Конспект внеклассного занятия на тему: «Рецепты здоровья».
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Всем известна пословица: «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - много потерял, а здоровье потерял - все потерял». Почему так говорят? Познакомимся со слагаемыми здоровья и выясним,  что мешает нам быть здоровыми.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon retsepty_zdorovya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

        Конспект внеклассного занятия  на тему:

«Рецепты здоровья».

Цыбань Ирина Викторовна, социальный педагог

Областное казенное общеобразовательное учреждение «Льговская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

                                                                                   

                                                                       

                                                                                                                                                       

                                                               

Цель: способствовать  формированию  у  обучающихся  потребности  вести здоровый  образ  жизни,  укреплять  свое  здоровье.  

Задачи:

 Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о здоровом      образе жизни, о продуктах для здорового питания;

Коррекционно - развивающие: способствовать расширению кругозора детей, развивать наблюдательность, мышление и воображение, эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности, развивать  стремление заниматься  физическими  упражнениями.

Воспитательные: воспитывать  нравственные  и  волевые  качеств  личности; способствовать формированию бережного отношения к природе.

Оборудование: картинки с  рисунками овощей (свекла, морковь, картофель, огурцы, помидоры и т.д.), продуктов питания (яйца, хлеб, крупы, творог), пакетик сухариков, чипсы, жевательная резинка, бутылка газированной воды; гербарий лекарственных растений, медиапроектор, презентация,

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Сообщение темы, целей занятия.

Всем известна пословица: «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - много потерял, а здоровье потерял - все потерял». Почему так говорят?

Сегодня мы ознакомимся со слагаемыми здоровья и выясним,  что мешает нам быть здоровыми.  

Тема  нашего  занятия  «Рецепты  здоровья».

2.Основная часть.

- Ребята, а что нужно для того, чтобы быть здоровым человеком?

 Назовем первую необходимую предпосылку здоровья - это рациональное питание, другими словами разумное питание. Другими словами, наш организм состоит из того, что мы потребляем в  пищу. А что мы едим?

Игра «Полезные и вредные продукты»

На столе разложены картинки с  рисунками продуктов питания (яйца, хлеб, крупы, творога), овощей (свекла, морковь, картофель, огурцы, помидоры и т.д.), пакетик сухариков, чипсы, жевательная резинка, бутылка газированной воды. Задание. Разделите  продукты питания: в одну сторону -   вредные для организма,  в другую - полезные для организма.

 Как вы думаете, нужны ли человеку витамины?

 «Витамины».

Ягоды, фрукты и овощи - основные источники витаминов и минеральных  веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают вместе с пищей. Вот почему ягоды, фрукты и овощи  должны быть в рационе питания регулярно. Основные группы витаминов: водорастворимые (С, В1, В2, В3) и жирорастворимые (А, Д, Е). Витамин А - это витамин роста. Еще  он помогает  нашим глазам сохранять зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зеленом луке.

Витамин С - в чесноке, капусте, луке, во всех овощах, фруктах, ягодах.

Витамин  Д сохраняет нам зубы. Без него зубы человека становятся мягкими и хрупкими. Его можно найти в молоке, рыбе, твороге. Загорая на солнце мы тоже получаем витамин Д.

Важно не только то, что мы едим, но и в какое время. Принимать пищу нужно 4-5 раз в день маленькими порциями, ни в коем случае не переедая на ночь. Почему все в один голос утверждают, что это вредно? Давайте выясним.

«Почему нельзя есть на ночь?»

Желудок, двенадцатиперстная кишка, печень, желчный пузырь, поджелудочная железа - это наши органы пищеварения. Как они работают, Пища попадает в желудок, и там перевариваются самые крупные куски. Потом она отправляется  в двенадцатиперстную кишку, где уже происходит полное переваривание пищи и разложение на такие мельчайшие частички, которые могут поглощаться  кровью и питать наш организм. Для того чтобы пища переработалась, нужны специальные вещества - желчь и поджелудочный сок. Печень вырабатывает желчь и хранит ее в желчном пузыре. Как только пища попадает в двенадцатиперстную кишку, а в это же время поджелудочная железа выделяет сок. Начинается процесс пищеварения. Все прекрасно! Но все дело в том, наша двенадцатиперстная кишка ложится спать вместе с нами, т. е. перестает работать.

Что же происходит?  Желудок отправляет пищу на доработку в двенадцатиперстную кишку, а она уже спит. Кишка растянута, сигнал дан: желчный пузырь и поджелудочная железа выделяют желчь и поджелудочный сок, но двигаться им некуда - кишка спит и не сокращается, и они возвращаются обратно. Желчь застаивается в желчном  пузыре, сгущается  и постепенно каменеет. А ферменты поджелудочной возвращаются обратно и принимаются «переваривать» ткани самой поджелудочной железы.

В итоге железа воспаляется - панкреатит. Получается, что пока человек спит, в его организме идет настоящая химическая  война. Поэтому не зря врачи говорят, что последний раз пишу нужно принимать минимум за 2 часа до сна, чтобы она полностью переработалась и наш организм ночью спокойно отдыхал.

И, конечно, огромное значение имеет качество водопроводной воды, которую мы пьем, используем для приготовления пищи. Качество ее в разных городах и территориях различно. Причин здесь много. Поэтому в очень многих семьях воду очищают с помощью  фильтров.

 Если мы недостаточно следим за своим здоровьем, то обязательно заболеваем и лечимся. А чем мы лечимся? (называют таблетки).

А какие природные лекарства  вам известны? (показ гербария).

   Послушайте рассказ  об удивительно полезной траве, по которой мы ходим и не замечаем ее, а если будем о ней знать, то и в аптеку реже ходить придется.

 Сообщение «Спорыш»

   Эта трава растет у нас под ногами. Она самая обыкновенная. Ее можно встретить  и в деревне и в городе. Называют ее по - разному: птичий горец, гусятник, трава – мурава, птичья гречишка, а по научному ее называют спорыш. Ходим мы по ней, не замечаем и серьезной ее не считаем. А ведь она удивительная целительница и помогает при болезнях желудка, кишечника. Спорыш - это эффективное противовоспалительное, антисептическое средство, а при гриппе и ангине - сильное жаропонижающее. Витаминов в ней больше, чем в черной смородине, поэтому она помогает при авитаминозе.

Итак, правильное питание - это потребление чистых, натуральных продуктов, лечение природными лекарствами и обязательное соблюдение режима питания.        

Все мы знаем, что нужно каждый день делать зарядку. А как правильно ее делать? Зачем нужна зарядка? Какой она должна быть?

Зарядка подготавливает организм к активной деятельности.

Проблема часто не в том, что не хочется делать зарядку, а в том, что очень не хочется делать зарядку. Здоровье -  это важно  и здоровье во многом зависит от вашего поведения, от вашей силы воли. И, конечно, от вас зависит, какой стиль поведения, образ жизни вы выберете. Одна из форм  поддержания здоровья это движение. Наше тело может выполнять различные движения.

Ну и, конечно, соблюдение личной гигиены - это тоже активная работа над своим здоровьем.

Что такое гигиена? Вы соблюдаете ее?

Существует прекрасное выражение: «В жизни все в твоих руках - держи их в чистоте!»

   Соблюдение личной гигиены, закаливание, зарядка - все это составляющие активной деятельности.

 «Проблемная ситуация».

   У меня  есть два друга: Коля и Толя. Коля очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девчонки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигаретах есть яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают. А Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Зато Толя всегда бодрый, веселый и сильный. Он занимается спортом. А я все думаю, что мне делать: закурить, как Коля, или спортом заняться как Толя?

Давайте расскажем о курении, а потом решим что делать.

 «Вредное влияние курения на организм человека».

   Курильщик  сначала и не замечает, как он отравляет свой организм. А ведь в табаке есть сильнейший яд - никотин. Он легко проникает в кровь, накапливается во внутренних органах и постепенно разрушает их. Только человек не сразу замечает это. Да, бывает подташнивает после первой сигареты, голова кружится. Это организм подает сигнал тревоги. Многие курильщики курят не потому, что им нравится курить, а потому, что хотят показаться взрослее. Не у каждого хватает сил проявить характер и отказаться от сигареты в курящей компании. И очень вредно даже находиться рядом с курящими, т. к. приходится вдыхать ядовитый дым. А через несколько лет тот, кто курит, начинает кашлять, задыхаться при беге и даже ходьбе, быстро уставать. И ждут курильщика болезни органов дыхания: астма, туберкулез, рак.

Так что вы решили?

«Вредное влияние алкоголя на организм человека».

   Не менее вреден и алкоголь, от него тоже страдают все внутренние органы, а особенно мозг. Отравление мозга приводит к тому, что человек просто глупеет, у него ухудшается память, труднее усваивается  новое. Алкоголь - это средство, которое способно человека разумного превратить в безрассудное существо. Разрушение личности у взрослого, злоупотребляющего алкоголем, происходит в среднем через 10 лет, в то же время у ребенка такие изменения происходят через 3-4 года.

 «Вред наркотиков».

   Есть и другие одурманивающие вещества, которые могут выглядеть очень привлекательно в виде жвачек, таблеток, витаминов, сигарет, приятно пахнущих веществ. Попробовав их, даже взрослый человек попадает в ситуацию маленькой рыбки - будет постоянно, находиться под угрозой быть съеденным. Положение детей еще серьезней. Эти вещества называют наркотиками, они очень опасны для здоровья, от наркотической зависимости очень трудно вылечится. Наркотики часто называют белой смертью. Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее он умирает. Хронические наркоманы живут очень мало. Наркотики полностью высасывают из человека  все его силы. Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики. А вот если человек сумел в компании отказаться, значит,  у него действительно есть сила воли.

   Каждый хозяин своей жизни и здоровья. За вас вашу жизнь не проживут ни родители, ни учителя, ни кто-нибудь другой. Каждый из вас  решает,  как ему нужно поступить.

Зная все это, не все и не всегда стараются изменить свой образ жизни. Что же нам мешает? Какую причину вы считаете главной?

(Ответы детей, обсуждение).

Да, конечно, лень, но с ней способна справиться только воля самого человека. Нужно поставить перед собой цель и добиваться ее.

«Положительные эмоции».

Бывает, что человек на протяжении долгого времени волнуется  или на кого-то сердится, кому-то завидует, даже злорадствует. Другими словами испытывает отрицательные эмоции. А они-то, оказывается, очень вредны для здоровья. Чтобы человек был здоровым, он должен большую часть жизни испытывать положительные эмоции. Конечно, обстоятельства бывают разные. Всегда может произойти то, что принесет грусть, печаль, иногда и горе.  А,  что зависит от самого человека? Что может и должен делать сам человек, чтобы иметь не только физическое, но и психическое здоровье? (Надо быть добрыми, помогать друг другу, говорить друг другу комплименты…)

Прочитайте высказывание Д.С.Лихачева: «Чтобы не попадаться в сети стресса, нужно уметь управлять своими чувствами».

Сделать это бывает непросто. Давайте представим различные ситуации

   Разыгрывание ситуаций:

- Вы пришли с улицы на три часа позже, чем обещали; вас встречает рассерженная мама, готовая вас отругать. Ваши действия (помните не должно быть отрицательного эмоционального всплеска).

- Вы получили двойку, и, может быть, вам за нее попадет. Что вы скажете родителям? А как бы вы поступили на месте родителей?

Вывод напрашивается сам: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе»  (Л.Н.Толстой).

Ещё одно мудрое наставление древнего китайского философа Конфуция: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».

   Положительные эмоции - это еще одно слагаемое здоровья.

4.Практическая часть.

Давайте вылепим из теста овощи, фрукты,  ягоды,  в которых содержатся полезные для нашего организма вещества и витамины.

5.Подведение итогов.

И  в заключение давайте  вспомним,  о  чем  мы  с  вами  сегодня  говорили  на  нашем  занятии.

Рецепты здоровья:

●  Заниматься  физической  культурой  3-5  раз  в  неделю.  Особенно  полезны  занятия  на  свежем  воздухе.  Следить  за  тем,  чтобы   организм   при  занятиях  не  перегружался.

●  Не  переедать  и  не  голодать.  Лучше  питаться  часто  и  понемногу.

●  Знать  и  соблюдать  правила  общения.   Найти  для  себя  способ   избавляться  от  стрессового  состояния.

●  Стараться  соблюдать  режим  дня.

●  Ежедневно  закаливаться.

●  Не  привыкать  к  курению,  употреблению  спиртных  напитков, наркотических веществ.

6. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Внеклассное занятие Чистота - залог здоровья

внеклассное занятие Чистота - залог здоровья . детки были в з классе . Занятие по здоровью сбережению ....

План-конспект внеклассного занятия для учащихся 3-4 класса "Формирование ответственности за своё здоровье".

Организация условий для осознания личной ответственности каждого учащегося за своё здоровье....

Конспект внеклассного мероприятия по воспитанию здорового образа жизни Путешествие в страну «Здоровья»

Путешествие в страну «Здоровья» Занятие по воспитанию здорового образа жизни   Цель: Формирование привычки  здорового образа жизни. Задачи:  Познакомить обучающихся с ...

Конспект внеклассного занятия по здоровье-сберегающим технологиям проведённого в 9 «б» классе – «Планета здоровья». Здоровое питание(закрепление)

Тема занятия: Здоровое питание.(ЗАКРЕПЛЕНИЕ) Цель: • Формировать отношение к правильному питанию, как основной части здорового образа жизни. Задачи: • углублять знания детей о рациональном питании...

Конспект внеклассного занятия по теме "Здоровье планеты в наших руках"

Цели: расширить представление детей об экологических проблемах;способствовать формированию позитивного отношения к себе и к окружающему миру;побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к...

Конспект внеклассного занятия "Будьте здоровы!"

Классный час о здоровом образе жизни для обучающихся 7 класса...