Педагогическая практика как органическая часть учебно-воспитательного процесса.
статья (11 класс) на тему

Шарова Любовь Николаевна

  Педагогическая практика как органическая часть учебно-воспитательного процесса, обеспечивающая соединение теоретической подготовки студентов с их практической деятельностью, является одним из средств успешной подготовки студентов к работе учителя. Она дает возможность полнее осмыслить закономерности и принципы обучения и воспитания, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической работы. Перед руководителями практики стоит задача: по-новому решать вопросы ее организации, повысить ее роль в овладении студентами секретами профессионального мастерства, основами организаторской и воспитательной работы. ГБОУ Гимназия № 2079 города Москвы имеет богатый опыт организации педагогической практики студентов МГГУ  имени М.А. Шолохова (сейчас МГПУ имени Ленина).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_organizatsii_pedpraktiki_statya.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт организации педагогической практики студентов МГГУ  имени М.А. Шолохова в  государственном бюджетном общеобразовательном учреждении   «Гимназия № 2072» города Москвы.

Шарова Любовь Николаевна,

                                                                                          учитель русского языка и литературы,

Почётный работник общего образования Российской Федерации,

ветеран труда,  

победитель Приоритетного национального проекта «Образование»,

учитель-руководитель практики студентов.

                                                                                           

        Педагогическая практика как органическая часть учебно-воспитательного процесса, обеспечивающая соединение теоретической подготовки студентов с их практической деятельностью, является одним из средств успешной подготовки студентов к работе учителя. Она дает возможность полнее осмыслить закономерности и принципы обучения и воспитания, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической работы. Перед руководителями практики стоит задача: по-новому решать вопросы ее организации, повысить ее роль в овладении студентами секретами профессионального мастерства, основами организаторской и воспитательной работы. ГБОУ Гимназия № 2079 города Москвы имеет богатый опыт организации педагогической практики студентов МГГУ  имени М.А. Шолохова (сейчас МГПУ имени Ленина).

Педагогическая практика является важнейшим звеном в системе профес сиональной подготовки учителя. К.Д. Ушинский писал, что «метод пре подавания можно изучить из книги или из слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой». Именно приобретение собственного опыта педагогической работы является основной задачей педагогической практики студентов в гимназии. Но при этом мы понимаем и осознаем одно важное обстоятельство: перед нами сориентированные на педагогическую профессию люди. Все они должны получить хорошую профессиональную подготовку. Мы не имеем права запрограммировать «сильных», «средних» и «слабых» учителей. Другое дело, что, раскрывая различные способности и возможности студентов, мы можем правильно спланировать работу со всеми категориями студентов по совершенствованию их профессиональной подготовки. С учетом потенциальных и приобретенных возможностей, сформированности мотивации обучения студентов, состояния их здоровья, профессиональной предрасположенности каждый получает в работе свое направление. Это может быть воспитательная  работа, практическая проверка разработанных рекомендаций, используемых специфических методов обучения и воспитания, умения реализовывать свою теоретическую подготовленность на практике.

Основные задачи практики:

- Овладение умениями и навыками учебно-воспитательной деятельности учителя, классного руководителя в условиях гимназии;

- ознакомление с условиями деятельности гимназии, педагогическим коллективом, материальным обеспечением учебно-воспитательного процесса;

- ознакомление с системой планирования учебно-воспитательного процесса;

- психолого-педагогическое изучение обучащихся (личных дел, медицинской карты, электронных журналов и дневников);

- ознакомление с работой методических объединений учителей русского языка и литературы, классных руководителей, педагогического совета.

В процессе практики закрепляются и развиваются следующие профессиональные умения:

  • разрабатывать поурочные планы учебных занятий, планировать внеклассную работу на период практики;
  • самостоятельно готовить и проводить уроки, добиваться глубокого усвоения учащимися преподаваемого материала, формировать у них научное мировоззрение, логическое мышление, культуру устной и письменной речи, интерес к предмету, проводить дополнительные занятия со школьниками, изготовлять наглядные пособия и дидактический материал;
  • проводить разнообразную внеклассную и внешкольную воспитательную работу с позиций комплексного подхода к воспитанию детей;
  • устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и их родителями;
  • овладеть формами и методами организации воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства, проводить профориентационную работу.

В процессе работы со студентами – практикантами сложилась следующая схема организации практики:

1. Составление индивидуального плана педагогической практики: определение классов для проведения уроков,  

2. Определение количества уроков для каждого студента,  типов и тем уроков. 
3. Планирование внеклассных занятий по предмету, занятий кружка (профиль кружка, количество школьников в нем, сколько занятий проведено, в какой форме подведены итоги работы), массовых внеклассных мероприятий (тема, содержание, учебно–познавательное и воспитательное значение), индивидуальных занятий с учащимися по предмету и их результаты. 
4. Определение воспитательной  задачи, которая будет решаться  практикантом в период практики. Планирование  воспитательных мероприятий (тема, содержание, воспитательная деятельность). 
5. Запланированная практическая помощь, которая будет оказана гимназии (улучшение оборудования предметного кабинета, оформление класса, изготовление наглядных пособий и т.п.). 
6. Содержание работы, которая будет проведена с родителями, планирование ее влияние на учебный и воспитательный процесс. 
7. Содержание и формы помощи в ходе практики, которая  будет оказана  групповым руководителем, директором  или завучем гимназии, учителем, классным руководителем. 
8. Организация самооценки личных знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе практики. Определение видов педагогической деятельности, которыми студент хорошо овладел и тех, которые студенту ещё предстоит усвоить. Определить моменты неуспешности и способы их преодоления.
9. Выработка рекомендаций по улучшению организации педагогической практики и совершенствованию учебного процесса в гимназии.

      После определения классов, тем и форм уроков студентам предстоит ознакомиться с классными коллективами, с которыми им предстоит работать.

Классные руководители готовят для студентов характеристики классов по следующей схеме:

1. Общие сведения  о  классе.

История  его  формирования, его  состав  по  возрасту  и  полу учащихся. (Количество учащихся, из  них мальчиков  и  девочек, количество второгодников, когда сформировался коллектив, были  ли  слияния  с  другими коллективами, смена классных руководителей  и  т.д.).

Социальная характеристика семей учащихся.

Общая характеристика успеваемости класса, дисциплины, общественных поручений учащихся класса .

Мнение учителей-предметников  о  классе.

2. Направленность деятельности класса. Какие мотивы, потребности, интересы преобладают  в  жизни  и  делах класса  (как  в  учебной, так  и  во внеурочной деятельности). Отношение класса  к  установленным правилам поведения  в  школе, их  поддержка  и  выполнение.

Сложившиеся традиции класса.

Жизнь класса  вне  учебных занятий.

Участие класса  в  общешкольной жизни.

3. Организационная структура класса.

Характеристика органов самоуправления  в  классе .

Закрепление обязанностей  и  ролей  в  классе .

    Роль классного руководителя  в  организации жизни  и  деятельности класса. Личность классного руководителя  (образованность , общая культура, организаторские способности , знание психологии учащихся , их  интересов  и  т.д.) . Интенсивность общения  с  классом . Преобладающие формы общения  (приказ , указания , инструкция , выговор , совет , просьба , похвала , информация).

Стиль классного руководства :

 - авторитарный:  "общение - дистанция", "общение - устрашение" ;

 - демократический - "общение  на  основе общей  увлеченности", "Общение на основе  дружеского   расположения";

 - либеральный - непоследовательный : "общение - заигрывание".

     Отношение коллектива  к классному руководителю, его авторитет среди школьников. Авторитет актива, его организационные умения. Психологические особенности учащихся, входящих в выбранный актив, Отношение ребят к выполнению своих поручений.  Преобладающий  тон  в  деловых взаимоотношениях (доброжелательный, равнодушный, конфликтный). Причины конфликтов  при выполнении поручений.

Наличие неформальных вожаков и причины их влияния на класс.

Неофициальный актив класса, его участие в жизни класса и школы, психологические особенности учащихся, положительно или отрицательно влияющих на класс.

4. Характеристика учебной деятельности класса.

Отношение учащихся к учебе в  целом  и отдельным предметам. Наличие контроля  за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса, всего коллектива. Взаимопомощь, ее формы и организация. Дисциплина класса при выполнении учебной  и домашней работы. Отрицательные моменты в учебной деятельности  (шпаргалки, подсказки,  списывание).

5. Особенности межличностных отношений в классе.

Товарищество  и дружба в классе.

Отношения мальчиков и девочек.

Краткая характеристика дружеских группировок в классе ( предполагаемые мотивы, объединяющие ребят, лидерство в группировках, отношения между группировками, предполагаемые причины изоляции и отвержения отдельных ребят).

6. Психологический климат в классе.

Преобладающие настроения и эмоции, удовлетворенность учащихся  общением друг с другом и учителями. Кому и в чем подражают в классе. Нравственные ценности школьников. Уровень сформированности  доброты, терпимости друг к другу, совестливости, честности, ответственности, чувства долга и собственного достоинства. Интеллектуальный климат в классе:  имеется ли в классе  единое  мнение по наиболее важным вопросам?  Насколько развита критика и самокритика? Насколько быстро класс находит общий язык при решении  общегрупповых  задач? Какова общая  интеллектуальная  атмосфера  класса?.

     Волевые качества класса :способен ли класс создавать  напряжение всех духовных и физических сил для   преодоления  серьезных трудностей и препятствий?  Ставит ли он  перед собой общие  цели и  как  стремится к их осуществлению? Может ли класс напряженно работать над поставленной задачей и доводить ли дело до конца?

7. Индивидуальные и возрастные особенности учащихся класса.

Любимцы класса, общественники, отличники, инициаторы. "Трудные" учащиеся, их влияние на товарищей.

Причины, вызывающие "трудности" в поведении учащихся.

Как в классе  проявляются   психологические особенности возраста.

               Ознакомление с особенностями классных коллективов необходимо студентам - практикантам  как для воспитательной, так и для учебной работы. После ознакомления с классными коллективами  студенты посещают уроки учителя-руководителя практики: знакомятся с особенностями  методики педагога, к которой привыкли обучающиеся, изучают особенности учебного кабинета,  изучают оснащение учебного кабинета, учатся пользоваться интерактивной доской и другими ИКТ возможностями в учебном процессе.

      Первые  конспекты уроков студенты готовят вместе с учителем-руководителем практики: обсуждаются цели и задачи урока, методы повторения и проверки домашнего задания, анализируются все этапы урока и задания, которые будут предложены учащимся. Подготовка презентаций, наглядности, карточек для индивидуальной работы проходит в совместной работе. Первые уроки, которые проводятся студентами, анализируются учителем-руководителем сразу после проведения урока. Делаются замечания, даются рекомендации. Подготовка каждого урока студента -  итог совместной деятельности педагога и студента.

                После кропотливой индивидуальной работы  со студентом начинается этап дистанционных консультаций. Этот опыт очень интересен и рекомендуется к распространению. Студен получает тему урока в определённом классе и самостоятельно готовит конспект урока по предложенной схеме.   После подготовки конспект отправляется учителю-руководителю практики. Замечанию в конспекте отмечаются красным цветом,  и конспект отправляется на доработку. Иногда замечания  выдаются студентам по Skype, что существенно улучшает оперативность реагирования  и качество выполнения конспектов уроков.

Примерная схема составления плана занятия.

Наименование этапов занятия

Краткое содержание

1.  Организационная часть

Приветствие, проверка присутствующих, создание в аудитории рабочей обстановки

2.  Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос, проверочная работа, словарный диктант, проверка выполнения упражнения, выполнение тестов, опрос у доски и т.п.

3.  Сообщение темы, целей, плана урока

Указать основные цели урока

4.  Актуализация опорных знаний

Выявление взаимосвязи данной темы с ранее изученными  и с другими предметами

5.  Начальная мотивация  учебной деятельности

Вызвать у учащихся интерес к изучаемой теме

6. Изложение нового и его поэтапное  закрепление

Изложение нового учебного материала должно вестись с использованием современных методов обучения

7. Обобщение и систематизация изучаемого материала

Сформулировать вопросы для закрепления с учётом заданного уровня усвоения

8. Сообщение домашнего задания

С указанием номеров заданий, страниц, параграфов

9.  Заключительная часть занятия

Оценить деятельность учащихся, сообщить достигнута ли цель занятия

 Приведу фрагмент  конспекта урока, выполненного студенткой, под руководством педагога.

Тема: «Жизнь и творчество И.А. Гончарова»

Класс: 10 «А»

Цели:

 1. Познакомить учащихся с личностью и творчеством И.А. Гончарова и  с воспоминаниями современников об  И.А Гончарове; выявить особенности художественной манеры писателя;

 2.  Дать общую характеристику романам «Обыкновенная история», «Обрыв», «Обломов»;

3. Развивать умение работать с кластером;

4. Воспитание любви к чтению и уважения к классикам русской литературы.

Тип урока: введение новых знаний.

Ход урока.

План

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг. момент

Приветствие

Приветствие

2. Актуализация знаний

1) Сегодня на уроке мы познакомимся с основными вехами жизни и творчества одного из классиков русской литературы – И. А. Гончарова. На доске вы видите портрет писателя работы И.Н. Крамского. Что вы можете сказать о внешности писателя и о его характере, смотря на этот портрет?

А теперь послушайте, как описывает Гончарова на этом портрете исследователь его творчества Юрий Лощиц: «Художник ему нисколько не польстил: фигура выведена представительная, барственная, как бы успокоившаяся после сытной трапезы и наяву грезящая».

Сам Гончаров про портрет и про художника говорил следующее: «Он добыл у меня что-то из души, на что он был великий мастер, и дал это что-то, какую-то искру правды и жизни портрету; я радовался, что он поймал внутреннего человека».

2) Чтобы выяснить, каким человеком был И.А. Гончаров, обратимся к эпиграфу нашего урока. Вы видите его на доске.

Эпиграф: «У меня есть своя нива, свой грунт, как есть своя родина, свой родной воздух, друзья и недруги, свой мир наблюдений, впечатлений и воспоминаний – и я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал – словом писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало».
И. А. Гончаров.

-Как вы понимаете эти слова И.А. Гончарова?

3) А сейчас я попрошу вас оставить кластер, в котором вы покажете, каким вам представляется Гончаров. Воспользуйтесь знаниями, которые вы приобрели при работе с портретом и эпиграфом. Это ваше первое впечатление о Гончарове. Посмотрим, изменится ли оно к концу урока.

1) Это, скорее всего, был высокий, полный, круглолицый, изящно одетый мужчина с гордой осанкой. Глаза у него добрые и ласковые, но немного грустные.

2) И.А. Гончаров создавал свои произведения на основе жизненного опыта и жизненных впечатлений.

Жизненные впечатления легли в основу творчества И.А. Гончарова.

3)

человек=писатель   грустный взгляд

Гончаров

                               круглолицый

«барственная фигура»

Несколько учеников отвечают устно. По их выводам составляется общий кластер на доске.

3. Новая тема

А теперь мы приступим к знакомству с биографией писателя. Рассказ биографии и творчестве писателя.

(Материалы в презентации).

Мы с вами подробно познакомились с биографией И.А. Гончарова. Составьте еще один кластер по личности Гончарова. Туда вы должны написать новое, что вы узнали о личности писателя.

Ученики записывают основные положения.

Любил читать           автор трилогии

                       Гончаров

восторгался Пушкиным

     участвовал  в морском путешествии

И другие варианты.

Несколько учеников предлагают свои варианты. Составляем общую схему на доске.

4. Рефлексия

1) Сравните обе схемы. Что нового вы узнали о Гончарове?

2) Как называют произведения из трилогии?

3) Что в них общего?

1) Это талантливый писатель, автор трилогии на «о». В его произведениях отражены реалии жизни и т. д.

2) «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»

3) В них отражено противопоставление патриархального и нового мира.

5. Домашнее задание

Подготовить к пересказу конспект урока и прочитать I-X главы «Обломова»

Ученики записывают задание.

      Стратегия инновационного обучения предполагает такую системную организацию процесса обучения, при которой личность учителя- руководителя практики выступает как ведущий элемент, но при этом меняется его позиция по отношению к студенту, к себе самому. Преподаватель уже выступает не только как носитель и транслятор знаний, но и как помощник в становлении личности и развитии индивидуальности студента. Изменяется характер воздействий на студента: позиция авторитарной власти, право старшего и сильного утрачиваются, взамен их утверждается позиция демократического взаимодействия, помощи, сотрудничества, внимание к инициативе студента. Изменяется и позиция студента, который переориентируется с результата усвоения, с получения оценки на активное взаимодействие с преподавателем и самостоятельную работу над своим образованием (самообразованием). На смену авторитарной педагогике приходит педагогика сотрудничества:

основной акцент делается на организацию активных видов учебной деятельности;

преподаватель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить студентам минимально необходимый комплект средств обучения, а не только передает учебную информацию;

учебная информация используется как средство организации учебной деятельности, а не как цель обучения;

обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателем, а его развитие индивидуальности выступает как одна из главных образовательных целей. В организации педпрактики предусматривается усиление самостоятельности и активности студентов. Практика носит обучающий и развивающий характер. При ее организации и проведении преподавателями решаются, во-первых, прикладные задачи: создать условия для овладения студентами практическими навыками и умениями организации учебной и воспитательной работы. Во-вторых, решаются задачи расширения и углубления педагогических, психологических и специальных (предметных, методических) знаний и приобретения новых. В-третьих, задачей практики является развитие индивидуальных способностей студента, формирование его педагогической компетенции.

Гимназия №2072 города Москвы уделяет большое внимание педагогической практике студентов, осознавая, что мы готовим себе смену, которая должна создавать новую школу. Успешность нашей работы подтверждают отзывы студентов на сайте Гимназии: «Самое дорогое, что есть в нашей жизни – это опыт. Особенно он важен в педагогической деятельности: работа с детьми предполагает хорошее ориентирование в психологии, педагогики, методики преподавания конкретного предмета, но эти знания никогда не встанут вровень с практическими, которыми может поделиться хороший учитель со стажем.

К счастью, мы, студенты Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, имеем возможность перенимать опыт у учителей высочайшего уровня. Наш вуз давно сотрудничает с гимназией №2072, а в этом году студенты пришли проходить педагогическую практику в совершенно новый, современный, третий корпус гимназии. Уже второй раз нам повезло работать с Шаровой Любовью Николаевной. Под её руководством мы работали со школьниками, проводили уроки русского языка и литературы и внеклассные мероприятия. Ярыгина В. работала с 8 «Б» классом, Иськова А. и Ананян М. проводили уроки в 9 «В» классе, Осетрова Л. и Чувашева А. в 10 «А» классе, а Журавлева А. в 11 «А». Молодому учителю работать в старших классах всегда сложнее, но Любовь Николаевна оказала нам огромную помощь в подготовке уроков, дала ценные методические рекомендации и советы, всегда поддерживала морально. Ребята, в свою очередь, приняли практикантов радушно и дружелюбно. Оборудованные по последнему слову техники кабинеты позволили использовать на уроках дополнительные материалы, в том числе и мультимедийные, а большая библиотека щедро предоставила возможность пользоваться её фондом. Благодаря этому мы каждый день с большой радостью приходили в школу, проводили уроки, помогали учителю и общались с ребятами.

Педагогическая практика в гимназии №2072 принесла нам не только много положительных эмоций, но и незаменимые знания и навыки, которые, несомненно, пригодятся в будущей профессии. Мы благодарим гимназию за то, что дала возможность окунуться в прекрасный мир ярких красок детства и подарила бесценные знания и  педагогический опыт».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех учащихся»

Повестка:Вступление «О концепции модернизации образования до 2012года» «Диагноз: неуспеваемость» «Методы стимулирования посредством воспитания» «Причины неуспеваемости детей группы риска» ...

Педагогическая мастерская как форма организации учебно-воспитательного процесса

Презентация проектного задания "Концепция организации творческих мастерских"...

Педагогическая мастерская как форма организации учебно-воспитательного процесса

Методическая разработка на тему "Педагогическая мастерская как форма организации учебно-воспитательного процесса"...

Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся

Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся...

Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся

Пояснительная записка.Введение.   Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеур...

Контроль - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса

В учебно-воспитательном процессе контроль, как его органический компонент, выполняет определенные функции, воздействует и на этот процесс, и на деятельность обучаемого, и на деятельность обучающего....

Внеклассная работа по немецкому языку как часть учебно-воспитательного процесса

В статье рассказывается о системе внеклассной работы по немецкому языку....