Адаптация образовательной программы «Труд и человек» для реабилитантов с интеллектуальными нарушениями
рабочая программа на тему

Основная направленность взаимодействия человека и социальной среды связана с удовлетворением потребностей, обеспечивающих его существование, т.е. с трудом, поэтому социально-трудовая деятельность –ядро адаптационного периода.
Сложившаяся ситуация с трудоустройством инвалидов далека от той, которую можно назвать удовлетворительной. Подавляющее количество людей с инвалидностью не имеют возможности полноценно трудиться и основная причина не только в отсутствии у них необходимых профессиональных навыков, но и в сложной адаптации к современным условиям рынка труда. И главной задачей решения проблемы трудовой занятости инвалидов становится определение тех механизмов, которые позволят им максимально эффективно использовать свои способности. Для этого необходимо создание условий окружающей среды, при которых люди с инвалидностью смогут чувствовать себя на равных с другими участниками общественной жизни,когда посредством индивидуальной работы с потребностями инвалида создаются психологические, мотивационные и социальные основы для того, чтобы сам человек с инвалидностью стремился к общественно- полезной жизнедеятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация образовательной программы «Труд и человек» для реабилитантов с интеллектуальными нарушениями

Основная направленность взаимодействия человека и социальной среды связана с удовлетворением потребностей, обеспечивающих его существование, т.е. с трудом, поэтому социально-трудовая деятельность –ядро адаптационного периода.

Сложившаяся ситуация с трудоустройством инвалидов далека от той, которую можно назвать удовлетворительной. Подавляющее количество людей с инвалидностью не имеют возможности полноценно трудиться и основная причина не только в отсутствии у них необходимых профессиональных навыков, но и в сложной адаптации к современным условиям рынка труда. И главной задачей решения проблемы трудовой занятости инвалидов становится определение тех механизмов, которые позволят им максимально эффективно использовать свои способности. Для этого необходимо создание условий окружающей среды, при которых люди с инвалидностью смогут чувствовать себя на равных с другими участниками общественной жизни,когда посредством индивидуальной работы с потребностями инвалида создаются психологические, мотивационные и социальные основы для того, чтобы сам человек с инвалидностью стремился кобщественно- полезной жизнедеятельности.

 Люди с интеллектуальными нарушениям, которым для обеспечения возможности трудовой деятельности требуется решение двух основных проблем: создание специальных условий труда, подготовка к процессу трудоустройства и дальнейшей работе.

 Социально-экономические преобразования и переход на рыночные отношения привели к переосмыслению содержания понятия «трудовая подготовка» личности в обществе.

Если раньше основными задачами педагогов в этом направлении были подготовка воспитанников к труду на государственных предприятиях по массовым рабочим профессиям, то сейчас расставлены иные акценты:

 - Во-первых, создать условия для развития личности каждого реабилитанта путем вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества;

- Во-вторых,подготовка к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда;

- В-третьих, формирование у реабилитантов-выпускников интернатного учреждения профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью;

- В-четвертых,создание условий для овладения современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления;

- В-пятых, воспитание культуры личности во всех направлениях, связанных с трудовой деятельностью.

Идет активный поиск возможностей расширения профориентационной работы нашего учреждения. К традиционным профессиям – швеи, рабочий столярного и малярное дела прибавились профессии рабочий зеленого хозяйства.

Трудовое обучение молодых людей с интеллектуальными нарушениями является главным звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы Центра реабилитации. Это связано с огромным значением трудовой подготовки для социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Способность самостоятельно трудиться в условиях учебно-производственных мастерских или на производстве, быть членом трудового коллектива - это одно из определяющих условий успешной социализации людей с нарушением интеллекта.

Программа «Труд и человек» адаптируется для воспитанников Центра реабилитации, которые в силу своего психофизического состояния не могут заниматься видами труда, где требуется выносливость и серьезные физические нагрузки, а могут обучаться различным видам сборочных работ.

Одной из важных задач адаптации данной программы является максимальное содействие социализации молодых людей с интеллектуальными проблемами к самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей. Инвалиды имеют право заниматься общественно-полезным производительным трудом, который дает им средства для независимого существования и, самое важное, развивает чувство самоуважения, осознание нужности обществу.

Для обучения молодых людей с ограниченными возможностями здоровья сборочным работам необходимо наличие карты индивидуальной программы реабилитации, в которых отражаются возможности обучаемого по следующим параметрам:

  1. Напряженность труда.

1. Интеллектуальные нагрузки:

а) содержание работы-без необходимости принятия решений, простые альтернативные задачи по инструкции, сложные задачи с выбором инструкции;

б) восприятие сигналов информации- без коррекции действий, с коррекцией;

в) степень сложности задания – обработка и выполнение; обработка, выполнение, проверка; обработка, выполнение, проверка и контроль.

2. Сенсорные нагрузки:

а) длительность сосредоточенного наблюдения – 25 %, 25-50%, 51-75%;

б) число объектов одновременного наблюдения – до 2, 3-5.

3.Эмоциональные нагрузки:

а) степень ответственности, значимости ошибки – небольшая, умеренная, выраженная, значительно выраженная;

4. Монотонность:

а) низкая;

б) средняя;

в) высокая;

г) очень высокая.

5. Режим работы:

а) предполагаемая продолжительность рабочего дня для конкретного обучаемого.

II. Тяжесть труда.

  1. Физическая динамическая нагрузка:

а) региональная (преимущественно рук и плечевого пояса) – легкая, средняя, тяжелая;

б) общая (руки, корпус, ноги) – легкая, средняя, тяжелая.

2. Стереотипные рабочие движения:

а) локальная нагрузка (мышцы кистей, пальцев рук – редкая, средняя, частая.

3. Сенсорные нагрузки:

а) рабочая поза – свободная, удобная, смена позы;

б) периодическое (до 25 %) нахождение в фиксированной позе;

в) периодическое (до 50%) нахождение в фиксированной позе;

4. Рабочее место – обычное, специально созданное.

Основное содержание деятельности трудовых мастерских определяется в зависимости от имеющихся у молодых людей нарушений, тяжести ограниченной жизнедеятельности, реабилитационного потенциала и трудового прогноза.

Проблема трудоустройства для молодых людей с интеллектуальными нарушениями приобретает все большую остроту по различным причинам: доступную работу все труднее найти здоровому образованному человеку. Труднее всех приходится тем, кто имеет глубокую умственную отсталость или комплексный дефект.  Особым образом организованное трудовое и профессиональное обучение в условиях деятельности реабилитационного центра может способствовать таким людям продуктивной работе в группе сотрудников.

В процессе обучения труду и выполнения работ корректируются дефекты интеллектуального развития. Молодые люди учатся планировать ход работы, устанавливать логическую последовательность изготовления, комплектации изделия, продукции, определять приемы работы, выбирать необходимые комплектующие материалы, детали, отчитываться о проделанной работе, контролировать свою деятельность. Трудовая подготовка также складывается из воспитания привычки и навыков культуры труда, четкой организации рабочего места, аккуратного и бережного отношения к материалам, умение выполнять правила техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, работать в трудовом коллективе.

 Практико-ориентированный комплексный подход к выработке у воспитанника теоретических знаний и практических умений по выполнению разного вида сборочных работ имеет  положительные результаты.

В ходе адаптации программы реабилитанты осваивают приемы и способы сборочных работ, формируются знания правил техники безопасности, о нормах поведения работающего человека, факторах, влияющих на производительную деятельность в коллективных видах труда. Реабилитанты приобретают умения и навыки необходимые для овладения определенных видов сборочных работ; обучаются выполнять как ручные операции, так и на специальном оборудовании, вырабатываются достаточно прочные профессиональные навыки обращения с материалами, деталями, специальным оборудованием, овладевают приемам самоконтроля за правильностью выполняемых действий. Коллективный трудовой процесс      

формирует свойства личности, необходимые для осуществления самостоятельной трудовой деятельности, коммуникативности, ответственности, формирует потребность трудиться и положительную мотивацию к трудовой деятельности;

Принципы образовательной и коррекционно-развивающей деятельности:

  •  развитие личности, потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях;
  • систематичности и системности в обучении с применением знаний на практике. Приобретаемые знания, умения и навыки должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться поэтапно;
  • воспитывающего обучения, способствующего воспитанию необходимых волевых и моральных качеств;
  • активности и сознательности, познавательной активности;
  • наглядности как средство познания нового, для развития наблюдательности, лучшего запоминания информации, трудовых операций;
  • индивидуализации, дифференцированного подхода в обучении трудовой деятельности;
  • доверие и поддержка.

В целях развития всесторонней компетенции реабилитанта в программе«Труд и человек» предусмотрено изучение следующих теоретических тем, подкрепляемых практической деятельностью:«Я в трудовом коллективе»,«Мир профессий»,«Организация рабочего места», «Рабочее место и гигиенические требования к нему»,«Правила поведения работающего человека», «Твои права и обязанности»,«Рабочая, спец. одежда»,«Техника безопасности»,«Работа с электрооборудованием»,«Правила безопасного труда»,«Организация труда и профилактика производственных травм»,«Возможный травматизм»,«Пожарная безопасность»,«Комплектующие детали»,«Материал, инструмент, оборудование»,«Операции»,«Фасовка»,«Сборка»,«Упаковка»,«Комплектация»,«Труд в жизни человека»,«Трудовая дисциплина»,«Труд и деньги»,«Заработная плата».

Обучение сборочным работам включает теоретический и практический виды деятельности. Условно можно выделить 4 этапа обучения сборочным работам.

Для каждого этапа характерны определенные методические приемы, учитывающие специфику реабилитанта. При обучении используются образцы изделий и материалов, поясняющие пооперационное выполнение изделия, устные  инструкции о тех или иных приемах труда, а также положения рук при работе с оборудованием, распределение материала для доступности выполнения различных видов трудового процесса.  Каждый реабилитант имеют свое рабочее место, снабжается индивидуальным раздаточным материалом.  

Первый этап:Психолого-педагогическое изучение рабилитантов в процессе труда. Умение сотрудничать в коллективе, поддерживать доброжелательную атмосферу. Освоение ими профессиональной терминологии, понятий.Формирование у реабилитантов первоначальных навыков и умений.Реабилитанты учатся понимать обращенные к ним вопросы по производству и четко формулировать свои.

Второй этап: Отработка основных профессиональных приемов и знаний. Запоминание терминологии, овладение навыками планирования предстоящих операций, последовательность действий.

Третий этап: Закрепление профессионально-трудовых навыков. Реабилитанты проявляют уже достаточную самостоятельность в работе, планируют предстоящие операции по образцам, подбирают без подсказок материалы  и производят изделия.

Четвертый этап (производственный). Формирование знаний, умений и навыков, связанных с производственной технологией базового предприятия.

В процессе обучения  молодых людей с интеллектуальными нарушениями сборочным работам важно проводить контроль над формированием и развитием у них  практических умений и навыков сборочных работ: умение назвать детали, определить цвет, выполнить частичную и полную сборку продукции, умение считать продукцию при комплектации. Реабилитантыформируют знания о назначение продукции, где она используется, какой ее спрос на рынке труда; себестоимость продукции, форма оплаты, собственную заработную плату. Реабилитанты учатся решать те или иные практические задачи, но и учатся выполнять работу индивидуально и коллективно.

Для отслеживания формирования и развития практических умений сборочных работ у реабилитантов используются карты сформированности трудовых навыков по видам сборочных работ, которая помогает  инструктору по труду правильно определить актуальное состояние практического умения реабилитанта, стратегию работы по мотивации его к овладению необходимыми практическими навыками сборочных работ.

Работа с индивидуальными картами реабилитанта предполагает в начале учебного года отмечать в карте уровень сформированности навыка того или иного вида сборочных работ. В соответствии с уровнем индивидуальных возможностей реабилитанта инструктор по труду отмечает в карте  умения, над формированием которых будет вестись работа в период учебного года.

По мере качества выполнения сборочных работ инструктор каждое полугодие отмечает:

  • Произошел ли переход в овладении умением с одного уровня на другой.

С этой целью он продумывает и проводит с молодыми людьми необходимую работу, имеющую практическое и коррекционно-развивающее воздействие.

В предложенной форме отслеживания формирования и развития навыка деятельность реабилитанта оценивается знаком «0» (выполняет с помощью и поддержкой инструктора), «Х» (выполняет под контролем инструктора), ХХ (выполняет самостоятельно).

Анализ карты показывает, на какие виды сборочных работ инструктору необходимо обратить  внимание, спланировать дальнейшую работу, определить оптимальные формы работы для приобретения и совершенствования трудового навыка.

Карта определения сформированности трудовых навыков сборочных работ (сборка ручек, фломастеров, коробочек)представлена в таблице №1

Таблица №1

ФИО

п/п

 Вид деятельности

Степень владения

На начало года

Первое полугодие

Степень владения

Второе полугодие

Степень владения

1.

Называет детали

2.

Определяет последовательность сборки

3.

 Готовит оборудование для сборки

4.

Определяет цвет деталей

5.

Определяет цвет

6.

Собирает  по образцу

7.

Соотносит цвет  с деталями

8.

 Считывает  по количеству

9.

Комплектует в коробку

10

Комплектует в пакетик

11.

Комплектует из разного цвета в пакетик

12.

 Собирает комплектующую коробку из заготовочного материала

13.

Собирает коробку из гофры

14.

Определяет стороны для наклеивания стикера

15.

Наклеивает стикер на комплектующую коробку

16.

Наклеивает стикер на коробку из гофры

17.

 Наклеивает стикер на пакетик

18.

 Утягивает коробку скотч аппаратом

19.

Определяет верх, низ коробочки

20.

Собирает коробочку

1 степень: выполняет с помощью и поддержкой инструктора - 0

2 степень: выполняет под контролем инструктора - Х

3 степень: выполняет самостоятельно - ХХ

Реализации программы способствует соответствующее материально –методическое и техническое обеспечение:

 1.Наличие специального помещения для проведения обучения сборочным работам.

 2.Оборудование учебного кабинета, мастерской:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • наличие специального оборудования (скотч аппарат, спаечный аппарат, столы для сборки, упаковки, фасовки, укладки, спайки);
  • наличие емкостей для мелких и крупных комплектующих деталей, изделий, сырья;

3. Технические средства обучения:

  • оснащение кабинета для использования электрооборудованием

4. Дидактические и раздаточные пособия для использования при организации учебного процесса по программе, канцелярские принадлежности, специализированные плакаты, обучающие диски, пр.

 Трудовая реабилитация молодых людей с нарушениями в умственном развитии индивидуально обоснованная и индивидуально подобранная, выступает и как лечебный фактор. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности.

Занятие трудом раскрывает перед инвалидами перспективу восстановления способностей общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности. Вовлечение в трудовую деятельность умственно отсталых реабилитантов предполагает достижение более широких целей, имея в виду перспективу обучения трудовым навыкам и трудоустройство с последующей интеграцией в общество. Коллективные формы работы активизируют, организуют и коллективизируют деятельность реабилитантов, оказывают положительное влияние на формирование ценностных ориентаций и потребностей. В процессе трудовой реабилитации происходит становление личности, формируются новые межличностные взаимоотношения, человек вовлекается в коллективную деятельность, в результате чего повышается уровень его адаптации в социуме.

Трудовое обучение выполняет развивающую функцию, воздействуя на познавательную сферу. Оно решает задачу коррекционного воздействия, способствуя формированию положительных черт личности, правильных установок и разумных потребностей, направлено и на социализацию инвалидов, так как приобщение к общественно полезному труду расширяет их социальный опыт, формирует межличностные и производственные отношения.

Используя опыт сборочной мастерской, как форму коллективного труда, основанную на ответственности и трудовой дисциплине, умение взаимодействовать и сотрудничать, ставить задачи и решать их поспособствовало реабилитантам их трудоустройству на различные виды профессиональной деятельности, которые впоследствии стали полноправными членами общества и после выхода из учреждения в самостоятельную жизнь продолжают трудиться на предприятиях нашего города и в нашем учреждении.

Таким образом, трудовая реабилитация важна как средство интеграции инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в общество, и как механизм создания равных возможностей для того, чтобы быть социально востребованными.


Х

3 степень: выполняет самостоятельно - ХХ

Реализации программы способствует соответствующее материально –методическое и техническое обеспечение:

 1.Наличие специального помещения для проведения обучения сборочным работам.

 2.Оборудование учебного кабинета, мастерской:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • наличие специального оборудования (скотч аппарат, спаечный аппарат, столы для сборки, упаковки, фасовки, укладки, спайки);
  • наличие емкостей для мелких и крупных комплектующих деталей, изделий, сырья;
  • рабочее место инструктора по труду;

3. Технические средства обучения:

  • оснащение кабинета для использования электрооборудованием

Дидактические и раздаточные пособия для использования при организации учебного процесса по программе, канцелярские принадлежности, специализированные плакаты, обучающие диски, пр.

 Трудовая реабилитация молодых людей с нарушениями в умственном развитии индивидуально обоснованная и индивидуально подобранная, выступает и как лечебный фактор. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности.

Занятие трудом раскрывает перед инвалидами перспективу восстановления способностей общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности. Вовлечение в трудовую деятельность умственно отсталых реабилитантов предполагает достижение более широких целей, имея в виду перспективу обучения трудовым навыкам и трудоустройство с последующей интеграцией в общество. Коллективные формы работы активизируют, организуют и коллективизируют деятельность реабилитантов, оказывают положительное влияние на формирование ценностных ориентаций и потребностей. В процессе трудовой реабилитации происходит становление личности, формируются новые межличностные взаимоотношения, человек вовлекается в коллективную деятельность, в результате чего повышается уровень его адаптации в социуме.

Трудовое обучение выполняет развивающую функцию, воздействуя на познавательную сферу. Оно решает задачу коррекционного воздействия, способствуя формированию положительных черт личности, правильных установок и разумных потребностей, направлено и на социализацию инвалидов, так как приобщение к общественно полезному труду расширяет их социальный опыт, формирует межличностные и производственные отношения. Таким образом, трудовая реабилитация важна как средство интеграции инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в общество, и как механизм создания равных возможностей для того, чтобы быть социально востребованными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности социальной адаптации детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Детей нужно постоянно учить всему, даже улыбаться. Ведь улыбка возникает под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. Для «особых» детей нужно создавать ситуации, стимул...

Рабочая программа по ручному труду для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа  разработана по предмету «Ручной труд» для обучающихся  1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 "Профильный труд" ("Обувное дело") для 9 класса 2023-2024 учебный год

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 "Профильный труд" ("Обувное дело") для 9 класса 2023-2024 учебны...

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Профильный труд» («Швейное дело») (для 5 класса)

Рабочая программа общего образованияобучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)вариант 1 «Профильный труд» («Швейное дело»)(для 5 класса)...

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Профильный труд» («Швейное дело») (для 6 класса)

Рабочая программа общего образованияобучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)вариант 1 «Профильный труд» («Швейное дело»)(для 6 класса)...

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Профильный труд» («Швейное дело») (для 7 класса)

Рабочая программа общего образованияобучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)вариант 1 «Профильный труд» («Швейное дело»)(для 7 класса)...