Программа Этика и психология семейной жизни
рабочая программа на тему

Собянина Елена Федоровна

Электив для 9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский Автономный  округ, Берёзовский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

Рассмотрено

на заседании МО

протокол №___

от «__» ___________ 2009г.

Утверждено

приказом директора

№ ___ от «__» ___________ 2009г.

Кооперативная ул., д.15, 628146

Тел.: (34674)3-18-22 Факс: (34674)3-18-72

Программа

элективного курса

«Этика и психология семейной жизни»

для учащихся 9-х классов

срок реализации-16 часов

                                                                                                                   Программа составлена

                                                                                                                       Социальным педагогом

                                                                                                         Собяниной Е.Ф.

Игрим

2009 г.

 I. Пояснительная записка.

Одним из главных социальных объединений в жизни людей является семья. Она представляет собой элемент общества и играет важнейшую роль в его сохранении и дальнейшем развитии. Значение семьи для каждого отдельного человека настолько велико, что заменить и восполнить семью не в силах никакое другое объединение людей. В современном мире семья становится все более необходимой составляющей полноценной жизни человека, она приобретает характер личной ценности и служит одним из условий обретения человеческого счастья.

Семья так или иначе сопровождает человек на протяжении всего жизненного пути. С первых дней жизни человек неразрывно связан со своей семьей, которая является для него своеобразной моделью социального мира. В рамках семьи, с помощь близких людей ребенок познает окружающую действительность, постигает сложный мир человеческих отношений , учиться жить и взаимодействовать с другими людьми; приобретает опыт взаимопонимания, сопереживания, сочувствия, доверия и любви; усваивает важнейшие нравственные нормы; учиться осознавать и понимать самого себя.

По существу то каким становиться человек как личность и как индивидуальность, во многом зависит от того, в какой семье он рос, кто и как его воспитывал. Какой опыт взаимоотношений он сумел приобрести, какие ценности своей семьи усвоил (а от каких напротив сознательно отказался) и т.д.

Одной из главных жизненных задач взрослеющего человека становится создание своей собственной семьи. Вступление в брак и рождение детей – рубежные события в человеческой судьбе. Они являются своеобразной пробой на личностную и социальную зрелость молодого человека, его способность переживать высшие человеческие чувства, устанавливать близкие и глубокие отношения с другими людьми и самое главное – готовность нести ответственность за эти отношения.

Поэтому главная  Цель курса:

  Овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность к ранним необдуманным бракам.

Задачи:

       Предоставить учащимся объективную, соответствующую возрасту информацию;

       Учить детей делать выбор и принимать ответственные решения;

      Формировать общей готовности к самоопределению, самосознанию, самоотношению;

∙   способствовать осознанию ответственности за собственную жизнь и научить уважать других, как равных себе;

      Способствовать нравственному самосовершенствованию учащегося, его готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.

Методы реализации элективного курса:

        Мозговой штурм,

∙    Лекции,

∙    Аудио-визуальные средства,

         Дискуссии,

∙     Кооперативное обучение,

    Упражнения - энергизаторы,

     Групповая дискуссия,

         Ролевое моделирование,

         Анализ конкретных ситуаций.

Формы контроля: 

На итоговом занятии учащиеся представляют творческую работу по одной из прошедших тем. В процессе курса в качестве проверки знаний используются тесты и опрос по пройденному материалу.

  

Ожидаемые результаты:

   В результате освоения курса  учащиеся должны:

- осознать свои личные особенности, интересы, склонности,  жизненные цели и выставлять приоритеты;

- выстраивать свои отношения на нравственных нормах основанных на взаимном уважении и взаимной ответственности за себя, а в дальнейшем за свою семью;

Программа состоит из 16 занятий и предназначена для учащихся 9 класса.

 

Учебно - тематический план

элективного курса «Этика и психология семейной жизни».

 

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Лекц.

Практ.

Семин.

1

Введение

2

2

2

Самопознание. Я - концепция.

2

1

1

3

Личные границы

1

1

4

Экология любви

1

1

5

Любовь и влюбленность

2

2

6

Психология семейной жизни

2

1

1

7

Семейные конфликты

2

1

1

8

Функции семьи

2

1

1

9

Интимная близость

2

1

1

10

Итоговое занятие.

1

1

                          Всего:

16

 

 


Содержание занятий

по программе элективного курса

«Этика и психология семейной жизни».

Тема 1. Введение. (1 час)

Происхождение термина «психология». Психология - наука о душе. Происхождение термина «этика». Психологические особенности мужчин и женщин. Различия между ними. Личностные особенности. Особенности общения и поведения представителей разного пола.

Упражнение: «Снежный ком» 

Тема 2.Самопознание. «Я - концепция» ( 2 часа)

Знаем ли мы самих себя? Процесс самопознания и «Я - образ». «Я – концепция» и ее составляющие. Когнитивная составляющая «Я - концепции» (самопонимание). Оценочная составляющая «Я - концепции» - самооценка.  Особенности поведения людей в зависимости от характера самооценки. Источники формирования самооценки. Поведенческая составляющая «Я - концепции».

Упражнения: «Ласковое слово»   

Диагностические методики: Мини тест «20 Я», тест «Самооценка»

Тема 3. Личные границы. (1 час)

Мозговой штурм. Понятие «Личные границы». 4 С: Самоуважение, самооценка, самодостаточность, самостоятельность. Концентрация на цельности себя. Здоровая коммуникация.

Упражнения: «Одинокая свеча» ,№ 9 стр.17    «Молекулы» № 9 стр. 16

Тема 4. Экология любви. (1 час)

Две модели любви. Характер отношений между любящими людьми. «Разрушители любви». Признаки насилия в отношениях. Разрыв отношений

 Упражнения: «Одинокая свеча» № 9 стр. 17

Тема 5.  Любовь и влюбленность (2 часа)

Презентация «Истинная и ложная любовь». Что такое любовь. Любовь с первого взгляда. Первая любовь. «Любви все возрасты покорны». Любовь взаимная и безответная. Влюбленность и любовь их сходство и различие. 

Тема 6. Особенности семейной жизни. (2 часа)

Особенности мужчин и женщин. Психологические различия. Познавательная и эмоциональная сферы. Особенности общения и поведения представителей разного пола.

 Тема 7. Семейные конфликты (2 часа)

Презентация «Конфликты». Обсуждение-беседа: Причины возникновения семейных конфликтов; Правила поведения в семейной ссоре; Взаимоотношения разных поколений в семье; Проблема «отцов и детей».

Тема 8 Функции семьи (2 часа)

Значение гармоничных отношений в браке. Функции семьи: воспитательная функция, хозяйственно-бытовая, функция первичного социального контроля, функция духовного общения, эмоциональная функция. Детско-родительские отношения. Типы негармоничного (неправильного) воспитания. Причины негармоничного воспитания

Упражнения:

Диагностические методики: тест «Карта интересов»   № 10 стр.232

Тема 9.  Интимные отношения (1 час)

Роль интимных отношений в жизни человека. Норма и патология. Искусственное прерывание беременности. Болезни, передающиеся половым путем.

Упражнения:

Тема 10. Итоговое занятие. (2 часа)

Упражнения: «Те, кто…»

Диагностические методики: Контрольные вопросы.

Мини - сочинение «Я через 10 лет», Игра «Яблоня».

Задание для самостоятельной работы учащихся (по окончанию курса):

Выступление с творческой работой по одной из пройденных тем.

 Литература.

  1. Баль Л.В., С.В. Барканова.   Формирование здорового образа жизни российских подростков, “Владос”, М.,2002 г.
  2. Винтовкина И.С.  Девочке-подростку, М, Медицина 1992 г.
  3. Журнал “Планета здоровья” №20, 2007 г “Отец подростка”.
  4. Ковалев С. В. Психология современной семьи.- М.: «Просвещение»,1988 г.
  5. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М.:  «Мир»,1994
  6.  Преподавание психологии в школе: Учебно-методическое пособие под редакцией Дубровиной И. В.,- М, 2003.  
  7. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В.   Психология для старшеклассников.  Часть 2.,                         Владос, М., 2002 г.
  8. Психология. Учебное пособие. Под редакцией Дубровиной И. В. М-Воронеж 2004 г.
  9.  Романова О.Л. Тренинг жизненных навыков. М., 1997 г.
  10.  Родионов В.А. Я и все-все-все. Ярославль, Академия холдинг, 2002 г.
  11. Тимошенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. М., Просвещение, 1990 г.
  12. Херсонский Б.Г. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов, Киев. Здоровье, 1991 г.
  13. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка-подросток-девушка, М., Просвещение, 1981 г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Этика и психология семейной жизни" 10-11 класс коррекционной школы 8 вида

Данная программа рецензирована ККИДППО Краснодарского края г. Краснодара....

"Азбука семейной жизни". Программа для молодёжи по этике и психологии семейной жизни.

Для оказания психолого-педагогической поддержки молодым людям в ситуации семейного самоопределения, расширения жизненной перспективы личности учащихся, оказания помощи в построении жизненных планов и ...

Программа "Этика и психология семейной жизни"

Программа составлена на основании рекомендаций специалистов в психологии ГБУ ВПО АСУ г.Москвы.Курс рассчитан на 34 часа (1 час/неделю) в 10 или 11 классе....

Программа "Этика и психология семейной жизни"

Одной из проблем явилось отсутствие приемлемой программы курса «Этика и психология семейной жизни» для учащихся специальной коррекционной школы. Имеющиеся программы не сориентированы на ос...

Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10

Рабочая программа   Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...

Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10

Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...

Программа "Этика и психология семейной жизни".

quot;Этика и психология семейной жизни"....