Главные вкладки

    Методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) на тему:
    Методические рекомендации по теме «Волонтерство – путь к успеху!»

    Данный материал предназначен для вожатых, руководителей, работающих с лидерами ДО, волонтерами и волонтерскими отрядами. Возраст ребят от 14 лет. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации

    по теме «Волонтерство – путь к успеху!»

    к Занятию №1.

    методиста МБОУ ДО ДДТ МО Кавказский район Т.В. Буханцовой

    Данный материал предназначен для вожатых, руководителей, работающих с лидерами ДО, волонтерами и волонтерскими отрядами. Возраст ребят от 14 лет.

     

    Для начала необходимо подросткам рассказать об истории и современном добровольческом движении в Краснодарском крае, на Кубани.

    Что такое волонтерство? Волонтерство – это добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи. Российская история знает множество таких примеров: Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна заявили себя в качестве благотворителей. Основанные императрицами благотворительные заведения, послужили основой к созданию российской системы социального патронажа. Наиболее важным общественным занятием дам придворного круга и жен государственных деятелей стало патронирование благотворительных заведений.

    Символом женского милосердия стала княгиня Мария Дондукова-Корсакова. Её многолетнее бескорыстное служение на поприще благотворительности заслужило уважение во всех кругах общества. Княгиня Мария Михайловна активно сотрудничала с ведомством императрицы Марии Федоровны. Получив после смерти деда большое наследство, использовала его на благотворительность.

    Но нельзя говорить о том, что добровольная помощь была уделом только людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев, бескорыстной поддержки ближнего людьми простыми. Это и сборы пожертвований на строительство школ, больниц, возведение храмов и помощь в сборе урожая.

    Благотворительность служила милосердию и в то же время выражала гражданскую позицию, потому часто носила комплексный характер. Например, в структуру Русского женского взаимно благотворительного общества в начале века входили курсы по обучению и профессиональной подготовке женщин, бюро по приисканию мест и занятий для женщин, совет по устройству общежитий, юридическая комиссия. В 70-х годах XIX века Высшие женские курсы на общественных началах стали работать в Москве, Казани, Киеве и Санкт-Петербурге. За свою благотворительную деятельность Русское женское взаимно благотворительное общество получило золотую медаль в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже.

    В одной из крупнейших московских благотворительных организации «Обществе попечения нуждающихся детей» добровольцы были сборщиками пожертвований и посещали бедных. Опять же в Москве в 1894 году по инициативе профессора МГУ Владимира Ивановича Герье Московской Городской Думой было учреждение «Городских попечительств о бедных». На обязанности попечительства была возложена задача по изучению потребностей нуждающегося населения, сбору средств и оказанию индивидуальной помощи. Уже в 1899 году было рекомендовано «распространить опыт Москвы в другие города». И таких организаций было множество. На рубеже XIX-XX века в России было 14854 благотворительных учреждения по вопросам общественного патронажа и частной благотворительности.

    Термин «добровольчество» в современном понимании или тем более термин «волонтерство» не был знаком России до середины 80-х годов ХХ века.

    «Добровольцами» в первую очередь называли людей, которые в военное время, не дожидаясь повестки на военную службу, шли защищать свою Родину, так было и в Первую мировую войну, и в Великую Отечественную войну. В советское время – они ехали на Целину, строительство БАМа.

    Сегодня, почти два тысячелетия спустя, добровольческий сектор состоит из сотен тысяч разнообразных объединений и некоммерческих организаций. На территории Российской Федерации и Краснодарского края в частности стало активно развиваться добровольчество, получив дополнительную популярность в молодежной среде.

    Наличие свободного времени,

    желание развиваться, в том числе и в профессиональном плане,

    привели многих молодых людей к участию в добровольческой деятельности.

    Волонтерская работа необходима во многих социально-значимых сферах, в том числе: социальном обеспечении, здравоохранении, образовании, культуре, соблюдении прав человека, экологии, защите животных и т.д.

    «Добрых людей, как всегда не хватает,

    Добрых людей, как всегда, дефицит.

    Добрых людей не всегда понимают,

    Сердце у добрых сильнее болит.

    Добрые – щедро больным помогают.

    Добрые – дарят тепло и уют,

    Добрые – в ногу со слабым шагают

    И никакого спа-си-бо не ждут.»  

    Генрих Акулов

    …в волонтеры я б пошел – пусть меня научат!

    Что же означает «волонтер»?

    Кто такой волонтер?

    Слово «волонтер» произошло от французского «volontaire», которое в свою очередь произошло от латинского «voluntarius» и в дословном переводе означает «доброволец», «желающий».

    Волонтер (доброволец) – это человек, который по доброй воле принял решение посвятить своё время, опыт, знания, умения и навыки работе общественного блага, помощи другим или проведению какого-либо мероприятия на безвозмездной основе.

     

    Важно доступно объяснить подросткам на примерах своих одноклассников (волонтеров) из школы, почему становятся добровольцами?

    1. Идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности;
    2. Психологическая потребность быть нужным. Добровольческое (волонтерское) движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою потребность;
    3. Потребность в общении. Если подбирается классная, веселая компания и в ней интересно и комфортно, то хочется быть рядом;
    4. Интерес. Работа волонтером зачастую связана не стандартными подходами и новыми возможностями;
    5. Антураж. Начинающих добровольцев чаще интересует внешняя привлекательность движения (единая форма одежды, значки и т.д.), чем идея, цели или конечный результат, особенно это касается детей и подростков;
    6. Карьера и самореализация. Сюда относится возможность улучшить свое социальное положение в карьерной и межличностной сфере. Иногда карьера психолога или педагога начинается именно в волонтёрском движении. Будучи волонтером, можно установить новые связи, научиться новому. Зачастую именно в волонтерском движении проявляются некоторые способности, например, организаторские;
    7. Творческие возможности. Можно проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста или от имеющейся профессии -  журналистика, преподавание, менеджмент, выступления, написание сценариев, дизайн;
    8. Досуг. Время можно тратить двумя способами -  с пользой и без. Первый вариант – это волонтерское движение;
    9. Подтверждение своей самостоятельности и взрослости. Став волонтером и работая над серьезными проблемами, люди проявляют свою зрелость и самостоятельность;
    10. Ресурсные возможности. Работая волонтерами, люди становятся обладателями сопутствующих благ – поездок, интересных книг и фильмов, новых связей, возможности участия в интересных мероприятиях и т.д.

    Основные виды добровольческой (волонтерской) деятельности:

    - Профессиональное добровольчество. Направлено на получение опыта работы по избранной специальности.

    Например, будущие социологи, психологи, юристы, медицинские и социальные работники, педагоги выбирают волонтёрское движение для приобретения профессиональных навыков.

    - Общественное волонтерство. Нам очень известна массовая полезная работа: уборка клумб и парков, очистка водоемов, посадка саженцев и т.д. Цель такой работы – знакомство с новыми людьми, общение и помощь обществу.

    - Виртуальное добровольчество. Бесплатная Интернет работа в домашних условиях. В отличие от других видов волонтерства виртуальная деятельность не ограничена временными рамками. Онлайн помощь может осуществляться в течение 24 часов в сутки, в выходные и праздничные дни, в любых погодных условиях.

    - Семейное добровольчество. Это деятельность нескольких членов семьи (взрослые, дети)

    На данном этапе можно взять пятиминутную паузу для размышления над высказыванием «Волонтерами не рождаются…»

    И только после высказываний, можно перейти к сути волонтерства.

    Так с чего начать?

    1 шаг. Сделайте доброе дело своими руками (проведите акцию, приготовьте поздравительные открытки и т.д.)

    2 шаг. Получите информацию об общественных объединениях и благотворительных организациях.

    3 шаг. Познакомьтесь с волонтерскими центрами, действующими на территории Краснодарского края (краевой реестр детских и молодежных организаций)

    4 шаг. Зарегистрируйтесь на сайте www.доброволецкубани.рф www.технология-добра.рф Заполните заявление-заявку. Заведите волонтерскую книжку (в ОМП или в ДОО).

    5 шаг. Добро пожаловать в многочисленную семью добровольцев Кубани (России)!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по использованию электронной презентации к уроку геометрии 10 класса «Прямоугольный параллелепипед»

    Наглядность в процессе изучения геометрии в школе является важным фактором не только для достижения высоких учебных результатов, но и простого понимания обучающимися математических фактов и приемов ре...

    методические рекомендации по теме "Дискуссия как метод подготоки старшеклассников к ЕГЭ по истории"

    Краткое обобщение опыта подготовки к сдаче единого государственного экзамена по истории с помощью дискуссии....

    Методические рекомендации по теме: "Использование компьютерных технологий для создания фонограммы "минус", по дисциплине "Студия компьютерной музыки".

    Разработанные мною методичнские рекомендации помогут в работе педагогам-музыкантам, звукорежиссерам, аранжировщикам....

    Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб")

    Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб")...