Профилактика девиантного поведения
статья на тему

В статье говориться о том, что такое девиантное поведение. Рекомендвции для учителей и родителей по работе и воспитанию детей с девиантным поведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_deviantnogo_povedeniya.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика девиантного поведения.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.

ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Девиантное поведение связано не с гибелью нервных клеток мозга, а с их неправильным функционированием, изменением «режима» деятельности.

Врачи-психоневрологи иногда считают, что негрубые формы отклонённого поведения являются одним из видов минимальной мозговой дисфункции. При этом выделяют два типа: гипердинамию и гиподинамию (гипердинамия –это чрезмерная активность, а гиподинамия- недостаточная). И то и другое указывает на слабость нервных процессов. Чрезмерно активный ребёнок действует беспорядочно, берётся за всё, но, не заканчивая одно дело, принимается за другое, хватает всё подряд. Ему быстро надоедают игрушки, даже те, которые он очень хотел иметь. Возбуждаясь, он становится неуправляемым, кричит, убегает, отмахивается от взрослых. Недостаточно активный ребёнок, напротив, ни к чему не проявляет явного интереса, не откликается на игру, не добивается своего, отказывается от развлечений, не радуется явно новым игрушкам, эмоционально бедно реагирует на книги, телепередачи. Он не сопротивляется вмешательству взрослых, но не выполняет до конца их просьбы. Внимание такого ребёнка рассеяно, память снижена.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Ранняя профилактика включает:

  • изучение индивидуально-психологических особенностей личности с момента поступления ребёнка в образовательное учреждение;
  • выделение группы детей, поведение которых настораживает отклонением от общепринятых мер;
  • наблюдение за формированием характера ребёнка- подростка.

Ранняя профилактика вырабатывает предупредительные меры по устранению причин и условий, вызывающих отклонения в поведении и развития детей.

Существует ряд рекомендаций для учителей и родителей по работе и воспитанию такимих детей:

Родителям:

1.        Цените откровенность детей, искренне интересуйтесь их проблемами.

2.        Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала девиантное поведение проявляется эпизодически.

3.        Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину плохого поведения, учитывайте индивидуальность ребенка.

4.        Не подшучивайте над детьми, не высмеивайте их чувства. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.

5.        Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество и досуг подростка.

6.      Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности.

7.        Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что Ваша грубость вызовет ответную реакцию!

8.        Необходимо найти сильные стороны и качества ребенка и правильно их использовать и развивать. В ребенка необходимо верить - это главное! Большое значение имеет для трудного подростка испытать радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию.

9.     Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым Вы унизите его самого. Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.

Педагогам:

1.        Создать в классе обстановку взаимного доверия. Именно на нем будут строиться позитивные отношения с детьми.

2.        Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Он имеет право быть другим.

3.        Дайте ребенку право на ошибку. Все люди ошибаются.

4.        Согласуйте требования, которые вы предъявляете к ребенку, с его возрастными особенностями.

5.        Больше думайте о том, какие чувства испытывает ребенок. Часто поведение зависит от эмоционального состояния.

6.        Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за совершённый поступок, ничего к нему не прибавляя.

7.        Когда делаете замечания, воздерживайтесь от оскорблений и унижающих слов.

8.        Классный руководитель должен всегда быть оптимистом и открыто выражать надежду на исправление трудного подростка, не закрывая перед ним перспективы положительных изменений.

9.        Помогите ребенку осознать, в чем именно состоит ощутимый вред от дурных привычек. Запреты способствуют их закреплению.

10.        Помогите ребенку осознать, чем его поведение вредит ему и окружающим, а не пытайтесь объяснить причину этого поведения. Часто он сам ее не знает.

11.        Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению, своих действий. Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в поведении подростка даже незначительные попытки сделать что-то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика девиантного поведения

Работа с учащимися девиантного поведения....

Профилактика девиантного поведения среди младших школьников.

В  данной  статье  содержатся рекомендации   социальному  педагогу,  классному  руководителю   по ранней профилактике девиантного поведения  среди...

Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков

Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...

«Психологическое обеспечение профилактики девиантного поведения учащихся»

Выведено несколько основных вариантов отклоняющего поведения:1.    Уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отка...

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе образовательных учреждений

Цель исследования: разработать систему психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации, связанные с алкогольно-зависимыми родителями....

Формы взаимодействия педагогов, родителей и социума по профилактике девиантного поведения

Выступление на МО классных руководителей (2012-2013 учебный год)...