содержание работы социального педагога с детьми с ОВЗ
материал на тему

В статье представлен опыт работы в учреждении дополнительного образования с детьми в особыми образовательными потребностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sodezhranie_raboty_sotsialnogo_pedagoga_s_detmi_s_ovz.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районной конференции

Социального педагога

МОУ ДОД ДДТ

Кимбург Н.В.

«Структура и содержание работы социального педагога с детьми

 с ОВЗ в учреждении дополнительного образования»

Российская Федерация, исходя из приоритета общественных человеческих ценностей, признавая равенство прав всех людей на образование и равную защиту этого права со стороны государства, желая создать законодательную базу для удовлетворения специальных потребностей лиц, возможности которых получить образование ограничены их недостатком, состоянием здоровья или конкретными социальными условиями, принимает ряд законодательных мер для обеспечения этих потребностей во всех образовательных учреждениях.

Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями"' в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.

В нормативно-правовой документации дети с ограниченными возможностями здоровья определяются как инвалиды и для признания их таковыми должны быть соответствующие основания. В Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ называются три обязательных условия для признания гражданина инвалидом:

1. нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

2. ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

3. необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

С инвалидностью связан широкий круг социальных проблем. Одна из важнейших проблем лиц с ограниченными возможностями - проблема их социальной реабилитации и интеграции.

Целью работы социального педагога Дома детского творчества является создание условий для успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве, в детском коллективе.

Задачи дополнительного образования:

 

- развитие индивидуальных творческих способностей личности, формированию стремления ребенка в направлении «я – хочу» и «я – могу»

 
-основ творческого мышления и воображения;

 
-механизмов самостоятельного творчества;


-формирование навыков совместной деятельности в детском коллективе;

-привитие основных понятий жизни в обществе;

Не менее важным предназначением дополнительного образования является раскрытие индивидуальных способностей детей, развитие творческих способностей, профилактика противоправных действий в отношении детей.

Работа социального педагога начинается с формирования банка данных детей, имеющих статус «ребенок-инвалид» и детей с ограниченными возможностями здоровья  (хронические заболевания).

С семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, проводится вводная беседа, в ходе которой выясняется социальный заказ семьи на дополнительное образование. По данным опроса родителей, в первую очередь, они нуждаются в том, чтобы процесс социализации ребенка в детском коллективе прошел с наименьшими травмирующими эффектами.

Задача социального педагога в работе с семьей -  научить родителей создавать и поддерживать в семье атмосферу оптимизма. Он организует и осуществляет поддержку при активном сотрудничестве ребенка и его семьи, ориентируясь не на ограниченные возможности ребенка, а на те барьеры, которые мешают ему и его родителям жить нормально в человеческом обществе.

Важными функциями содержания деятельности социального педагога в осуществлении психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов являются:

1.      информационная (информирование родителей об объединениях, конкурсах, мероприятиях, изменениях в законодательстве);

2.      организационная (проведение мероприятий, направленных на привлечение внимания к проблемам семей с детьми-инвалидами и другой социальной направленности, ориентированной на их поддержку);

3.      обучающая (проведение семинаров для педагогов, родителей с целью накопления и обмена опытом);

4.      посредническая (приглашение специалистов для проведения профессионального консультирования в области юриспруденции, медицины, экономики и права).

Согласно Уставу учреждения (п.3.8.2.) с детьми-инвалидами может быть организован образовательный процесс  на дому. В 2013-14 году таких обучающихся в МОУ ДОД ДДТ 2 человека: Цвенгер Александр и Григорян Диана с.Васильевское.

Всего в учреждении 10 детей-инвалидов и 8 детей с хроническими заболеваниями.

Обучающиеся данной категории занимаются в объединениях различной направленности. (табл. На экране)

 К каждому ребенку педагоги стараются найти индивидуальный подход, учитывая его особенности физического и умственного здоровья.
Социализация детей происходит не только внутри объединений, но и в мероприятиях воспитательного характера.

Работа социального педагога с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании носит сопровождающий характер. Под сопровождением также понимается взаимодействие сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого.

 Сопровождение - это комплексный метод, в основе которого лежит единство функций:

- диагностика проблем;

- определение путей решения;

- первичная помощь на этапе реализации плана решения.

При работе с детьми по социализации я поставила  такую цель: создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие обучающимся пройти процесс социализации в творческой деятельности, развить свои таланты и способности, дать путь ребенку для самовыражения и найти рычаги для поднятия самооценки ребенка.

Конечной целью реабилитации инвалидов является социальная интеграция, обеспечение их активного участия в основных направлениях деятельности и жизни объединения и учреждения., "включенность" в социальные структуры, связанные с различными сферами жизнедеятельности человека - учебной, трудовой, досуговой и др. - и предназначенные для здоровых. Интеграция инвалида в определенную социальную группу или общество в целом предполагает возникновение у него чувства общности и равенства с другими членами этой группы (общества) и возможность сотрудничества с ними как равными партнерами.

Пример успешного процесса социализации мы можем видеть на примере семьи Оберемченко. Дом детского творчества уже несколько лет посещают Роман и Анастасия. Дети посещают несколько объединений. Сначала они пробовали свои способности в объединениях декоративно-прикладного творчества. Теперь увлеклись рисованием, игрой на музыкальных инструментах, а Роман в силу возрастных особенностей стал воспитанником объединения «Юные казачата».

Мама Ирина Владимировна регулярно участвовала в заседаниях родительского университета, консультации социального педагога проходили по темам:

-взаимоотношения в детском коллективе;

-как научиться ребенка пользоваться деньгами;

-поощрение и наказание.

Кроме этого, мной неоднократно была оказана организационная помощь семье в подготовке к участию в конкурсах Дома детского творчества.

Эти дети были участниками летней оздоровительной смены лагеря «Детство» по разным направлениям:

-развитие лидерских качеств – 2011 год

-воспитание духовно-нравственных качеств – 2012 год

-художественно-эстетическое воспитание – 2013 год

Процесс социализации продолжается, при последующей работе с этими детьми будут учитываться возрастные и психические изменения.

Все дети данной категории всех объединений выступают на районных фестивалях, творческих отчётах, участвуют в выставках. Педагоги стараются увлечь детей на своих занятиях, используя разные методы и приемы работы

     В современных условиях требуются конкретная адресная помощь и поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов. В этом направлении я веду активное сотрудничество с УТСЗН. Зная о материально-жилищных условиях той или иной семьи, управление труда оказывает нам информационную поддержку. Дом детского творчества ежегодно проводит благотворительный аукцион, вырученные средства от которого идут на оказание финансовой помощи семьям с детьми-инвалидами на лечение, реабилитацию детей. Моя задача в этом мероприятии – сформировать список семей, наладить с ними взаимосвязь, которая позволит рассказать о проблемах семьи в рамках мероприятия (аукциона).

Не мало важно также поддержать самих детей, которые верят в добро и всегда ждут чудес. В новогодние праздничные дни Дом детского творчества организует поздравление детей-инвалидов на дому.

Вся работа позволяет сказать о том, что социально-педагогическая поддержка ведется активно, родители с удовольствием идут на контакт, дети получают возможность адаптации в детском коллективе. Плюс данного инклюзивного взаимодействия в том, что и в детском коллективе формируются следующие неоспоримые постулаты:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Работа социального педагога с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации".

Работа социального педагога с детьми из  семей, находящихся в трудной жизненной ситуации....

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Работа социального педагога с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Основными задачами деятельности социального педагога, работающего в школе – интернате являются определение правового статуса ребенка, поступившего в учреждение, получение сведений о нем (дата рождения...

Социально - педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

«Содержание работы социального педагога в профессиональном колледже»

Социальные и экономические изменения, происходящие в мире, возросший уровень миграции населения, цифровизация и другие последствия глобализации влияют на быстрое распространение деструктивных проявлен...

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...