«Подростковая агрессивность и ее профилактика»
методическая разработка (11 класс) на тему

Добробабин Юрий Григорьевич

Как наиболее слабые члены общества, а в последние годы и наименее защищенные, дети первыми становятся жертвами жестокого обра­щения в семье, образовательных учреждениях, проживая в неблагополучных районах, а то и в зонах боевых действий, и не удивительно, что через короткий промежуток времени с лихвой платят обществу жесто­костью за жестокость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 СПб ГБПОУ

ИНДУСТРИАЛЬНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ ДОМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО КУРСУ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Раздел:  «СОЦИАЛЬНЫЕ ОПАСНОСТИ»

Тема: «Подростковая агрессивность и ее профилактика»

                                                                       

                                                   

                                              Подготовил: воспитатель

                                                                                  Добробабин Ю.Г.

Санкт-Петербург

2012

Цель  -  предоставить воспитанникам информацию по современному состоянию подростковой криминальности, выявить условия и причины агрессивного и жестокого поведения молодежи, обучить ребят принципам и приемам самосохранения в критических ситуациях, а также привить навыки предусмотрительного поведения.

Задачи:

  1. Познакомить ребят с основными факторами и механизмом проявления агрессивности в подростковой среде.
  2. Обучить их рациональным способам психологической и иной самозащиты  в экстремальных ситуациях.
  3. Сформировать у воспитанников профилактические установки на безусловное избегание насилия самому и удержание окружающих сверстников и взрослых от соблазна его применения.

План занятия:

  1. Насилие как социально-исторический феномен.
  2. Агрессивность и жестокость в подростковой среде.
  3. Основные правила личной безопасности.
  4. Рекомендации по осторожности для девушек.
  5. Требования по безопасному поведению для юношей.
  6. Экскурсия в 8 отдел полиции Кировского района СПб.
  7. Обобщение по теме и итоговая диагностика знаний и умений.

Ход занятия:

  1. Ознакомление ребят в форме диалоговой презентации с содержательной структурой темы.
  2. Выполнение игровых заданий и упражнений, помогающих в интерактивном режиме углубить понимание ее разных аспектов.
  3. Расширение и закрепление знаний по теме с использованием ресурсов социальных партнеров.
  4. Заключительное обобщение по теме и итоговая диагностика знаний и умений преимущественно в тестовой форме.
  5. Продолжительность и другие параметры реализации учебных задач произвольно выбираются ведущим в соответствии с имеющимися возможностями и ресурсами.

Ожидаемый результат:

  1. Освоение ребятами понятийного поля и фактологических данных, связанных с проблемами агрессивного поведения.
  2. Закрепление поведенческих паттернов, позволяющих воспитанникам конструктивно преодолевать проблемы, связанные с аутоагрессией или конфликтностью окружающих.
  3. Развитие и углубление у ребят мотивационных установок социально ответственного и гражданско-патриотического поведения, предполагающего понимание важности личного вклада в оздоровление страны.

Информационный материал по 1-му вопросу:

 В первобытные времена процесс выживания напрямую зависел от агрессивности. И сегодня это качество отнюдь не рудимент, просто трансформация агрессии в социальные формы помогает государствам и отдельным индивидам бороться за более высокий статус. История человечества вообще полна жестоких событий: войны, пытки, насилие над женщинами и детьми, пренебрежение стариками — лишь отдельные примеры насилия, сопровождавшего развитие любого общества.

Современное бытовое насилие многолико и может проявляться в самых разнообразных формах: от клички и оскорбительного взгляда до убийства. Поэтому насилием является любое поведение, которое нарушает права другого. К тому же акт насилия имеет место даже в том случае, когда человек и не осознает этого. Дело в том, что дети и подростки зачастую не могут оценить поведение взрослых, поскольку не имеют достаточного опыта и знаний о своих правах.

Например, если подросток вырос в семье, где приняты грубые оскорбления в адрес друг друга, то он принимает это как норму и вряд ли чувствует себя жертвой. Поэтому изживанию насилия, как одной из важнейших социальных проблем, в мире уделяется большое внимание. В частности, совершенствуется законодательство, создаются разнообразные психосоциальные технологии, направленные на предупреждение агрессивности у людей.

В современной России, испытывающей «криминогенный шок», профилактика агрессивности у детей и подростков является объективной необходимостью. По результатам опросов общественного мнения преступность и, в частности, подростковая преступность, волнует людей не меньше, чем инфляция или рост цен. По данным государственной статистики выбывание учащихся из школ по неуважительным причинам, отсутствие трудоустройства подростков, социальное сиротство и криминализация подростковой среды достигли таких размеров, что каждое шестое зарегистрированное в стране преступление совершается несовершеннолетними.

Как наиболее слабые члены общества, а в последние годы и наименее защищенные, дети первыми становятся жертвами жестокого обращения в семье, образовательных учреждениях, проживая в неблагополучных районах, а то и в зонах боевых действий, и не удивительно, что через короткий промежуток времени с лихвой платят обществу жестокостью за жестокость.

Бесконечный порочный круг жестокости воспроизводится частично благодаря особенностям нашего менталитета. Мы не привыкли вслух говорить о жестоком обращении с детьми, распознавать жестокость во всех ее обличьях, например, в авторитаризме общепринятого стиля воспитания или молчаливом допущении неизбежности вала социального сиротства, а главное, реально пытаться преодолеть или предотвратить жестокость, в наивной надежде, что проблемы разрешатся сами собой.

Контрольные вопросы:

  1. Какую роль играет агрессия в истории?
  2. Какие формы она принимала в прошлом?
  3. Какое влияние это оказывает на молодежь?
  4. Что особенно способствует живучести насилия?
  5. Каким образом можно выбраться из этого порочного круга?

Информационный материалпо 2-му вопросу:

Подростковая агрессия – это тема, которая становится все актуальнее в России. С каждым годом фиксируется все больше случаев ее проявления, причем подчас действия юношей и девушек просто непонятны, настолько они выходят за рамки разумного. Как утверждают социологи, за последние 10 лет уровень общения между подростками изменился самым кардинальным образом.

Почему проявляется жестокость в детском и подростковом возрасте, откуда столько агрессии у современных подростков? Что это – влияние телевидения, дань моде, вызов обществу, попытка самоутвердиться? Как уберечь своего ребенка от проявлений агрессии? Как воспитать человеком, который не поднимет руку на слабого? Сложно ответить на эти вопросы, которые с ужасом задают себе многие родители и даже педагоги, видящие множество роликов со сценами избиения одноклассников в школах, «разборки» с соседями по двору, нападения на взрослых с целью ограбления или издевательства, бесконечную череду суицидов несовершеннолетних.

Причины подростковой агрессивности кроются, понятно, в жизни всего нашего общества. «Неблагополучные» семьи, окружение, в котором пребывает подросток, общение в школе, средства массовой информации. Эти причины являются основными в формировании подростковой жестокости. Истоки жестокого поведения мы можем найти и дома, и вне него. Доказано, что чаще всего агрессию проявляют дети, чьи родители уделяют им мало внимания, ориентированы на карьеру. В данном случае, жестокость – это способ ребенка доказать миру, что он может быть независимым, что он отвергает ценности этого общества. В данном случае жестокость – это выплеск злости, обиды на недополученную ласку, внимание.

К такому же результату приводит проявление жестокости в семье, как морального, так и физического подавления ребенка. В этом случае ребенок мстит окружающим за полученные травмы, моральное унижение. Но это еще далеко не все: дети, родители которых позволяют им все, также могут стать еще более жестокими и агрессивными. Они не понимают, что могут быть наказаны за какой-либо поступок, состоятельность родителей часто дает «иммунитет» перед силой закона. В таких ситуациях жестокость является следствием безнаказанности.

Увы, лавинообразно растет число асоциальных семей, со всем букетом сопутствующих пороков и проблем. Случаи, когда выросший в «неблагополучной» семье ребенок растет отличным человеком, достаточно редки. Чаще всего воспитание накладывает неизгладимый отпечаток на психику ребенка. Высока вероятность того, что подросток выстроит свою жизнь на примере того, как коряво ее выстроили близкие люди, не сумевшие придать ей и подобие приличия.

Но даже благополучная семья – совсем не гарантия того, что подросток не будет проявлять жестокость. Как ни печально, но часто виновата вся система социализации. Подростковая агрессия обычно проявляется именно тогда, когда сверстники объединяются и формируют «стаю». Ведь человек существо стадное, им управляет стремление объединения с другими. Соответственно, уменьшить уровень жестокости можно, воспрепятствовав формированию таких потенциально опасных групп. И это – задача взрослых, которые порой не замечают конфликтов, не хотят лишних хлопот и ответственности. Они оправдывают себя тем, что всегда в коллективе есть дети, которые становятся «козлами отпущения» и есть агрессоры, лидеры.

У агрессивных подростков, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

Вместе с тем, среди агрессивных подростков и юношей встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости. Часто такие подростки находятся по отношению к воспитывающим взрослым в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчёркнутой независимости от каких бы то ни было наставников. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Привыкнув к тому, что уважения можно добиться лишь силой, подросток станет хамить, будет драться, издеваться над сверстниками. Иначе – потеря авторитета. Либо бьешь ты, либо бьют тебя.

Некоторые такие «авторитеты» не любят проявлять агрессию, но делать это приходится, чтобы не утратить позиций. Всегда найдутся и несколько соратников, которые будут поддерживать «культ жестокости». Как правило, эти подростки являются либо выходцами из «неблагополучных» семей, либо же детьми состоятельных родителей. И те, и другие привыкают получать все, что им нужно, с помощью грубой силы, да и приятно ощущать себя членом сильной банды.

Большое значение имеют и средства массовой информации, которые просто изобилуют жестокостью во всех ее проявлениях. Учитывая то, что психика подростка крайне подвержена внешним влияниям, опасность агрессивного контента на телевидении и в интернете очевидна. С их помощью, кстати, сейчас набирает силу эпидемии так называемый буллинг, определяемый специалистами как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы подростков к другому сверстнику (или группе).

Буллинг не аналогичен таким понятиям, как агрессия или насилие. Однако последние могут быть элементами этого комплексного явления. Буллинг — это разрушительное поведение более «сильных», направленное на более «слабых». Это не ссоры и драки, в которых участвуют сверстники, обладающие одинаковым авторитетом. Буллинг не бывает справедливым, так как «сильный» получает «удовольствие» от нанесённого ущерба (материального и морального) «слабому».

Мотивацией к буллингу могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, восстановление  справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение, вплоть до удовлетворения садистических потребностей отдельных личностей. Формы буллинга могут быть различными: систематические насмешки, в основе которых может лежать что угодно – от национальности до внешних данных, вымогательство, физические и психические  унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли чрезвычайно изобретательны. Новейшее их «достижение» - кибербуллинг, т.е. буллинг с использованием электронных средств коммуникации.

Среди наиболее популярных форм буллинга выделяются:

1. Физическая агрессия. Включает в себя толкание, пихание, пинки и удары – может также приобретать форму жестокого физического насилия.  В крайних случаях может применяться оружие, например ножи.  Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек.

2. Словесный буллинг. В этом случае оружием служит голос.  Может существовать в форме обидного имени, с которым постоянно обращаются к одному человеку, тем самым раня, оскорбляя и унижая его.  Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу половой ориентации.  Использование анонимных телефонных звонков также очень распространённая форма словесного буллинга, при котором жертвами могут стать не только сверстники, но и взрослые.

 3. Запугивание. Основывается на использовании очень агрессивного языка тела и интонации голоса, чтобы заставить жертву делать то, что он/она не желает делать.  Мимика или "взгляд" хулигана может выражать агрессию и/или неприязнь.  Угрозы также используются для того, чтобы подорвать уверенность жертвы.

 4. Изоляция. Инициатором использования этого метода, как правило, является хулиган.  Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью или всем коллективом.  Это может сопровождаться распространением записок, нашёптыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями в общественных местах.

5. Вымогательство. В этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдаёт их немедленно.  Могут вымогаться дорогие гаджеты, стильная одежда и даже еда.  Жертву также могут принуждать воровать имущество для хулигана.  Такая тактика используется исключительно для возложения вины на жертву. Бывает и наоборот – обидчики стремятся повредить имущество жертвы, в результате оно может быть повреждено, украдено или испачкано.

Что родители или опекуны могут сделать, чтобы их подопечный не проявлял жестокость по отношению к другим? Как ни банально звучит – подавать ему пример своим поведением. Разговаривать с подростком, не игнорировать его проблемы, не злоупотреблять наказаниями, не требовать идеального поведения – вот только самые очевидные правила. Подростку иногда бывает нужно выплеснуть энергию, пусть он это сделает без вреда для окружающих, на занятиях спортом, например. А еще ему с детства надо объяснить, что есть не только «я хочу», но и немалые обязанности, необходимость считаться с желаниями и потребностями других людей.

Не менее важно, конечно, готовить подростка и к искусству выживания в современной молодежной среде, не всегда толерантной к нему. Один из аспектов выполнения подобной программы – всемерное развенчание мифа о том, что «агрессивное поведение – это нормально», экстренное и эффективное разоблачение подонков, консолидация здорового общественного мнения, не будет лишней и всесторонняя спортивная подготовка, включая навыки самообороны.

Контрольные вопросы:

1. Откуда столько агрессии у современных подростков?

2. Какую роль в эскалации насилия играют СМИ?

3. Каковы отличительные черты агрессивного сверстника?

4. Что такое буллинг и каковы его основные формы?

5. Чем можно эффективно противостоять насилию?

Информационный материал по 3-му вопросу:

Какие бы новейшие или классические теории агрессии ни пытались нам объяснить ее механизмы, истоки и причины – этого для обеспечения надежной безопасности еще очень мало, ибо, как гласит восточная мудрость, «даже если знаешь, отчего летит камень, вначале надо от него увернуться». Именно поэтому нужно обязательно учить подростка не только четко понимать свои ценности и свою позицию, но и грамотно отстаивать ее, уметь прогнозировать поступки других людей, отсекать провокации в их интонациях и попытках сближения с тобой, отслеживать все значимые поведенческие моменты в коллективе и так далее. Обязательно нужно учить, как различить ложь, разоблачить искусно применяемую манипуляцию как своеобразный способ достижения результата от человека, когда он сам этого не хочет.

По сути, нужно научить подростка строить продуктивные бизнес-отношения, то есть договоренности о том, как сделать так, чтобы и ему и другим людям было выгодно дружить. А ведь любое эффективное общение – это, по сути, правильные договоренности и соблюдение этих взаимных договоренностей. Если же другие не хотят устанавливать и соблюдать нормальные договоренности –  значит надо  уметь постоять за себя, и скорее всего даже в физическом плане.

Этому его тоже нужно учить, но необходимо помочь ему всегда видеть разницу между защитой и нападением. Как известно, дурной пример заразителен. Если подросток видит перед собой образец агрессивного и безнаказанного поведения, он сам захочет стать таким, чтобы отомстить своему обидчику. И он сам легко привыкает обижаться, если слабовольно обижаются другие – но его можно удержать от этого с помощью обучения конструктивным технологиям общения.

Подростка надо тренировать заранее, что сказать или сделать в той или иной ситуации, чтобы он не стоял в прострации и думал, как ему быть, а чтобы у него уже заранее, как говорится, слова висели на языке и готов был к употреблению боевой двигательный алгоритм, по апробированной многократно суворовской победоносной науке «тяжело в учении – легко в бою».

И если юношам и девушкам дать знания о различных ситуациях, связанных с насилием и их реакциями на него, помочь им выстроить в своем сознании готовые причинно-следственные цепочки, готовые фразы и ответы, это очень поможет им защитить себя. Тогда экстремальные ситуации рассматриваются автоматически и почти без контроля сознания, так же, как типовые задачи по математике – при этих условиях есть такой вот путь решения, и он единственно верный.

Такой подход как раз и помогает сформировать так дефицитное сейчас ассертивное поведение, понимаемое как умение достигать своих целей на взаимовыгодной основе, не манипулируя другими людьми, то есть сохраняя свое и их достоинство. Это способ достигать результатов без унижения, оскорбления других участников ситуации, без агрессивных выпадов или выгадывания дивидендов.

Одним словом, с подопечным надо постоянно работать, отслеживать изменения в его настроении, интересоваться его делами и помогать ему справляться с ними. Если просто убрать подростка из конфликтной ситуации, не пытаясь помочь ему научиться защищать себя, то и в новом коллективе он, с уже деформированной психикой, создаст все предпосылки к тому, чтобы опять стать жертвой, изгоем.

Он уже сам будет провоцировать по отношению к себе насилие брешами в своей психологической устойчивости и своим неумением общаться.  Ведь жертва резвящимися хулиганами очень часто выбирается по признаку отсутствия духа, мизерности внутренней силы,  почти всегда это тот слабак и лузер, кто с первого раза, когда была вот эта первая попытка его «пробить», достойно на нее не отреагировал.

Вот когда наглядно демонстрируется истинность тезиса, что «ни у кого не будет второго раза, чтобы произвести первое впечатление». Придя в новый коллектив, человек производит какое-то первое впечатление на людей. И чтобы не спровоцировать по отношению к себе агрессии, оно должно быть достойным и при этом подлинным, должно отражать то, что ты собой представляешь.

А для этого нужно тренироваться заранее, работать с речью и даже с мимикой, перед зеркалом или камерой. В ходе таких тренингов можно отыгрывать различные ситуации и записывать их на камеру, а потом, просмотрев результаты, разбирать увиденное, продумывать, как можно было вести себя более внушительно, каким образом и точнее доносить до других свою позицию.

Как представляется, в следующих типовых ситуациях подростку важно соблюдать несколько самых общих правил:
      1. Собираясь провести вечер в незнакомой компании, возьмите с собой приятеля, в котором вы уверены.
      2. В начале вечеринки предупредите всех, что не уйдете не попрощавшись. Если вы покидаете компанию с кем-то, то скажите друзьям, с кем.
      3. Доверяйте своей интуиции. Если вы ощущаете психологический дискомфорт, то это может быть потому, что вы не чувствуете себя в безопасности.
      4. Установите для себя четкие пределы: чего вы хотите, а чего не позволите ни при каких обстоятельствах.
      5. Сохраняйте способность принимать ясные решения и правильно реагировать в любой ситуации.
      6. Ведите себя уверенно, вы имеете право думать и заботиться о себе, даже если этим вы можете задеть чувство другого.
      7. Если есть возможность, чтобы вас встретили или забрали с вечеринки, то воспользуйтесь ею (это придаст вам большей уверенности, и вы сможете лучше контролировать свои действия).

      8. Не пользуйтесь в одиночку услугами частного транспорта. В этом случае попросите провожающего запомнить или записать номер автомашины.

     9. Если вы находитесь с кем-то, кто заставляет вас чувствовать себя дискомфортно, кто игнорирует ваши чувства или выказывает неуважение к вам каким-то другим способом, лучше немедленно прервать отношения с этим человеком.
     10. Нет совершенно верных способов защиты от потенциального сексуального насилия. Но существуют тревожные для вас знаки, которые могут насторожить, например неуважение к человеку, нарушение его личного пространства.

Информационный материал по 4-му вопросу:

Их можно разделить на две группы: как себя вести, чтобы не допустить нежелательных последствий и ситуации, в которых эти неприятные последствия уже наступили.

Девушки 13–14 лет, особенно физически сформированные – объект внимания не только своих сверстников, но и многих мужчин. И для того чтобы избежать небезопасного внимания к своей персоне, в первую очередь не нужно провоцировать его.

Короткая юбка, обтягивающая кофточка, яркая косметика подчеркивают женственность и вполне уместны в ситуациях, не предполагающих нежелательных последствий. Так можно и нужно выглядеть на домашней вечеринке, школьном вечере или в компании очень близких людей.

Однако при этом нужно помнить, например, что по статистике большой процент сексуальных посягательств происходит именно со стороны знакомых и близких друзей. Хотя сексуальные маньяки составляют лишь небольшой процент из числа насильников, совершенно точных способов защиты от потенциального сексуального насилия похоже не существует. Но могут быть тревожные для вас знаки, которые должны заставить насторожиться, например, неуважение к человеку, нарушение его личного пространства.

Будьте осторожны, если кто-то: находится к вам слишком близко и получает удовольствие от дискомфорта, который вы в связи с этим испытываете; пристально смотрит на вас и демонстративно разглядывает; не слушает того, что вы говорите, и игнорирует ваши чувства; ведет себя с вами как хороший знакомый, хотя это не так.      

Обращая внимание на знаки подобного рода, вы можете уменьшить риск подвергнуться насилию не только на вечеринке, но и в других местах. Такая ситуация может сложиться, когда вы встречаетесь с кем-то впервые, идете в кино или на дискотеку, находитесь в компании друзей или знакомых.

Идя на вечеринку, девушка должна быть хорошо информирована о составе участников. Если в компании оказались неожиданно незнакомые люди, лучше уйти сразу. Приходить на различного рода молодежные тусовки лучше не одной, а с близкими, проверенными друзьями. С ними надо и уходить, как бы ни велико было желание еще потанцевать и повеселиться.  Если  молодой  человек  приглашает  девушку к себе в гости, нужно заранее быть уверенной, что в квартире вы с ним не останетесь наедине. В старом дворянском этикете была рекомендация «не давать повода». Эта рекомендация и сегодня составляет первое условие безопасного поведения девушки.

Давать повод может не только внешний вид девушки, но и ее поведение. Развязность, громкий смех или другие проявления эмоций привлекают к себе внимание окружающих. И если одни люди воспринимают такое поведение как проявление невоспитанности, то другие – как признак доступности.

Многие правила поведения обусловлены конкретной ситуацией. Если на увеселительных мероприятиях допустимо стремиться быть центром внимания, в общественных местах (на улице, в магазине, транспорте) такое стремление может привести к недоразумениям и конфликтам. Безопасное поведение на улице – это, прежде всего, умение правильно оценить обстановку и грамотно действовать:

– не находиться на улице одной в темное время суток;

– избегать проходных подъездов, дворов, безлюдных участков, территорий;

– не пользоваться подземным переходом, если он плохо освещен или малолюден;

– никогда ни при каких обстоятельствах не садиться в машину к незнакомым и малознакомым людям;

– никогда ни при каких обстоятельствах не заходить самой в чужие дома  или  квартиры,  даже  если  вас  об  этом  будут убедительно просить (нужно помочь, посидеть с ребенком, позвонить);

Если все-таки вам придется идти одной в темное время суток или через безлюдное место, примите следующие меры безопасности:

– одежда не должна стеснять ваши движения;

– обувь должна быть удобной для бега, обувь с высокими каблуками не надевать;

– волосы не должны быть распущены (распущенные волосы легко намотать на руку в случае физического насилия);

– при себе следует иметь средства индивидуальной защиты: газовый баллончик, звуковую сирену, свисток, баллончик с лаком для волос или дезодорантом, но лучше всего пакетик с молотым перцем. Вы надолго выведите нападающего из строя, сыпанув перец ему в лицо.

Спровоцировать конфликт в кругу своих сверстников можно двусмысленным поведением, а порой и просто кокетством. Так, позволяя за собой ухаживать молодому человеку, девушка тем самым дает ему основание рассчитывать на ответную симпатию. Отсутствие встречного интереса может вызвать у молодого человека агрессию по отношению к девушке.

Именно поэтому требование взрослых и педагогов к девушке соблюдать скромность, хранить девичью честь и достоинство – это не только забота о том, как будет выглядеть девушка в глазах окружающих, но и стремление обеспечить ее безопасность.

Информационный материал по 5-му вопросу:

Они часто воспринимаются как ограничение их прав и свободы. На самом деле взрослые стремятся обезопасить их от ненужных рисков. Но одними запретами повлиять на поведение подростков нельзя. Главный принцип любого этикета «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе». Обижая или унижая младшего или слабого, вы должны помнить о том, что в любой момент вы можете оказаться на его месте. Претендуя на уважение собственных прав, вы должны понимать недопустимость ограничения прав других людей.

Научившись бережно относиться к старшим, помогать слабым и больным, вы научитесь достойным формам поведения в экстремальных ситуациях. Только научившись помогать другим людям, человек перестает сам нуждаться в помощи и ожидать ее со стороны. Забота о других людях – удел сильных.

Некоторые подростки имеют ошибочное представление о понятии «сильная личность», доказывая свою силу исключительно кулаками. Умение постоять за себя – важное качество мужчины. Но подросток должен понять,  что  настоящий  мужчина  не  побеждает  в  драке,  а  предотвращает ее. Вот советы по предотвращению конфликта или даже драки, связанных с насилием:

– не ведите себя вызывающе;

– не демонстрируйте другим высокомерие, превосходство, презрение;

– не задирайте окружающих людей, даже если вам очень хочется продемонстрировать свою удаль перед спутниками, а тем более спутницами. Во-первых, это некрасиво, не возвысит вас в их глазах, а во-вторых, вы не знаете, на кого нарветесь;

– не носите с собой открыто вещи, имеющие большую материальную ценность. Во-первых, вы их не заработали и не можете нести за них ответственность, а во-вторых, они могут представлять интерес для любителей легкой наживы;

– проявляйте бдительность, постарайтесь избежать встречи с большой компанией, подвыпившими или пьяными людьми;

– избегайте безлюдных мест, если идете один, а тем более, если провожаете девушку. В первом случае вы еще сможете спастись бегством, во втором – этот вариант исключен;

– старайтесь до последнего избегать физического столкновения;

– при проявлении в ваш адрес агрессии держитесь спокойно, уверенно в себе. Нежелательны обе крайности поведения: ваша встречная агрессия может только раззадорить нападающих; ваша униженно просящая позиция неминуемо переведет вас в положение жертвы. Человек, ведущий себя как жертва, во всех ситуациях является объектом нападения;

– если драка неминуема, главное усвоить: только люди с комплексом неполноценности, обиженные жизнью и людьми, дерутся до победного конца (исключением является защита ребенка, женщины, инвалида, когда других способов защиты уже не осталось). Настоящий мужчина найдет способ прекратить драку как можно скорее.

Чтобы избежать опасности быть обманутым мошенниками, втянувшим вас в азартную игру, надо усвоить несколько основных правил:

– ни при каких обстоятельствах не соглашаться быть посредником в чужой игре;

– если вы все-таки решили играть с незнакомцами, помните: ваш сиюминутный выигрыш запланирован ими, это – приманка, проиграете вы все равно больше;

– если вы проиграли часть своих денег – никогда не отыгрывайтесь – проиграете вы все равно больше;

– никогда не ставьте на кон вещи (часы, украшения, одежду и тому подобное);

– если играете, играйте только ради удовольствия, не относитесь к игре как к способу разбогатеть.

Контрольные вопросы:

1. В чем опасность психической и физической слабости?

2. В чем главные преимущества ассертивного поведения?

3. Почему в самозащите важна предварительная тренировка?

4. Что стоит предвидеть в опасной ситуации девушке?

5. Что нужно учитывать в конфликте юноше?

Информационный материал по 6-му вопросу:

Ребята знакомятся с материально-технической базой современной полиции, содержанием и методами работы ее различных подразделений, особенностями деятельности отдела по работе с несовершеннолетними. После осмотра служебных помещений и бесед с сотрудниками организуется круглый стол с чаепитием и обсуждением увиденного по вопросам:

  1. Что узнали нового?
  2. Что понравилось?
  3. Что не понравилось?
  4. Кто может стать инспектором ОДН?
  5. Представляешь ли себя в этой роли?

Информационный материал по 7-му вопросу:

Проблема насилия и жестокости над детьми за последние годы в нашей стране стала особенно актуальной. Жестокое обращение с детьми в семье, школе, со стороны сверстников - это драматический пример полного распада семьи, с одной стороны, и насаждение агрессивности, как нормы поведения в микросоциуме - с другой.

На наш взгляд, прервать дальнейшую эскалацию насилия в подростковой среде способны следующие меры:

- обучение взрослых методам ненасильственной педагогики и оказание им психолого-педагогической помощи;

- разработка действенной процедуры и реального механизма защиты прав и интересов ребенка по личному обращению;

- укрепление безопасности образовательной среды и активное внедрение в воспитательную практику новейших педагогических технологий, способной изменить систему сложившихся взаимоотношений;

- формирование у детей правовой грамотности в отношении преступлений против личности, расширение социально-психологической компетентности в целях снижения агрессивного поведения;

- обучение несовершеннолетних безопасному поведению в целях защиты от агрессии окружающих, а также для налаживания партнерских отношений со сверстниками и в будущей собственной семье.

А закрепить и уточнить полученные знания и умения вам помогут следующие тесты, задания и упражнения:

Тест: «Насколько Вы агрессивны?»

Ребята отвечают на вопросы, выбирая свой вариант ответа из предложенных, затем по ключу определяют результат.

  1. Склонны ли вы искать пути к примирению после конфликта? 

всегда;

иногда;

никогда.

  1. Как вы ведете себя в критической ситуации? 

внутренне кипите;

сохраняете полное спокойствие;

теряете самообладание.

  1. Каким вас считают сверстники? 

самоуверенным;

дружелюбным;

спокойным.

  1. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность, на которой можно "погореть"? 

примете ее с некоторыми опасениями;

согласитесь без колебаний;

откажетесь от нее ради собственного спокойствия.

  1. Как вы будете себя вести, если ваш сосед без разрешения возьмет вещь из вашей тумбочки? 

выдадите ему "по первое число";

попросите вернуть;

проигнорируете.

  1. Какими словами вы встретите подружку, опоздавшую на встречу? 

"Что это тебя так задержало?";

"Где ты торчишь допоздна?"

"Я уж начал волноваться".

  1. Как вы ведете себя за рулем автомобиля на автодроме? 

стараетесь обогнать машину, показавшую вам "хвост";

вам все равно, сколько автомобилей вас обошло;

будете таранить всех встречных и поперечных.

  1. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь? 

уравновешенными;

легко меняющимися;

вполне твердыми.

  1. Что Вы предпринимаете, если не все удается? 

находите, кто виноват из числа окружающих;

легко смиряетесь;

становитесь впредь осторожнее.

  1. Как вы отреагируете на информацию о распущенности секс меньшинств? 

"Ловить и отправлять в колонию!";

"Разнополая любовь, видно, сегодня не в моде";

"Надо ввести полицию нравов и штрафовать как следует!"

  1. Что вы ощущаете, если приз, которую вы хотели получить, достался другому? 

"И зачем я только на это нервы тратил?";

"Видно, его физиономия начальству приятнее!";

"Может быть, мне это удастся в другой раз".

  1. Как вы смотрите страшный фильм? 

боитесь;

скучаете;

получаете истинное удовольствие.

  1. Как вы относитесь к состязанию, игре? 

стараетесь победить;

по-олимпийски, главное не победа, а участие;

расстраиваетесь очень сильно, если проигрываете.

  1. Если из-за дорожной пробки вы опоздали на важную встречу: 

будете потом долго нервничать;

попытаетесь оправдаться;

огорчитесь.

  1. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в кафе? 

стерпите, избегая скандала;

вызовете администратора;

отправитесь с жалобой к директору.

  1. Как Вы себя поведете, если вашего младшего брата обидят в школе? 

поговорите с учителем;

устроите скандал родителям "малолетнего преступника";

посоветуете ребенку дать сдачу.

  1. Какой, по-вашему, вы человек? 

недостаточно уверенный в себе;

вполне себе уверенный;

неустойчивый, а некоторые говорят - "пробивной".

  1. Как Вы ответите младшему по возрасту, с которым столкнулись в дверях и он начал извиняться? 

"Извини, это моя вина";

"Ничего, пустяки!";

"А повнимательнее быть не можешь?!"

  1. Как отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди подростков? 

"Когда же, наконец, ими займутся?"

"Для начала выпороть, а если не поможет, - отправить в колонию!";

"Нельзя все валить на них, виноваты и воспитатели".

  1. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное Вы предпочтете? 

тигра;

домашнего кота;

медведя.

Ключ к тесту:

35 и менее очков

Вы чрезмерно миролюбивы, что возможно, обусловлено недостаточной уверенностью в своих силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что Вы, как травинка, гнетесь под любым ветерком... И все же побольше решительности вам не помешает.

35-44 очка

Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку у Вас достаточно здорового честолюбия и уверенности.

45 и более очков

Вы излишне агрессивны, при этом нередко оказываетесь чрезмерно жестоки к другим людям и вдобавок неуравновешенны. Вы надеетесь взобраться "наверх", рассчитывая на себя и добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому вас не удивляет неприязнь сверстников, но при малейшей возможности вы стараетесь их за это наказать.

Упражнение «Реакция» - ведущий просит ребят вспомнить, как они чаще всего реагируют на агрессию, и нарисовать себя. Затем он спрашивает, кто нарисовал себя в конструктивной позиции. Поскольку большинство обычно рисует себя в неконструктивной позиции, ведущий интересуется, почему так трудно реагировать на агрессию конструктивно? В результате обсуждения этого вопроса делается вывод, что труднее всего сдерживать себя. В заключение обсуждаются различные способы, помогающие сдержаться, например, считать до десяти или постараться внимательно рассмотреть мелкую деталь на одежде противника.

Игра «Эрудиты» - участники по очереди называют правила поведения для юношей и девушек в ситуациях повышенного риска, конфликтах с угрозой применения насилия. При заминке в 3 сек. участник выбывает, последний назвавший становится победителем и поощряется призом.

Игра «Супермен» - участники разбиваются на микрогруппы, получают карточки заданий (постоянно домогаются, отжимают телефон, поставили на счетчик, угрожают избить и выложить видео в интернет) и после краткой подготовки разыгрывают сценки реальных действий, стараясь продемонстрировать психологическую устойчивость, навыки самообороны, умелое использование различных подручных средств и всесторонний учет осложняющих задачу факторов.

Тест ПС-компетентности – участники на скорость заполняют таблицу, выставляя себе самооценку в соответствующей графе:

п/п

Ситуация

занятия

и

основная

проблема

Необходимые

действия

Возможные

ошибки

Само-

оценка

Оценка

эксперта

1

Выбираете наряд на предстоящий танцевальный вечер

2

Предстоит вечеринка в незнакомой компании

3

Захотелось пококетничать с незнакомцем

4

Вдруг ощутили дискомфорт в общении с собеседником

5

К вам проявляют нездоровый сексуальный интерес

6

Вынуждены садиться в машину к частнику

7

Оказались в одиночку на ночной незнакомой улице

8

Столкнулись с шумной пьяной компанией

9

Назревает конфликт с возможной потасовкой

10

Вам адресуются оскорбления и драка неизбежна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подростковая агрессивность: девиация или норма? Основные детерминанты агрессивного поведения подростков».

Статья будет интересна и психологам, и социальным педагогам, и учителям, а также родителям подростков....

Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде

Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде....

Родительское собрание на тему:“Профилактика агрессивных форм поведения в подростковом возрасте”.

Родительское собрание на тему:“Профилактика агрессивных форм поведения в подростковом возрасте”....

Предупреждение детской подростковой агрессивности

Следующие правила позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов:Спокойное отношение в случае незначительной агрессии: -  полное игнорирование реакций подростка-...

Профилактика агрессивного поведения в подростковом возрасте.

В памятке раскрываются причины подростковой агрессии и пути их преодоления....

Профилактика агрессивности в подростковой среде

Проблема воспитания подростков с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем.Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведени...