Главные вкладки

    Социально-педагогическое сопровождение детей, лаказавшихся в трудной жизненной ситуации
    методическая разработка на тему

    Казакова Светлана Сергеевна

    Представленная работа - это выдержка из диплома, написанного на примере работы в ГБОУ СОШ №512 Невксого района Санкт-Петербурга

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 2.3.docx25.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    2.3 Технология сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению.

    Понятие «технология» используется в разных назначениях. С одной стороны, технология - это способы материализации трудовых функций человека, его знаний, навыков и опыта в деятельности по преобразованию предмета труда или социальной реальности. С другой стороны, технология - это практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария с целью достижения качественных результатов труда.

    Целью данного параграфа является разработка технологии социально-педагогической деятельности по работе с подростками, склонными к девиантному поведению.

    Социально-педагогическая технология по своей сущности есть целенаправленная, специально организованная последовательность деятельности, вследствие которой происходит изменения поведения подростков. В такой деятельности, как правило, выделяются определенные этапы действий, обеспечивающие в своей совокупности достижение поставленной цели. Технология социально-педагогической деятельности по работе с подростками, склонными к девиантному поведению, может включать  в себя четыре этапа:

    • диагностичекий;
    • подготовительный;
    • деятельностный;
    • рефлексивный

    Диагностический этап:

    Целью диагностического этапа является выявление подростков, склонных к девиантному поведению.

    В общей системе педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем  у детей, важное место занимает своевременное выявление подростков, склонных к девиантному поведению.

    Для этого существуют следующие методы – наблюдение за поведением и внешним видом подростка, мониторинг успеваемости и посещаемости, беседа, анкетирование, тестирование, социальный портрет подростка.

    Своевременное выявление подростков, склонных к девиантному поведению достигается путем взаимодействия классного руководителя, учителей-предметников, психолога и социального педагога.

    Под пристальное наблюдение службы сопровождения могут попасть подростки:

    • имеющие большое количество пропусков учебных занятий по неизвестной и неуважительной причине;
    • имеющие проблемы во взаимодействии со сверстниками/педагогами;
    • неуспевающие по учебным дисциплинам;
    • не выполняющие правила внутреннего распорядка школьников образовательной организации.
    • с серьезными поведенческими проблемами;
    • с проявлениями депрессивного состояния и так далее.

    О вышеперечисленных проявлениях девиантного поведения у подростка службе сопровождения может сообщить классный руководитель, педагог-предметник, родители другие, кто вступает во взаимодействие с данным подростком. Кроме того выявление подростка склонного к девиантному поведению осуществляется в процессе систематически проводимой диагностики.

    После выявления подростка, склонному девиантному поведению, социальный педагог и педагог психолог могут приступить к подготовительному этапу.

    Подготовительный этап включает в себя сбор информации, которая будет указывать на причину девиантного поведения разработку плана индивидуальной социально-педагогической деятельности с подростком, склонным к девиантному поведению.

    Схема сбора информации:

    • беседа с учителями-предметниками и с классным руководителем;
    • беседа с родителями/законными представителями или иными взрослыми, которые принимают участие в воспитании подростка, склонного к девиантному поведению;
    • изучение школьного анамнеза;
    • сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником медицинской службы;
    • анализ взаимодействий учащихся внутри класса;
    • анкетирование родителей.

    На основе анализа полученной информации социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуальной социально-педагогической деятельности по работе с подростками, склонными к девиантному поведению. Этот план должен включать в себя несколько этапов:

    • взаимодействие подростка и педагога-психолога, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважить чувства других;
    • организация досуга подростка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции);
    • помощь в преодолении трудностей в учёбе;
    • помощь в выборе образовательного маршрута;
    • сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);
    • обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов социальной и материальной помощи;
    • защиту прав подростка, включая защиту от жестокого обращения со стороны  родителей и представителей ближайшего окружения.

    Особое внимание уделяется включению детей в социально-значимую деятельность  школьного и внешкольного уровней для профилактики асоциальных форм поведения, в том числе табакокурения, алкоголизма, наркомании  и пр. Очень важным является интеграция усилий социального педагога и школьной службы сопровождения в целом.

    Бывают случаи, когда школа в одиночку не может справится с решением проблемы подростка, склонного к девиантному поведению. В этом случае предоставить подростку специализированную помощь вне школы. Социальный педагог является в таком случае посредником. Своевременное обращение в ППМС-центр в необходимо случаях:

    • появления серьезных поведенческих проблем;
    • наличия серьезных социально-эмоциональных проблем;
    • употребления или возможного употребления спиртных напитков, ПАВ и других наркотических веществ;
    • кризисных состояний в семье;

    Следующим этапом в реализации технологии социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению, является деятельностный этап. Этот этап предполагает непосредственную работу социального педагога с подростком, склонным к девиантному поведению, которая осуществляется по составленному плану индивидуального сопровождения. Так как работу необходимо проводить не только с самим подростком, но и с его семьей, социальный педагог организует свою деятельность по двум направлениям:

    1.        Работа непосредственно с подростком, на которого воздействуют негативные социальные факторы;

    2.        Работа с семьей подростка и его ближайшим окружением.

    Для плодотворной социально-педагогической деятельности обязательно должна организовываться работа с подростка, имеющего комплекс проблем с педагогом-психологом для коррекции поведения подростка, склонного к девиантному поведению, в школе с одноклассниками и учителями, и дома – с родителями. Следующая составляющая социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению, - это организация помощи в решении проблем в обучении. Для ребенка проводятся дополнительные занятия по предметам. При этом необходимо постоянное наблюдение за посещаемостью подростка и за динамикой успеваемости по предметам. Кроме того одной из важненейших уровней организации социально-педагогической деятельности по пработе с подростками, склонными к девиантному поведению является организация свободного времени подростка. Организованный досуг является важной формой профилактики безнадзорности и правонарушений, а также способствует положительному разрешению проблем ребенка, а также его самореализации в определенном занятии. В ГБОУ СОШ №291 особое внимание уделяется организации досуга учащихся. На базе школы, как говорилось ранее, функционируют множество кружков и секций, в которых дети могут заниматься в соответствии со своими предпочтениями.

    Кроме того, сопровождение родителей является неотъемлемой составляющей социально-педагогической работы, отправной точкой взаимодействия, так как дает возможность прогнозировать поведение ребенка, предупредить деструктивные изменения, ответить на вопросы о причинах дезадаптации  и сформировать обоснованные подходы в организации социально-педагогической деятельности.

    Целью работы с родителями в системе социально-педагогической деятельности является создание комплекса социальных и психолого-педагогических условий, позволяющих сформировать единый подход для социализации подростка, склонного к девиантному поведению.

             Социально-педагогическая деятельность с родителями включает в себя следующие элементы:

    • Регулярное проведение в родителями общешкольных и классных собраний по просвещению родителей в области ЗОЖ, а также консультирование родителей по вопросам воспитания и сохранения здоровья, по предупреждению вредных привычек среди учащихся с участием врачей-специалистов;
    • Родители активно участвуют в организации и проведении туристических слетов, экскурсий и дней здоровья;
    • Оказывается помощь в организации санаторно-курортного и оздоровительно-профилактического лечения детей и семей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, и из семей, имеющих ребенка-инвалида;
    • Контрольное посещение семей, состоящих на внутришкольном контроле и семей группы риска;
    • Постановка на учет семей, требующих особого педагогического внимания;
    • Первичное обследование жилищно-бытовых условий асоциальных семей и семей, вновь поставленных на учет;
    • Принятие мер административного характера к родителям, недобросовестно выполняющим или не выполняющим родительские обязанности по воспитанию детей;
    • Организация и проведение комплексных социально-педагогических патронажей совместно с субъектами профилактики;
    • Изъятие детей из социально-опасных семей, оформление документов на лишение прав, ограничение прав;
    • Вызов родителей на заседание школьного Совета по профилактике правонарушений, заседания территориальной КДН и ЗП;
    • Проведение бесед с родителями, вынесение официальных предупреждений о недопустимости халатного отношения к детям;
    • День открытых дверей для родителей с презентацией студий, кружков и секций, посещение открытых уроков, консультации;
    • Анкетирование родителей об интересах и потребностях детей в системе поддерживающего досуга и культурно-досуговой деятельности;
    • Праздничные концертные программы;
    • Совместные коллективные творческие дела в классах;
    • Совместная организация последнего звонка и выпускного вечера;
    • Таким образом, система позволяет планомерно решать вопросы профилактики негативного, девиантного поведения у подростков.Кроме того, социально-педагогическое сопровождение родителей в рамках социально-педагогической помощи  позволяет восстановить утраченные связи семьи и школы, семьи и ребенка.
    • Последний этап  - рефлексивный этап
    • Получение положительных результатов работы требует времени. Работа проводится до тех пор, пока у ребенка не сформируется чувство защищенности, стремление к самореализации, а также стойкое желание улучшить свой социальный статус. По результатам работы поведение ребенка должно иметь положительную социальную направленность. Родители ребенка должны осознавать важность гармонизации семейных отношений. А
    • При получении неудовлетворительного результата необходимо провести вторичную диагностику, выявить причины неуспеха проведенных мероприятий и откорректировать деятельность в соответствии с выявленными недостатками.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальное сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

    В материале даются определения таким понятиям, как индивидуальное сопровождение, трудная жизненная ситуация, приводятся отличительные особенности детей "группы риска". Представлен алгоритм действий со...

    РОЛЬ школьного психолога в сопровождении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Социально-экономический кризис 1990-х годов  в нашей стране повлек за собой ухудшение условий жизни основной массы российских семей, увеличение числа разводов супругов, что наиболее драматично ск...

    Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

    Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации...

    Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

    Основные понятия и термины по теме социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшизся в трудной жизненной ситуаии...

    Открытый фестиваль творчества для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из многодетных семей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию «Капсула времени»

    19.10.2019г. в МАУК «КДЦ «Протон», г. Протвино проходил открытый фестиваль творчества для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из многодетны...

    «ДОРОГА В БУДУЩЕЕ»: социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством активных форм и методов дополнительного образования социально-педагогической направленности

    Уважаемые коллеги! Вашему вниманию (и для вашего обсуждения) представляется дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в социально-реабилитационном центре "Виктория" (город Но...

    Социально-педагогическая поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

    В данной статье раскрыто понятие трудной жизненной ситуации, актуальность проблемы в наши дни, принципы и направления работы социального педагога, а также описан алгоритм работы специалиста с несоверш...