Некоторые особенности взаимодействия педагога с воспитуемыми разных возрастов школы -2100
методическая разработка по теме

Статья отражает отличительные особенности  педагогов разного типа с учащимися начальной , средней, старшей школы .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые аспекты взаимодействия педагога с воспитуемыми разных возрастов

                                                       

  Взаимодействие педагога с воспитуемыми учащимися разных возрастов носит разносторонний характер, однако самой популярной полемикой является дискуссия по поводу выставляемых учителем отметок. Конструктивность и позитивная результативность подобных диалогов во многом определяется задаваемыми педагогом способом и стилем общения, с решающим значением учета возраста воспитуемого.

  При общении с учащимися младших классов по поводу выставленной отметки необходимо понимать, что педагог является авторитетным лицом, формирующим личность ребенка, участвующим в становлении его понятий «можно» и «нельзя» .   Поэтому желание ребенка иметь лучшую отметку за сделанную им работу должно сопровождаться  со стороны учителя четким разъяснением критериев оценивания работы и это разъяснение должно подаваться достаточно авторитарными методами; предпочтительно использование регламентирующего стиля. Наряду с этим нельзя забывать, что,  хотя дистанция между учеником и учителем значительная и личностью ему еще только предстоит стать, по отношению к ученику  (равно как и к средне- и старшеклассникам) необходимо проявлять искренность и открытость, дать почувствовать ребенку понимание его ощущений и переживаний по поводу желания иметь лучшую отметку. Важно помочь любому учащемуся  любых классов держать открытыми горизонты движения к лучшим оценкам, указывая направление и способы достижения через выполнение этой же работы лучшим образом либо стимулировать  к выполнению следующей работы лучшим образом. Для достижения этих целей   может быть возможным использование негативного подкрепления нежелательных реакций и позитивного подкрепления желательных, поскольку воспитание через воздействие в данной возрастной категории оправдано и эффективно, личностные качества воспитуемого еще только формируются и рассмотрение ученика младших классов как объекта взаимодействия оправдано.

  Общение учителя с учеником 7 класса – это еще не отношения сотрудничества двух равноправных участников процесса, но и не субъект – объектные отношения с учеником начальной школы. Начинают проявляться личностные особенности, требующие их учета и уважения со стороны взрослых. Формирование личностных особенностей ученика воспитателем еще продолжается, но требует более искусных методов в связи с необходимостью большей импровизации и пристального внимания к конкретным, часто весьма бурным их проявлениям. Несогласие с выставленной учителем отметкой часто носит характер бурного протеста и обвинений в несправедливом  и пристрастном отношении учителя  к его личности (у девочек « она меня не любит и поэтому…..», у мальчиков «она именно ко мне почему-то пристала и …») ввиду того, что только что рождающая личность чувствует  незащищенность своего устойчивого положения перед агрессией  плохой отметки , срабатывают не только механизмы психической защиты , но и требование увидеть позицию другой стороны (т.е. его ,ученика,) на происходящий процесс по оценкам. Эта неумелая попытка начала выхода на субъект-субъектные отношения для педагога -важный момент начала формирования отношений такого рода, однако требующий особо деликатного обращения с новорожденной личностью ученика при общении, поскольку необходимо научить воспитуемого соблюдать дистанцию при сохранении взаимного уважения личности обеими сторонами. Учителю, важно общение с учеником по поводу выставленной отметки, которую ученик считает необъективной, начать с анализа и осознания своих собственных реальных ощущений и переживаний по этому поводу (проявить конгруэнтность). Необходимо контролировать спонтанное проявление своих чувств, умение держать себя в руках. Проявление сопричастности учителя к переживаниям ученика (эмпатии)- необходимый элемент любого полноценного, эффективного, успешного общения в школе. Готовность учителя считать допустимой свою неправоту  и быть готовым  к пересмотру оценки  - важный элемент взаимодействия, снижающий вероятность перехода отношений в конфликт. В случае правоты ученика разумно извиниться и перевести ситуацию в русло юмора.

  Взаимодействие с учащимися 10 класса допускает общение на уровне   практически полноценных субъект-субъектных отношений, предполагающий переход на отношения равных. Разумеется, социальные и возрастные дистанции не исчезли, но необходимо учитывать высокую степень личностной сформированности учащихся . Общение со старшеклассником – это взаимонаправленное взаимодействие, действия со стороны учителя требуют учета личностных взглядов и представлений равноправного участника диалога в лице ученика. Предпочтительно использование импровизационного стиля ведения диалога вместо регламентирующего, требующего строго подразделения ролей участников взаимодействия, именно по этим причинам. Однако, многое определяется личностными особенностями ученика, необходимость варьирования стиля не исключается.  Демократический стиль общения, когда остается определенная регламентация ролей участников диалога и не ущемляются права его участников, позволяет вести конструктивный диалог при обсуждении оценивания работы. Несовпадение позиций по оценке должно разрешаться в доброжелательном споре – дискуссии, обе стороны должны прийти к согласию. Общение носит характер сотрудничества,  когда каждая из сторон допускает признания своей неправоты.