ПОБЕГИ, УХОДЫ, БРОДЯЖНИЧЕСТВО, ПРОГУЛЫ ПОДРОСТКОВ
материал на тему

Гладкова Надежда Валерьевна

Поведенческая реакция в виде уходов из дома, побегов из детских учреждений может быть мотивированной и немотивированной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pobegi.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

ПОБЕГИ, УХОДЫ, БРОДЯЖНИЧЕСТВО, ПРОГУЛЫ ПОДРОСТКОВ

http://www.shishkinily.narod.ru/uhod.gif

Поведенческая реакция в виде уходов из дома, побегов из детских учреждений может быть мотивированной и немотивированной. Мотивированная поведенческая реакция ухода обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался подросток (к примеру, побег из летнего лагеря, где подростка унижали сверстники или уход из дома после серьёзного конфликта в семье, с родителями). Другое дело, что это не самый лучший способ реагирования, но если подросток реагирует именно так, то значит он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания.

И задача родителей, педагогов, психологов и психотерапевтов в этом случае - расширить эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка, т. е. научить его разнообразным стратегиям поведения (к примеру, обратиться к администрации лагеря, позвонить родителям, написать заявление в милицию - в первой ситуации; научиться отстаивать свои права и соблюдать права родителей или обратиться за помощью к классному руководителю в школе, к другим родственникам - во второй, но не убегать в "никуда" и не подвергать свою жизнь и здоровье опасности).

Мотивированная реакция ухода по психологически понятным причинам возникает как ситуационная характерологическая реакция на фоне острой психической травмы (пережитого стресса) у условно здоровых детей и подростков(причинами могут быть реагирование на потерю, острый конфликт со значимыми людьми, острое проявление в характере родителей деспотичности и авторитаризма, неблагополучная социально-бытовая обстановка: родители страдают алкоголизмом или наркоманией, вовлечены в криминал, острый эпизод насилия со стороны родителей).

У подростков с акцентуированными чертами характера психологически понятная причина, как правило, есть, но степень реагирования подростка не соответствует силе воздействия психической травматизации. Психическая травматизация в этих случаях носит, чаще всего, хронический характер (безнадзорность, низкий социальный статус семьи, депривация - неудовлетворение базовых потребностей ребенка, повторяющиеся эпизоды насилия). Реакции ухода возникают у акцентуированных личностей как обдуманные с предварительной подготовкой и продумыванием деталей побега (планируемые - как реакция эмансипации или демонстративная реакция) или импунитивные (совершенные под воздействием момента в состоянии выраженного аффекта без обдумывания и подготовки).
У астеничных, эмоционально-лабильных, сенситивных личностей реакции ухода могут быть проявлением пассивного протеста (сверхценное переживание обиды или страх перед наказанием);
 
у гипертимных и аффективно-возбудимых личностей выступать как реакция эмансипации, желание "пожить свободной жизнью";
 
у шизоидных личностей - как реакция избегания общения;
 
у истероидных личностей - как демонстративная реакция с целью привлечения внимания;
 
у неустойчивых личностей - как проявление сенсорной жажды, повышенной подражаемости и внушаемости, что является в свою очередь одним из проявлений
 психического инфантилизма - "детскости в поведении и суждениях" (уходы из школы от регламентированного режима, требований, некритичность к своим поступкам).
Подробнее о типах характеров подростков...

Реакции ухода у подростков, страдающих стойкими аномалиями характера (психопатиями), проявляются в моменты декомпенсации психопатии. Уходам и побегам может предшествовать какая-либо психологическая травма, однако при психопатиях подросток привычно (однотипно) реагирует на любую психологическую травму (или на те ситуации, которые он расценивает как психотравму) - мотивированные уходы становятся привычными (стереотипными) - т. е. формируется "привычка", когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать. Когда это происходит, то можно говорить о том, что мотивированные уходы начинают превращаться в немотивированные.

Таким образом, мотивированные уходы могут быть у условно здоровых, у акцентуированных лиц и у страдающих формирующейся или стойкой аномалией характера. Неблагоприятная динамика развития мотивированных уходов может быть такова: психогенная реакция ухода (мотивированная реакция) не подвергается коррекции (эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка не расширяется), и тогда она становится привычным патологическим стереотипом поведения и может развиться в стадию импульсивных непреодолимых уходов (дромомания), что уже является немотивированной реакцией ухода.

Немотивированные уходы - это патология, возникают в рамках каких-либо психических расстройств. Немотивированные уходы и побеги психологически непонятны окружающим и могут быть совсем не связаны с ситуацией, в которой находился подросток перед уходом или побегом. К примеру, вдруг, на фоне полного благополучия, подросток собирается и исчезает "погулять", и гуляет несколько дней или даже недель. Такой уход возникает чаще на фоне нарушений в сфере влечений (вплоть до импульсивного непреодолимого стремления к уходу - дромомания), неодолимой жажды приключений (расстройства эмоционально-волевой сферы).

Реакции уходов и побегов могут возникнуть у детей и подростков с задержкой психического развития и у умственно отсталых лиц, у лиц с признаками резидуально-органической недостаточности центральной нервной системы, у лиц с психоорганическим синдромом в периоды дисфорических (тоскливо-злобных) колебаний настроения и носить немотивированный характер.

Иногда внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения или, напротив, на фоне необъяснимо повышенного настроения, причём это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией (такие нарушения могут быть проявлением аффективных нарушений, дисфории или депрессии). Наконец, уходы и побеги могут быть проявлением психического заболевания (эпилепсия и эпилептиформные состояния, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, деменция).

Степень тяжести синдрома уходов и бродяжничества определяется следующим образом:
легкая:
• не более чем на 7 дней 1 раз в месяц
• ночное посещение компьютерных клубов, попрошайничество, прогулы
 
• критика частичная, нет противоправных действий, нет аддиктивного поведения, встречается при ситуационных личностных реакциях, резидуально-органической неполноценности нервной системы, пограничной интеллектуальной недостаточности

средняя:
• уходы на 2-3 недели, 1-2 раза за 2 месяца
• попрошайничество, жизнь в подвалах, чердаках
• противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность, без критики, встречается при смешанных специфических расстройствах развития, формирующихся аномалиях характера (психопатиях), умственной отсталости

тяжёлая
• уходы на 1-2 месяца, 2 раза за 6 месяцев
• асоциальная жизнь, противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность
• невозможность контролировать своё поведение - встречается при психических заболеваниях.

Что могут делать родители, чтобы предупредить ситуацию уходов и побегов подростков из дома? 
1. Принятие факта, что ваш сын или дочь - уже не ребёнок (по крайней мере, он или она хочет, чтобы все вокруг так думали), поэтому и отношения с подростком нужно строить ПАРТНЕРСКИЕ. Это значит, что директивный стиль взаимоотношений типа "как я сказал, так и будет" можно с почестями похоронить. Важно предостовлять информацию и факты, а выводы подросток будет делать сам. Многие "капризы" подростков можно понять и принять, если знать психологическую подоплеку их поведения.
 
2. Общение со сверстниками необходимо подросткам как дыхание, и они чувствуют себя неполноценными, если это стремление остается не реализованным. Очень важно, чтобы у сына или дочери была возможность встречаться с друзьями дома. Даже если у подростка нет собственной комнаты, предоставьте ему "крышу" для общения со сверстниками. И тогда дом для детей станет самым притягательным местом.
 
3. Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. К примеру, заявления родителей, чтобы дочь не переступала порог дома, если с ней случится беда (ранняя беременность, изнасилование, опыт употребления наркотиков), могут обернуться трагедией. Вообще, подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, он уходит сам.
 
4. Старайтесь вместе решать, как проводить досуг. Если свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Подростки готовы посещать любые секции за компанию с приятелем или одноклассником. Организуйте такую компанию, пусть даже для этого вам придется заплатить за абонемент друга или подружки. Все-таки бассейн или секция каратэ - это гораздо лучше, чем "беспризорный" досуг.
 
5. Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного доверия к вам. Выслушивайте подростка всегда, особенно если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес вроде: "Я предупреждала тебя, что так получится!" Не отбивайте у подростка желания советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.

Что делать, если подросток уже ушел из дома или такая ситуация повторяется из раза в раз?

Не пытайтесь решить проблему силовыми методами. Некоторые родители, боясь очередного побега, прячут вещи подростка, запирают его в квартире и т. д. В этом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому драконовские меры могут только усилить желание подростка вырваться из дома.
Необходимо проанализировать, почему сыну или дочери было неуютно с вами. Быть может, что-то изменилось в отношениях взрослых? Тогда стоит подумать, как оградить подростка от своих взрослых проблем.
Ситуация действительно нестандартная, поэтому вам может потребоваться помощь психотерапевта. Хорошо, если вы найдете "узкого" специалиста, который не первый год работает с детьми и подростками. И, конечно, замечательно, если на прием к нему вы придете вместе с ребенком. Всевозможных психологических центров и консультаций сейчас достаточно, поэтому можно обратиться к нескольким специалистам, чтобы найти наиболее близкого по убеждениям. Не пытайтесь заманить ребенка в кабинет психотерапевта обманом. Помните, что дети очень хорошо чувствуют ложь взрослых и непоследовательность родителей принимается ими за образец поведения.
 
Впрочем, если вашему "ребенку" уже исполнилось 17-18 лет, его уход из дома надо воспринимать как нормальное развитие событий. К сожалению, родители, особенно мамы, очень тяжело переживают подобную разлуку. Однако стоит с этим смириться и даже почувствовать преимущества раздельного житья.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК УХОДИТ ИЗ ДОМА?

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК УХОДИТ ИЗ ДОМА?

  • Агрессия со стороны одного из членов семьи
  • Безразличие взрослых к детским проблемам (каждый в семье занят своими делами)
  • Ревность к младшему брату или сестре
  • Ради интереса, стремясь познать мир вокруг себя
  • Заставить родителей обратить на себя внимание
  • Дружба с плохой компанией
  • В поисках «романтики», новых ощущений
  • Хочется поскорее стать взрослым, самостоятельным, независимым от родителей

Главная причина ухода ребенка из дома – всегда в отношениях с родителем. Ребенок уходит из дома потому, что ищет за пределами своего родного дома: защиты, приключений, новых ощущений, мнимой свободы.

ЧЕМ СТРАШЕН УХОД РЕБЕНКА ИЗ ДОМА?

  • Ребенок может испытать насилие (физическое, сексуальное)
  • Может начать употреблять наркотики, алкоголь, нюхать клей, то есть вести асоциальный образ жизни

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ СИТУАЦИЮ УХОДА РЕБЕНКА ИЗ ДОМА?

  • Постарайтесь всегда выслушивать детей, чтобы они не говорили. Не старайтесь выносить сразу свои оценки и говорить, что вы сами по этому поводу думаете. Попробуйте посмотреть на ситуацию глазами вашего сына или дочери.
  • Обращайте внимание на все изменения настроения своего ребенка. Отмечайте, с чем они связаны.
  • Никогда не угрожайте ребенку, что выгоните его из дома. Ребенок воспринимает любые подобные угрозы как руководство к действию.
  • Позаботьтесь о том, чтобы позитивного общения (смеха, приятных слов, ласк) в вашей семье было гораздо больше, чем отрицательного (замечаний, упреков, наказаний).
  • С самого раннего детства важно дать возможность детям свободно выражать любые эмоции.
  • Очень полезны так называемые эмоциональные прививки. Время от времени ненавязчиво рассказывайте случаи, в которых человек сталкивается с проблемами, похожими на те, с которыми сейчас столкнулся ваш ребенок – и, конечно, справился!
  • Не запрещайте ребенку приводить домой друзей – Вы будете знать, с кем Ваш ребенок общается.
  • Старайтесь вместе с детьми проводить досуг.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК УШЕЛ ИЗ ДОМА?

  • Заявите в милицию о пропаже ребенка
  • Не впадайте в истерику. Начните самостоятельно поиски. Подумайте, куда и к кому бы ваш ребенок мог уйти.
  • Чтобы поиски были более эффективными, составьте свой план действий.
  • Обратитесь к друзьям, одноклассникам вашего ребенка, возможно, они знают местонахождение ребенка.
  • Подумайте о причинах ухода ребенка из дома.
  • Выработайте стратегию своего поведения при встрече с ним.

 

КАК ВСТРЕТИТЬ РЕБЕНКА?

  • Если виноваты родители в уходе ребенка, то стоит попросить  него прощения.
  • Нужно непременно поговорить с ребенком о причинах его ухода из дома.
  • Выслушать ребенка, не перебивая, помочь ему.
  • Рассказать ребенку о своих чувствах по поводу случившегося, не обвиняя его.
  • Родители должны выставить свои условия для того, чтобы всей семьей можно было достичь компромисса.
  • Не вступать в перепалку с ребенком.
  • Не пытаться решить проблему силовыми методами, вы можете лишь усилить желание ребенка снова убежать из дома.

Если ребенок не идет на контакт, то обратитесь к психологу.

        Социально-психологические

особенности подростков

Знание существенных особенностей подросткового возраста поможет избежать многих ошибок и выстроить правильную линию поведения в общении с ребенком.

  1. 1.     «Я не такой, как все».

В чем выражается. Повышенная чувствительность к оценке своей внешности, способностей, умений. Потребность быть красивым, успешным, богатым. Переживание своей мнимой непривлекательности.

Как общаться. Необходимо развеивать мифы о сексуальности и привлекательности, существующие в молодежной среде и провоцирующие опасное поведение. Объяснять, что ведение здорового образа жизни – неотъемлемый компонент успешности, престижности, моды.

  1. 2.     «Я такой же, как все».

В чем выражается. Поиск «своего места». Подверженность влиянию сверстников, авторитет которых для подростка непререкаем. Страх быть отвергнутым.

Как общаться. Подчеркивать необходимость осознания личной ответственности за поступки. В разговорах использовать положительные образы кумиров. Подчеркивать, что здоровым и успешным людям легче найти свой круг общения, в котором будет комфортно и безопасно.

  1. 3.     «Я никому не нужен».  

В чем выражается. Низкая устойчивость к стрессам. Потребность в дружбе, общении, одобрении и поддержке.

Как общаться. Нельзя запугивать, критиковать, нужно одобрять позитивные изменения или действия, поддерживать, открыто радоваться успехам ребенка.

  1. 4.     «Со мной такого не случится», «Я знаю лучше».

В чем выражается. Безаппеляционность и категоричность суждений, эгоцентричность, идеализация действительности.

Как общаться.  Не допускать нравоучений и нотаций, не использовать угрозы, не запугивать. Необходимо шаг за шагом показывать возможные последствия рискованного поведения, обращать свои доводы непосредственно к чувствам подростка, учитывая его личный опыт. Показывать альтернативы при принятии любых решений.

  1. 5.     «Я – взрослый и самостоятельный».

В чем выражается. Стремление освободиться от контроля, опеки взрослых, внешнее бунтарство, демонстративность.

Как общаться.  Необходимо разговаривать с партнерских позиций, не допускать нравоучений. Убеждать, что забота о здоровье – свидетельство зрелости личности.

  1. 6.     «Ужасно интересно все то, что неизвестно».

В чем выражается.  Склонность к риску, поиску новых ощущений.

Как общаться. Необходимо развеивать мифы о рискованном поведении и давать правдивую информацию о его последствиях. Показывать возможность получения острых ощущений во время занятий спортом, на работе, отдыхе, переключая интерес с рискованных форм поведения на социально приемлемые. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Конфликт в семье - одно из причин ухода детей и подростков из дома и приобщения к наркотикам.

Статья посвящена одной из самых сложных и актуальных тем - проблеме приобщения подростков к наркотикам. Дана оценка конфликтной ситуации, рассмотрены разные подходы к возможным решениям как в теории, ...

Статья. Конфликт в семье - одно из причин ухода детей и подростков из дома и приобщения к наркотикам.

Статья посвящена одной из самых сложных и актуальных тем - проблеме приобщения подростков к наркотикам. В ней отражена связь конфликтной семейной ситуации и девиантногот поведения в подростковой среде...

Профилактика уходов детей и подростков из дома

Профилактика уходов детей и подростков из дома, даже однократных, представляется исключительно важной, в том числе и по причине возможного развития синдрома бродяжничества.Семья является первичным и о...

Проблема побегов и бродяжничества детей с умственной отсталостью

В данной работе изучается актуальная проблема побегов и бродяжничества детей с умственной отсталостью. Рассматриваются причины и классификации синдрома побегов и бродяжничества. Описываются методы диа...

Предупреждение самовольных уходов детей или подростков из дома. Памятка.

Предупреждение самовольных уходов детей или подростков из дома. Памятка. Дети очень восприимчивы к неблагоприятным обстоятельствам жизни, поэтому уход из дома - это очень сильная эмоциональная ре...

Памятка для родителей "Как предупредить побеги и уходы детей из дома"

Информация для родителей по предупреждению и недопущению самовольных уходов несовершеннолетних из дома....