Программа по работе с обучающимися «группы риска» из лиц с ОВЗ
материал на тему

Тимохин Максим Вячеславович

В современных условиях возрастает количество подростков, оставшихся без попечения родителей, детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии, обучающихся с отклонениями в поведении, а также число неполных, малоимущих семей. То есть растет число подростков, которые относятся к «группе риска», такие обучающиеся есть и в нашем лицее. Обучающиеся «группы риска» - это подростки, которые характеризуются «девиантным» и «асоциальным» поведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_gruppy_riska.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Вольский строительный лицей»

Программа

по работе с обучающимися «группы риска» из лиц с ОВЗ

        

Авторы – разработчики программы:

воспитатели общежития Тимохин М.В., Рыжов И.И.

г. Вольск

В современных условиях возрастает количество подростков, оставшихся без попечения родителей, детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии, обучающихся с отклонениями в поведении, а также число неполных, малоимущих семей. То есть растет число подростков, которые относятся к «группе риска», такие обучающиеся есть и в нашем лицее. Это дети с отклонениями в поведении, совершающие системы поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Обучающиеся «группы риска» - это подростки, которые характеризуются «девиантным» и «асоциальным» поведением.  Под трудными» понимаются подростки, нарушения, поведение которых затруднительно исправить, корректировать. Они особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны педагогов. Причиной попадания в "группу риска» также является психические заболевание, склонность к бродяжничеству.

Из трудных детей формируются асоциальные подростки: вожаки асоциальных групп со сложившейся системой взглядов и потребностей, нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми, сознательно противопоставляют себя обществу, подростки неустойчивы, не имеют твердых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств, их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации, подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять, аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.

Никаких специальных причин возникновения асоциального поведения искать не нужно. Они в нашей ежедневной жизни, в тысячах больших и малых примеров поведения взрослых. Современная жизнь изобилует асоциальным, т.е. не согласующимся с требованиями общества и моральными нормами поведения взрослых. Постоянно имея перед глазами такие «образцы» подростки впитывают их как данность, как нечто совершенно естественное. Важной причиной асоциального поведения подростков являются те или иные врожденные биологические особенности, обусловленные наследственностью. Трудные подростки – это те, которые требуют особого отношения, пристального внимания со стороны взрослых. Понимая всю сложность процесса адаптации и социализации подростков «группы риска»,  разработана «Программа по работе с обучающимися «группы риска»  из лиц с ОВЗ» для воспитанников ГБПОУ СО «Вольский строительный лицей».                                  

Целью программы является: развитие потенциальных возможностей подростка, формирование условий для адаптации в обществе, необходимых для дальнейшей интеграции в социуме.  Данная программа состоит из следующих модулей: 

Тематический план

Модуль I

Профилактика дезадаптации

 

п/п

Название мероприятия

 

Ответственные

Срок

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Психодиагностика. 

Снятие психоэмоцианального напряжения. Уроки релаксации.

 Коррекционная работа по снятию психо-эмоционального напряжения.

 Тренинг " Представление о себе". "Ассоциации".

 Диалог "Мои права".

Я вас слушаю. Спина к спине.

 Спектр чувств: "Угадай эмоции".

 Учимся управлять своими эмоциями.

 Правила поведения в обществе незнакомых людей.

Дни творчества.

Часы свободного общения.

Дни интеллектуальных  игр.

Психолог 

Воспитатели 

Психолог

Воспитатели 

 

 



 

Сентябрь

 Сентябрь

 

В течение года

 Сентябрь

 

 Октябрь

 Ноябрь

 Декабрь

 Январь

 Февраль

 Март

Сентябрь-

май

 Сентябрь-

май

 

Тематический план

Модуль II

Профилактика аддиктивного поведения

 

п/п

Название мероприятия

 

Ответственные

Срок

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

Воздействие табака на организм человека

 Рядом опасный человек

 Суд над господином "Никотином"

 Ты и твое здоровье

Курить или не курить.

Я выбираю..

 Пивной алкоголизм. Почему пиво опасно для здоровья подростка.

 Акция "Нет наркотикам"

 Запомни и задумайся

Встреча с врачом наркологом

Воспитатели

 Инспектор ПДН

 Воспитатели, классный руководитель 

Врач-нарколог

 

Воспитатели

 

Врач-нарколог

Сентябрь

Октябрь

 Ноябрь

 Декабрь

 Январь 

Февраль

 Март

 Апрель

Сентябрь-

май

(по мере необходимости)

 

Тематический план

Модуль III

Профилактика правонарушений

 

п/п

Название мероприятия

 

Ответственные

Срок

 

1

2

3

4

5

.

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Беседы на правовые темы

Мое место в коллективе. Права и обязанности

Мои сильные и слабые стороны

 Как не стать жертвой преступления

 Закон и справедливость

 Законопослушный гражданин. Почему так говорят?

 Правила и нормы поведения.

Кодекс товарищества. 

Диспут: "Единожды солгавший, кто тебе поверит..."

 "Чтобы ты не попал в беду"

 "Спасет ли подростка колония?"

 Изучение статей уголовного кодекса "Хулиганство"

 Изучение статей УК "Бродяжничество"

 Изучение статей УК "Кража"

 Изучение статей УК  

"Разбой. Грабеж"

 Видеоуроки на правовые темы

 Встречи с сотрудниками правоохранительных органов : инспектором  по делам несовершеннолетних

  

Воспитатели

 

Воспитатели

 

 

Воспитатели

 

 

Воспитатели

 

 

Воспитатели

 Инспектор ПДН

 

 

Сентябрь

 

Октябрь

 Ноябрь

Декабрь

 Январь

 Февраль

 Март

 Октябрь

Ноябрь

Декабрь

 Февраль

 Март

 Апрель

 Май

 

 

Сентябрь-

май

(1 раз в месяц)

 

 

Тематический план

Модуль IV

"Труд в почете любой..."

 

п/п

Название мероприятия

 

Ответственные

Срок

1

2

3

       4

5

6

Сделаем дом красивым

 Операция "Трудовой десант"

 Как  вылечить вещи

 Умеешь сам - научи другого.

 Уроки полезного труда

Дни добрых и полезных дел

 Акция:  "Благоустроим территорию"

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

 

Классный руководитель

 Воспитатели

Сентябрь

 Октябрь

 Ноябрь

 Декабрь

 Январь

 Февраль

          Май 

 

Технология реализации программы.

         Данная программа предназначена для воспитанников, проживающих в общежитии, в т.ч.  выпускников коррекционной школы VIII вида.

Специфика работы по данной программе такова, что в коррекции поведения подростков важна взаимосвязь, преемственность в работе воспитателя, психолога, врача – нарколога, классного руководителя, сотрудников правоохранительных органов.  В работе с подростками «группы риска» используем технологию психолого-педагогического сопровождения. Она включает в себя сбор информации. На основании психолого-педагогической диагностики разрабатываются рекомендации для подростков.

В работе по программе с обучающимися «группы риска», огромное внимание уделяется коррекции асоциального поведения. Имеются в виду трудности самих воспитанников и то, как эти трудности преодолеть. Прежде всего, необходима помощь таким подросткам в учебе. Поскольку именно от того, как подросток относится к учебе, берут начало все его остальные беды. Для этой категории воспитанников характерно бесцельное времяпровождение. Их досуг-это пассивное получение удовольствия, от слушания музыки, просмотра телепередач, шатание по улице. Духовная пассивность, наклонность получать удовольствие с минимальными интеллектуальными затратами является благодатной почвой для развития всяческих отклонений, т.е.  организация досуга подростка - чрезвычайно важное дело и лучшее средство профилактики отклоняющегося поведения. При коррекции асоциального поведения подростка «группы риска» мы стараемся применить принципы, стратегию и тактику личностно-ориентированного воспитания. Индивидуальный подход очень важен. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы не только наличной ситуации, но и особенности личности воспитанника, состояния в котором он в данное время находится.

Что же является главным в работе с трудными подростками? Это, во-первых, теплое, сердечное, доброжелательное отношение взрослых. Во-вторых, умение выявить то, хорошее, что имеется в личности каждого подростка и развивать его положительные качества в процессе воспитания. Без педагогического оптимизма, без опоры на положительный фонд личности, успеха в коррекционной работе успеха не достичь. В – третьих, открытое и постоянное доверие в нравственные силы трудных подростков.

Совместная работа и сотрудничество учреждений разной направленности, является эффективной, мы привлекаем к сотрудничеству различные спортивные детско-юношеские, культурно-оздоровительные учреждения для того, чтобы создать возможность общения «трудных» подростков с другими обучающимися. Организация совместных мероприятий обучающихся «группы риска» с воспитанниками, имеющих стойкие морально-нравственные принципы, активную жизненную позицию, способствует их интеграции в среду социально благополучных сверстников и становится важным фактором для пересмотра собственного поведения и отношения к жизни.

Обучающиеся участвуют в различных мероприятиях, мастер-классах, соревнованиях, дружеских встречах, для того, чтобы работа не носила формальный характер, проводятся индивидуальные и групповые беседы с подростками, анализируются происходящие события в группе, в лицее, дается оценка и действиям воспитанников, с точки зрения принятых общественных норм, они в свою очередь учатся адекватно реагировать на замечания и поступки окружающих.

При проведении мероприятий, коррекционных занятий используем игровые, информационные, цифровые технологии. В рамках программы по работе с обучающимися «группы риска» применяем различные формы и методы. Это индивидуальные беседы, беседы по душам, часы и уроки здоровья, тренинги, акции, диспуты, библиотечные часы, видеоуроки по проблемам трудных подростков, специальные занятия на правовые темы.

В последнее время активизировалась работа членов Совета общежития. Воспитанники приглашают для беседы нарушителей дисциплины и пытаются решить возникшую проблему. В лицее работает Совет профилактики, комиссия по урегулированию конфликтов. Для развития личностных качеств, расширения кругозора, социализации, активизируется общественная деятельность. Работу с подростками строим по следующим тенденциям: от воспитанника к его личности, от воспитания к самовоспитанию, от педагогического экстремизма к толерантности. Это дает положительный результат в работе с «трудными» обучающимися.

 

Список литературы

  1. И.А. Алексеева. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. -  М.:Генезис, 2006.- 256 с.
  2. Н.В.Востракнутов. Антинаркотическая  профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска. - М., 2004 -182
  3. Н.М. Гончарова. Особенности воспитательной работы с «проблемными» учащимися: Мониторинг развития учащихся, разработка занятий с педагогами и родителями - М.: Волгоград, Учитель, 2007-157 с.
  4. Б.В.Куприянов. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для.- М.:ВЛАДОС,2004 - 215с.
  5. А.Ф.Никитин."Права человека" - М.: Дрофи ,1998 - 80с.
  6. И.П. Подласый. Курс лекций по коррекционной педагогике. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002 - 352 с.
  7. У.В. Ульянкова. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция. ООО Питер-пресс, 1997. -304 с.
  8. И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. Психология депривированного ребенка - М.: ВЛАДОС, 2004. - 319 с.
  9. А.С.Чернышев. Практикум по решению конфликтных ситуаций.- М.: Педагогическое общество России, 1999 -186с.

10. Е.С.Шабельник, Е.Г.Каширцева. Ваши права.- М.:"Вита - Пресс",1995 -             64с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник индивидуальной работы с обучающимся "группы риска"

Дневник  поможет отразить изменения, происходящие с обучащимся, а также зафиксировать работу, проведённую специалистами и кл. руководителем....

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних как форма работы с обучающимися «группы риска» и неблагополучными семьями

Важной формой профилактической работы с обучающимися "группы риска" и неблагополучными семьями является  Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений...

«Подросток в современном мире» технология работы с обучающимися «группы риска» в ГБОУ СОШ № 603

•обеспечение сохранения здоровья, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;•создание  условий по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;•анализ фа...

ПЛАН ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»

ПЛАН ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА» на 2014-2015 учебный год. Цель: обеспечение социальной поддержки детей и подростков «группы риска», направленной на решен...

ПЛАН ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»

ПЛАНПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫС ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»  на 2019/2020 учебный год...

Работа с обучающимися группы риска

Работа с обучающимися группы риска...