Социально-психологическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье и в социуме.
статья на тему

 Новожилова Ирина Александровна

Просвещение родителей является способом, стимулирующим развитие всех субъектов образовательного процесса; с помощью просвещения работники школы готовят из родителей соратников, способных руководствоваться в воспитании своих детей теми же идеями, на которые опирается педагогический коллектив. Иными словами, «единство требований» начинается с определения поля проблем, общих и для учителей, и для родителей.

Не секрет, что в последнее время все больше недоразумений между школой и родителями возникает в сфере регулирования прав и обязанностей («школа-семья», «ученик-ученик», «родитель-родитель»). Соответственно, возникает необходимость не только в психолого-педагогическом, но и в правовом образовании взрослых.

- Что обычно понимается под просвещением?

- Какова его специфика или чем оно отличается, например, от обучения или информирования? Как можно организовать просвещение родителей в школе?

- По каким принципам оно строится? Какова роль директора в этом процессе?

Просвещение - это процесс пропаганды и распространения культуры, предполагающий относительно самостоятельный и свободный отбор индивидами сообщаемой информации (И. Кон). Обращаем внимание на словосочетание «самостоятельный отбор», так как просвещение обычно строится на принципе добровольности. Задача организаторов просвещения - предложить актуальную информацию, а право слушателей - распоряжаться ею по собственному усмотрению. Поэтому в просвещении важно учитывать актуальные потребности родителей и не заставлять их терять время на прослушивание скучных лекций или давно известных фактов. Именно для этого и необходима предварительная диагностика их компетентности в той или иной области.

Просвещение может охватывать разные области знаний и быть: психолого-педагогическим, методическим, правовым, экологическим, валеологическим, медицинским и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-pedagogicheskoe_prosveshchenie_roditeley.docx44.88 КБ

Предварительный просмотр:

Просвещение родителей

Просвещение родителей является способом, стимулирующим развитие всех субъектов образовательного процесса; с помощью просвещения работники школы готовят из родителей соратников, способных руководствоваться в воспитании своих детей теми же идеями, на которые опирается педагогический коллектив. Иными словами, «единство требований» начинается с определения поля проблем, общих и для учителей, и для родителей.

Не секрет, что в последнее время все больше недоразумений между школой и родителями возникает в сфере регулирования прав и обязанностей («школа-семья», «ученик-ученик», «родитель-родитель»). Соответственно, возникает необходимость не только в психолого-педагогическом, но и в правовом образовании взрослых.

- Что обычно понимается под просвещением?

- Какова его специфика или чем оно отличается, например, от обучения или информирования? Как можно организовать просвещение родителей в школе?

- По каким принципам оно строится? Какова роль директора в этом процессе?

Просвещение - это процесс пропаганды и распространения культуры, предполагающий относительно самостоятельный и свободный отбор индивидами сообщаемой информации (И. Кон). Обращаем внимание на словосочетание «самостоятельный отбор», так как просвещение обычно строится на принципе добровольности. Задача организаторов просвещения - предложить актуальную информацию, а право слушателей - распоряжаться ею по собственному усмотрению. Поэтому в просвещении важно учитывать актуальные потребности родителей и не заставлять их терять время на прослушивание скучных лекций или давно известных фактов. Именно для этого и необходима предварительная диагностика их компетентности в той или иной области.

Просвещение может охватывать разные области знаний и быть: психолого-педагогическим, методическим, правовым, экологическим, валеологическим, медицинским и т.д.

Под педагогическим просвещением родителей (ППР) понимается процесс информирования их об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры. Характерным отличием педагогического просвещения от любого другого (медицинского, экологического) является не только его содержание, но и методы, которыми оно осуществляется. Прежде всего - это обмен педагогическим опытом.

Далее необходимо отметить, что ППР обусловлено зависимостью от возрастных и индивидуальных особенностей детей и взрослых.

Еще одной характерной особенностью является то, что в процессе освоения педагогических знаний продолжает развиваться и личность самих родителей.

Если школа заинтересована в родителе как в компетентном партнере, именно ППР является наилучшим способом повысить его педагогическую компетентность.

В отличие от информирования просвещение предполагает наличие обратной связи, выявление позиций субъектов в ходе обсуждения тех или иных вопросов - в данном случае участники (слушатели) более активны. Иными словами, если в процессе информирования необходимо дойти до каждого родителя (это обязанность школы), то заниматься просвещением - это право. Не в каждой школе это делается, и не все родители в нем нуждаются.

Обучение родителей предполагает не только передачу знаний, но и формирование умений и навыков.

Просвещение, в отличие от консультирования и поддержки, относится к коллективным формам сотрудничества с родителями. Соответственно, необходимо обращать внимание на такой аспект, как формирование учительского сообщества, задействованного в просветительской деятельности. Это сообщество должно выработать общую концепцию психолого-педагогического просвещения.

Для успешного осуществления такой работы с родителями учитель сам должен не только иметь представление о современных особенностях семейного воспитания, но и уметь донести эти знания в деликатной форме, не ставя под сомнение установки и позиции родителей. В настоящее время общество не имеет единой концепции семейного воспитания, и задача педагога скорее подтолкнуть взрослых к формированию своей собственной концепции, чем слепо следовать чужой. Именно рефлексивные навыки помогают родителям встать на путь осознанного взаимодействия с собственным ребенком.

Основные принципы педагогического просвещения родителей.

1. Гуманистический характер отношений педагога и родителя, родителя и ребенка: все участники рассматриваются как активные субъекты совместной деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократии и творческих началах.

2. Максимальный учет индивидуальных особенностей участников позволяет организовывать просвещение по отдельным группам проблем: это может повысить актуальность ППР в глазах потенциальных участников.

3. Согласно принципу природосообразности образовательный процесс строится, следуя логике (природе) развития личности ребенка. Систему просвещения родителей необходимо создавать с учетом всего периода обучения ребенка в школе: оно должно носить не только актуальный, но и опережающий характер - особенно в свете негативных явлений, происходящих в современном обществе.

4. Принцип индивидуального темпа продвижения слушателей в освоении учебного материала. Не секрет, что разные родители имеют разный темперамент, разную способность усваивать знания и развивать навыки. Здесь как раз тот случай, когда дифференциация взрослых не только желательна, но и обязательна: иначе взаимодействие в ППР не будет эффективным.

5. Принцип сочетания репродуктивного и творческого начала. Как отмечалось выше, задача педагогов заключается прежде всего в том, чтобы родитель не усвоил (ПРИсвоил, принял) чужие знания, а постарался построить СВОЮ концепцию семейного воспитания, исходя из особенностей своей ситуации и индивидуальности ребенка - соТВОРил его.

6. Участие всего коллектива в ППР: оно может послужить средством объединения разных учительских сообществ и средством развития самого коллектива.

Как и любое обучение, ППР целесообразно проводить путем проектирования образовательной программы. Представим упрощенную схему и обозначим последовательность действий.

Этапы создания программы педагогического просвещения родителей

7 – Проектирование ППР на следующий период

1 – Диагностика

(выявление потребностей и определение типологии участников)

2  – Составление программы ППР

(выбор тематики, форм и определение ресурсной базы)

6 – Анализ полученных результатов

3 – Совместное обсуждение, коррекция образовательной стратегии (или образовательной программы)

5-  Реализация программы ППР + мониторинг результативности со своевременной коррекцией

4 – Информирование общественности о программе ППР (если просвещение организуется в общешкольном масштабе)

Как всегда бывает при проектировании, построение образовательной программы начинается с анализа ситуации. Потребность родителей в повышении своей компетентности (прежде всего психолого-педагогической) выявляется с помощью диагностики. Во-первых, это наблюдение за характером проблем, возникающих в ходе образовательного процесса. Анализ конфликтных ситуаций или ситуаций, когда усилия педагогов не получают желательного результата, позволит выделить "болевые точки", требующие совместного участия. Причем здесь важно понять, что индивидуальная работа с отдельным родителем не даст такого эффекта, как совместное общение с коллективом родителей. Во-вторых, это способы, основанные на самооценке самих родителей. Можно использовать анкету, позволяющую изучить не только характер затруднений родителей в обучении и воспитании, но и выбрать наиболее приемлемые формы педагогической работы с ними.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, предлагаемых ниже. Мы очень надеемся, что на основании ваших ответов мы могли бы оказать вам педагогическую поддержку в воспитании ваших детей.

Для заполнения анкеты, пожалуйста, обведите нужный номер ответа или допишите свой.

1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

1. Да           2. Нет           3. Не вполне

2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?

- СМИ (радио, ТВ, газеты, журналы);

- специальные книги о педагогике;

- беседы с друзьями и знакомыми;

- беседы с учителями;

- другое _____________________________________________________________

3. Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании:

- взаимное непонимание детей и взрослых;

- успеваемость детей;

- непослушание;

- бездуховность;

- лень;

- половое воспитание;

- другое _____________________________________________________________

4. Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?

-   _________________________________________________________________

5. Что препятствует тому, чтобы вы могли решить вашу проблему?

-   _________________________________________________________________

6. С кем вы говорили о вашей проблеме?

1 - ________________________________        

2 - ни с кем

7. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?

- психолога,

- педагога,

- врача,

- _________________________________        

8. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка - семья или школа?

- безусловно, семья;

- в большей мере семья;

- в равной степени и семья, и школа;

- школа, так как там ребенок проводит много времени;

- школа и улица.

9. В какой форме школа могла бы помочь вам в решении ваших проблем?

- лекциями о воспитании;

- специальными практическими занятиями;

- информацией об особенностях развития моего ребенка;

- информацией о том, что можно почитать по моей проблеме;

-   _________________________________________________________________

10. Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей педагогической компетентности, если для вас в нашей школе будут организованы специальные занятия?

- не более одного часа в неделю;

- примерно пару часов в месяц;

- трудно сказать.

11. Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о своей семье:

Ваш возраст______лет

Возраст ваших детей         

Ваше образование         

Спасибо за ответы!

Аналогичные анкеты можно составить и для учителей, выявив таким образом и уровень их компетентности в вопросах семейного воспитания, и возможность проводить занятия с родителями. Далее следует составление программы ППР, которая, как и всякая образовательная программа, должна иметь определенные показатели результативности.

В самом общем виде целью педагогического просвещения или обучения родителей является формирование оптимальной родительской позиции. Что под этим подразумевается? Родительская позиция - это реальная психологическая и воспитательная направленность матери и отца, основанная на бессознательной оценке ребенка, выражающаяся в определенных способах и нормах взаимодействия с ним.

Оптимальная родительская позиция должна быть:

- адекватна (наиболее близка к объективной оценке психологических и характерологических особенностей ребенка; воспитательное воздействие необходимо строить на основе такой оценки);

- динамична (способна изменять методы и формы общения и воздействия на ребенка применительно к его возрастным особенностям, конкретным ситуациям, условиям жизни семьи);

- прогностична (воспитательные усилия направлены в будущее, в соответствии с теми требованиями, которые ставит перед ребенком дальнейшая жизнь).

Показатели педагогического просвещения родителей

Характеристика уровней результативности ППР

На основании диагностики определяется типология родителей. Для чего это нужно?

Во-первых, для характеристики образовательного пространства школы - насколько общий уровень педагогической культуры родителей может способствовать развитию детей в процессе их жизнедеятельности.

Во-вторых, для дифференциации взрослых при проектировании содержания ППР и форм его проведения.

В-третьих, для выявления наиболее активных родителей, которые могут стать помощниками в организации ППР.

Типология родителей определяется по двум показателям: уровню педагогической компетентности, уровню удовлетворенности характером взаимодействия с детьми. Условно можно выделить 4 типа:

  • КУ - компетентные удовлетворенные («гармоничные»)- «много знаю о воспитании, знания помогают мне построить хорошие отношения с ребенком»;
  • КН - компетентные неудовлетворенные («теоретики») - «знаний о воспитании много, но почему-то применить их не могу»;
  • НУ - некомпетентные удовлетворенные («практики») - «меня воспитывали без специальных знаний, а с ребенком и так все в порядке»;
  • НН - некомпетентные неудовлетворенные («беспомощные») - «не знаю, что с ребенком делать, кто подскажет?».

Естественно, до начала ППР необходимо определить соотношение типов в той или иной группе родителей и затем отслеживать изменение их позиции либо перехода из одного типа в другой. Обычно доля родителей типа КУ ("гармоничные") составляет не более 10% от общего числа, а наиболее многочисленная группа из числа выразивших заинтересованность в ППР - тип КН («теоретики»). Именно поэтому при проектировании образовательной программы по ППР необходимо основной упор делать на практико-ориентированные занятия.

Итак, на основе данных диагностики составляется содержание программы ППР. В нем отражается тематика занятий, характеристика участников и ведущих, определяется ресурсная база и способы отслеживания результативности.

Немаловажное значение отводится и выбору форм ППР. При выборе форм ППР следует ориентироваться на два фактора: соответствие выбранной формы «духу времени» и содержанию. Что это значит? В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы самообразования, как исследовательско-проектные - когда участники не просто «впитывают» определенные знания, но и в процессе общения (обсуждения) конструируют новую модель (действий, отношений и т.д.). Особенно популярными сегодня (с подачи ТВ) стали различные ток-шоу, построенные на реальных жизненных историях, «раскручивая» которые, участники с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. В процессе обсуждения участники получают массу полезной информации не только от специалистов, но и друг от друга.

Говоря о соответствии формы и содержания ППР, важно обратить внимание на то, что, в силу занятости родителей, иногда более эффективно представить актуальную информацию в письменном виде (памятки, листовки), чем проводить специальную лекцию, которую посетит незначительная часть родителей. Порой именно такая форма просвещения стимулирует участие родителей в дальнейших мероприятиях.

«Плюсы» и «минусы» наиболее часто используемых форм ППР

1. Лекции - одна из самых распространенных форм, но лишь 22% родителей находят ее эффективной. Данная форма хороша на начальном этапе ППР (или отдельного занятия), как вводная часть, как способ "разогрева" слушателей либо как заключение той или иной темы, с выводами и обобщением обсуждаемой темы.

Необходимо тщательно выбирать лекторов, так как иногда скучное (монотонное или наукообразное изложение на языке, не понятном родителям) отталкивает даже тех слушателей, которые явно стремились пополнить свои знания.

2. Семинары предполагают обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов. Установка - не навязывание «правильной» позиции родителям, а рассмотрение спектра мнений по тому или иному вопросу.

Основным достоинством такой формы является развитие коммуникативных навыков у пассивной части родителей, сближение позиций педагогов (администрации школы) и родителей.

Сложность в организации семинаров с родителями заключается в том, что от педагогического коллектива (если на семинаре присутствует не один педагог или не тот педагог, который работает с классом) требуется высокий уровень профессиональной согласованности и такой стиль общения, который не «задавит» родителей своей авторитарностью.

3. Педагогический практикум. Эта форма предполагает выработку у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических проблем является своеобразной тренировкой педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникающей ситуации.

Например: мальчик К. (VII класс) ушел из дома после того, как родители не разрешили ему пойти на дискотеку. С вещами он пришел к однокласснику Т., попросив родителей последнего разрешить ему остаться «пожить» у них, так как дома с ним «грубо обращаются». Как поступить родителям одноклассника, если ребенок отказывается возвращаться домой и не хочет идти в школу? Какое поведение в данной ситуации может быть оптимальным для всех участников? Почему?

Во время практикума учитель сможет выявить не только ценностные ориентации родителей, но и их стиль воспитания (предлагают ли они наказывать детей или «простить», намерены ли обратиться к посторонним или попытаются решать проблему самостоятельно?). Иными словами, подобная форма работы с родителями служит хорошим вариантом диагностики уровня их педагогической компетентности. Кроме того, коллективное обсуждение возможных затруднений и согласование позиций может позитивно сказаться и на взаимоотношениях родителей между собой: при возникновении конфликтов среди одноклассников родители будут представлять себе, что стоит за тем или иным поведением друзей их ребенка; как относится семья к тому или иному поступку ребенка; с какой мамой можно решить вопрос мирно, а с какой лучше не вступать в конфликт.

Педагогический практикум позволяет в мягкой форме обсуждать те или иные конфликтные ситуации, которые возникают (или могут возникнуть) в школе. Не секрет, что, не найдя понимания у администрации, некоторые родители обращаются в вышестоящие инстанции с жалобами на руководство школы. Однако подобных эксцессов можно было бы избежать, если вовремя отработать оптимальную модель взаимодействия, «разыграть» те или иные варианты действий и проанализировать их последствия. Педагогический практикум позволяет рассматривать ситуацию с разных сторон - не только с педагогической, но и с юридической, выявлять пробелы в правовых знаниях родителей или учителей. В свою очередь, это послужит основой для построения образовательной программы для правового или валеологического просвещения родителей.

К недостаткам такой формы можно отнести возможность «утечки информации», когда для обсуждения берется материал конфиденциального характера, оглашение которого неблагоприятно сказывается на репутации школы.

4. Дискуссии (диспуты) - это активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая обсуждение актуальных проблем воспитания детей в семье. Предусматривается спор, определение позитивных точек зрения на поставленный вопрос.

При обсуждении тем, касающихся и родителей, и школьников, целесообразно приглашать на такие диспуты и детей - их мнение часто бывает достаточно компетентным (молодежная мода, проблемы наркомании, выбор профессии).

Несмотря на кажущуюся простоту данной формы, ее использование чревато рождением конфликтов, так как не все участники дискуссии способны к этичному изложению своей позиции. В этом-то и заключено определенное противоречие: с одной стороны, тема диспута должна быть явно дискуссионной, а с другой - столкновение позиций в принципиальных вопросах способно не сблизить стороны, а, напротив, разобщить их.

При выборе темы диспута лучше брать за основу проблемы глобального характера (например, переход на 12-летнее обучение или обсуждение региональной программы развития образования), тогда разногласия не будут носить личностный оттенок.

Главное отличие диспута от семинара в том, что результатом обсуждения на семинаре должны быть какие-то конструктивные предложения, приобретенные умения, детальное проектирование той или иной деятельности. В то время как диспут ориентирован, прежде всего, на выявление позиций по тому или иному вопросу, на «включение» процесса рефлексии.

5. Конференция (пресс-конференция, вечер вопросов и ответов) - это не только форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей, но и метод объединения активных родительских сил, которые школа может умело направить в нужное русло.

Виды конференций: научно-практическая, теоретическая, читательская, пресс-конференция и т.д.

Тематика конференций выбирается не только в соответствии с потребностями родителей, но и соотносится с интересами социальных партнеров школы, которым, возможно, необходимо более детальное знакомство и информирование родителей своего микрорайона. Проблемы преступности, наркомании, дополнительного образования, избирательных кампаний и благотворительности - все это может стать актуальным для совместного обсуждения заинтересованных сторон.

Конференции требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей и других специалистов. Хорошо если к моменту проведения конференции ОУ сможет выпустить какие-либо печатные информационные материалы или подготовить соответствующее оформление школы. Как и любое публичное мероприятие, конференцию нужно использовать для выражения слов благодарности всем, кто принимал участие в ее подготовке и проведении - от родителей до уборщиц. Излишним будет напомнить, что на мероприятиях такого масштаба присутствие директора школы обязательно.

Большое внимание необходимо уделить и отслеживанию результативности образовательной программы ППР. Для успешной реализации разработанной стратегии развития ОУ необходимо подвергать регулярному анализу полученные результаты и, что особенно важно, обязательно знакомить с этими данными педагогический коллектив. Возможно, если педагогам напоминать о том, что родители не всегда компетентны в вопросах образования и воспитания, учителя будут более терпимы к их промахам.

Методы изучения результативности ППР

Что выявляется

Методы

Опрос

(анкетирование, беседа)

Наблюдение

Тестирование

Уровень педагогической компетентности родителей

+

+

Стиль взаимоотношений родителей и ребенка

+

+

+

Удовлетворенность родителей взаимоотношениями с ребенком

+

+

+

Удовлетворенность родителей организацией педагогического просвещения

+

+

Активность родителей при проведении педагогических занятий

+

+

Уровень достижений отслеживается и фиксируется педагогом (или ведущим занятия) по определенным ранее показателям дважды: в начале и в конце учебного курса. Обработанная информация доводится до сведения участников с разъяснением и конкретными рекомендациями.

Вполне естественно, что любая программа требует наличия определенной ресурсной базы.

В настоящее время сложно найти специалиста, не только хорошо знакомого с детской психологией, но и умеющего передать эти знания взрослым людям, имеющим свое мировоззрение и сложившееся отношение к воспитанию детей. Поэтому руководителю школы необходимо обратить особое внимание на эту проблему, иначе «достучаться» до родителей будет очень сложно. Не всегда ППР должно осуществляться классным руководителем - из-за возможных разногласий с родителями своего класса оно не будет продуктивным, и может возникнуть обратный эффект. При возникновении конфликтных ситуаций или напряженных отношений с педагогом (классным руководителем, воспитателем) целесообразнее привлечь для этой деятельности стороннего («нейтрального») человека, который сумеет аргументировано и профессионально помочь взаимопониманию обеих сторон. В тех образовательных учреждениях, где работает школьный психолог, эту миссию можно поручить именно ему. Кроме того, к просвещению общественности можно привлечь специалистов, дети которых также учатся в данной школе - это существенно снизит затратную часть и будет способствовать вовлечению родителей в жизнь школы.

(использованы материалы

Хоменко И.Н., к.п.н., доцента кафедры

педагогики РГПУ им. А. И. Герцена)