ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ КАТЕГОРИИ «ДЕТИ-СИРОТЫ» В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

Осалихина Юлия Александровна

Ключевые слова: адаптация, дети – сироты, постинтернатное сопровождение, инновационный проект.

 

С целью получения дополнительной информации, реализации и внедрения нового опыта работы со студентами-сиротами колледж является соисполнителем Регионального сетевого инновационного проекта «Межведомственная модель организации работы по постинтернатному сопровождению выпускников интернатных учреждений» (Сертификат Главного управления Курганской области, ГАОУ ДПО «ИРОСТ» № 104.8 от 20.12.2013г.), который реализуется с 2013 по 2016 годы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чиркова Ю.А. Руководитель воспитательной службы

Осалихина Ю.А. Социальный педагог

ГБПОУ «Мишкинский профессионально – педагогический колледж»

ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ КАТЕГОРИИ «ДЕТИ-СИРОТЫ» В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: адаптация, дети – сироты, постинтернатное сопровождение, инновационный проект.

 В настоящее время проблемы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, достигли в нашей стране предельной остроты, и их безотлагательное решение стало жизненно важным и необходимым. Семейная и демографическая политика, защита прав детей объявлены одним их стратегических приоритетов государственной политики в России.

Жизненные ситуации, в которых оказывается ребенок-сирота, поступая в профессиональное образовательное учреждение, предъявляют очень высокие требования к его адаптационным способностям. Адаптация студентов категории «дети-сироты» в колледже – это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды на стадии самостоятельной жизнедеятельности. Процесс адаптации в этот период направлен на формирование позитивной жизненной установки сироты в социуме, связан с жилищно-бытовым устройством и сопровождается активным усвоением новой общественной среды, налаживанием социальных связей, усвоением новых социальных ролей, реализацией коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональным становлением в целом [1, 39].

Обобщив опыт работы с данной категорией студентов, нам удалось выявить некоторые трудности, с которыми встречаются в колледже вновь прибывшие студенты-сироты:

- перемена места жительства, и, вместе с этим, адаптация к новому социуму – проживанию в общежитии, знакомству с инфраструктурой поселка;

- налаживание коммуникативных связей со сверстниками, педагогами, воспитателями;

- рациональное распределение денежных средств, то есть эффективное использование социальных гарантий для детей-сирот – обеспечение продуктами питания, одеждой и обувью, канцелярскими товарами, другими необходимыми принадлежностями;

- хронические заболевания детей-сирот, связанные соматическим развитием, усугубляемые употреблением алкоголя и курением;

- неустойчивое психологическое состояние, связанное со статусом (равнодушие, инфантильность, синдром иждивенца), вхождением в новый коллектив в колледже и в общежитии;

- соблюдение Правил внутреннего распорядка колледжа, Правил проживания в общежитии – проявление ответственности и самостоятельности, заключающееся в ежедневном посещении учебных занятий, выполнении домашних заданий, следование режиму труда и отдыха в общежитии;

- реализация своих возможностей и способностей во внеурочной деятельности, то есть эффективное распределение времени для обучения и участия в различного рода мероприятиях, предлагаемых в коллеже, общежитии и учреждениях дополнительного образования поселка.

Актуальность решения этих трудностей очевидна, так как считаем, что специалисты большинства профессиональных образовательных организаций Курганской области также могут встречаться с подобными проблемами студентов категории «дети-сироты», поэтому отметим, что профессиональные учебные заведения являются важнейшим институтом адаптации и социализации студентов данной категории.

За последние годы количество студентов категории дети-сироты в Мишкинском профессионально-педагогическом колледже остается стабильным (Таблица 1).

Таблица 1

Количество детей-сирот в ГБПОУ «МППК»

Учебный год

Всего детей – сирот

На первый курс

до 18 лет

2011 – 2012

47

13

8

2012 - 2013

41

20

15

2013 - 2014

47

10

12

2014 - 2015

50

18

10

На начало 2014-2015 учебного года обучалось 50 студентов-сирот, во втором семестре их количество уменьшилось в связи с уходом в академический отпуск по разным причинам (2), отчислением (2), выпуском из ОУ (7), выходом из академического отпуска (1). В настоящее время обучается 40 студентов категории «дети-сироты», дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, что составляет 15% от общего количества обучающихся.

С целью получения дополнительной информации, реализации и внедрения нового опыта работы со студентами-сиротами колледж является соисполнителем Регионального сетевого инновационного проекта «Межведомственная модель организации работы по постинтернатному сопровождению выпускников интернатных учреждений» (Сертификат Главного управления Курганской области, ГАОУ ДПО «ИРОСТ» № 104.8 от 20.12.2013г.), который реализуется с 2013 по 2016 годы.

Актуальность проекта связана с все более нарастающим количеством детей-сирот, проблемами, с которыми они сталкиваются, то есть социализация и адаптация в обществе. Нормативно-правовая база проекта состоит из основных законов, связанных с реализацией прав детей-сирот на территории нашего государства: Конституция РФ; ФЗ «Об образовании»; ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Семейный кодекс РФ. Цель инновационного проекта – создание комплекса условий для организации эффективной работы по постинтернатному сопровождению выпускников интернатных учреждений средствами межведомственного взаимодействия. Участниками проекта являются детские дома и школы-интернаты области, специалисты МОУО, курирующие вопросы постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений, а также профессионально-педагогический колледж.

В рамках реализации мероприятий проекта, контроля и отслеживания результатов инновационной деятельности, администрацией колледжа издан приказ «О создании временного научно-исследовательского коллектива по реализации регионального сетевого инновационного проекта «Межведомственная модель организации работы по постинтернатному сопровождению выпускников интернатных учреждений», руководителем ВНИК является руководитель воспитательной службы, а его непосредственными исполнителями – педагоги колледжа, педагог-психолог, социальные педагоги, воспитатель общежития и руководитель молодежного объединения «Молодая Гвардия».

В инновационном проекте коллектив ГБПОУ «МППК» участвует, реализуя одну из воспитательных программ колледжа «Адаптация», целью которой является создание в образовательном учреждении оптимальных условий для успешной адаптации и социализации студентов нового набора, в том числе студентов категории «дети-сироты». Задачи программы: создать комфортные психолого-педагогические условия для обучения и жизнедеятельности студентов нового набора, в том числе студентов категории «дети-сироты»; формировать устойчивый интерес и мотивацию к получению выбранной специальности; привлечь к самореализации во внеурочной деятельности.

В рамках данной деятельности отметим наиболее важные дела, которые направлены на то, чтобы помочь студентам, в том числе детям-сиротам, адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, а педагогам быть осведомленными в ситуации психосоциального развития данной категории студентов:

- игра по станциям с целью знакомства с базой ПОО «День Первокурсника»;

- социально-педагогическое консультирование студентов;

- праздник «Посвящение в студенты»;

- классные часы по адаптации «Умение слушать и слышать», «Плюсы и минусы моего «Я», занятие с элементами тренинга «Жизненная стойкость в развитии социальной компетентности студентов-первокурсников колледжа»;

- собрание со студентами категории «дети-сироты» с целью разъяснения их прав и обязанностей, социальных гарантий в связи с обучением и проживанием в ОУ, а также беседа о рациональном распределении денежных средств;

- диагностика индивидуальных особенностей студентов категории «дети-сироты», составление индивидуальных карт сопровождения, с представлением результатов для педагогов с целью улучшения условий взаимодействия между студентом и педагогом;

- совещание педагогического коллектива по итогам адаптации студентов нового набора, в том числе, детей-сирот, в ходе которого обсуждаются определенные трудности студентов, возникшие в период адаптации, предлагаются пути их разрешения;

- взаимодействие с детскими домами области по вопросам обеспечения, проживания, обучении и процесса адаптации вновь прибывших студентов категории «дети-сироты»;

- индивидуальные беседы о поведении, обучении в ОУ совместно с законными представителями несовершеннолетних:

- обследование жилищно-бытовых условий детей-сирот в общежитии;

- включение во внеурочную деятельность студентов категории «дети-сироты», отслеживание их занятости на протяжении всего периода обучения, включая их занятость в жизнедеятельности общежития.

На протяжении всего периода обучения в колледже разнообразные формы и методы в учебно-воспитательном процессе помогают студентам категории «дети-сироты» успешно адаптироваться, реализовывать себя в разнообразной деятельности: внеурочной, участие в конкурсах, проектах, научно-практических конференциях, олимпиадах разного уровня, спортивной и социально-значимой деятельности. Так, например, студентка 4 курса специальности 051001 «Профессиональное обучение» Яханина Н. имеет опыт предпринимательского дела, так как прошла курсы «Школа молодого предпринимателя» (сертификат), участвовала в конкурсах «Бизнес-идея» (диплом финалиста конкурса), в конкурсе экологических проектов «Лесные звери и птицы Курганской области» (диплом лауреата 1 степени V всероссийского конкурса «Открываю мир»), прошла курсы «Продавец продовольственных товаров», выступала на областных научно-практических конференциях на разные темы: «Роль экологического образования в становлений профессионала» (диплом за качественную подготовку и творческое участие на областной студенческой научно-практической конференции), «Зауралье моё: вехи истории и современности» (грамота за лучшее выступление), участвовала в межпредметной олимпиаде в рамках недели науки в колледже (грамота за 1 место), приобрела опыт пожарного дела на спортивном празднике «Золотая осень» (грамота за 1 место). Фотография Нины размещена на стенде «Лучшие студенты колледжа».

Ранее накопленный опыт работы со студентами категории «дети-сироты» позволил нам составить схему постинтернатного сопровождения, в которой отражены основные этапы взаимодействия образовательного учреждения, организаций района и области в решении вопросов адаптации и социализации студентов данной категории, а также подготовки специалистов в работе с данной категорией студентов (Таблица 2).

Участие в Региональном сетевом инновационном проекте позволит колледжу обобщить следующие результаты: использовать новые формы, методы работы в адаптационный период студентов категории дети-сироты, стать непосредственными участниками создания сетевого сообщества детей-сирот в Курганской области; скоординировать деятельность колледжа с учреждениями УГПД, расширить спектр взаимодействия с ними; усилить контроль за включением в деятельность студентов-сирот не только в первый год обучения в колледже, но и на протяжении получения профессионального образования; отследить результаты самостоятельной жизнедеятельности студентов-сирот после получения профессии, то есть в период трудоустройства, создания семьи, так как постинтернатное сопровождение студентов длится до 23 лет.

Таблица 2

Система взаимодействия ГБПОУ «МППК» с социальными партнерами по постинтернатному сопровождению студентов категории «дети-сироты»

Считаем, что социально-педагогическое сопровождение студентов категории дети-сироты в условиях профессионального образования является одной из форм решения проблем сирот, а комплекс условий в ПОО помогает студентам данной категории успешно подготовиться в личностном и профессиональном плане к самостоятельной жизнедеятельности.

Литература

  1. Романова, Е.Н. Психологическая адаптация студентов-сирот на первом году обучения в Якутском медицинском колледже/ Е.Н. Романова // Методист. – 2014. - № 3. – С. 39-41.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постинтернатное сопровождение и адаптация детей – сирот как условие их успешной социализации.

Статья на тему: Постинтернатное сопровождение и адаптация детей – сирот как условие их успешной социализации....

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ВНОВЬ ПРИБЫВШИХ СТУДЕНТОВ КАТЕГОРИИ ДЕТИ-СИРОТЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Цель консультирования – знакомство со студентами нового набора, сбор первичной информации об их социальном благополучии.Задачи консультирования:- расположить студентов – первокурсников к общению и дал...

Вопросы соц.адаптации суворовцев УГСВУ, относящихся к категории детей-сирот и детей ,оставшихся без попечения родителей.

статья в сборник материалов Всероссийской НПК "Теория и практика реализации гендерного подхода в образовании"...

«Нормативно-правовое обеспечение деятельности по реализации личностных и имущественных прав детей-сирот в современных условиях работы детского дома»

Социально-правовая защита детства - одно из направлений международной и российской государственной политики, которое обеспечивает детям в соотвествии с их потребностями нормальные условия для жизни и ...

Система работы по подготовке, реализации и анализу индивидуальных планов развития и семейного жизнеустройства воспитанников, относящихся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Настоящая система работы по подготовке и реализации и анализу индивидуальных планов развития и семейного жизнеустройства  воспитанников, относящихся к категории детей сирот и детей, оставшихся бе...

Программа Социально-психологического сопровождения и адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль над  воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содерж...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Межрегиональная конференция педагогов-психологов «Психологическая помощь с использованием дистанционных технологий....