Стартовая диагностика глухих обучающихся в рамках апробации ФГОС НОО для детей с ОВЗ.
статья на тему

В статье  предпринята попытка обобщить результаты диагностики готовности глухих учащихся к обучению в первом классе в соответствии с ФГОС на основе методик Т.С. Зыковой и М.Р.Битяновой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_gertsena_1.docx52.91 КБ

Предварительный просмотр:

Стартовая диагностика глухих  обучающихся в рамках апробации ФГОС НОО для детей с ОВЗ.

   В нашем общеобразовательном учреждении  обучаются неслышащие дети. Нарушение слуха ведет к  недоразвитию речи. Дети  не имеют достаточно социального опыта  из-за ограниченности общения с окружающими; их житейские и научные познания обеднены, процесс овладения знаниями и умениями протекает своеобразно и требует помощи со стороны специалистов.

И родители будущих первоклассников, и педагоги всегда с волнением ждут начала школьного обучения детей, и волнение это связано с адаптацией каждого ребёнка к новому для его укладу жизни, новой деятельности, к новой социальной роли, новым людям, новым требованиям и обязанностям.

     Готовностью детей к систематическому школьному обучению занимались многие педагоги и психологи. В сурдопедагогике и сурдопсихологии накоплен опыт диагностических исследований,  однако не существует  единственно верных и общеупотребительных методик для определения школьной готовности детей с нарушениями слуха .

         Первоклассникам мы предложили комплекс диагностических методик, описанных Екатериной Григорьевной Речицкой и Еленой Владимировной Пархалиной в работе « Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе». Они предлагают определять эмоционально-волевую, умственную и личностную готовность слабослышащего ребенка к школьному обучению. Не все предложенные этими авторами методики подходят нашим ученикам в силу  потери слуха 4 степени – тугоухости  и, как следствие, особенностей их развития . Трудности возникли прежде всего при определении речевого развития детей. Методики, предложенные авторами, большие по объему, проведение их занимает  много времени и , самое главное, содержание их  не соотвествует даже нашим самым смелым мечтам об уровне развития речи наших учеников на момент поступления их  школу.  

   Мы позволили себе несколько модифицировать комплекс, используя для определения уровня развития речи глухих детей, поступающих в первый класс, методику Татьяны Сергеевны Зыковой, предложенную в методическом пособии  « Развитие речи в школе для глухих детей». 15 вопросов или поручений трижды предъявляются учащимся слухо-зрительно и затем, в случае невыполнения, еще трижды повторяются устно-дактильно.  Данные диагностики вы видите на экране.

Задания

Задание выполнено

( %)

Задание

не выполнено (%)

Ты любишь рисовать?

30

70

Нарисуй квадрат и круг

30

70

Что ты делаешь?

0

100

Раскрась квадрат коричневым карандашом, а круг - красным

20

80

Что ты сделал(а)

20

80

Возьми в шкафу зеленый мяч

 ( поручение письменное, на табличке)

60

40

Где был мяч?

30

70

Какой мяч по величине?

20

80

Попроси книгу у …

10

90

Открой книгу и читай

20

80

Спроси, как зовут тетю

10

90

Какая сегодня погода?

40

60

Расскажи, что ты делал(а) сегодня утром

0

100

Напиши « Мы играли»

20

80

Позови …

50

50

По результатам проверочных работ учитель намечает, чем необходимо заниматься с каждым ребенком, что является типичным для детей всего класса, определяет задачи в работе по развитию речи детей. Исходя из полученных результатов, наша основная задача – расширение словарного запаса школьников, обучение восприятию обращенной речи и навыкам чтения с губ.

   В современной начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО тоже проводится стартовая диагностика готовности ребенка к школьному обучению. Методик предлагается много. Мы для себя выбрали  еще одну диагностическую  методику « Школьный старт» (авторы Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая).  Авторским коллективом  разработана программа диагностики и оценки педагогической готовности ребенка к систематическому обучению в первом классе. Назначение данной программы – получение достоверной информации о готовности ребенка успешно обучаться и выходить на качественный образовательный результат 1 класса.

      Мы обратили внимание на эту методику, потому что она не сложна в проведении. Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради, при этом само задание предложено в цвете. Задание не перегружено словами, доступно для наших ребят  с учетом ограниченности их словарного запаса.Разумеется, нам пришлось адаптировать данную методику с учетом особых образовательных потребностей наших детей. Задания предъявлялись слухо-зрительно и дактильно, объяснение  подкреплялось жестовой речью, так как нам было важно быть уверенными , что они поняты детьми. В соответствии с методическими рекомендациями часть заданий была вынесена на доску, и объяснение выполнения  проводилось с опорой на образец.  Наблюдения за работой ребят, за их поведением, за их реакциями на задания дали много поводов для размышления учителям.  

 

Стартовая готовность ребенка к школьному обучению складывается из совокупности 17 показателей (умений). Пятнадцать из них относятся к компоненту «инструментальная готовность», два характеризуют «личностную готовность». Содержание их подробно описано в методических рекомендациях.

Эти умения

-обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя,

- позволяют включиться в учебный диалог на уроке, помогают организовать деятельность на уроке и др.

- своевременная диагностика таких умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом.

- с первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.

Часть  заданий сопоставимы с   заданиями  из комплекта методик, предложенных Речицкой.

Диагностика проводилась в течение недели в конце сентября.  

       На следующей таблице приведены процентные показатели сформированности конкретных умений первоклассников ГБОУ школы-интерната № 1. 1-15 умения отражают инструментальную готовность, а 16-17 – личностную. Можно увидеть, что некоторые УУД не сформированы у наших ребят совсем или только начинают формироваться.

Умения

%

1

Воспринимать знакомый объект как целое в условиях фрагментарного предъявления – дорисуй предмет, допиши букву, дорисуй цифру.

90%

2

Выделять из потока информации отдельные детали исходя из поставленной задачи - Найди на рисунки цифры и обведи их.

70%

3

Видеть существенные признаки в образе воспринимаемого объекта – детям было предложено узнать знакомые предметы в схематичном образе. Почти такие же результаты показали ребята соотнесении эталонов с предметами по методике Венгера из работы Речицкой.

100%

4

Придерживаться заданной последовательности в процессе наблюдения – пройти по дорожке определенного цвета среди других тропинок, обводя при этом грибы.

90%

5

Опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации – проверяется способность к произвольному запоминанию- запомнить рисунки, через 30 минут вспомнить и выбрать среди аналогичных.

50%

6

Устанавливать отношения типа «род-вид» между понятиями -  Лишь 20 % ребят смогли определить родо-видовую принадлежность предметов.

20%

7

Устанавливать логические связи типа «причина-следствие» между явлениями – определить порядок картинок.

80%

8

Устанавливать количественные отношения типа «больше-меньше» между объектами и явлениями

80%

9

Выделять объекты из множества других и объединять их в соответствии с поставленной задачей – Ребята не умеют группировать предметы по определенным признакам, обобщать , делать собственные выводы.

0%

10

Оперировать информацией с помощью образа, слова, схемы и знаков при выполнении учебных заданий – шифровка. Примерно соответствует результатам, полученным при проведении диагностики Речицкой и Пархалиной.

60%

11

Видеть закономерность в изучаемой информации  - продолжить узоры. Не увидели 2 закономерности сразу.

0%

12

Анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий – определение указанных признаков в изображениях предметов.

20%

13

Соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствия – Только 30 % учащихся  смогли сравнить рисунки с образцом и найти ошибки.

30%

14

Следовать инструкции при выполнении учебных действий – 20 % соединили буквы в определенном порядке.

20%

15

Использовать речь взрослого как источник информации при выполнении учебных заданий – С заданием послушай маленький рассказ и выполни здание справились лишь 30 % первоклассников.

30%

16

Иметь позитивное эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности –  определить настроение сказочного персонажа при участии его в  различных учебных ситуациях. Подтверждено результатами проективной методики « Что тебе нравится в школе», описанной Речицкой.

70%

17

Иметь мотивационную готовность выполнять учебные задания высокого уровня сложности

20%

Вот данные на диаграммах, которые отражают  результаты  диагностики стартовой готовности первоклассников к школьному обучению.

Лишь 20 %  учащихся имеют базовый уровень инструментальной готовности к обучению, у них сформированы предпосылки к успешному обучению и готовность включаться в образовательные ситуации, а у 80% –низкий уровень сформированности инструментальной готовности, эта группа детей пока не готова обучаться на основе тех заданий и тех образовательных ситуаций, которые мы им предлагаем в соответствии с ФГОС.

80 %  учащихся имеют базовый уровень личностной готовности к обучению, это дети с высоким и хорошим уровнем мотивации, для которых знания и сам процесс познания является ценностью. Они хотят учиться. У 20 % ребят пока не сформирована внутренняя позиция школьника.

В дальнейшем полученная в ходе диагностики  информация должна быть использована учителем для того, чтобы:

  1. обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет планирования темпа прохождения и уровня сложности программы.
  2. скорректировать формы и методы обучения класса в целом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений: ребятам с базовым уровнем сформированности УУД необходимо поддерживать высокий уровень познавательной активности через личностно- ориентированные задания в урочной деятельности, участие в викторинах, олимпиадах, конкурсах;

Для учащихся с низким уровнем личностной готовности важна поддержка, побуждение к действиям, создание  ситуации успеха для этих детей, средний темп обучения на уроке. С ними должен проводить работу психолог по развитию эмоционально-волевой сферы.  

  1. создать психолого-педагогические предпосылки для развития универсальных учебных действий и, соответственно, выхода на качественные метапредметные и личностные образовательные результаты к окончанию начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стартовая диагностика знаний по математике в 7 классах

Стартовая диагностика  знаний по математике в 7 классах....

Стартовая диагностика знаний в 5 классе, направленная на определение уровня сформированности познавательных метапредметных умений.

Стартовая диагностика  знаний  в 5 классе, направленная на определение уровня сформированности познавательных метапредметных умений....

Материалы для стартовой диагностики знаний по английскому языку для 3 класса (III год обучения)

 Предложенные ниже материалы для стартовой диагностики знаний по английскому языку  разработаны для детей III года обучения в системе дополнительного образования. В нашем Центре детского творчества – ...

Психолого-педагогическая диагностика в работе учителя. Принципы проектирования индивидуальной коррекционно-развивающей программы обучающегося в рамках учебного предмета.

Отличием нынешней ситуации является то, что повсеместно или локально происходит смена ведущих педагогических концепций, или осуществляется их существенная коррекция в сторону гуманизации и индивидуали...

Анализ стартовой диагностики учебных достижений обучающихся 5-х классов по результатам выполнения диагностических работ.

Новая формулировка 7-й статьи Закона "Об образовании" трактует стандарты как совокупность требований к результатам освоения основных образовательных программ и требованиям к условиям реализации основн...

Технология проведения стартовой диагностики обучающихся

Стартовая диагностика при вхождении в программу...

Урок развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны устной речи в 1 классе в рамках апробации ФГОС НОО для глухих детей. Тема; "Семья". Автоматизация звука Ш.

Представлен конспект урока развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны речи. В конспекте отражены цели и задачи урока. Дана подробная объяснительная записка содержания данног...