Главные вкладки

    Психология семейной жизни
    рабочая программа по психологии (11 класс) по теме

    Программа по спецкурсу для учащихся 11 класса "Психология семейной жизни"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_psikhologiya.doc136 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное учреждение  Отдел народного образования администрации Тулунского МУНИЦИПАЛЬНОГО района Иркутской области

    Муниципальное общеобразовательное учреждение  "Азейская средняя общеобразовательная школа"

                                                                                               УТВЕРЖДЕНО

    Директор МОУ  "Азейская средняя

     общеобразовательная школа"

    _______________ /Н.Н. Буянова/

    «__» _____________ 2012 г.

     

    программа

    Психология

    (спецкурс для учащихся 11 класса, 34 ч)

    Автор рабочей программы,

    учитель

    __________ Серышева Е.В.

    Азей 2012

    Пояснительная записка

    Программа отражает вполне самостоятельную, завершенную систему психологических знаний, достаточную для получения элементарного психологического образования, которое после общеобразовательной школы может быть продолжено в других учебных заведениях.
    Программа не повторяет ни вузовских курсов психологии, ни тех, которые преподаются в средних специальных учебных заведениях. Однако, она согласуется со всеми курсами, обеспечивая их преемственность и взаимодополняемость.

    Цели программы:
    1. Формирование у школьников общего представления о том, что такое психология и чем она занимается;
    2. Формирование представлений о том, какое значение психологические знания имеют в жизни, и какую пользу приносят людям;
    3. Познание самих себя, человеческих взаимоотношений;
    4. Овладение элементарными приемами психической саморегуляции, психологической помощи;
    5. Подготовка к семейной жизни воспитанию детей.

    В программу включены знания, жизненно необходимые для выпускников средней школы. Знания из различных направлений современной психологии: теоретической, экспериментальной и практической; а также из различных областей психологической науки: общей, дифференцированной, социальной, возрастной, педагогической.
    Соответствующие сведения при изучении большинства тем программы сочетаются таким образом, чтобы элементарные теоретические представления школьники сразу же могли проверить экспериментально, испытать на практике.
    Рассматриваемые в рамках данного курса темы сочетаются таким образом, что полученные учащимися теоретические знания проверяются экспериментально, на практике. С этой целью в данный курс были включены задания, посвященные самодиагностике, а так же элементы психологического тренинга, ролевые игры, анализ ситуаций, получение обратной связи.        

    Учащимся предлагается вести тетради. Первая половина конспекта обязательно отводится под запись основных определений и ключевых понятий по теме каждого урока. Вторая часть тетради используется для выполнения письменных заданий, таких как диагностические тесты, упражнения, практические работы.

    В помещении, где проводятся занятия, необходимо как наличие парт, так и свободное пространство, позволяющее всем учащимся расположиться в кругу.

    Программа рассчитана на 34 часа

    Содержание курса

    Семья – очень важное,

    очень ответственное дело.

    Семья приносит полноту жизни,

    семья приносит счастье,

    но каждая семья, в особенности в жизни

    общества, является прежде всего

    большим делом, имеющим

    государственное значение.

    Основная цель курса – вооружение юношей и девушек основами знаний о брачно – семейных отношениях; формирование у них идеала семьи, потребности в её создании, готовности к будущему вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей. Данный курс, представляет собой важное звено в системе воспитания семьянина, опираясь на идейное богатство, заложенное в содержании учебно – воспитательной работы школы.

    Типовая программа курса включает следующие разделы:

    1. Личность. Общество. Семья.

    В этом разделе внимание учащихся концентрируется на таких вопросах: «Что такое характер?», «Что я знаю о себе?», «Каким я кажусь другим людям?», «Какие недостатки вижу у себя?», «Есть ли у меня серьёзные интересы и увлечения?».

    1. Особенности межличностных отношений юношества.

    Во втором разделе рассматриваются психологические особенности межличностных отношений юношества, нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек, понятия о мужественности и женственности, культуры общения.

    1. Брак и семья.

    В третьем разделе раскрывается сущность понятия «готовность к браку», характеризует основные функции семьи, и в частности молодой семьи (особенности периода приспособления, создания гармонии в супружеских отношениях и т.д.)  

    1. Основы семейных отношений.

    В четвёртом разделе рассматриваются нравственные устои семьи, бюджет и хозяйство семьи, этика быта. Анализируются причины возникновения семейных конфликтов, разводов.

    1. Семья и дети.

    Заключительная часть курса посвящена проблеме «Семья и дети». Его задача – показать, содержание и методы воспитания детей в семье, важность дружеских, тёплых взаимоотношений между её членами, особенности и трудности семейного воспитания, типичные ошибки и пути их устранения

    В нашей стране уделяется большое внимание семье. “Семья находится под защитой государства”. Современные  брачно-семейные отношения требуют того, чтобы у мужа и жены был высокий уровень нравственно-этической и психолого-педагогической культуры брака. Важно помочь подрастающему поколению в успешном развитии личностных качеств, умения разбираться в собственных качествах и качествах других людей. Вот поэтому подготовке подрастающего поколения к семейной жизни надо уделять самое пристальное внимание. Такая подготовка содержит следующие аспекты: обще-социальный, этический, правовой, психологический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический.

    Семья – очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье. И цель нашего общества – счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение. Следовательно, государство должно ещё больше внимания уделять заботе о семье: повышение реальных доходов, социальных пособий и льгот, жилищная обеспеченность и т.д.

    Итак, семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни, начиная ещё с родительской семьи.

           Являясь ячейкой общества, семья отражает его идейно-политические и нравственные устои. В ряду духовных ценностей семьи важнейшее место занимают именно ценности идейные.

    Семья – важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морально-политического становления личности.

    Активная общественная направленность деятельности отца и матери находят отражение в образе жизни семьи. У таких родителей вырастают идейно убеждённые дети.

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА

    РАЗДЕЛ 1. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО. СЕМЬЯ

    • Что такое личность
    • Личность и самовоспитание
    • Взаимодействие личности с семьей

    РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕСТВА

    • Психология межличностных отношений
    • Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек
    • Товарищество и дружба
    • Любовь как высшее человеческое чувство
    • Культура поведения влюблённых

    РАЗДЕЛ 3. БРАК И СЕМЬЯ

    • Что такое готовность к браку
    • Семья и её функции
    • Особенности молодой семьи

    РАЗДЕЛ 4. ОСНОВЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    • Идейные устои семьи
    • Нравственные основы семьи
    • Психологический климат семьи
    • Трудовая атмосфера и хозяйство семьи
    • Бюджет семьи
    • Эстетика быта
    • Последствия нарушений семейных отношений

    РАЗДЕЛ 5. СЕМЬЯ И ДЕТИ

    • Воспитание детей в семье
    • Мать и отец – первые воспитатели
    • Ребёнок в молодой семье

    Критерии оценивания

    Возможность промежуточной и итоговой оценки знаний учащихся по занятиям данного курса представляется достаточно спорным вопросом. Свободный обмен мнениями, активное участие в обсуждениях, заявление собственной позиции предполагает отсутствие «оглядки» со стороны школьников на плохую оценку. В случае ответов учащихся на проблемные вопросы, высказываний во время обсуждений, выполнения тестов и упражнений применение системы оценок нецелесообразно. Преподаватель может отметить активность учащихся, оригинальность их ответов, высказать восхищение или недоумение в форме «Я - высказывания».

    Однако оценка — это привычная форма поощрения школьников, без которой обучение для них теряет смысл. И с этим приходится считаться, выставляя, прежде всего, «пятерки» за сам факт выполнения самостоятельных или практических работ, так как оценить в баллах их содержание (размышления, рассуждения) по-другому, не представляется возможным. Контроль знаний с применением формализованной оценки проводится по окончании изучения тем в форме контрольных работ.

    № Урока

    дата

    Название темы

    Вид деятельности

    часы

    оборудование

    ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО. СЕМЬЯ – 5 часов

    Цель:

    • Дать учащимся представление о личности в целом раскрыть сущность основных понятий.
    • Показать роль самовоспитания во всестороннем развитии личности, дать представление о понятии «воспитанный человек» и возможных путях самовоспитания.
    • Показать влияние общества  на всестороннее развитие человека, раскрыть сущность взаимоотношений с семьёй.

    1

    «Этот удивительный учебный предмет»

    Введение в предмет «Психология семьи»

    1

    Тетради, письменные принадлежности

    2

    «Кто есть кто?»

    Размышление над понятием:  Что такое счастье?

    Дать определение.

    1

    Работа с тетрадью

    3

    «Что такое личность?»

    Дать учащимся представление о личности в целом раскрыть сущность основных понятий.

    1

    Работа с тетрадью, записи с занятий прошлого года.

    4

    «Личность и самовоспитание»

    Показать роль самовоспитания во всестороннем развитии личности, дать представление о понятии «воспитанный человек» и возможных путях самовоспитания.

    1

    Тетради, письменные принадлежности записи с занятий прошлого года, повторение

    5

    «Взаимодействие  личности с семьёй и обществом»

    Показать влияние общества  на всестороннее развитие человека, раскрыть сущность взаимоотношений с семьёй.

    1

    Тетради, письменные принадлежности

    ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

    ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕСТВА – 7 часов

    Цель:

    • Показать роль и значение общения в жизни людей, дать основные сведения о психологии общения, способствовать формированию умения строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
    • Раскрытие понятий «мужественности» и «женственности», охарактеризовать ложные представления об этих понятиях, показать роль самовоспитания в приобретении лучших черт мужского и женского характера.
    • Раскрыть личностную и социальную значимость любви, как высшего человеческого чувства, охарактеризовать основные черты подлинной любви.

    6

    «Психология межличностных отношений»

    Показать роль и значение общения в жизни людей, дать основные сведения о психологии общения, способствовать формированию умения строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

    1

    «Методы исследования истории семьи: геннограмма,

    «Линия времени», интервью»

    7

    «Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек»

    Раскрытие понятий «мужественности» и «женственности», охарактеризовать ложные представления об этих понятиях показать роль самовоспитания в приобретении лучших черт мужского и женского характера.

    1

    Тетради, письменные принадлежности

    8

    «Товарищество и дружба»

    Раскрыть сущность товарищества и дружбы как человеческих потребностей, показать особенности юношеской дружбы.

    1

    Тетради, письменные принадлежности

    9

    «Любовь, как высшее человеческое чувство»

    Раскрыть личностную и социальную значимость любви как высшего человеческого чувства, охарактеризовать основные черты подлинной любви

    1

    Упражнения

    Тетради, письменные принадлежности

    10

    «Первая любовь»

    Определение – размышление что такое «первая любовь»

    1

    Работа с тетрадью

    11

    «Культура поведения влюблённых»

    Охарактеризовать нравственную сущность культуры поведения влюблённых.

    1

    Работа с тетрадью

    12

    «Мы выбираем – нас выбирают»

    Урок – беседа о том, как молодые подходят к серьезному шагу в жизнь – создание семьи.

    1

    Тест «Совместимость брачных партнеров»

    БРАК И СЕМЬЯ – 3 часа

    Цель:

    • Дать учащимся представление о браке, нравственно – эстетических основах вступления в брак.
    • Охарактеризовать основные периоды жизни семьи, показать психологические особенности каждого из них, способствовать выработке правильности  построить взаимоотношение в семье.        

    13

    «Что такое готовность к браку»

    Дать учащимся представление о браке, нравственно – эстетических основах вступления в брак, написать сочинение размышление.

    1

    Тетрадь, письменные принадлежности

    14

    «Молодожёны»

    Размышление о том, как «молодые» входят в самостоятельную, но все -же совместную жизнь, какие здесь возникают проблемы.

    1

    Работа с тетрадью

    15

    «Особенности молодой семьи»

    Охарактеризовать основные периоды жизни семьи, показать психологические особенности каждого из них, способствовать выработке правильности  построить взаимоотношение в семье.

           

    1

    социограмма, рисунок семьи, структурный тест Геринга «FAST»

    ОСНОВЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 10 часов

    Цель:

    • Дать представление об идейных устоях семьи, способствовать развитию интереса к обогащению лучших традиций семьи.
    • Показать единство интересов семьи и общества, способствовать формированию идеала высоконравственных семейных отношений.
    • Дать учащимся представление о сущности психологического климата, об основных факторах влияющих на формирование психологического климата в семье.
    • Раскрыть значение труда, как основы семейной жизни её материального и духовного благополучия, дать представление о распределении трудовых обязанностей в семье.
    • Дать представление о семейном бюджете, его планировании, о распределении обязанностей в семье, овладеть необходимыми экономическими навыками. Способствовать формированию умения распоряжаться деньгами.
    • Дать представление об эстетической культуре семьи, неразрывном единстве этики и эстетики быта.

    16

    «Идейные устои семьи»

    Дать представление об идейных устоях семьи, способствовать развитию интереса к обогащению лучших традиций семьи.

    1

    Упражнения

    Тетради, письменные принадлежности

    17

    «Нравственные основы семьи»

    Показать единство интересов семьи и общества, способствовать формированию идеала высоконравственных семейных отношений.

    1

    Работа с тетрадью

    18

    «Психологический климат семьи»

    Дать учащимся представление о сущности психологического климата, об основных факторах влияющих на формирование психологического климата в семье.

    1

    Лабораторная работа

    «Техники семейной терапии»

    19

    «Трудовая атмосфера и хозяйство семьи»

    Раскрыть значение труда, как основы семейной жизни её материального и духовного благополучия, дать представление о распределении трудовых обязанностей в семье.

    1

    Тетради, письменные принадлежности

    20

    «Бюджет семьи»

    Дать представление о семейном бюджете, его планировании, о распределении обязанностей в семье, овладеть необходимыми экономическими навыками. Способствовать формированию умения распоряжаться деньгами.

    1

    Работа с тетрадью распечатка текста

    21

    «Потребности естественные и искусственные»

    Умение различать потребности «естественные» и «искусственные» и умение оценить и отказаться от того, что не так важно.

    1

    Работа с тетрадью

    22

    «Доходы и расходы»

    Научить учащихся правильно вести семейное дело, распределять семейный бюджет.

    1

    Тетради, письменные принадлежности

    23

    «Эстетика быта»

    Дать представление об эстетической культуре семьи, неразрывном единстве этики и эстетики быта.

    1

    Дополнительная литература по этикету,

    Тетради, письменные принадлежности

    24

    «Последствия нарушения семейных отношений»

    Охарактеризовать основные причины, вызывающие нарушение семейных отношений.

    1

    Дополнительная литература к данному уроку.

    Тетради, письменные принадлежности

    25

     «Развод по - человечески»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

    Раскрыть сложность и неоднозначность развода, показать последствия развода и других нарушений семейных отношений.

    1

    Работа с тетрадью

    СЕМЬЯ И ДЕТИ – 9 часов

    Цель:

    • Показать заботу государства о детях, об охране материнства, дать представление о незаменимости воздействия семьи на развитие и воспитание детей, раскрыть типичные ошибки семейного воспитания и пути их устранения.
    • Дать представление о материнстве. Роль отца в воспитании детей. Все за и против.
    • Раскрыть сущность благоприятных условий для воспитания ребенка в молодой семье, познакомить учащихся с особенностями развития ребёнка первого года жизни.
    • Рассказать о влиянии старшего поколения на семейную жизнь «молодожёнов», о воспитании подрастающего поколения. Все за и против

    26

    Воспитание детей в семье»

    Показать заботу государства о детях, об охране материнства, дать представление о незаменимости воздействия семьи на развитие и воспитание детей, раскрыть типичные ошибки семейного воспитания и пути их устранения.

    1

    27

    «Маленькие пришельцы»

    Размышление учащихся о том, когда появляются в семье дети, что происходит, как вести себя?

    1

    Работа с тетрадью, распечатка этапов развития детей.

    28

    «Тайны материнства»

    Дать представление о материнстве.

    1

    Работа с тетрадью

    29

    «Отцовская рука»

    Роль отца в воспитании детей. Все за и против.

    1

    30

    «Семь «Я» - много или мало ?»

    Отношение к братьям и сестрам старших детей, о возможности и желании их иметь, их отношение друг к другу.

    1

    Тетради, письменные принадлежности

    31

    «Мать и отец – первые воспитатели»

    Раскрыть сущность материнства и отцовства как высших ценностей. Дать представление об особых функциях матери как воспитательницы, о своеобразии влияния отца на детей

    1

    Тетради, письменные принадлежности

    32

    «Ребёнок в молодой семье»

    Раскрыть сущность благоприятных условий для воспитания ребенка в молодой семье, познакомить учащихся с особенностями развития ребёнка первого года жизни.

    1

    Работа с тетрадью

    33

    «Новые родственники»

    Познакомить учащихся с «новыми» родственниками новоиспечённых супругов, об их отношениях друг к другу.

    1

    Тетради, письменные принадлежности

    34

    «Бабушки и дедушки»

    Рассказать о влиянии старшего поколения на семейную жизнь «молодожёнов», о воспитании подрастающего поколения. Все за и против. Написать сочинение - размышление на данную тему

    1

    Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

    Знания умения и навыки учащихся

    По итогам прохождения программы, мы рассчитываем получить следующий уровень развития учащихся:
    1. Общекультурная компетентность - уровень психологической образованности, достаточный для самообразования в области психологии, ориентации в ее понятийном пространстве, определение своих позиций, умения принимать правильные решения в любой сложной жизненной ситуации.
    2. Методологическая компетентность - предполагает овладение методами исследовательской деятельности, формирование знаний о концепциях, определяющих современное развитие психологии, изучение теоретических работ ведущих психологов прошлого и современности.
    В соответствии с ожидаемым уровнем образованности учащихся и строится определенная логическая последовательность освоения предмета, даются определенные психологические знания.

    Учащиеся должны овладеть:
    - способами сбора фактического материала / сравнительным, комплексным/;
    - методом наблюдения;
    - методом эксперимента;

    Список литературы

         Адлер Г. Технологии НЛП. СПб., 2001.

         Ананьев В. А. Легальные и нелегальные наркотики. СПб., 2000.

         Атоян А. Д. Конфликтология (конспект лекций). М., 2005.

         Владер Ю. М. Психология. 10-11 класс. СПб., 1999.

         Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. М., 2005.

         Грецов А. Г. «Этика и исихология семейной жизни» СПб., 2005.

         Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология: Словарь - справочник.

    Минск, 1998.

         Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

         Иванова Е. Н. СемьЯ. СПб., 1997.

         Кадол Ф.Б. Воспитание чести и достоинства старшеклассников. Минск, 1998.

         Касаткин С. Техника обратной связи. СПб., 2002.

         Лисовская Н. Б. Психологическое сопровождение профессиональной карьеры. СПб., 2004.

         Материалы семинаров Шевцовой И. В. «Психолог как
    продавец собственных услуг» и «Коррекция родительских отношений». ИПП «Иматон».

         Немов Р. С. Общая психология. М., 2003.

         Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб., 1999.

         Пиз А. Язык телодвижений. М., 2002.

        Практическая психология образования / Под ред.           И.В.Дубровиной. М., 2000.

         Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, 2000.

         Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2000.

         Психология. 7 класс / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 2002.

         Психология / Под ред. А. А. Крылова. М., 2000.

         Рогов Е. И. Как стать взрослым. М., 2003.

         Руднева В. М. Настраивайтесь и побеждайте. СПб., 2004.

         Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М., 2005.

         Самоукина И. В. Психология профессиональной деятельности. СПб., 2003.

         Сарган Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей. М., 1999.

         Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб.: Речь, 2004.

         Соломин И. Л., Бендюков М. А. Как стать профессионалом. СПб., 1998.

         Степанов С. Язык внешности. М., 2003.

         Стратегии жизни в современных условиях / Под ред. И. П. Михайлова. СПб., 2004.

         Тренинг развития жизненных целей: Программа психологического содержания социальной адаптации / Под ред. Е. Г.Трошихиной. СПб.: Речь, 2001.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"

    Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  составлена с ...

    Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида

    Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...

    Элективный курс"Этика и психология семейной жизни"

    Курс "Этика и психология семейной жизни" обеспечивет духовно-нравственное образование и воспитание школьников старших классов....

    Рабочая программа "Этика и психология семейной жизни" 10-11 класс коррекционной школы 8 вида

    Данная программа рецензирована ККИДППО Краснодарского края г. Краснодара....

    Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7

    Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....

    Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")

    Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...

    "Азбука семейной жизни". Программа для молодёжи по этике и психологии семейной жизни.

    Для оказания психолого-педагогической поддержки молодым людям в ситуации семейного самоопределения, расширения жизненной перспективы личности учащихся, оказания помощи в построении жизненных планов и ...