Образовательный курс "Культура деловых отношений"
методическая разработка (9 класс) на тему

Москаль Ирина Владимировна

Основная цель курса - это не только формирование способов и привычек нравственного поведения, а воспитание сознательного отношения к нормам и правилам морали, их понимание и приятие. Лучшим результатом работы является самостоятельность ребенка в нравственном выборе, в оценке поступка или качества личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_kultura_delovyh_otnosheniy.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Культура деловых отношений»

для учащихся 9-х классов предпрофильной школы

Пояснительная записка.

 Социальные и экономические изменения в жизни общества вызывают потребность в новом качестве образования граждан. Сегодня требуются люди, умеющие творчески мыслить, вступать в деловые отношения и владеющие коммуникативными навыками. С каждым днем становится очевидным то, что деловые отношения - одна из сложнейших сторон общественного развития.  Следовательно, формированием деловых отношений надо начинать заниматься уже в школе. Во многом это может быть обеспечено модернизацией современной школы, введением профильного обучения.

Воспитание   навыков и привычек позитивного делового и межэтнического общения, формирование высокой культуры деловых отношений, являющихся базовыми, проявляющихся независимо от профиля обучения, будущей сферы профессиональной деятельности является важным для будущего выпускника школы. Учебные учреждения должны помочь школьнику обрести самого себя, свое достоинство, помочь сориентироваться в профессиональных, деловых и жизненных условиях нового времени.

Введение данного элективного курса в школе позволяет решать многие из этих проблем. Старшеклассникам, остановившим свой выбор дальнейшего обучения на гуманитарном профиле, этот курс поможет познакомиться с некоторыми особенностями делового мира, приобрести навыки духовной культуры и деловой этики. Общий объем курса для профильного класса - 24 часа. Этот курс можно использовать в сокращенном варианте в непрофильном классе - 12 часов (без практической части).

Основная цель курса - это не только формирование способов и привычек нравственного поведения, а воспитание сознательного отношения к нормам и правилам морали, их понимание и приятие. Лучшим результатом работы является самостоятельность ребенка в нравственном выборе, в оценке поступка или качества личности.

В основу данной программы входит решение следующих задач:

• формирование у учащихся нравственных ценностей, духовной культуры;

• создание у учащегося представления о деловом мире, обществе, в котором он живет и в котором работают профессионалы;

• вооружение знаниями о личности и коллективе;

• формирование, развитие коммуникативных умений; опыта их использования в деятельности и вне ее;

• развитие творческих качеств и познавательной активности, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность и оценивать ее результаты.

Введение данного элективного курса в обучение оправдано некоторыми данными психологии, о том, что многие причины нашего поведения находятся в опыте отношений с ближайшим окружением: школьными учреждениями, формальными и неформальными    группами. Приобретенный опыт нравственного поведения на ранних этапах развития служит своеобразной моделью всех будущих отношений с людьми, в том числе в сфере бизнеса, деловых коммуникаций.

Учитывая психологические особенности учащихся этого возраста, занятия проводятся в форме семинаров, мини-лекций, практикумов, конференций, индивидуальных консультаций. Программа включает в себя не только теоретический аспект, но и практическую подготовку. На занятиях используются деловые учебные игры, дискуссии, моделирование деловых ситуаций, социально-психологические тренинги, проектная работа.

У учащихся систематизируются и расширяются представления о таких нравственных понятиях, как добро, зло, чуткость, уступчивость, уважение к партнерам; о культуре поведения в деловых контактах. Программа позволяет познакомить учащихся с правилами хорошего тона, с некоторыми обычаями разных народов, с искусством общения, проявляющимися в деловых контактах.

Чтобы стать деловым человеком, надо уметь не только общаться с другими людьми, но и знать самого себя, уметь управлять своими чувствами. Поэтому, на занятиях школьники учатся понимать себя, свое «я»; разбираться в отношениях между людьми; общаться с разными индивидуумами; бережно относиться к личности.

Учащиеся знакомятся с деловой риторикой, деловым этикетом, оформлением некоторых деловых бумаг и особенностями культур.

В программе элективного курса предусматриваются предметные и общеинтеллектуальные знания, а также навыки и умения учебной деятельности и самообразования. Содержание курса благотворно влияет на развитие характера учащегося, его отношений с окружающими, позволяет ему свободно общаться и достигать делового успеха.

Занятия по данной программе помогают сформировать собственную точку зрения о выборе профиля обучения и сферы профессиональной деятельности, воспитать у учащихся веру в собственные силы и интерес к чужому мнению, учат культуре общения, готовят к самостоятельной образовательной и профессиональной жизни.

Тематический план элективного курса «Культура деловых отношений для 9 класса» в профильном классе (полная версия - 24 часа)

ТЕМА

Кол-во часов

теор.ч.

практ. ч.

1.

Введение. Цели и задачи курса.

1

2.

Деловое партнерство.

2

1

3.

Деловая риторика, деловая речь.

2

1

4.

Этикет представлений.

1

2

5.

Деловые документы.

1

1

6.

Одежда в деловом общении.

2

7.

Рабочее место делового человека.

1

1

8.

Деловые подарки.

1

1

9.

Культура поведения за столом.

1

1

10.

Конфликты в деловом общении.

1

11.

Права и обязанности деловых людей. Современные деловые люди России.

1

2

                                                        ИТОГО:

14ч

10ч

24часа

Тематический план элективного курса «Культура деловых отношений для 9 класса» в непрофильном классе (сокращенная версия - 10 часов)

ТЕМА

Кол-во часов

Теор. часть

1.

Деловое партнерство.

1

2.

Деловая риторика, деловая речь.

2

3.

Этикет представлений.

1

4.

Деловые документы.

1

5.

Рабочее место делового человека.

1

6.

Деловые подарки.

1

7.

Культура поведения за столом.

1

8.

Права и обязанности деловых людей. Современные деловые люди России.

2

                               ИТОГО:  

10 часов

ПРОГРАММА

1. Введение. Цели и задачи курса. 1 час (в сокращенном варианте- отсутствует)

Основные понятия: культура, деловая культура, деловые отношения.

2. Деловое партнерство. 3 часа (в сокращенной версии - 1 час)

Правила культуры деловых отношений. Этика деловых отношений. Качества делового человека. Личностные качества представителей делового мира.

3. Деловая риторика, деловая речь. 3 часа (в сокращенной версии - 2 часа)

Средства устного общения, правильная речь, беседа, дискуссия, конференция и правила их проведения. Правила ведения деловых переговоров. Пословицы и поговорки в культуре делового общения представителей   различных   этносов.   Использование   «крылатых» выражений. Сила убеждения. Жесты, мимика, интонация - важнейшая часть делового общения.

4. Этикет представлений. 3 часа (в сокращенной версии - 1 час)

Приветствие и представление. Использование специальных выражений вежливости. Деловое представление.

Резюме. Визитная карточка: деловая и личная. Составление своей карточки.

5. Деловые документы. 2 час (в сокращенной версии ~ 1 час)

Деловая информация, переписка, использование электронных и бумажных носителей. Культура оформления деловых документов.

6. Одежда в деловом общении. 2 часа (в сокращенной версии -отсутствует)

Элегантность и удобство. Виды одежды деловых людей: деловые встречи, прием и посещение гостей, посещение театра и музея, спортивная и домашняя одежда.

7, Рабочее место делового человека. 2 часа (в сокращенной версии -1 час)

Оформление персонального рабочего места в различных сферах профессиональной деятельности:  помещение,  мебель,  оргтехника, освещенность.

8. Деловые подарки. 2 часа (в сокращенной версии - 1 час)

Вручение и получение подарков. Подготовка и оформление подарка. Цветы в деловом общении.

9. Культура поведения за столом. 2 часа (в сокращенной версии -1 час)

Поведение за обеденным столом. Сервировка стола. Беседы за столом. Гостеприимство.

10. Конфликты в деловом общении. 1 час (в сокращенной версии - отсутствует)

Типы конфликтов. Причины их возникновения. Стили поведения в конфликтной ситуации.

11. Права и обязанности деловых людей. 3 часа (в сокращенной версии - 2 часа)

Возможности проявления особенностей этнических культур в деловых отношениях. Права и обязанности деловых людей в культуре разных народов.

Современные деловые люди России.

Литература.

1. Ашихмина Л.П. Найди себя в мире людей и профессий. Исследование личности школьника. - М., 2001. - 100 с.

2. Савина М.С. Практика делового общения предпринимателя (курс лекций). - М., МСЭУ, 2003. - 38с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по технологии "Деловые отношения" 5-6 класс

Данное мероприятие способствует  активизации творческих способностей учащихся, поддержание интереса к предмету; совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе....

Программа элективного курса по русскому языку "Деловой этикет, или Язык деловых отношений"

Программа  элективного курса для профильного обучения в старших классах предусматривает рассмотрение вопросов, связанных с особенностями  делового стиля общения....

Внешнеэкономические отношения физкультурно-спортивных организаций. Экономические отношения образовательного учреждения с другими образовательными учреждениями

Ни одна отрасль народного хозяйства не может успешно развиваться, не опираясь на сознательное использование экономических законов. Экономические законы, существующие в общественном производстве, дейст...

дополнительная образовательная программа "Деловой английский"

Эта программа для дополнительного образования предназначена для учащихся 7-8 классов...

Образовательный проект "Семейные отношения"

Проект затрагивает одну из самых актуальных проблем нашего времени: кризис семьи и детско-родительских отношений, развивает у учащихся умения анализировать, обсуждать, планировать, конспекти...

Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ОВЗ всех участников образовательного процесса.

В данной статье представлены особенноти работы образовательного  учреждения (педагогов, специалистов, родителей) по отношению к детям с особыми потребностями...

Конкурсная программа "Деловые отношения"

Конкурсная программа,направленная на повышение познавательной активности детей....