Алгоритм работы с учащимися и их родителями
консультация на тему

Фоменок Ольга Дмитриевна

Методическая разработка для классных руководителей в работе с учащимися и их родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм работы с учащимися и их родителями

Проступок

Действия классного руководителя

Опоздания и пропуски занятий

Опоздание на урок

Мелкая шалость

Беседа с учащимся, информирование родителей по телефону или запись в дневнике

Регулярные опоздания на уроки

Информирование родителей по телефону , запись в дневнике,

Вызов родителей в школу для беседы с классным руководителем

Пропуск урока, уроков

Классный руководитель выясняет причины отсутствия, если нет заявления от родителей, берет объяснительную записку от учащегося, информирует родителей

Пропуск уроков /1 день/

Если нет  заявления от родителей классный руководитель выясняет причину отсутствия, информирует родителей и социального педагога о пропуске занятий, выясняется причина отсутствия учащегося в школе

 Частичные пропуски уроков / не более 3 в неделю/

Беседа с учащимся классного руководителя, социального педагога , по мере необходимости зам. директора по ВР или УВР

Вызов родителей к классному руководителю и социальному педагогу школы

Систематические пропуски уроков

Беседа с учащимся социального педагога, постановка под контроль социальной службы

Вызов родителей к зам. директора по ВР, зам. директора по УВР,

Предупреждение родителей об ответственности за получения образования и воспитания ребенка,

Предупреждение родителей о возможной постановке на внутришкольный контроль

Установить испытательный срок для исправления

Систематические пропуски занятий не прекращаются

Вызов родителей на совет по профилактике правонарушений среди учащихся,

Постановка на внутришкольный контроль

Сбор информации для КДН

Представление  КДН

Составление акта ЖБУ,

письма в органы опеки и попечительства

письма инспектору по делам несовершеннолетних

Правонарушения

Хулиганство, употребление нецензурных выражений

/ единичные случаи/

Информирование родителей по телефону , запись в дневнике,

Вызов родителей в школу для беседы с классным руководителем

Употребление нецензурных выражений, хулиганство, порча имущества школы или учащихся, выяснение отношение между учащимися с использованием физической силы без серьезных последствий,

Беседа с учащимся классного руководителя, социального педагога , по мере необходимости зам. директора по ВР или УВР

Вызов родителей к классному руководителю и социальному педагогу школы

Педагогическое расследование

Серьезные нарушения правил поведения учащихся / систематические срывы уроков, выяснение отношений между учащимися с использованием физической силы с  вытекающими последствиями, проявление межэтнических, межнациональных отношений

Вызов родителей на совет по профилактике правонарушений среди учащихся,

Постановка на внутришкольный контроль

Сбор информации для КДН

Представление  в КДН

письма в органы опеки и попечительства

письма инспектору по делам несовершеннолетних

КДН Кировского района

Органы опеки и попечительства

Совет по профилактике правонарушений среди учащихся

Инспектор по делам несовершеннолетних

31о/п

Классные руководители

Родители учащихся

Учащиеся

Социальный педагог



Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение в учреждении среднего профессионального образования

Приорететной целью модернизации образования является обеспечение его высокого качества, которое не сводится только к обученности учащихся, набору универсальныз учебных действий, но связывается с воспитанием, понятием “качества жизни”, раскрывающимся через такие категории, как “здоровье”, “социальное благополучие”, “самореализация”, “защищенность”.

Поэтому в последние десятилетия в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – социально –психологическое сопровождение. Термин широко используется, хотя еще не получил устойчивого определения. Для некоторых авторов сопровождение – это дорога, совместное движение взрослого и ребенка, помощь, необходимая для ориентации в окружающем эту дорогу мире, понимания и принятия себя. “Выбор дороги – право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным – это большая удача” (М.Битянова).

Сегодня в соответствии с Законом РФ от 10.07.92 № 3266 – 1 “Об образовании” под сопровождением понимается система профессиональной деятельности специалистов службы (психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов и др.), направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия (Н. В. Афанасьева).

Таким образом, под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях. При этом осуществляется опора на внутренний потенциал развития субъекта, следовательно, на право субъекта самостоятельно совершать свой выбор и нести за него ответственность. Среда должна содержать значительное число возможностей, обеспечивающих вариативность выбора. Проще, сопровождение – это помощь человеку в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.
Объектом сопровождения выступает учебно-воспитательный процесс (УВП), предметом деятельности является ситуация развития ребенка как система его отношений с миром, с окружающими (взрослыми, сверстниками), с самим собой.

Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребенку социально – педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения (в соответствии с возрастной нормой развития).

Задачи сопровождения:

  1. Предупредить возникновение проблем развития учащегося.
  2. Помощь (содействие) учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором профессионального и образовательного маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями.
  3. Психологическое обеспечение образовательных программ.
  4. Развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры обучающихся, родителей, педагогов.

В соответствии с целью и задачами сопровождения нами создана система работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования. Одному специалисту заниматься этим непосильно. Поэтому на данный момент функционирует Служба социально-психологического сопровождения образовательного процесса, в которую входят педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, классные руководители (кураторы групп) и мастера производственного обучения.

Цели и задачи деятельности Службы социально-психологического сопровождения образовательного процесса (ССПС ОП).

Цель: психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации обучающихся в процессе обучения в колледже.

Основные задачи:

  1. Объединить все компоненты педагогической системы в единый социально-психолого-педагогический комплекс.
  2. Создать психологически оптимальные условия для приобретения учащимися социально-профессиональной компетентности.
  3. Помочь каждому учащемуся на практике освоить простейшие методы самоанализа, самооценки, саморегуляции своих психических процессов.
  4. Оказывать своевременную социальную и правовую защиту социально нуждающимся категориям обучающихся.
  5. Создавать условия для повышения психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
  6. Готовить материалы к проведению психолого-педагогических консилиумов и организовывать их работу.
  7. Обеспечивать руководство колледжа комплексной информацией, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений.

ССПС решает задачу содействия психическому, психофизиологическому и личностному развитию, обращая внимание на социальную адаптивность учащихся.

Задачи ССПС конкретизируются в содержании работы на каждом учебном курсе:

1 курс. Основная задача – комплексное изучение поступивших обучающихся, их профессиональной пригодности, наблюдение за процессом их адаптации, выявление обучающихся, склонных к дезадаптации. Работа с ними. Организация работы по сплочению групп.

2 курс. Основная задача – развитие личностных и профессиональных навыков, формирование навыков общения, профессионально-важных качеств. На этом этапе у обучающихся складывается представление о себе, своих способностях, усвоение их внешней оценки, происходит переход от позиции объекта деятельности к реализации активной субъективной позиции. Этот процесс находится под наблюдением педагогов, что позволяет отследить происходящие изменения.

3 курс. Основная задача – расширение профориентационной работы и работы по подготовке обучающихся к самостоятельной профессиональной деятельности. Организуется деятельность по анализу процесса обучения с соответствующими выводами.

Виды деятельности Службы социально-психологического сопровождение.

Основными видами деятельности ССПС являются:

1. Диагностическая деятельность:

– создание банка социально-психологических данных по каждому учащемуся: общие данные, информация о родителях, о его состоянии здоровья, социальном статусе, личностном, профессиональном развитии, уровне соответствия выбранной профессии, обученности, воспитанности, интересах, посещаемости занятий, дальнейших профессиональных планах;
– изучение морально-психологического климата в ученическом и педагогическом коллективах.

2. Организационно-педагогическая деятельность:

– определение степени готовности абитуриентов, первокурсников к учебной деятельности на разных ее этапах;
– мониторинг личностного и профессионального развития по курсам обучения;
– регулярное уточнение социального статуса семьи учащихся;
– выявление учащихся “группы риска”, “группы внимания”, “группы поддержки” через организацию психолого-педагогических консилиумов, ведение на них индивидуальных регистрационных карт;
– рейды с целью проверки посещаемости учащихся на занятиях;
– посещение уроков с целью наблюдения за отдельными учащимися, группой.

3. Консультативная и профилактическая деятельность:

– применение здоровьесберегающих технологий в работе с учащимися;
– оказание индивидуальной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи учащимся;
– консультирование по результатам диагностики;
– профориентационное консультирование с подбором учебного заведения;
– спортивно-массовая работа: туристические слеты, веселые старты, спартакиада, дни здоровья, неделя здоровья, встречи со специалистами в целях профилактики вредных привычек, профилактики правонарушений;
– тренинговые занятия с целью сплочения групп 1 курса, занятия “Линия жизни” с целью профилактики вредных привычек;
– оформление тематических стендов.

4. Коррекционно-развивающая работа:

– учащимся – в саморазвитии, формировании профессионально важных качеств посредством диагностики и последующей корректировки;
– с родителями – в гармонизации детско-родительских отношений;
– создание благоприятного психологического климата в учебных группах, в педагогическом коллективе;
– реализация плана работы с учащимися “группы риска” через коррекционные занятия;
– участие в заседаниях “Совета профилактики”;
– развитие профессионально-важных качеств учащихся, навыков общения, регуляции эмоционального состояния, навыков профессионального самоопределения.

5. Просветительская работа:

– помощь преподавателям в повышении психолого-педагогической и социально-психологической культуры отношений с учащимися;
– участие в проведении семинаров, педсоветов, “круглых столов”, “лаборатории нерешенных проблем” по проблемам психологического сопровождения учебной деятельности учащихся;
– проведение семинаров по изучению здоровьесберегающих технологий и возможности их внедрения в УВП;
– выступления на родительских собраниях, педсоветах;
– тренинговые занятия для педагогов;
– диспуты, беседы, круглые столы, деловые игры для родителей;
– беседы для учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья, половому воспитанию, профориентационной направленности.

6. Научно-методическая работа:

– повышение профессионального уровня через посещение лекториев, курсов повышения квалификации;
– выработка рекомендаций первокурсникам по вопросам адаптации к особенностям, условиям обучения в училище, развития коммуникативных навыков, а преподавательскому составу – по методике оказания помощи первокурсникам в адаптационный период;
– разработка памяток, методических рекомендаций для педагогов по работе с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся.

7. Сотрудничество с организациями по вопросам обучения, воспитания, здоровья учащихся, их социальной адаптации (отдел опеки, управление социальной защиты населения, ПДН, КДН, УИИ, пенсионный фонд, КДМ, ЦРБ, центр социально-психологической помощи “Фортуна”, специалисты РУО, МСОШ, центр занятости населения).

В целом работа строится по двум направлениям:

  1. Актуальное – ориентировка на решение проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении, овладении специальностью, воспитанием, поведением, общением.
  2. Перспективное – нацелено на развитие, обновление личности и индивидуальности каждого, формирование его готовности к самоопределению, к жизни в обществе.

Направления неразрывно связаны между собой: социальный педагог, педагог-психолог, решая перспективные задачи, повседневно оказывают конкретную помощь нуждающимся в ней учащимся, родителям, педагогам, мастерам, классным руководителям.

Разрабатываемая и внедряемая модель выпускника (профессиограма) является ориентиром в перспективном определении направления деятельности.

В личностном и профессиональном становлении учащихся используются новые технологии и методы социально-психологической поддержки, различные тренинги, ролевые игры, способствующие формированию способностей к самоактуализации, навыков адаптации к изменяющимся условиям и требованиям времени.

В системе организации службы социально– психологического сопровождения можно выделить:
– социальное сопровождение, осуществляемое социальным педагогом,
– психологическое – педагогом– психологом,
– медицинское – медицинским работником,
– педагогическое – педагоги-предметники, классные руководители.

Для каждого специалиста вид сопровождения будет отражать специфику его работы, но суть одна (Приложение 1).

Психологическое сопровождение.

Поподробнее рассмотрим систему психологического сопровождения обучающихся в процессе профессионального обучения, т.к. это является основной деятельностью психолога, направленной на создание условий для максимального содействия личностному и профессиональному развитию каждого обучающегося. При этом он создает условия для развития не только обучающихся, но и педагогов и родителей.

Направления работы.

1 этап. Психологическое сопровождение профориентации и профессионального отбора.

Первоначально на этом этапе психолог участвует в профориентационных беседах с учащимися школ района с целью предварительного комплектования контингента. С ними же реализуется программа допрофесиональной подготовки. На занятиях учащиеся знакомятся с правилами выбора профессии, с многообразием мира профессий, со своими индивидуальными особенностями, соотнося их с выбранной профессией. По результатам работы готовят проектную работу “Я и моя профессия”.

С поступившими первокурсниками организовано психологическое обследование с целью определения соответствия профессии. В этот период происходит анализ личных дел, изучение данных психологического обследования. После чего организуется собеседование с учащимися и их родителями (законными представителями), на котором их знакомят с результатами диагностики и особенностями обучения в колледже. Обучающимся предлагаются рекомендации по успешной адаптации к новым условиям обучения.

Формы работы: занятия “Твоя профессиональная карьера” для учащихся 9 классов школы, занятие с элементами тренинга “Самомаркетинг – путь к успешному трудоустройству” (для участников “Ярмарки профессии”), участие в профориентационных классных часах для учащихся 9 классов, тестирование, анализ личных дел, собеседование.

Важность работы на данном этапе, в том, что происходит процесс самоопределения учащихся школ. У них формируется активная социальная позиция, развиваются способности производить значимые изменения в своей жизни.

2 этап. Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся к новым условиям обучения.

В этот период продолжается изучение учащихся, выявление их интересов, способностей к обучению, лидерских способностей, психологического климата в ученических коллективах через тестирование, организацию наблюдения за учащимися во время и вне уроков, беседы с педагогами, классными руководителями и мастерами ПО. Одновременно с этим происходит ознакомление педагогов с особенностями учащихся. В первый месяц адаптации обучающимся очень важно как можно ближе познакомиться с другими обучающимися в группе. С этой целью по группам проводятся часы знакомства с элементами тренинга. Происходит анализ конфликтных ситуаций, возникающих среди учащихся, между учащимися и педагогами, причин затруднений в период адаптации. Вся полученная в процессе данной работы информация используется при проведении круглого стола для учащихся, педагогов, родителей по теме: “Трудности перехода учащихся из школы в училище”. Данное мероприятие позволяет выявить те трудности, с которыми сталкиваются все субъекты образовательного процесса, а также найти пути выхода из создавшейся ситуации, выслушав мнение самих обучающихся, их родителей и педагогов.

Психолого-педагогический консилиум по адаптации первокурсников является обобщающим мероприятием в данном направлении. На консилиуме происходит обсуждение педагогами особенностей обучающихся как индивидуально, так и особенностей группы, выявляются проблемы и разрабатывается план по ликвидации данных проблем.

В результате этого для учащихся сокращается период адаптации, педагоги могут эффективно организовать учебный процесс.

Формы работы: тестирование, наблюдение за учащимися во время и вне уроков, беседы с педагогами, часы знакомства с элементами тренинга, анализ конфликтных ситуаций, круглый стол для учащихся, родителей и педагогов по теме: “Трудности перехода учащихся из школы в училище”, профориентационные часы “Мир профессий”, “Моя профессия”, психолого-педагогический консилиум по адаптации обучающихся (по группам).

3 направление. Психологическое сопровождение оценки и развития профессионально-важных качеств (ПВК) личности обучающегося, способствующего профессиональному самоопределению, соотнесению своих возможностей с реальными требованиями выбранной специальности. Формирование ПВК происходит в ходе освоения профессиональной деятельности. В целом эта работа приводит к образованию ключевых квалификаций, которые формируют готовность специалиста к профессиональной деятельности.

Формы работы: развивающие занятия с элементами тренинга (групповые и индивидуальные), профориентационные часы, психологические игры, акции, занятия с элементами тренинга по развитию зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, коммуникативных качеств личности.

4 этап. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников, подготовки их к самостоятельной трудовой деятельности.

В процессе обучения педагог ведет мониторинг личностного и профессионального развития обучающихся, результаты которого становятся основой для построения траектории дальнейшего профессионального развития выпускников. Для них организуются занятия по профессиональному самоопределению, на которых они знакомятся с особенностями трудоустройства, возможностями продолжения обучения в соответствии со своими интересами и способностями, определяется наиболее подходящая для них профессия, подбирается учебное заведение. По результатам обучения за трехлетний период обучения проводится психолого-педагогический консилиум по профессионально-личностной компетентности выпускников, на котором педагогами и мастерами ПО обсуждаются успешность профессионального обучения и личностного развития выпускников, выявляются недоработки и рассматриваются пути изменения данной ситуации в работе. После того, как учащиеся покидают стены колледжа, с ними продолжает поддерживаться связь в плане их дальнейшего обучения или трудоустройства.

Задача этого этапа – способствовать развитию личностных компетенций учащихся ведущих к профессиональной и жизненной успешности.

Формы работы: занятия по профессиональному самоопределению (“Куда пойти учиться?”, “Как устраиваться на работу”), консилиум по профессионально-личностной компетентности выпускников, профориентационные консультации, беседы со специалистами, мониторинг трудоустройства.

Работа в данном направлении обеспечивает профессиональную мобильность, продуктивность профессиональной деятельности, способствует профессиональному росту, повышению квалификации и развитию карьеры специалиста.

5 направление. Психологическое сопровождение обучающихся “группы риска”.

Первоначально выявляются учащиеся с трудностями в адаптации, отклонениями в поведении на основе наблюдения, результатов диагностики, бесед с педагогами. Педагогом-психологом разработаны факторы риска, по накопляемости которых данные учащиеся на заседании ССПС относятся либо к “группе внимания” или к “группе риска”. После чего для каждого учащегося “группы риска” разрабатывается индивидуальный план работы с ним, в соответствии с которым организуется работа всех сотрудников ССПС, заводится индивидуальная карта, в которой фиксируется работа с данным учащимся, отслеживаются изменения в его развитии.

Формы работы: наблюдение за обучающимися, тестирование, психолого-педагогический консилиум по адаптации, заседание ССПС по уточнению списков учащихся “группы риска”, составление индивидуального плана работы с учащимися “группы риска”, индивидуальные коррекционные беседы, индивидуальные коррекционные занятия, профилактические беседы.

В результате работы с данными детьми наблюдается положительная динамика в направлении снижения агрессивности, повышения мотивации обучения, освоении правил социального поведения и взаимодействия с другими людьми.

Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.

В данном направлении разработана программа, которая включает в себя цикл занятий по знакомству педагогов с индивидуально-возрастными особенностями учащихся и учетом их в учебной деятельности, формированию навыков личностно-ориентированного общения с учащимися, навыков, необходимых для решения конфликтных ситуаций, связанных с нарушением дисциплины на уроке, умений саморегуляции своего эмоционального состояния, профилактике синдрома эмоционального выгорания.

Формы работы: тестирование, практические занятия, занятия с элементами тренинга, семинары-практикумы, тренинговые занятия.

Организационная и аналитическая деятельность.

Для более эффективной работы выявлены различные группы обучающихся, имеющие свои особенности и различные направления работы с ними: обучающиеся “группы риска”, “группы внимания”, “группы поддержки”, способные обучающиеся по всем предметам, по общеобразовательным предметам, по профессиональным предметам, с ослабленным здоровьем. Для отнесения обучающихся к той или иной группе выработаны различные параметры (факторы риска), что позволяет также осуществлять индивидуальный подход.

Организующим элементом являются заседания ССПС, на которых рассматривается планы работы по различным направлениям, в том числе индивидуальные планы работы с учащимися “группы риска”, уточняются списки учащихся названных выше групп.

В рамках функционирования Службы организуются психолого-педагогические консилиумы с целью обсуждения всеми членами образовательного процесса проблем, возникающих на разных этапах обучения (адаптация, совершенствование ПВК, подготовка к трудовой деятельности) и выработке коллективного решения по их разрешению. Эта деятельность позволяет своевременно решать возникающие трудности учащихся, педагогов в процессе учебно-воспитательного процесса, а также владеть информацией по каждому ребенку.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение это не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с обучащимися, но оно выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации, сохранения здоровья и планирования своего профессионального будущего.

Используемая литература:

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – Москва: Генезис, 2000. – 298 с.
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие. – Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2003. – 480 с.
  3. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ Сфера при участии “Юрайт-М”, -2001. – 448 с.
  4. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – Санкт-Петербург: Речь, 2006.– 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы над домашним заданием по английскому языку.Памятка для учащихся и родителей

Эта памятка поможет оптимизировать выполнение домашних заданий по английскому языку...

Основные направления деятельности и формы взаимодействия социального педагога в работе с учащимися и их родителями.

   Основные направления деятельности и формы взаимодействиясоциального педагога в работе с учащимися и их родителями....

Работа "Алгоритм работы по подготовке учащихся к предметной олимпиаде по физической культуре"

В материале описывается алгоритм работы по подготовке одареных детей к участию в предметной олимпиаде по физической культуре....

Алгоритм работы над домашним заданием по английскому языку.Памятка для учащихся и родителей

Эта памятка поможет оптимизировать выполнение домашних заданий по английскому языку....

Проект работы с учащимися и их родителями

Проект совместной работы с учащимися и их родителями...