Коррекционно-развивающие занятия с несовершеннолетними как основная форма реабилитационной работы. Структурные элементы занятий, их типология и методические основы
учебно-методический материал на тему

Основной формой организации КРР являются коррекционно-развивающие занятия. Цель коррекционно-развивающих занятий – формирование компенсаторных знаний и умений для повышения уровня общего развития детей, восполнения пробелов предшествующего развития и обучения, профилактики и исправления вторичных нарушений. Компенсаторными называются функциональные знания и умения, которые позволяют преодолеть ограничения жизнедеятельности ребёнка через активизацию обходных путей его развития. Социальная модель реабилитации не отрицает значимости знаний, но акцентирует внимание на способности использовать полученные знания, т.е. в качестве целей КРР рассматривает формирование умений.

Применение адекватной программы и методов  обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям  детей, одна из основных задач коррекционно-развивающих занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnoe_zanyatie.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Причал надежды» в г. Ульяновске - Центр по профилактике семейного неблагополучия»

Тема: Коррекционно-развивающие занятия с несовершеннолетними как основная форма реабилитационной работы. Структурные элементы занятий, их типология и методические основы

Выполнила воспитатель

Чеснокова О.И.

г. Ульяновск, 2016

Основной формой организации КРР являются коррекционно-развивающие занятия. Цель коррекционно-развивающих занятий – формирование компенсаторных знаний и умений для повышения уровня общего развития детей, восполнения пробелов предшествующего развития и обучения, профилактики и исправления вторичных нарушений. Компенсаторными называются функциональные знания и умения, которые позволяют преодолеть ограничения жизнедеятельности ребёнка через активизацию обходных путей его развития. Социальная модель реабилитации не отрицает значимости знаний, но акцентирует внимание на способности использовать полученные знания, т.е. в качестве целей КРР рассматривает формирование умений.

Применение адекватной программы и методов  обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям  детей, одна из основных задач коррекционно-развивающих занятий.

Ранняя коррекция имеет значение не только как эффективное средство развития ребёнка, но и как надёжное средство диагностики, поскольку в процессе длительного наблюдения при активном педагогическом воздействии наиболее полно выявляются все возможности и особенности каждого ребёнка, дополнительные и вторичные нарушения, в результате чего к началу школьного обучения может быть безошибочно определён тот тип школы, в котором он должен обучаться. Коррекционное обучение детей в раннем возрасте нередко может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что повлияет на всю его дальнейшую судьбу.

 Занятия в младшей группе направлены на развитие речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания, целенаправленности действий, на упорядочение поведения, контактности.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность упражнений, приемов, игр, направленных на решение определенной задачи. Игровая методика занятий также является условием и средством обучения детей дошкольного возраста. Еще 2,5 тысячи лет назад Сократ, высказывая свои мысли о педагогике, говорил, что никакие знания не следует преподавать детям насильственно. «Преподавай, милейший, детям науки посредством игры, тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Однако, несмотря на справедливость этих слов, неукоснительное следование этим правилам требует от педагога специальных умений и подготовки.

Использование, имеющегося в группе наглядного материала ,предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы, соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста, способствует их меньшей утомляемости во время занятий и позволяет добиваться эффективности занятий.

О значении наглядности в обучении маленьких детей хорошо сказал К. Д. Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Задания и упражнения на занятии педагог может использовать дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, по своему усмотрению компоновать и дозировать их в рамках курса.

Приведем алгоритм построения коррекционно-развивающей работы:

1. Определение сути проблемы (организационный этап).

2. Разработка представлений о предполагаемых результатах коррекционно-развивающей работы (задачи работы).

3. Приемы и методы работы, которые соответствуют поставленным задачам. Конкретные виды коррекционной работы (упражнения, техники, задания).

Занятия проводятся ежедневно со всей группой или по подгруппам . Время проведения занятий для детей младшего дошкольного возраста не превышает 15-20 мин.

Когда педагог приступает непосредственно к проведению таких занятий необходимо помнить, что перегрузка занятий новизной и разнообразием снижает эффективность и значимость проводимой работы. Чтобы этого не произошло, необходимо разработать общую структуру коррекционно-развивающих занятий:

Структура занятий должна быть  гибкая и включать  познавательный материал с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В процессе занятий у детей развиваются коммуникативные качества, обогащается эмоциональный опыт, активизируется мышление, осознаются и переживаются успехи-неуспехи, результаты деятельности, проектируются общественные взаимодействия и двигательные акты, формируется личностная ориентация.

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

Традиционные методы, используемые на занятиях, обогащаются игровыми ситуациями.

Занятие конструируется примерно следующим образом:

1. Вводная часть или организационный момент: психологический и эмоциональный настрой на занятие (продолжительность 3 минуты).

2.     Коррекционно-развивающий блок: непосредственно познавательный материал, связанный одним игровым сюжетом. Включаются задания на развитие восприятия, памяти, мышления (продолжительность 15 минут).

3. Двигательная разминка или физкультминутка: прием «Перевоплощение» или игровой мини-тренинг «Оживи картинку» (продолжительность 5 минут).

4. Заключительная часть: беседа о занятии и рефлексия детей   (продолжительность 3 минуты )

Рефлексия – это оценка занятия, которая дается на эмоциональном уровне (понравилось, не понравилось), смысловом (для чего мы это делали, что это нам дало). Рефлексия прошлого занятия дает возможность вспомнить, что интересного и познавательного было на предыдущей встрече.

 Начало и окончание занятия – очень важный момент групповой работы, способствующий  созданию атмосферы группового доверия и принятия, что очень важно для плодотворной работы.

Двигательная разминка или физкультминутка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, настраивает на продуктивную групповую деятельность. Она может проводиться как в начале занятия, так и в середине.  Одни упражнения позволяют поднять настроение и настроить ребенка на работу, а другие, напротив, предназначены для снятия эмоционального напряжения.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность упражнений, приемов, игр, направленных на решение определенной задачи. Предпочтение необходимо отдавать многофункциональным упражнениям, в которых можно отработать много моментов, например развитие внимания, мышления, речи, социальных навыков и др. Важны также порядок предъявления упражнений, т. е. их последовательность, и их количество. Последовательность упражнений предполагает смену психофизического состояния детей: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и т.д. Упражнения надо выстраивать в порядке усложнения, от простого к сложному..

Направления работы на коррекционном занятии определяются с учетом квалификационных характеристик детей с особенностями в развитии. При организации коррекционно-развивающих занятий рекомендуется помнить, что любое коррекционно-развивающее занятие должно представлять собой комплекс, включающий не только задания на развитие и коррекцию познавательных и эмоционально-волевых процессов, речи, но и упражнения для профилактики нарушений зрения, элементы дыхательной и координационной гимнастики, упражнения на расслабление, развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков и т.д.

Для повышения эффективности занятий необходимо использование игровых методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент. Занятия должны быть построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток.

Это позволит сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Использование упражнений на проверку внимания. Этот прием проводится с целью организации внимания и установления обратной связи с воспитанниками. Это могут быть вопросы типа: «кто меня слышал? ; или использование контрольных карточек: «внимание!», «тишина!», на которых изображены различные символы, обозначающие данные требования; или употреблении различных вспомогательных средств, привлекающих внимание, например, колокольчик, или появление какой-либо игрушки, после чего дети должны замереть на месте, минуты молчания.

Определив тему и цели занятия, педагог моделирует формы общения, отбирает методы и приемы, определяет формат содержание занятия. Что важно не упустить на этом этапе планирования занятия? Большое место на занятиях отводится коррекционно-воспитательным упражнениям, воспитывающим устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений. Используются такие приемы, как показ, сопровождение словесным объяснением, показ без инструкции, словесное объяснение без показа. Во-первых, отобрать, придумать коррекционные упражнения, которые решали поставленную коррекционную задачу и определить их место в структуре занятия. Лучше всего это делать на «Организационном моменте» так как тогда дети сразу настраиваются на «нужную волну» и создается определенный эмоциональный контакт. Всегда возникает вопрос: «Как придумывать эти коррекционные упражнения и отчего они зависят?» Зависят они то того, какие анализаторы ребенка у вас будут задействованы максимально, то есть через какой канал «потечет» информация: зрительный, слуховой, двигательный и др. Бесспорно, что они будут задействованы в занятии, но какой-то из них будет работать больше всех, вот его и надо «прочищать», то есть корригировать. Другими словами, корригируется доминантный (на данном занятии) анализатор. Например:

1. Занятие по лепке «Мишка».

Основные действия будут связаны с руками, поэтому коррекционная цель занятие «Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в скоординированных движения пальцев рук».Упражнение – переложить из одного блюдечка в другое несколько предметов (3-5 фасолин, гороха, и т.д.)).

2. Домашние животные.

Тема занятия  «Кошка и собака».

Цель: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в соотнесении.

Упражнение на развитие зрительного восприятия. Детям предлагается выделить и показать среди стоящих на столе игрушек, заданную игрушку. Предлагаемая инструкция: покажи собаку карандашом. Покажи рукой кошку. Дети рассматривают плоскостные изображения животных на доске, узнают и выделяют заданных животных. По инструкции подкладывают к игрушке собаки и кошки изображение с доски.

3. Тема: "Растения зимой: хвойные растения»

Цель: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.

Упражнение по коррекции зрительного восприятия: назвать предметы, изображенные на доске. Воспитатель рисует на доске контуры растений, которые наложены друг на друга. Дети смотрят 10 секунд на этот рисунок. Затем воспитатель закрывает изображение, и дети должны назвать предметы, которые они увидели. Упражнение повторяется 2-3 раза.

Коррекционная работа направлена на профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении, учебе, на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка. Часто наблюдаемые у наших детей негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство создают большие трудности их воспитания. Эти отрицательные черты – обычно следствие не только органических особенностей ребенка, но и условий: неустройство быта, беспорядок требований, плохой пример, отсутствие четкого режима.  Для детей необходима спокойная обстановка, систематичность требований – все, что создает и закрепляет у детей необходимые привычки.

Реабилитационная деятельность,  через коррекционно-развивающие занятия, является основным звеном успешной социализации и адаптации воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "Солёное тесто.Базовые (основные) формы в тестопластике".

Разработка может быть применима на первых занятиях по тестопластике.Изучив выполнение основных форм можно создавать самые разные работы в технике тестопластики от небольших фигурок до больших панно....

Повышение эффективности коррекционно – развивающего обучения детей дошкольного и школьного возраста через взаимодействие работы учителя - логопеда и педагога-психолога.

С целью повышения уровня  воспитательного и коррекционного процессов, повышения эффективности работы с ребёнком необходимо постоянно изме­нять условия её организации,  использовать...

Классный час как основная форма воспитательной работы с классом.

План работы по самообразованиюклассного руководителя...

Доклад на тему "Классный час как основная форма воспитательной работы с классом"

Классный час - это основная форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у н...

Организация коррекционной работы дефектолога на занятиях средствами продуктивной деятельности. Основные задачи, принципы и этапы работы

Организация коррекционной работы дефектолога на занятиях средствами продуктивной деятельности. Основные задачи, принципы и этапы работы...

Доклад на тему "Основные приёмы использования ИКТ на индивидуальных занятиях по РРС и ФП" (из опыта работы)

Как можно заинтересовать учеников самым сложным предметом в школе для детей с нарушениями слуха? Безусловно, использованием на уроках информационно-компьютерных технологий. Этому и посвящён предс...

Учебное занятие как основная форма в работе с детьми в учреждениях дополнительного образования

Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей, а именно, передача им знаний, умений и навыков по конкретному п...