Доклад социального педагога МКОУ "Гимназия №3" на семинаре зам. директоров по ВР
статья на тему

Омарова Зайнап Тагировна

Для нашей школы актуальным являются  проблемы трудных учащихся, детей входящих в группу риска. Прежде всего, это педагогически запущенные дети и дети из неблагополучных семей. Для решения данной проблемы в нашей гимназии создана Служба Сопровождения Учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад для семинара122.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ГОРОД ХАСАВЮРТ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                               «Гимназия № 3»                  

    РД, г. Хасавюрт, ул. Махачкалинское шоссе , 29тел. 8 (87231)   5-22-12

Система административно-педагогического сопровождения учащихся группы риска

Любая современная школа в своей деятельности сталкивается с рядом общих проблем, которые она вынуждена решать собственными силами. Наша гимназия  № 3 конечно не исключение.

Для нашей школы актуальными являются проблемы  трудных учащихся, детей входящих в группу риска. Прежде всего, это педагогически запущенные дети и дети из неблагополучных семей..

Для решения данных проблем в нашей гимназии создана служба сопровождения учащихся

Целью такого сопровождения   в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка.  

                    В ходе  работы служба   решает многие задачи:

  • предупреждает возникновение проблем развития ребенка;
  • оказывает помощь (содействует) ребенку в решении актуальных задач обучения, развитии, социализации;
  • помогает в преодоление учебных трудностей, проблем с выбором образовательного маршрута, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • помогает в развитие эмоционально-волевой сферы учащегося;
  • помогает в формировании психологической культуры родителей, педагогов.

        В службу административно-педагогического сопровождения входят практически вся администрация школы:

  • директор Голоев Ризван Аливкаевич.
  • заместитель директора по ВР Газиева Джамиля Абдулпатаховна.
  • заместитель директора по УВР Бексултанова Мавлият Батырхановна.
  • социальный педагог Алиева Мадина Хизриевна, Голоева Насиба     Аливкаевна.
  • педагог-психолог Абидова Нурпат Нурудиновна.
  • классный руководитель

За  последний учебный год контингент нашей гимназии изменился. Некоторое количество (около 300) детей перешли в другую школу, новую школу. Вместе с тем есть большое количество прибывших. Большинство учащихся пришли в нашу школу не в связи с переменой  места  жительства, а именно из-за трудностей в обучении, а порой после конфликта в предшествующей школе. Например, последние прибывшие, трое учеников, перевелись из-за проблем в предыдущей школе.  Приходя в наше образовательное учреждение, они с собой приносят и собственные трудности: проблемы с посещением уроков, пробелы в знаниях практически по всем предметам, низкую мотивацию к учебе, социальные (семейные) проблемы

И вот тут служба сопровождения  сразу начинает свою работу :

  • проводится беседа, анкетирование, с целью определения дальнейшего образовательного маршрута обучающегося;
  • осуществляет ежедневный контроль посещаемости учебных занятий учениками класса;
  • выясняет причины пропусков уроков если они имеются  
  • контролируется вместе с классным руководителем  взаимоотношения в классе между учащимися и учителями,    
  • с привлечением педагога-психолога проводится диагностика межличностных отношений, выявляются  имеющиеся проблемы; административно-педагогическое сопровождение проводит  профилактику возникновения проблем межличностных отношений школьников;
  • информирует родителей об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом;
  • координирует деятельность учителей-предметников и родителей;
  • прогнозирует успеваемость учащихся;
  • организует взаимодействие успешных и неуспевающих учащихся с целью успешного освоения учебных программ;
  • разрабатывает годовой цикл творческих дел и мероприятий.

  Классными руководителями с 1 сентября проводится работа с детьми, постепенно вовлекая членов службы сопровождения. За истекший период нам удалось добиться очень хороших результатов.

          Но этому предшествовала кропотливая работа службы сопровождения:

1. Классный руководитель работал не только с детьми, но и с родителями и выявлял ряд проблем. Прежде всего, это пропуски уроков по неуважительным причинам.

2. К работе были подключены социальный педагог, зам. директора по УВР.

3. Классный руководитель ежедневно выявлял причины отсутствия ребенка в школе (если в течение дня причина оставалась неизвестной, то вечером классный руководитель обязательно еще раз дозванивался до родителей ребенка).

3. Если в течение следующего дня ситуация не менялась (ребенок пропускал занятия снова), классный руководитель:

  • обращался к социальному педагогу;
  • информировал о пропусках заместителя директора по ВР;
  • вместе с социальным педагогом посещал в семью для проведения беседы с родителями.

Социальный педагог:

  • вносил этого ребенка в список детей, склонных к пропускам уроков по неуважительной причине;
  • информировал заместителя директора по ВР о необходимости проведения беседы с учащимся.

Если пропуски повторялись:

- заместитель директора по ВР приглашал в образовательное учреждение родителей учащегося для беседы, которая фиксируется у нас в папке «Беседы с родителями, посещение на дому». Одним из последних случаев была работа с Мукуевой Вагидат , ученицей 5 д класса.

Слово по данной теме предоставляется классному руководителю Солтамутовой Анжеле Ирисбиевне.

У детей, входящих в группу риска, возникает проблема и с успеваемостью.

В нашей школе работа с неуспевающими ведется в течение всего учебного года.

Первоначально работу начинает классный руководитель:

  • составляет список потенциальных неуспевающих;
  • за 3 недели до конца триместра подает заместителю директору по УВР списки неуспевающих по 1 и более предметам с указанием предметов;
  • предоставляет заместителю директору по УВР отчет о проделанной работе с неуспевающими, прописанный в плане воспитательной работы.

Заместитель директора по УВР:

  • беседует с учащимся, который может иметь неудовлетворительные отметки, фиксирует эти беседы в книге бесед с учащимися;
  • беседует с учителями-предметниками о возможных путях ликвидации неудовлетворительных отметок или о существующих проблемах у ребенка и их решении;
  • проверяет наличие у учителя плана индивидуальной работы с ребенком;
  • в удобное для родителей время вызывает родителей (письменное приглашение),
  • проводит беседу с родителями о существующих проблемах ребенка в присутствии учителя-предметника или наедине (по желанию родителей).

Любая встреча фиксируется в книге бесед (под подпись родителей).

Слово по данной теме предоставляется педагогу с богатым опытом, классному руководителю начальных классов Идиковой Халиде Реуфовне.          

Как правило, дети, входящие в группу риска, первоначально самостоятельно не изъявляют желания посещать школьные кружки. Социальный педагог буквально ведет ребенка за руку, показывает учащемуся занятия, можно сказать, рекламирует, стараясь заинтересовать ребенка. Первое объединение, которое с удовольствием начинают посещать дети, это общая физическая подготовка (с использованием тренажерного зала) или шахматы и шашки. Это любимые кружки наших учеников. Таким же интересным и увлекательным стал для детей и кружок «Золотые ручки» , где дети своими руками готовят поделки, мастерят, украшают. Руководитель этого кружка социальный педагог Алиева Мадина Хизриевна.

Следующим этапом является проведение совета по профилактики, на котором присутствует директор школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог. Результатом становятся рекомендации родителям по изменению индивидуального образовательного маршрута.

В сложных ситуациях служба сопровождения вместе с инспектором школы посещал семью. Последним этапом становилось представление на комиссию ПДН. Однако, в результате налаженной кропотливой работы до комиссии, как правило, дело не доходит.

Заместителем директора по УВР обязательно проводится и повторный контроль за работой с неуспевающими и выполнением рекомендаций, полученных со стороны классного руководителя, учителя-предметника, самих родителей.

В случае, если ситуация не изменилась, то проводится повторная встреча с родителями или проведение малого педсовета (в зависимости от ситуации).

Часто причины пропусков уроков и неуспеваемости ребенка находятся в семье.

В нашей школе службой сопровождения проводится большая работа именно с родителями. Она предполагает активное включение родителей в образовательный процесс. Надо отметить, что по оценке классных руководителей активность родителей, их участие в образовании собственных детей оставляет желать лучшего. Как видно, мы далеко не всегда можем рассчитывать на помощь родителей, а порой и им самим нужна наша помощь.

В нашей гимназии Родителям в уютном кабине оказывается, прежде всего, психологическая помощь (ни для кого не секрет, в каком эмоциональном состоянии приходят родители в школу), а затем мы вместе решаем проблемы ребенка так, чтобы это общение было не во вред, а во благо ученику, учителю, родителю.

Педагогическое сопровождение семьи заключается в изучении, консультировании, просвещении, оказании помощи родителям в вопросах воспитания. Мы стараемся активно вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс: посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий в кружках .

В стремительном потоке нашей жизни дети и родители не так часто проводят время вместе, поэтому нашей традицией стали Дни открытых дверей и совместные родительские собрания.

Таким образом, в нашей школе сложилось уникальное педагогическое сообщество. В современных экономических условиях мы не имеем возможности реализовать все желаемые программы обучения, но мы научились жить в быстроизменяющихся условиях. Сохранность контингента учащихся и стабильный коллектив этому яркое подтверждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД социального педагога школы Ооржак О.О. на тему: «Роль семьи в обучении и воспитании детей».

   Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности....

Доклад социального педагога "Работа с семьей"

Рассматриваются основные формы работы с семьей в школе...

доклад социального педагога на родительском собрании "Нравственный долг родителей."

Воспитание будущих поколений всегда было непростой задачей для общества. Ведь будущее-это новые условия, иная система ценностей, это трансформация традиций и устоявшихся отношений....

СЕМИНАР на тему: «Организация работы социального педагога по социально-педагогическому просвещению родителей в рамках реализации ФГОС»

Для наиболее эффективной и продуктивной работы, социальному педагогу необходимо разобраться с сущностью форм и методов социально-педагогического просвещения, а также видеть их взаимосвязи и взаимообус...