Диагностический инструментарий
методическая разработка на тему

Олейник Елена Сергеевна

В данном материале представлено описание мониторинга  по освоению трудовых навыков инвалидами молодого возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskiy_instrumentariy.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»

Реабилитационное отделение для инвалидов молодого возраста

Диагностический инструментарий

Разработчик:

Елена Сергеевна Олейник,

инструктор по труду

отделения реабилитации

инвалидов молодого возраста

г.Урай

В настоящее время педагоги специальных учебных учреждений и родители имеют возможность обратиться к ряду программ и других изданий, помогающих сориентироваться в содержании трудового воспитания умственно ограниченных детей. В них выделяются общие направления трудового воспитания и конкретные навыки, задания, поручения, которыми должны овладеть эти дети.

Однако то, что для одного ребенка является уже пройденным этапом, другому может быть еще недоступно. Поэтому обычно возникает необходимость разработки индивидуальных программ, в особенности, если трудовые навыки формируются у ребенка с тяжелой степенью умственной ограниченности.

Чтобы определить задачи и содержание конкретного этапа формирования трудовых навыков, необходимо знать реальный уровень их развития и потенциальные возможности ребенка в овладении ими. Это, в свою очередь, требует проведения определенной диагностической работы. Для ее облегчения предлагаются специальные диагностические карты.

Одной из главных задач в моей деятельности является проведение мониторинга сформированности трудовых умений и навыков молодых людей с ограниченными возможностями. Для оценки уровней сформированности трудовых действий мной разработаны карты диагностики трудовых умений и навыков согласно предложенным рекомендациям в программе Л.Б. Баряевой, Н.Н.  Яковлевой "Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью."

 В программе предложена следующая градация и условные обозначения:

– действие (операция) сформировано – «ДА» – 3 балла;

– действие осуществляется при сотрудничестве с педагогом – «ПОМОЩЬ» – 2 балла;

– действие выполняется частично, даже с помощью педагога – «ЧАСТИЧНО» – 1 балл;

– действие (операция) пока недоступно для выполнения – «НЕТ» – 0 баллов.

Диагностическое обследование проводится при поступлении на курс социально-трудовой реабилитации (первоначальная диагностика), в середине курса (промежуточная) и в конце курса (итоговая). Диагностический материал обрабатывается, обобщается, данные заносятся в таблицы, составляются диаграммы сформированности трудовых умений и навыков, отслеживается динамика владения трудовыми умениями и навыками учащихся.

Данная практика позволяет своевременно реагировать на недостатки развития трудовой деятельности каждого молодого человека с ограниченными возможностями и оказывать коррекционно-педагогическое воздействие, а также планировать обучающий процесс, разрабатывать тематическое планирование с учётом возрастных и индивидуальных возможностей учащихся.

Верхняя часть диагностической карты, рекомендуемой для общей оценки состояния трудовых навыков, содержит перечень основных изучаемых видов и навыков ручного труда, а также операции ручного труда. Этот перечень не является исчерпывающим и может быть расширен педагогом или родителями ребенка. Например, если он готов к овладению пли уже начал овладение относительно более сложными навыками шитья и вышивания и т.д., в перечень вносятся соответствующие дополнения.

Диагностика знаний, умений, навыков в декоративно-прикладном творчестве у инвалидов молодого возраста.                                            

Дата____________          Начальная диагностика (Н.)                  Промежуточная (П.)                    Итоговая диагностика (И.)

Ф.И.О.

Бисероплетение:

-набор бисера на

проволоку, леску, иголку

-скрутка проволоки

-параллельное плетение

-плетение дугами.

Пошив изделий:

-точности

вырезания деталей

по лекалу

-аккуратность при

выполнении работы

-соблюдение

последовательности

при соединении деталей изделия.

Валяние:

- раскладка шерсти

- увалка мокрым способом

- сваливание иглой.

Пластилинография:

- размазывание массы по поверхности

- придание формы

- соединение частей

Н.

П.

И.

Н.

П.

И.

Н.

П.

И.

Н.

П.

И.

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10

11

11

12

12

13

13

14

14

15

15

16

16

17

17

18

18

19

19

20

20

21

21

22

22

23

23

24

24

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

                   Цифровые обозначения динамики реабилитационного процесса:

Высокий уровень – действие (операция) сформировано – «ДА» – 3 балла;

Средний уровень – действие осуществляется при сотрудничестве с педагогом – «ПОМОЩЬ» – 2 балла;

Низкий уровень – действие выполняется частично, даже с помощью педагога – «ЧАСТИЧНО» – 1 балл;

Нулевой уровень – действие (операция) пока недоступно для выполнения – «НЕТ» – 0 баллов.

Всего получателей услуг

Уровни выполнения заданий (первоначальная, промежуточная, итоговая)

Высокий

Средний

Низкий

Нулевой

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий

Одной из главных задач в моей работе  является планирование контроля  качества знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля с целью кор...

Примерный перечень диагностического инструментария для работы психолога с «трудными» подростками (методические рекомендации)

В рекомендациях помещён примерный перечень диагностических методик необходимых педагогу-психологу для проведения диагностики подростков с девиантным поведением...

Примерный контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку и математике для учащихся 5-9 классов ( к программам С(К)ОУ VIII вида)

В пособии представлены контрольные работы 5-9 классов,  для обучающихся в по программам VIII вида. Контрольные работы даны  по вариантам, учитывая индивидуально-типологические особенности де...

«Диагностический инструментарий для выявления подростков, причисляющих себя к неформальным молодёжным объединениям»

Даны теоретико - методологические основы педагогической работы с подростками членами неформальных молодёжных объединений, а так же представлена опытно-экспирементальная работа с учащимися школы...

Оценочно-диагностический инструментарий (анализ подготовки и участия воспитанников театральной студии )

Оценка творчества многомерна и многогранна. Такая оценка стимулирует  ученика;воспитанников студии, способствует повышению интереса к творческой деятельности....

Диагностический инструментарий. Анкета "Наказание в семье".

Анкета "Наказание в семье" состоит из 12 вопросов с вариантами ответов для учащихся 1-11 классы для выяснения вопросов, связанных с ситацией жестокого обращения с детьми в семье....

Диагностический инструментарий. Анкета "Отношение подростков к наркотикам".

Анкета "Отношение подростков к наркотикам" для 8-11 классов состоит из 17 вопросов с вариантами ответов. Анкета анонимная, но с указанием класса, пола, возраста учащегося....