Статья "Причины и факторы девиантного поведения школьников".
статья на тему

Овечкина Елена Юрьевна

Одной из важных проблем современной школы является проблема отклоняющегося (девиантного) поведения школьников. Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) может проявляться у детей в разные возрастные периоды, но наиболее часто, оно имеет место в подростковом возрасте (11 – 16 лет).

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам.

Известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали. В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социальной, социально-психологической, средовой).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichiny_i_faktory_deviantnogo_povedeniya_shkolnikov.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Причины и факторы девиантного поведения  школьников.

   Одной из важных проблем современной школы является проблема отклоняющегося (девиантного) поведения школьников. Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) может проявляться у детей в разные возрастные периоды, но наиболее часто, оно имеет место в подростковом возрасте (11 – 16 лет). Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным»  от детства к взрослости. Подростковый возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. Все это дает благоприятную почву для развития девиаций различного характера.

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам.

Известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали. В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социальной, социально-психологической, средовой).

Р.М. Овчарова девиантное поведение подразделяет на две большие категории:

1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).

2. Асоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке — преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

С. А. Беличева классифицирует социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом:

·        корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищение, кража, спекуляция, мошенничество и др.);

·        агрессивной ориентации: действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийство, изнасилование);

·        социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомании, суицид). 3

Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных, нравственных ориентации и представлений. Поведение таких детей замечаются родителями, учителями, общественностью.

     Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:

а) социально-педагогической запущенностью, когда ребенок, подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;

б) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т.д.;

в) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных жизненных целей и планов;

д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей на негативные. 2

Равнодушное, невнимательное отношение окружающих к детям,  зарождает чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности. Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению, кооперации, самоорганизации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей.

 Отрицательно  отражается на их поведении, на формировании личности и  недостаток позитивного социального опыта,  несформированность  мировоззрения, системы ценностных ориентации, этических норм и эстетических вкусов.  Отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям и подросткам, неизбежно подводит к такому результату.

Значительную роль в развитии личности роль, играет микросреда, в которой вращается современный подросток.  Если он сталкивается в той или иной мере с различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье) и в школе - все это способствует негативному развитию характера и поведения. Освобождение от традиционных норм и системы ценностей, отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля  оказывает влияние на формирование жизненных и социальных ориентиров и идеалов подростков.

Таким образом, важно сегодня в школе создавать среду, свободную от условий, деформирующих сознание подростка, порождающих отклоняющееся поведение. Для развития личности подростка школа может предоставить ему возможность общаться с такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя их положительные качества, их позитивный социальный опыт. Включая в свой внутренний мир нормы, ценности и установки любимых и уважаемых людей как собственные, подросток из этих элементов подражания формирует свой идеал — внутреннее представление о том, каким он хотел бы стать. Общение с людьми, обладающими высокими нравственными принципами, разделяющими гуманистические ценности и идеалы, поможет изменить отношение подростков к своему поведению.

Прежде чем начать воспитательную и коррекционно - развивающую работу с детьми группы риска, следует  выявить факторы, порождающие различные формы отклонений.

И. А. Невский, Л. С. Колесова провели экспертный опрос работников школ, в ходе которого их просили высказать свое мнение о внешних факторах отклоняющегося поведения подростков. По мнению опрошенных педагогов, внешними факторами, негативно влияющими на развитие и поведение детей и подростков, которые школа по мере возможности должна корректировать, являются:

I. Процессы, происходящие в обществе:

·        отсутствие ясной позитивно государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;

·        несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;

·        безработица (явная и скрытая); •

·        отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;

·        разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения (детских и юношеских организаций, семьи и школы); .;..

·        пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;

·        отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им соответствующую помощь;

·        недоступность для детей бесплатного качественного дополнительного образования (кружков, секций и др.);

·        доступность табака, алкоголя, наркотиков.

II. Состояние семьи, ее атмосфера: неполная семья;

материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);

·        низкий социально-культурный уровень родителей;

·        стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);

·        отрицание самоценности ребенка;

·        недостаток или избыток удовлетворения потребностей детей;

·        злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков и др.;

·        попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.

III. Несовершенная организация внутришкольной жизни:

·        несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания; плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной, систематической связи школы с семьей учеников и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка, через общественность; нехватка учителей-предметников; частая отмена уроков; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций в школе;

·        профессиональная несостоятельность части учителей, выражающаяся  незнании детской, возрастной психологии; авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе «ученик—учитель»; необъективный подход к оценке знаний учащихся, навешивание ярлыков; подавление учителями личности ученика;

·        внедрение новых несовершенных учебных программ, переоценка ценностных ориентиров и, как следствие, непонимание «чему и как учить?»;

·        низкий уровень развития и учебной мотивации детей, поступающих в школу.

Все перечисленные  факторы носят внешний, объективный характер. Но есть и внутренние, психологические факторы: низкая самооценка, повышенная тревожность, неуверенность в себе, неумение выражать свои чувства и реакции на себя самого и других людей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях.

      Для предупреждения отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков требует их обучения психогигиеническим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Для решения этих задач необходимо в школах создание социально-педагогических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Она может включать следующие направления:

1) выявление распространенности различных типов и форм отклоняющегося поведения детей и подростков, провоцирующих  факторов, а также изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании;

2) анализ результатов изучения мнений учеников, родителей и разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся учетом выявленной специфики;

3) подготовка педагогических кадров, владеющих методами предупреждения и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся, психотехническими приемами, направленными на формирование у детей способности эффективно общаться, принимать ответственные решения, разрешать конфликты преодолевать стрессы и развивать позитивную, адекватную «Я-концепцию», вести здоровый образ жизни;

4) создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска, что отчасти может решаться посредством ряда компетентных управленческих решений, развития эффективного взаимодействия с семьей ученика, организации дополнительного образования и др.

Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения.

Подростку необходимо  уметь  делать здоровый выбор. Для этого его следует  обогатить психологическими знаниями:  умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами; научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.

.

Список литературы:

  1. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1993. -199 с.
  2. Кон И. С. «Психология ранней юности», Москва,«Просвещение», 1989.
  3. Личко А.Е. – Психотерапия при психопатиях у подростков// Руководство по психотерапии/ Под ред. В.Е. Рожнова.- Т.: Медицина, 1985. – с.484-506.
  4. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. М., 1993.
  5. Овчарова Р. В.Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол.             фак. университетов. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этноценностные ориентации как фактор профилактики девиантного поведения подростков.

На протяжении тысячелетий формировалось оригинальное этнокультурное пространство, вырабатывались приемы, средства, методы и технология воспитания подрастающих поколений, не утратившие своего значения ...

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...

Неполная семья как фактор развития девиантного поведения подростков

В  работе "Неполная семья как фактор развития девиантного поведения подростков" исследуется проблема подростковой девиации, возникшей в результате влияния неполной семьи.Главное внимание обр...

Презентация "Повышение эффективности системы физического воспитания как фактор профилактики негативных явлений и девиантного поведения детей и подростков"

Вовлечение подростков во внеурочную деятельность, спортивно-массовые мероприятия дает возможность активно противостоять распространению у них вредных привычек, способствует здоровому образу жизни и яв...

«Гражданско-патриотическое воспитание как фактор социализации личности обучающихся девиантного поведения. Из опыта работы.»

Актуальность:Сегодня современная жизнь предъявляет человеку новые требования. Главными из них являются: нести ответственность за своё поведение и действия, активная жизненная позиция,  овладение ...

Девиантное поведение - причины, формы, виды, коррекция профилактика девиантного поведения у подростков

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся...