Главные вкладки

    Психолого-педагогическая диагностика в работе учителя. Принципы проектирования индивидуальной коррекционно-развивающей программы обучающегося в рамках учебного предмета.
    статья на тему

    Кияткина Галина Александровна

    Отличием нынешней ситуации является то, что повсеместно или локально происходит смена ведущих педагогических концепций, или осуществляется их существенная коррекция в сторону гуманизации и индивидуализации. Гуманизм в образовании - прежде всего признание самоценности каждого отдельного человека, обеспечение его внутренней и внешней свободы. Достойной гуманизма задачей образования становится познание себя, своего "Я", своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил.

    Индивидуализация процесса обучения - есть формирование «персональной судьбы» ребенка как обучающегося, опираясь на его индивидуальные качества и способности, выстраивается образовательный путь.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kiyatkina_seminar_1.docx60.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Отрадный

    Учитель трудового обучения:  Кияткина Галина  Александровна                                                              

    выступление на семинаре

    Психолого-педагогическая диагностика в работе учителя. Принципы проектирования индивидуальной коррекционно-развивающей программы обучающегося в рамках учебного предмета.

    Отличием нынешней ситуации является то, что повсеместно или локально происходит смена ведущих педагогических концепций, или осуществляется их существенная коррекция в сторону гуманизации и индивидуализации. Гуманизм в образовании - прежде всего признание самоценности каждого отдельного человека, обеспечение его внутренней и внешней свободы. Достойной гуманизма задачей образования становится познание себя, своего "Я", своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил.

    Индивидуализация процесса обучения - есть формирование «персональной судьбы» ребенка как обучающегося,  опираясь на его индивидуальные качества и способности, выстраивается  образовательный путь.

    Деятельность педагога направляется, в первую очередь, на создание условий для оказания индивидуальной помощи каждому ребёнку в планировании своей деятельности,  применению своих умений и навыков в совместной и самостоятельной  деятельности, на консультирование родителей. Ведь отсутствие своевременной коррекционной помощи приводит к ряду вторичных нарушений эмоциональной сферы, связанных с переживаниями неуспеха, потерей веры в свои силы, с неблагоприятным статусом в коллективе сверстников. Даже при неосложненном дефекте эти вторичные нарушения постепенно начинают играть важную роль в психическом развитии обучающегося, затрудняя его взаимодействие с окружающей действительностью.

    Для наглядности предлагаю вашему вниманию «Индивидуальную коррекционно - развивающую программу» составленную для обучающегося  9 класса.

    Этапы составления программы можно разделить на следующие:

    I этап – Подготовительный. 

    Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения. Изучение запроса родителей (законных представителей); данных о развитии ребенка, кратких сведений из анамнеза; сведений об условиях развития и воспитания ребенка;  анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей.

    II этап –  Диагностический.

    Педагогическое изучение предусматривает получение об обучающемся сведений, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен располагать на определенном возрастном этапе. Важно  понять причины имеющихся у них трудностей.

    В комплексной педагогической диагностике ведущую роль играет метод наблюдения. Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся.

    Первым, кто создал специальную методику проведения целенаправленных наблюдений, был А. Ф. Лазурский — автор ряда трудов по изучению человеческой личности: «Школьные характеристики», «Программа исследования личности», «Классификация личности». А. Ф. Лазурский создал специальную программу изучения индивидуальных проявлений детей на уроках, указав проявления, подлежащие наблюдению, и их психологическое значение.

    Методика А.Ф. Лазурского.

    Её цель: выявить уровни самостоятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе трудовой деятельности. Исследования особенности проявления самостоятельности в разных видах труда осуществлялось путем естественного педагогического эксперимента.

    Педагогическое наблюдение позволяет достаточно хорошо изучить мотивационный аспект деятельности ребенка, его познавательную активность, интересы. Выявляя вид мотивации, педагог получает возможность адекватного педагогического воздействия, развивает положительные тенденции.

    Наблюдение позволяет также оценить степень сформированноcти деятельности в целом — ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий, самостоятельному выбору средств выполнения деятельности. Для получения представления о сформированности деятельности ребенка педагогу следует обратить внимание на следующее:

    • понимание инструкции и цели задания;
    • способность выполнять задание с учетом простой инструкции и инструкции, состоящей из нескольких заданий;
    • умение определить последовательность действий, операций;
    • умение перестраивать действия в зависимости от изменения цели;
    • способность осуществлять самоконтроль в процессе работы;
    • умение довести деятельность до получения определенного результата, проявить настойчивость в достижении цели, преодолевать трудности;
    • способность адекватно оценить результат собственной деятельности;
    • переключить внимание, быстро перейти от одного задания к другому.

    Это общеучебные умения и навыки,  они являются универсальными для большинства школьных предметов, а  мы все знаем, как важно развивать у учащихся не только предметные, но и общеучебные (интеллектуальные, организационные, коммуникативные) умения и навыки. Для их исследования я использовала так же методику  М. Струпницкой.

    Педагогическое наблюдение позволило также выявить особенности отношения обучающегося к окружающим и к самому себе. Чтобы выявить эти особенности, педагог целенаправленно оценивает, насколько ребенок стремится к общению, к лидерству, как он ведет себя с младшими и старшими, насколько он инициативен, как к нему относятся окружающие и т.п.

    Важнейшей задачей в коррекции личности детей с интеллектуальной недостаточностью является подготовка к будущей самостоятельной жизни, в этом аспекте  проводится диагностика умения школьников выполнять самостоятельно задания в процессе трудовой деятельности.

    Трудовая деятельность, направленная  на достижение цели, складывается из трех основных этапов:

    а)  ориентировка в задании (анализ объекта и условий труда);

    б) предварительное планирование предстоящей  работы;

    в) текущий и заключительный самоконтроль  (определение правильности действий, оценка качества готового изделия)

    г) самостоятельность выполнения задания (возможна лишь при условии успешного формирования общетрудовых умений).

             Непременное условие каждого из названных этапов - контроль действий и результатов.

             Трудовая деятельность может осуществляться под влиянием разных мотивов. Например, одну и ту же работу учащийся может выполнять:

    1) удовлетворяя требования учителя;

    2) получая удовольствие от процесса выполнения трудового задания;

    3) стремясь достичь лучшего в группе результата, или стремясь не отстать от товарищей;

    4) желая получить поощрение от учителя или родителей.  

                Обычно выполнение трудового задания бывает связано с одновременным действием различных мотивов так, если учебный труд осуществляется под влиянием слабо действующих мотивов, то учащийся не проявляет настойчивости в своих действиях и может не довести начатое дело до конца.

    Началом работы по данной проблеме стало проведение диагностики по методике С.Л.Мирского «Оценка обученности общетрудовым умениям и навыкам»  и методике К.Роджерса,  Р.Даймонда  "Диагностика социально - психологической адаптации",  адаптированной для изучения социально-трудового аспекта развития личности. 

    Уровни трудовой деятельности     по     С.Л. Мирскому:

    Высокий уровень

    Усвоенный материал полностью сохраняется в долговременной памяти школьника и может использоваться произвольно в различных ситуациях, навыки сформированы на максимально доступном для данного класса уровне.

    Средний уровень

    Характеризуется способностью воспроизводить и использовать учебный материал с минимальной помощью учителя, навыки сформированы в значительной мере, но недостаточно для данного года обучения.

    Низкий уровень

    Характеризуется произвольность применения материала и навыки отсутствуют, воспроизведение изучаемого материала осуществляется с большой помощью учителя или на данном этапе обучения невозможно.

    Диагностика формирования рабочих навыков учащихся.

    Цель: определить способности ребёнка овладения рабочими навыками, выделение слабых и сильных сторон ребёнка, которые необходимо развивать или совершенствовать.

    Таблица №1

    Уровни сформированности общетрудовых умений

    (учащихся 6,7,9 классов)

    Критерии

    высокий

    средний

    низкий

    Ориентирование в задании (выполнение анализа образца и условий труда)

    29%

    49,7

    21,3%

    Умение самостоятельно планировать предстоящую работу

    29%

    49,7

    21,3%

    Осуществление самоконтроля в процессе работы и по окончании работы (умение контролировать свои действия, используя критерии оценки, умение сравнивать свое изделие с образцом)

    29%

    49,7

    21,3%

             Развитие общетрудовых умений обеспечивает уровень самостоятельности в трудовой деятельности. И, как итог, умение самостоятельно выполнять работы по изготовлению изделий – высокий – 29%, средний – 49,7%, низкий – 21,3%.

                Для изучения исходного состояния сформированности этих умений на уроках сельскохозяйственного труда были использованы методики В.В.Воронковой «Определение уровня сформированности общетрудовых умений (процессы ориентировки в задании, планирования, самоконтроля) у умственно отсталых учащихся», Г.Н. Мерсияновой «Определение уровня сформированности самостоятельности у умственно отсталых школьников на уроках трудового обучения».              При проведении диагностики выделено три уровня сформированности общетрудовых умений  учащихся: низкий (н) – выполнение задания только с активной помощью учителя, средний (с) – выполнение задания с частичной помощью учителя, высокий (в) – выполнение задания самостоятельно, без помощи учителя. Результаты диагностики представлены в Таблице №1.

    III этап – Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

    После обработки полученных результатов диагностики, была составлена психолого-педагогическая характеристика и  индивидуальная коррекционно-развивающая программа на  ребенка.

    Индивидуальная коррекционно-развивающая программа – это индивидуально разрабатываемый для каждого ребенка комплекс мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию его способностей к выполнению того или иного вида деятельности.

    Основной целью  представленной программы является  - коррекция недостатков познавательной, эмоционально - личностной сферы и общетрудовых умений и навыков учащегося средствами изучаемого программного материала.  

     IV этап – Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуальной программы. 

    Индивидуальные занятия с обучающимся проводились в условиях обычного общеобразовательного класса с использованием  образовательной программы.

    В программе выделены следующие разделы:

    Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования.

    Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы.  

    Данный раздел программы предусматривает следующие направления:

    • формирование  мышления через развитие ориентировочной деятельности и укрепления взаимосвязи между основными компонентами  мыслительной деятельности: действием, словом и образом;
    • ознакомление с окружающим миром через расширение и уточнение чувственного опыта  обучающегося;  
    • развитие  внимания (оптимизация и стимуляция внимания, увеличение объема внимания, способностей к концентрации, распределению и переключению внимания и т.д.) в учебно-трудовой деятельности;
    • развитие умения планировать работу через всесторонний анализ и формирование  рабочих двигательных навыков;
    • развитие восприятия на основе упражнений на сравнение изучаемых объектов;
    • развитие речи и формирование коммуникативных способностей через:  

    - побуждение  к самостоятельным высказываниям о проделанной работе;

    - обсуждение образца предстоящей работы;

    - планирование предстоящей работы и запись порядка операций;

    - взаимное инструктирование обучающихся и взаимная проверка работы;

    - обсуждение готовой работы.

    V этап – Промежуточная диагностика:

    1. Наблюдение за  обучающимся во всех видах деятельности.
    2. Динамическая диагностика.
    3. Тестовые задания, помогающие понять, как идет развитие ребенка.
    4. Самоанализ.

    В процессе работы по индивидуальной коррекционно-развивающей программе у обучающнгося развились способности  к  адаптации в социуме, расширился круг общения, произошла  подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности, была усвоена программа по профессионально-трудовому обучению (сельскохозяйственный труд) и успешно сдан экзамен.

    Итак, индивидуальная коррекционно-развивающая программа:

    • Оптимизирует коррекционный процесс.
    • Обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний.
    • Позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы.

    Необходимо подчеркнуть, что предлагаемая структура индивидуальной коррекционно-развивающей программы является примерной. Разделы программы определяются исходя из образовательных потребностей каждого конкретного ребенка индивидуально. Процесс разработки индивидуальной программы предполагает взаимодействие и творчество педагогов.

    СОГЛАСОВАНО

    Зам. директора по УР

    Баляева Е.А./_____________

    «____»________2014 г.

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор ГБС(К)ОУ

    школы-интерната г. Отрадный

    ______________/Е.А. Андреев

    «____»_______2014 г.

    Индивидуальная коррекционно - развивающая программа

    ученика 9 класса

     Имомалиева Жасурбека

    Рассмотрено на ПМПк ГБС(К)ОУ школы-интернат г. Отрадный.

    Протокол №____от «__» ____2014 г.

    Секретарь ПМПк ____________/И.В. Еремеева

    Ознакомлен:                            /Ахунов И.Н. /

                                                                                                                                                   подпись родителей/законных представителей/

    Пояснительная записка

    Данная программа строится на научных теориях Н. Ф. Виноградовой, Л. Е. Журовой; концепции Л.С. Выготского, показавшего в своих работах, что развитие мозга ребенка идет путем надстройки новых уровней психики над старыми, высшие психические функции формируются в предметной деятельности, зависящей от возрастного этапа развития ребенка, психическое развитие  идет через обучение, то есть овладение социальным опытом. В программе также используется опыт и   авторские разработки А. В. Семеновича, А. Л. Сиротюка, Н. В. Дубровинской, Л. А. Венгер, Л.М. Шипициной, Мирского С.Л. и  с учебный план ГБС(К)ОУ школы-интерната на 2014-2015 учебный год.

    Программа построена по концентрическому принципу и предусматривает усложнение заданий от пятого к девятому классу, с учетом возрастных и психофизических особенностей детей

    Сроки освоения программы: 1 год.

    Режим занятий:  в условиях обычного общеобразовательного класса с использованием  образовательной программы. 

    Диагностический блок          

              Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

    На данном этапе ставится  следующая задача:

    - провести психолого-педагогическое обследование ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам.

    Приоритетные направления:

    - диагностика познавательной деятельности учащихся;

    - исследования эмоционально-личностной сферы;

    - диагностика межличностных отношений;

    - диагностика психологического здоровья.

    Решение о включении ребенка в индивидуальную коррекционно-развивающую работу принимается  по результатам диагностики узкими специалистами совместно с учителем.

    На этапе  диагностики существенным является   получение  объективных данных об особенностях когнитивной сферы учащихся с ОВЗ: внимания, памяти, мышления, которые подлежат в дальнейшем коррекционно-развивающему воздействию. В программе используются следующие диагностические методики:

    • С.Л. Мирского «Оценка обученности общетрудовым умениям и навыкам».
    • К. Роджерса,  Р.Даймонда  "Диагностика социально - психологической адаптации" (адаптированной для изучения социально-трудового аспекта развития личности).
    • В.В. Воронковой «Определение уровня сформированности общетрудовых умений (процессы ориентировки в задании, планирования, самоконтроля) у умственно отсталых учащихся».
    • Г.Н. Мерсияновой «Определение уровня сформированности самостоятельности у умственно отсталых школьников на уроках трудового обучения».

    При проведении диагностики выделено три уровня сформированности общетрудовых умений  учащихся: низкий (н) – выполнение задания только с активной помощью учителя, средний (с) – выполнение задания с частичной помощью учителя, высокий (в) – выполнение задания самостоятельно, без помощи учителя. Результаты диагностики представлены в Таблице №1.

    Таблица №1

    Уровни сформированности общетрудовых умений

    (учащихся 6,7,9 классов)

    Критерии

    высокий

    средний

    низкий

    Ориентирование в задании (выполнение анализа образца и условий труда)

    29%

    49,7

    21,3%

    Умение самостоятельно планировать предстоящую работу

    29%

    49,7

    21,3%

    Осуществление самоконтроля в процессе работы и по окончании работы (умение контролировать свои действия, используя критерии оценки, умение сравнивать свое изделие с образцом)

    29%

    49,7

    21,3%

    Развитие общетрудовых умений обеспечивает уровень самостоятельности в трудовой деятельности. И, как итог, умение самостоятельно выполнять работы по изготовлению изделий – высокий – 29%, средний – 49,7%, низкий – 21,3%.

    В ходе анализа результатов мы видим, что дети с такими нарушениями в развитии  нуждаются в специальных методах обучения, в специальной  коррекционной работе. При активной работе учителя, дефекты психофизического развития учащихся поддаются коррекции и определенной компенсации путем использования специальных методических приемов.

    Психолого-педагогическая характеристика ребёнка

    Фамилия, имя, отчество: Имомалиев Жасурбек Имомалиевич

    Дата рождения:  11.07.96 г.р.

    Школа: ГБС(К)ОУ школа-интернат, класс 9, год обучения 3

             Жасурбек прибыл в коррекционную школу  в сентябре 2012 года в 7 класс.

    Общая моторика достаточно развита. За своим внешним видом следит, владеет всеми навыками самообслуживания. Общепринятые правила и нормы поведения соблюдает.

                У Жасурбека низкий уровень речевого общения;  скудный словарный запас; не всегда понимает обращенную речь

                 Мальчик старается общаться с ограниченным кругом детей, с взрослыми на контакт идёт. Со своими эмоциями справляется, доброжелательный, на замечания реагирует правильно.

                  Мотивация  снижена, нестойкая; интерес к получению знаний  проявляет, не всегда понимает  инструкции, приходится несколько раз объяснять задание, давать образец; принимает обучающую помощь. Работоспособность снижена на протяжении всего урока, активности не проявляет, задания выполняет очень медленно; темп работы низкий.

                 Восприятие фрагментарное, неустойчивое; внимание поверхностное, переключаемость замедленная; память  слабая, преобладает зрительная, запоминает непрочно, медленно; воображение неразвито; мышление наглядно-образное.

                Читает медленно по слогам, с ошибками; часто не понимает смысла прочитанного.

                С трудовыми заданиями справляется только под руководством учителя, работу выполняет старательно. Необходима индивидуальная работа с мальчиком на всех уроках.

    Постановка проблемы

    1. Объем знаний, умений и навыков ниже возрастной нормы, в пределах диагноза и интеллектуальных возможностей.
    2. Низкий уровень сформированности пространственных – временных представлений.
    3. Слабое развитие ВПФ.
    4. Низкий уровень развития мелкой моторики.
    5. Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы, возрастных новообразований.
    6. Общее недоразвитие речи II уровня. Нарушение письменной речи.
    7. Мотивация к учебной деятельности снижена.
    8. Учебная деятельность проходит с большими затруднениями.
    9. Слабо развиты коммуникативные умения и навыки.
    10.  Недостаточный  уровень трудовой активности детей и подростков.
    11.  Профессиональная ориентация.

    Цели и задачи сопровождения

    Цель коррекционно-развивающих занятий - коррекция недостатков познавательной, эмоционально - личностной сферы и общетрудовых умений и навыков учащегося средствами изучаемого программного материала.

    Задачи коррекционно-развивающей программы:

    • Изучение индивидуальных особенностей  развития в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;
    • Своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;
    • Создание условий для развития сохранных функций;
    • Формирование положительной мотивации к обучению;
    • Повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; 
    • Приобщение к осознанной трудовой деятельности;          
    • Воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

    Основания разработки индивидуальной программы

    • Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения.
    • Создание социально-психологических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения.
    • Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи в психологическом развитии, обучении.

    Направления коррекционной работы

    1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
    • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
    • развитие артикуляционной моторики.  
    1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
    • развитие зрительного восприятия и узнавания;
    • развитие зрительной памяти и внимания;
    • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
    • развитие пространственных представлений ориентации;
    • развитие представлений о времени;
    • развитие слухового внимания и памяти.
    1. Развитие различных видов мышления:
    • развитие наглядно-образного мышления;
    • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
    1. Развитие основных мыслительных операций:
    • навыков соотносительного анализа;  
    • навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
    • умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
    1. Коррекция общетрудовых умений и навыков:
    • формировать доступные школьникам технические и технологические знания; 
    • развивать общетрудовые умения, то есть умения: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;   
    • обучать школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности и прививать им соответствующие трудовые навыки; 
    • воспитывать у учащихся устойчивое положительное отношение к труду и формировать необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность, ответственность за порученное дело, чувство долга, и др.); 
    • формировать коммуникативные умения;   
    • формировать мобильность. 
    1. Развитие речи, овладение техникой речи.  
    2. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.  
    3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

         Содержание коррекционной работы

               Для решения задачи коррекции и развития  на уроках сельскохозяйственного труда, была разработана  и применяется система упражнений направленных на коррекцию и развитие психических функций, а так же общетрудовых умений и навыков учащихся.

    Программа индивидуальной траектории преодоления

    общеучебных и общетрудовых трудностей ученика 9 класса Имомалиева Жасурбека

    1. Общая характеристика трудности

    Частичное (неполное) выполнение задания, частичное использование правила, алгоритма.

    Причины трудности: несформированность действий контроля и самоконтроля

    2. План мероприятий.

    п/п

    Тема

    Содержание

    1.

    Уборка урожая томатов.

    Развитие положительного отношения к школе.

    Работа на уроке в «зоне ближайшего развития». Совместное (учитель-ученик) обсуждение задания (упражнения) и хода его выполнения. Контроль (совместно с учителем), а затем самоконтроль всех этапов выполнения задания. Фиксирование ответа.

    2.

    Осенний уход за цветником.

    Работа в паре с «сильным» («слабым») учеником, работа в группе детей со сходными (аналогичными) трудностями. 

    Анализ и самоанализ хода и результатов участия в практической работе. Предупреждение и устранение в конкретной трудовой ситуации проблем, связанных с несоблюдением правил выполнения работы.

    3.

    Подготовка почвы под посадку деревьев и кустарников.

    Развитие познавательного интереса к учебе.

    При распределении поручений ученику предлагать контролировать действия по планированию хода решения, его выполнения, сравнение цели и полученного результата, формулирование выводов по результатам работы.

    4.

    Посадка дерева и кустарника.

    Работа на уроке в «зоне ближайшего развития». Совместное (учитель-ученик) обсуждение задания (упражнения) и хода его выполнения. Контроль (совместно с учителем), а затем самоконтроль всех этапов выполнения задания. Фиксирование ответа.

    Обсуждение результатов выполненной работы.

    5.

    Уход за молодым садом.

    Обсуждение правил выполнения практического задания.

    Обсуждение результатов выполненной работы.

    6.

    Подготовка молодого сада к зиме.

    Работа в паре с «сильным» («слабым») учеником, работа в группе детей со сходными (аналогичными) трудностями. 

    7.

    Пастьба телят.

    Формирование активной позиции ребенка и веры в свои силы в овладении трудовыми навыками.

    8.

    Виды зеленых насаждений.

    Анализ и самоанализ хода и результатов участия в практической работе. Предупреждение и устранение в конкретной трудовой ситуации проблем, связанных с несоблюдением правил выполнения работы.

    9.

    Деревья и кустарники лиственных пород.

    Формирование внимания и интереса ребенка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой.

    10.

    Горшечные цветковые растения.

    При распределении поручений ученику предлагать контролировать действия по планированию хода решения, его выполнения, сравнение цели и полученного результата, формулирование выводов по результатам работы.

    11.

    Производственная санитария и личная гигиена доярки.

    Расширение и обогащение опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении. Поддержание рациональной организации рабочего места в процессе работы.

    Описание предмета после зрительного восприятия.

    12.

    Выращивание откормочного молодняка крупного рогатого скота.

    Формирование активной позиции ребенка и веры в свои силы в овладении трудовыми навыками.

    Упражнение «Народная мудрость о труде». Кроссворд на закрепление терминологии. 

    13.

    Устройство доильного аппарата.

    Упражнение на развитие наблюдательности.

    Упражнение «В мире профессий»

    14.

    Зимние работы в парке.

    Работа в паре с «сильным» («слабым») учеником, работа в группе детей со сходными (аналогичными) трудностями. 

    Обсуждение результатов выполненной работы.

    15.

    Кормление и раздой новотельной коровы.

    Поддержание рациональной организации рабочего места в процессе работы.

    Описание предмета после зрительного восприятия. «Заполни пропавшие буквы». 

    16.

    Уход за телятами в молочный период.

    Упражнение «Найди 10 различий» (объем восприятия).

    17.

    Машинное доение коровы.

    Расширение и обогащение опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении.

    18.

    Производственная классификация цветковых растений.

    Формирование внимания и интереса ребенка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой.

    19.

    Стили садово-паркового строительства.

    Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребенка в ближнем и дальнем окружении.

    20.

    Красивоцветущие кустарники.

    Формирование активной позиции ребенка и веры в свои силы в овладении трудовыми навыками.

    21.

    Хвойные деревья и кустарники.

    Упражнение на развитие мыслительной операции «Сравнение предметов». Сравнивать предметы, обозначенные парами слов, анализировать, в чем их сходство и различие.

    22.

    Формирование кроны молодого плодового дерева.

    При распределении поручений ученику предлагать контролировать действия по планированию хода решения, его выполнения, сравнение цели и полученного результата, формулирование выводов по результатам работы.

    23.

    Вечнозеленые цветковые растения для озеленения помещения.

    Совместное (учитель-ученик) обсуждение задания (упражнения) и хода его выполнения. Контроль (совместно с учителем), а затем самоконтроль всех этапов выполнения задания. Упражнение на развитие наблюдательности.

    24.

    Машинное доение коров двумя аппаратами.

    Упражнение «Найди 10 различий» (объем восприятия).

    Упражнение «Народная мудрость о труде»

    25.

    Основы гигиены труда, производственной санитарии и личной гигиены.

    Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребенка житейских ситуациях.

    «Заполни пропавшие буквы». 
    Обсуждение результатов выполненной работы.

    26.

    Охрана труда и правила безопасной работы.

    Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребенка в ближнем и дальнем окружении.

    Описание предмета после зрительного восприятия.

    27.

    Стандартные саженцы.

    Специально организованная трудовая деятельность. Обсуждение правил выполнения практического задания.

    Обсуждение результатов выполненной работы.

    28.

    Уход за газоном.

    Работа в паре с «сильным» («слабым») учеником, работа в группе детей со сходными (аналогичными) трудностями. 

    29.

    Механизация труда в цветоводстве и декоративном садоводстве.

    Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребенка житейских ситуациях.

    Упражнение «В мире профессий». 

    Кроссворд на закрепление терминологии. 

    30.

    Устройство садовых дорожек и площадок.

    Специально организованная трудовая деятельность. Обсуждение правил выполнения практического задания.

    31.

    Выращивание огурцов.

    Анализ и самоанализ хода и результатов участия в практической работе. Предупреждение и устранение в конкретной трудовой ситуации проблем, связанных с несоблюдением правил выполнения работы.

    Индивидуальные консультации для родителей: планирование выполнения домашних дел и поручений.

    Планируемые результаты коррекционной работы

    Результатом коррекции развития обучающихся с ОВЗ может считаться не столько успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций:

    • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
    • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
    • овладение навыками коммуникации;
    • дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
    • осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.


    Промежуточная диагностика (наличие/отсутствие динамики в развитии)

    Критерии и показатели динамики развития обучающихся с интеллектуальной недостаточностью напрямую связаны с компетенциями, жизненно значимыми для обучающихся с ОВЗ.

    Критерии и показатели

    Уровни

    (отмечаются индивидуально для учащегося)*

    сентябрь

    декабрь

    май

     высокий уровень

    средний уровень

    низкий уровень

    высокий уровень

    средний уровень

    низкий уровень

    высокий уровень  

    средний уровень

    низкий уровень

    Дифференциация и осмысление картины мира:

    • интересуется окружающим миром природы, культуры, замечает новое, задаёт вопросы
    • включается в совместную с взрослым исследовательскую деятельность
    • адекватно ведёт себя в быту с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих
    • использует вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации

    -

    -

    -

    -

    +

    +

    +

    +

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    +

    +

    +

    +

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    +

    +

    +

    +

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    Овладение навыками коммуникации:

    • понимает и адекватно реагирует на речь окружающих
    • начинает, поддерживает и завершает разговор
    • корректно выражает отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.
    • передаёт свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

    +

    -

    -

    -

    -

    +

    +

    -

    -

    -

    -

    +

    +

    -

    -

    -

    -

    +

    +

    +

    -

    -

    -

    -

    +

    +

    +

    +

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    Осмысление своего социального окружения:

    • доброжелателен и сдержан в отношениях с одноклассниками
    • уважительно относится к взрослым достаточно легко устанавливает контакты и взаимоотношения
    • соблюдает правила поведения в школе

    мотив действий – не только «хочу», но и «надо»

    • чувствует себя комфортно с любыми людьми любого возраста, с одноклассниками

    -

    -

    -

    -

    +

    +

    +

    +

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    +

    -

    +

    +

    -

    +

    -

    -

    -

    -

    +

    +

    +

    +

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    Последовательное формирование произвольных

    процессов:

    • может удерживать на чем-либо свое внимание
    • использует различные приемы запоминания
    • учится продумывать и планировать свои действия
    • способен к саморегуляции и адекватной самооценки своих поступков
    • управляет своими эмоциями, поведением, действиями
    • доводит до конца начатое дело
    • знает цель своих действий и поступков
    • старается выполнять все задания и просьбы учителя

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -  

    -

    -

    +

    -

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    -

    +

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    +

    -

    +

    -

    +

    +

    +

    +

    -

    +

    -

    +

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    Овладение общетрудовыми умениями и навыками

    • ориентируется в задании
    • умеет  самостоятельно планировать

          предстоящую работу

    • соблюдает правила техники безопасности
    • осуществляет текущий и заключительный самоконтроль в процессе работы и по окончании её самоконтроль
    •  отчет о выполненной работе

    -

    -

    +

    -

    -

    +

    -

    -

    -

    +

    -

    +

    -

    +

    -

    -

    -

    +

    -

    -

    +

    +

    -

    +

    +

    -

    -

    -

    -

    -

    +

    -

    +

    +

    +

    -

    +

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    *Уровни:

    1. Видимые изменения (высокий уровень).
    2. Изменения незначительные (средний уровень).
    3. Изменения не произошли (низкий уровень).

    Заключение об итогах реализации индивидуальной программы: итоговая диагностика.

    Индивидуальная  коррекционно-развивающая программа реализована полностью к «19» июня 2015г.

    В процессе работы по индивидуальной коррекционно-развивающей программе развились способности  к  адаптации в социуме, расширился круг общения, произошла  подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности, была усвоена программа по профессионально-трудовому обучению (сельскохозяйственный труд) и успешно сдан экзамен.

    С результатами ознакомлен(а)______________/_________________________

                                                             подпись родителей/законных представителей        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

    Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

    Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»

    Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной  речевой и интеллектуальной патологией. Оно позво...

    Психолого- педагогическая диагностика в работе учителя

    В данной работе рассмотрен один из важнейших аспектов в работе учителя- психолого- педагогическая диагностика обучающихся. Сюда относятся умения  диагностировать личность школьника и осуществлять...

    Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога. Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе "Домашние животные".

    Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога.Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе«Домашние животные»....

    индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающегося с ЗПР (нач. школа).

    Индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающегося  с ЗПР является частью коррекционного блока АООП НОО. Программа разработана с учётом индивидуально-личностных особенност...

    Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ЗПР

    В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ЗПР целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического со...

    Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

    Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуч...