирование компетенций учителя как средство повышения качества образования».Форма: организационно-деятельностная игра (ОДИ) по профессиональном...