Главные вкладки

    Насилие над детьми
    статья на тему

    Владимирская Тамара Михайловна
    Насилие над детьми

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nasilie_nad_detmi.docx35.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

    ШКОЛА№ 44 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

    Жестокое обращение с детьми»

    Автор: Владимирская Тамара Михайловна

    СПб 2016

    Насилие над детьми.

    Насилие над детьми – это умышленное или неосторожное обращение, или действие со стороны взрослых или сверстников, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.

    Насилие над детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это – унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

    Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями.

    Опасными социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

    Отрицательные последствия насилия над детьми состоят в том, что насилие подпитывает и порождает новое насилие. Подверженные насилию дети могут завтра стать убийцами и насильниками. Когда же они станут родителями так же высока вероятность того, что они будут применять насилие по отношению к своим детям. Подвергшиеся насилию дети с высокой вероятностью могут убегать из дома.

    В большинстве семей, в которых прибегают к насилию, факт насилия не обсуждается открыто. Детям родители дают понять, что не следует обсуждать семейную ситуацию в школе или с друзьями.

    Правовые документы.

    Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.) провозглашает статье 5, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.

    Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16.12.1966г.) в статье 24 устанавливает, что каждый ребенок безо всякой дискриминации…имеет право на такие меры защиты, которые требуются в положении как малолетнего со стороны его семьи, общества, государства.

    Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30.10.1990г.) – документ, в котором мировое сообщество заявило о стремлении облегчить тяжелое положение миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях, - таких, как дети, подвергшиеся жестокому обращению, живущие в неблагоприятных социальных условиях и подвергшиеся эксплуатации.

    Декларация прав ребенка ООН (от 20.11.1959г.) провозгласила, что ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации (принцип 9).

    Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989г.) – основной международный правовой документ, защищающий ребенка от жестокого обращения. Конвенция ООН о правах ребенка устанавливает обязаность государства обеспечивать в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст.6), провозглашает права ребенка на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию на защиту от произвольного или незаконного вмешательства (ст.16). В статье 24 подчеркивается необходимость обеспечения мер по борьбе с болезнями и недоеданием, упразднения практики, отрицательно влияющей на здоровье детей. Статья 27 говорит о признании государством права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Говориться о защите ребенка от сексуального посягательства (ст.34) ; от других форм жестокого обращения (ст.37); определяются меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39).

    Декларация ООН «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» устанавливает, что в случаях, когда родители не проявляют заботы о своем ребенке  или она является ненадлежащей, то следует рассмотреть вопрос о заботе о нем со стороны родственников родителей ребенка, о передаче ребенка на воспитание в другую семью или об усыновлении или, в случае необходимости, о помещении ребенка в специальное учреждение (ст.4)

    Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядски руководящие принципы) требуют принять и обеспечить соблюдение законодательства, запрещающего жестокое обращение с детьми и молодыми людьми и их эксплуатацию, а также использование их как орудие в преступной деятельности (принцип 53) и провозглашают, что «никакой ребенок…не должен подвергаться грубым или унижающим достоинство наказаниям в семье, школе, или в других учреждениях » (ст.54).

    Конвенция МОТ № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (подписана Россией в январе 2003г.) к «наихудшим формам детского труда» относит все формы рабства и практику, сходную с рабством (продажа и торговля детей, долговая кабала, принудительный труд и т.п.); использование, вербовка или предложение ребенка для занятий проституцией, для производства порнографической продукции или для порнографических представлений; использование, вербовка или предложение ребенка для занятия противоправной деятельностью, в частности для производства и продажи наркотиков; работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей (ст.3).

    В российском законодательстве к юридическим документам, гарантирующим право ребенка на защиту от жестокого обращения, относятся Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Уголовный кодекс РФ и другие.

    Конституция Российской Федерации, 1993г.

    - статья 17, ч.3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободу других лиц;

    -статья 21,ч.2 Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию;

    - статья 38, ч.2 Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

    Федеральный Закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Статья 14 закона гласит, что жестокое обращение с детьми, физическое или психологическое насилие над ними запрещены.

    Закон Российской Федерации «Об образовании». В статье 5 утверждено право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».

    Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№ 120-ФЗ от 24.06.1999г.) определяет понятие «безнадзорный-несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует в следствии неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц».

    Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1955 года № 223-ФЗ. Статья 54 «Право ребенка жить и воспитываться в семье» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства. Статья 55 посвящена праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Такая защита должна осуществляться его родителями или лицами, их заменяющими, а также органами опеки и попечительства, прокурором  или  судом. Вместе с тем ребенок имеет право и на защиту от злоупотребления со стороны своих родителей. Так до исполнения ему 14 лет он вправе самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства и другие организации по защите прав ребенка, а после 14 лет – в суд. В соответствии со статьей 65 при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому или психическому здоровью детей, и нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Семейный кодекс предусматривает «лишение родителей родительских прав» (статья 69) или «ограничение родительских прав» (статья 73) как меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье. Статья 77 предусматривает, что при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать его у родителей (одного из них). Ограничение родительских прав осуществляется только в порядке судебного разбирательства с участие прокурора и органа опеки и попечительства (ст.70 СК).

    Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за жестокое обращение с детьми: за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-139);за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).

     Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает с 2012 года правовые механизмы защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому и духовному развитию.

    Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации.

    Перед нашей школой стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса.

    Наш педагогический коллектив поставил перед собой и успешно решает следующие задачи:

    - соблюдать права и интересы детей

    - создать уклад норм школьной жизни

    - помочь школьникам узнать свои права и научится ими пользоваться, защищать их в случае нарушения

    - помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека

    - помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами

    - воспитать навыки правовой культуры

    - воспитание в духе ненасилия и уважения к правам человека

    Классные руководители выявляют по отзывам учителей, воспитателей, руководителей кружков, спортивных секций тех учащихся, у кого есть различного рода проблемы в:

    - адаптации, общении

    - трудности в обучении

    - неорганизованность

    - неуверенность в себе

    - трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми

    - воровство и т.д.

    Особую тревогу из группы «риска» был выявлен мальчик Б.И., своей неорганизованностью, неопрятностью в одежде, неопрятностью к школьным принадлежностям, неуверенностью в себе, трудностями во взаимоотношениях с одноклассниками и сверстниками. Он воспитывался в неполной многодетной семье. Старший сын уже взрослый и проживает с бабушкой и дедушкой отца от первого брака. Выяснилось, что мама подвергалась в детстве сама насилию и имела недостаточно стабильные теплые отношения в семье. За любую провинность мальчика постоянно наказывала, оскорбляла. Были случаи, когда мама наказывала и физически при помощи ремня и скакалки (Хотя средний и младший ребенок не подвергались наказаниям) Насильственные действия могут проявляться в самых различных формах от клички, оскорбления, оскорбительного взгляда, постоянная критика ребенка, угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словестной форме, замечания унижающие достоинства ребенка. Мама Е.Ш. неоднократно вызывалась на административный совет школы, на беседы с социальным педагогом, классным руководителем, психологом. На работу мальчика с психологом мама написала отказ. Социальный педагог взял его под особый контроль. Были выходы в семью совместно с органами опеки и попечительства; с классным руководителем, психологом. Школа обратилась к органам опеки и попечительства, что бы эту семью взяли под контроль.

    В семье появился сожитель, который наказывал мальчика физически: бил руками, ремнем. В школьном кабинете медики зафиксировали синяки на спине, ногах, руках. Администрация школы поставило в известность отдел по делам несовершеннолетних. Семью рассматривали на ОДН, решение которой было поставить ее на учет, как неблагополучную 02.06.2016г. Мальчику были предоставлены путевки в городской лагерь (в загородный мама отказалась). Кроме школы сопровождением детей занялся отдел опеки и попечительства, центр «Семья».

    Составлен отдельный план работы по работе с неблагополучной семьей.

    № п/п

    Содержание работы

    Сроки

    проведения

    Ответственные

    1. Работа с педагогическими кадрами

    1.1

    Совещание с педагогическими работниками «Как строить работу с несовершеннолетними и их семьями, оказавшимся в социально-опасном положении»

    В течение учебного года ноябрь 2016

    Заместитель директора по ВР Исаенкова Л.Ю.

    1.2

    Оказание методической помощи классным руководителям в работе с несовершеннолетними, семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении

    В течение учебного года

    Заместитель директора по ВР  Исаенкова Л.Ю.

    1.3

    Использование передовых методик работы по вопросам организации работы с

    семьями, находящимися в СОП

    В течение 2016-2017 учебного года

    заместитель директора по УВР Фесенко Е.С. социальный педагог Владимирская Т.М.

    педагог-психолог,

    классные

    руководители

    1.4

    Проведение ПМПК консилиумов

    В течение 2016-2017 учебного года по отдельному плану

    заместитель директора по УВР Фесенко Е.С.

    1.5

    Заседания Советов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    В течение 2016-2017 учебного года по отдельному плану

    социальный педагог Владимирская Т.М.

    1.6

    Сверка списка обучающихся, находящихся в СОП, в том числе состоящих на профилактическом учете в ОДН

    ежемесячно

    социальный педагог  Владимирская Т.М.

    1.7

    МО предметников

    В течение 2016-2017 учебного года по отдельному плану

    руководитель МО предметников

    2. Работа с несовершеннолетними

    2.1

    Сбор данных об обучающихся, составление социальных паспортов классов, школы

    Сентябрь 2016 январь 2017

    Классные руководители, социальный педагог  Владимирская Т.М.

    2.2

    Выявление обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении

    В течение учебного года

    Классные руководители, социальный педагог  Владимирская Т.М.

    2.3

    Изучение нравственного, психологического климата в семье, нравственного благополучия, материального

    благосостояния

    В течение учебного года

    Классные руководители, социальный педагог  Владимирская Т.М.

    2.4

    Индивидуальные профилактические беседы с подростками с приглашением специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    В течение учебного года

    Социальный педагог  Владимирская Т.М.,  

    2.5

    Педагогические консультации несовершеннолетних и членов их семей по обращениям

    В течение учебного года

    Социальный педагог  Владимирская Т.М.,  заместитель директора по УВР Фесенко Е.С., Заместитель директора по ВР Исаенкова Л.Ю.

    2.6

    Оказание помощи несовершеннолетним в обучении и семьям воспитании детей, находящимся в социально-опасном положении

    В течение учебного года

    классные руководители, социальный педагог  Владимирская Т.М.

    2.7

    Работа классных руководителей по изучению личностных особенностей обучающихся и выявлению причин:

    • неадекватного поведения,
    • дезадаптации, конфликтности, слабой успеваемости и неуспеваемости. Изучение семейных взаимоотношений, социального окружения обучающихся

    В течение учебного года при

    необходимости

    Классные

    руководители

    2.8

    Контроль посещения и подготовки к урокам обучающихся, находящимся в социально-опасном положении

    В течение учебного года

    Социальный педагог  Владимирская Т.М.,  заместитель директора по УВР Фесенко Е.С.,

    Заместитель директора по ВР Исаенкова Л.Ю.,  классные

    руководители

    2.9

    Вовлечение учащихся в кружки, секции школы, ДЮСШ, ДШИ.

    Сверка по занятости обучающихся в кружках и секциях

    В течение учебного года

    Классные руководители, социальный педагог Владимирская Т.М.,  руководитель ОДОД Морачевская Е.А.кружков, секций

    2.10

    Вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность через реализацию воспитательных программ, программ дополнительного образования, школьных мероприятий и проектную деятельность

    В течение учебного года

    Классные руководители, социальный педагог Владимирская Т.М.

    заместитель директора по ВР Исаенкова Л.Ю.

    2.11

    Содействие несовершеннолетним, оказавшимся в организации летнего отдыха, трудоустройстве

    апрель-май

    Социальный педагог Владимирская Т.М.,

    классные руководители

    3. Работа с родителями

    3.1

    Организация родительских собраний: по вопросам профилактики предупреждения семейного неблагополучия, социального сиротства несовершеннолетних

    В течение 2016-2017 учебного года по отдельному плану по плану работы классных руководителей

    заместитель директора по УВР Фесенко Е.С., социальный педагог  Владимирская Т.М.

    педагог-психолог,

    классные

    руководители

    3.2

    Распространение среди родителей (законных представителей) информации о деятельности службы социально-психологопедагогической помощи школы

    В течение 2016-2017 учебного года

    заместитель директора по УВР Фесенко Е.С., социальный педагог  Владимирская Т.М.

    педагог-психолог,

    классные

    руководители

    3.3

    Организация досуговых (общешкольных/ внеклассных) мероприятий с родителями (законными представителями) и несовершеннолетними

    В течение 2016-2017 учебного года

    заместитель директора по УВР Фесенко Е.С., социальный педагог  Владимирская Т.М.

    педагог-психолог,

    классные

    руководители

    3.4

    Организация

    индивидуального

    социально

    психологического, психологопедагогического сопровождения семей, находящихся социально-опасном положении

    В течение 2016-2017 учебного года при необходимости

    заместитель директора по УВР Фесенко Е.С., социальный педагог  Владимирская Т.М.

    педагог-психолог,

    классные

    руководители

    Основные направления в работе школы.

    Основные направления в работе школы по профилактике жестокого обращения с детьми:

    - право на жизнь – главное правило человека

    - насилие в семье

    - насилие среди сверстников

    - насилие на улице

    - психологическое насилие

    - физическое насилие

    - эмоциональное насилие

    В результате проведенных мероприятий мальчик стал более спокойней, одежда чистая. К сожалению тетради и учебники еще не в порядке. Мама «повернулась лицом» к школе. Наладила контакт с социальным педагогом и классным руководителем.

    Педагогическому коллективу предстоит еще большая работа, чтобы получить ожидаемый результат, т.е. формирование ответственной, успешной, способной к жизни в обществе личности; отсутствие всякого насилия в отношении ребенка.

    Мозг ребенка – своего рода компьютер, который программируется теми, кто его растит и воспитывает, а в конечном итоге теми, кто контролирует потоки информации, идущей к детям, в частности сведений о том, что такое добро, право, справедливость, благо. Культурное влияние родителей настолько сильно, что может преодолеть любую даже инстинктивную программу. Поведение родителей во многом зависит от уровня их культуры.

    Чтобы наши дети, а в будущем взрослые, были психологически здоровы, необходима организация профилактики жестокого обращения с детьми и подростками как фактора по созданию эффективной социальной инфраструктуры для детей по оказанию своевременной, качественной, юридической, социально-психолого-педагогической и медицинской помощи детям, подвергшимся жестокому обращению, поможет сохранить здоровье и благополучие будущего поколения, умеющего строить взаимоотношения с друзьями, в семье, с собственными детьми, в будущем конструктивно опираясь только на положительный опыт поколений.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Алексеева И.А. «Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь» М Генезис, 2005
    2. Алексеева Л.С. «О насилии над детьми в семье» Социологические исследования, 2003
    3. Алексеева Л.С. «Проблемы жестокого обращения с детьми в семье» Педагогика, 2006
    4. Фалькович Т.А. «Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях» М ВАКО, 2007


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление "Насилие над детьми"

    Выступление перед родителями о предупреждении насилия над детьми....

    "Насилие над детьми"

    Презентация на тему "Насилие над детьми"...

    Реферат "Профилактика семейного насилия над детьми"

    Современное российское общество характеризуется коренными преобразованиями в различных сферах жизни - экономической, социальной, психологической, политической, а также педагогической....

    Насилие над детьми

    Презентация (исправленная) и статья-сопровождение к презентации для педагогического коллектива...