Программа "Этика и психология семейной жизни".
методическая разработка по психологии (10 класс)

РАГУЗИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

"Этика и психология семейной жизни".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika_i_psihlogiya_semeynoy_zhizni.docx39.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

 с углублённым изучением отдельных предметов имени

Ю.Н. Янова г. Вязьмы Смоленской области

СОГЛАСОВАНО

на заседании

методического

объединения учителей

протокол № 1

от «29» августа 2020года

ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «30» августа 2020года

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МБОУ СОШ № 1

№ 152/05-02

От «30» августа 2020 года

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

с углублённым изучением отдельных предметов имени Ю.Н. Янова

г. Вязьмы Смоленской области

Программа элективного курса

« Этика и психология

семейной жизни»

        НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель программы

Рагузина Наталья Николаевна,

первая квалификационная категория

г.Вязьма

 2020 год.

  1. Пояснительная записка.

Программа по предмету «Этика и психология семейной жизни» составлена на основе программы «Этика и психология семейной жизни» (Матвеева Н.Б.) Программно-методического обеспечения для 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М.Платоновой. (Москва, ГИЦ «Владос»,  2010г).        

 

Целью  программы является формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека. 

Программа направлена на выработку у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь, а  именно способствовать созданию крепкой и прочной семьи.

Задачи программы:

  • формировать представления о семье, ее роли в жизни человека;
  • формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;
  • обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
  • формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;
  • сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье
  • и воспитание;
  • формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.

Формирование базовых учебных действий на уроках:

Регулятивные УД:

  • самостоятельно формулировать тему урока;
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • работа по предложенному плану;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • составление плана и последовательности действий (алгоритма);
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УД:

  • пользоваться  словарями, справочниками;
  • находить ответы на вопросы;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую с помощью учителя (составлять план, таблицу, схему)
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УД:

  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • задавать вопросы.

Личностные УД:

  • определять под руководством учителя общие правила поведения (этические нормы)
  • давать верную эмоциональную оценку своей  деятельности на уроке

Формы и методы реализации программных задач:

Решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач требует использования на уроках «Этики и психологии семейной жизни» различных методов обучения:

             *  Устный  рассказ  учителя  (с  использованием  наглядных  пособий; с использованием различных технических средств обучения)

              *  Беседа

             *  Элементы проблемных методов обучения

             *  Драматизация

             *  Решение «этических задач»

 Обучение по программе курса  «Этика и психология семейной жизни», направлено на достижение  следующих личностных и предметных результатов  освоения содержания.

Межпредметные связи:

Родной язык и литература - закрепление навыков письма при выполнении письменных работ,  чтение текстов, пересказ.

СБО - создание семьи, отделы ЗАГСа.

Контроль и  учет знаний на уроках:

Для контроля результативности освоения обучающимися программы изучение каждого раздела программы завершает тест. В конце учебного года выполняется итоговое тестирование.

3.Тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Примечание (включает в себя классы, даты, корректировку проведения уроков и др.)

1

Введение в предмет.

3

2

Личность , общество, семья

12

3

Межличностные отношения юношества

10

4

Брак и семья

12

5

Основы семейных отношений

17

6

Семья и дети

14

Итого:  68 часов

Календарно-тематическое планирование

№урока

Тема урока

Дата проведения

План

факт

а

б

а

б

1

Введение.

2

Введение.

Раскрыть важнейшие для молодежи вопросы подготовки к семейной жизни.

3

Введение.

Раскрыть важнейшие для молодежи вопросы подготовки к семейной жизни.

4

Что такое семья? Значение семьи в жизни человека.

Семья, брак, супружество Тест-рисунок «Семья».

Семейный Кодекс РФ

5

Р.К. Родительский дом – начало начал. 3 гр.- задание «Закончи предложение».

6

Духовные, дружеские, материальные связи в семье. Традиции семьи, семейные праздники.

Пословицы, поговорки о семье.

7

Влияние семьи на формирование личности ребенка

Младенчество, детство, юношество, зрелость. Диафильм «Функции семьи» 3 гр.- задание «Выпиши близких род-ственников»

8

Близкие и дальние родственники. Мини-сочинение «Моя семья»

9

Родственные отношения

3гр.- выполни рисунок «Мой дом»

10

Отношение между родителями.

Уступчивость, любезность, взаимоуважение, сотрудничество, сотворчество

11

Отношение детей к родителям.

Ролевая игра «Дочь (сын) пришел домой под утро»

12

Обобщение знаний по теме «Семья». Взаимоуважение, сотрудничество

13

Семейные ценности. Тест по теме «Семья»

14

Представление людей о семейном счастье.

Р.К. Твои обязанности в семье

15

Представление людей о семейном счастье.

Р.К. Твои обязанности в семье

16

Психология межличностны х отношений.

17

Культура поведения влюбленных.

18

Культура поведения влюбленных.

19

Нравственные основы

взаимоотношений юношей и девушек

20

Культура поведения влюбленных.

21

Культура поведения влюбленных.

22

Дружба,влюбленность любовь.

23

Культура поведения влюбленных. Охарактеризовать нравственную сущность поведения влюбленных, способствовать выработке умения критически оценивать свое поведение

24

Культура поведения влюбленных.

25

Культура поведения влюбленных.

26

Что такое готовность к браку?

27

Свадьба.

28

Медовый месяц. Показать «подводные камни» первого месяца жизни.

29

Медовый месяц.

Показать «подводные камни» первого месяца жизни.

30

Медовый месяц. Показать «подводные камни» первого месяца жизни.

31

Общение в семье. Рассмотреть особенности общения в молодой семье, обратить внимание на умение выслушивать друг друга

Охарактеризовать основные функции семьи.

32

Медовый месяц. Показать «подводные камни» первого месяца жизни.

33

Медовый месяц.

34

Особенности молодой семьи.

35

Особенности молодой семьи.

Показать, что супружество - это новый этап развития любви, когда из двух «я» формируется одно целое.

Как оставаться интересными друг другу.

36

Особенности молодой семьи.

37

Особенности молодой семьи.

Показать, что супружество - это новый этап развития любви, когда из двух «я» формируется одно целое.

Как оставаться интересными друг другу.

38

Нравственные устои семьи. Дать понятие о долге в семье.

39

Планирование семьи.

Обсудить главный вопрос в молодой семье - вопрос о детях.

40

Планирование семьи.

41

Планирование семьи.

42

Досуг - это зеркало семьи.

Поговорить о том, как проводить свободное время в семье.

   43

Семейные праздники. Вспомнить, какие семейные праздники отмечают в семьях ребят.

44

Семейные праздники. Вспомнить, какие семейные праздники отмечают в семьях ребят.

45

Семейные праздники. Вспомнить, какие семейные праздники отмечают в семьях ребят.

46

Семейный бюджет. Дать представление о семейном бюджете, о планировании, подумать над тем, как зарабатывать деньги.

47

Семейный бюджет.

48

Семейный бюджет.

49

«Погода» в доме. Выяснить, от чего зависит уют в доме, как создать интерьер комнат.

50

Психологический климат семьи.

Дать понятие о факторах, формирующих психологический климат семьи.

51

Причины нарушения семейных отношений. Семейные конфликты-выяснить их причины, умение выходить из них.

52

Последствия нарушения семейных конфликтов. Раскрыть последствия нарушений семейных конфликтов, объяснить последствия развода

53

Последствия нарушения семейных конфликтов. Раскрыть последствия нарушений семейных конфликтов, объяснить последствия развода

54

Последствия нарушения семейных конфликтов. Раскрыть последствия нарушений семейных конфликтов, объяснить последствия развода

55

Воспитание детей в семье

Дать представление о незаменимости воздействия семьи на развитие и воспитание детей, раскрыть ошибки семейного воспитания и пути их устранения.

56

Мать – главный зодчий человечества. Дать представление об особых функциях матери как воспитательницы, прививать уважение к матери с детства

57

Мать – главный зодчий человечества.

58

Отец - опора семьи.

59

Отец - опора семьи.

Раскрыть сущность отцовства, своеобразия влияния отца на детей.

60

Истоки родительской

мудрости. Затронуть степень участия отца и матери в воспитании детей, начиная с рождения ребенка

61

Истоки родительской

мудрости.

Затронуть степень участия отца и матери в воспитании детей, начиная с рождения ребенка

62

Истоки родительской

мудрости.

63

Бабушки и дедушки.

Раскрыть значимость старших в воспитании детей в семье, воспитывать уважение к бабушкам и дедушкам.

64

Советы доктора Спока. Познакомить ребят с некоторыми советами знаменитого педагога Бенджамина Спока.

65

Новорожденный в доме.

Рассказать о приеме новорожденного в доме и уходе за ним, познакомить с особенностями развития ребенка первого года жизни.

66

Неполные семьи. Раскрыть трудности воспитания детей в неполных семьях, экономическое и психологическое состояние членов семьи, помощь государства этим семьям

67

Неполные семьи. Раскрыть трудности воспитания детей в неполных семьях, экономическое и психологическое состояние членов семьи, помощь государства этим семьям

68

Неполные семьи. Раскрыть трудности воспитания детей в неполных семьях, экономическое и психологическое состояние членов семьи, помощь государства этим семьям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"

Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  составлена с ...

Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида

Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...

Элективный курс"Этика и психология семейной жизни"

Курс "Этика и психология семейной жизни" обеспечивет духовно-нравственное образование и воспитание школьников старших классов....

Рабочая программа "Этика и психология семейной жизни" 10-11 класс коррекционной школы 8 вида

Данная программа рецензирована ККИДППО Краснодарского края г. Краснодара....

Психология семейной жизни

Программа по спецкурсу для учащихся 11 класса "Психология семейной жизни"...

Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7

Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....

Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")

Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...