Коррекционно-развивающая работа с детьми с ранним детским аутизмом (РДА)
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korektsionno-razvivayushchaya_rabota_s_detmi_s_rda.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая работа с детьми
с ранним детским аутизмом (РДА)
Содержание коррекционно-развивающей работы при раннем детском аутизме.
Система помощи лицам с аутизмом начала впервые формироваться в США и Западной Европе в середине 60-х годов. Нужно, однако, отметить, что первая в Европе школа для аутичных детей начала функционировать в Дании в 1920 году, когда ни в психиатрии, ни в специальной педагогике понятие «детский аутизм» еще не было сформулировано.
Считается, что синдром детского аутизма в России изучается со времени выхода в 1947 году статьи С.С. Мнухина «О невро- и психопатических изменениях личности на почве тяжелого элементарного истощения у детей. Из российских подходов к коррекции аутизма известна предложенная О. С. Никольской методика комплексного медико-психолого-педагогического воздействия, основанная на представлении об аутизме прежде всего, как об аффективном расстройстве. Лишь со второй половины 60-х годов о детском аутизме заговорили, как об особом отклонении психического развития, из чего следовала необходимость не только и не сколько медикоментозного лечения, сколько коррекционно-развивающей помощи.
В республике Беларусь специальное образование направлено на решение задач социализации и интеграции детей с особенностями психофизического развития в общество. Решение этой задачи требует разработки новых подходов, позволяющих изменять в зависимости от конкретного случая, стратегию и тактику корреционной работы.
Необходимость раннего коррекционного вмешательства при признаках аутического развития очевидна. Главным звеном коррекционного подхода является попытка объединить влияние сенсорного поля и взаимодействие с близкими в единую линию. Поскольку линия механической аутостимуляции ребенка сильнее, взрослому необходимо подключиться к ней, становиться её неотъемлемой частью и постепенно уже изнутри наполнять её новым содержанием эмоционального общения. Логика аффективного развития аутичного ребенка отражает направленность на создание надежных способов аутостимуляции, повышающей его психический тонус и заглушающий постоянно возникающий дискомфорт, состояние тревоги и различные страхи. Ребенок вновь и вновь стремиться их повторить, тем самым ограничивая возможность формирования механизмов реальной адаптации в развитии отношений с окружающим миром, и прежде всего с близкими.
Помимо искажения психического развития, наблюдается выраженная эмоциональная зрелость детей. Поэтому необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями; он часто действительно не может подождать обещанного; что ему нельзя предлагать ситуацию выбора, в которой он самостоятельно беспомощен; что ему нужно время для того, чтобы пережить полученное впечатление или информацию – поэтому характерны отсрочные реакции, стремление стереотипизировать взаимодействие с окружающим.
Качественные изменения при аутизме обуславливают и нарушения в ощущении времени. Слова, выражающие временные представления, не воспринимаются; возникает задача сделать время зримым; переход от одного вида деятельности к другому может вызвать взрыв ярости из-за неподготовленности и непонимания. В этих целях поэтапно вводят символы, составляется расписание, выраженное символами, в результате ребенок знает, чем будет заниматься, каков его распорядок работы, чем завершится его деятельность. Люди с аутизмом имеют потребность в планировании в течение всей жизни.
Важным в педагогической практике является принцип визуализации. Аутизм сказывается на качестве общение. У этих детей часто наблюдается эхолалия – постоянное повторение слов. Оно не является бессмысленным. Это искаженное средство коммуникации. Для включения детей в общение могут быть использованы коммуникативные карточки, на которых есть рисунки, позволяющие выражать желания, мысли. Первоначальное общение происходит при минимальной вербальной коммуникации, которая для аутичных детей слишком абстрактна и трудна в использовании. В обучении учитывают, что дети с аутизмом отчаянно стремятся к коммуникации, но как делать это они не знают. Учитель исходит из того, что суть коммуникации не в словах.
Итак, коммуникация ведется не только на вербальном уровне, но и с использованием коммуникативных карточек с рисунками и символами.
Проблема реабилитации в общей проблеме раннего детского аутизма остается краеугольной. Учитывая, что при отсутствии коррекционной работы более чем в 70% случаев РДА наблюдается глубокая инвалидность, это требование не требует особых доказательств. Этот факт становится еще более убедительным, если сказать, что нуждаемость в больничной помощи детей аутистов сокращается с 36-76% до 8% при правильной организации реабилитации. Для целей реабилитации детей с РДА необходимы нестандартные учреждения, в которых бы можно было сочетать лечебную, педагогическую, логопедическую и другую коррекционную помощь.
Коррекционно-реабилитационная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, музыкального работника, а так же родителей.
Лечебная помощь строится на базе индивидуального клинического состояния ребенка и представлена разными лечебными профилями: фармокотерапией, психотерапией. Фармакотерапия направлена на купирование психопатических проявлений болезни, на активизацию ребенка, на ослабление психического напряжения.
Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА.
Используются адаптированные для работы с аутистами обычные программы по обучению и организации игр для обычных и специализированных детских яслей и садов. Оценка состояния ребенка – аутиста, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков проводится комплексно всеми специалистами и служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий. На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания.
На следующем этапе задача усложняется переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса, словесные комментарии необходимо давать в краткой форме.
Собственно педагогические программы должны быть направлены на обучение детей понятиям числа, счету определением временных категорий, ориентировке в пространстве. Этап от этапа решается задача усложнения деятельности, увеличивается предполагаемый объем навыков и знаний. Любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. И на последующих этапах работы по-прежнему решается задача усложнения деятельности с постепенным переходом от индивидуальных к направленным игровым заданиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям в группах по 3-5 и более детей.
Логопедическая работа начинается с определения особенностей речевого развития свойственной детям – аутистам, соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, вводятся дыхательные, голосовые упражнения. Важной является задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, работа над связным текстом.
Речь как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке.
Психологическая коррекция также начинается с диагностики проявлений психического дизонтогенеза ребенка в условиях его общей и игровой деятельности. Основной задачей является вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Освоение системы игровых штампов аутистами способствует формированию у них памяти, внимания, восприятия.
Психотерапевтическая работа с самим аутистом и семьей направлена на коррекцию поведения ребенка, на коррекцию и укрепление семьи, привлечение семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приема работы с ним. Как указывалось ранее, реабилитационная работа должна проводиться комплексно, специалистами различного профиля. В нижнее представленной таблице даны основные этапы и направления коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми.
Комплексная программа корреционно-развивающей помощи ребенку с РДА:
Направления помощи | Педагогическая | Логопедическая | Работа с семьёй |
| Проведение педагогической диагностики, педагогического обследования ребенка | Определение особенностей речевого развития ребенка | Установление взаимопонимания и тесного контакта с родителями |
| Адаптация к новым условиям; формирование навыков самообслуживания | Взаимодействие ребенка и взрослого; тренировка мускулатуры артикулярного аппарата, массаж со стимуляцией активных речевых точек | Ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка |
| Пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития восприятии, моторики, внимания, речи) | Активация речи с помощью жестов, песен, стихов, в ходе тонизирующей игры, просмотр фильмов. | Составление индивидуального плана, программы обучения аутичного ребенка в домашних условиях |
| Обучение чтению, письму; формирование навыков изобразительной деятельности, навыков игры со сверстниками | Работа по формированию диалогической речи, обучение спонтанно воспроизводить слова, штампы | Обучение родителей методикам воспитания аутичного ребенка: организация его режима, привитие навыков самообслуживания |
| Реализация коррекционно-развивающих задач; коммуникация и социализация ребенка в обществе, расширение представлений об окружающем мире | Обучение спонтанной речи; постепенное расширение словарного запаса слов; все действия комментируются речью; коррекция речевых нарушений | Обучение холдинг-терапии; подготовка к школе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности эмоционально-волевого развития детей с ранним детским аутизмом
Мною была написана контрольная работа на тему: "Особенности эмоционально-волевого поведения у детей с ранним детским аутизмом" для переподготовки и повышения квалификации работников образования....
Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи
Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...
Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма
В настоящее время в Российской Федерации складывается система помощи детям с синдромом раннего детского аутизма. Необходимость развития так...
Отдельные методические приёмы работы со школьниками, страдающими ранним детским аутизмом
Методические приемы из личного опыта дефектолога, работающего с детьми, страдающими РДА....
Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".
Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...
Агрессия и аутоагрессия у детей с ранним детским аутизмом
Агрессия у детей с РДА. Виды агрессии, причины и проявления....
Реферат ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
Проявления раннего детского аутизма меняются с возрастом. Клиническая картина формируется постепенно к 2,5—3 годам и остается наиболее выраженной до 5—6 лет, представляя собой сложное сочетание первич...