Психология семейной жизни
рабочая программа по психологии (11 класс) по теме

Программа по спецкурсу для учащихся 11 класса "Психология семейной жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_psikhologiya.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение  Отдел народного образования администрации Тулунского МУНИЦИПАЛЬНОГО района Иркутской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение  "Азейская средняя общеобразовательная школа"

                                                                                           УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ  "Азейская средняя

 общеобразовательная школа"

_______________ /Н.Н. Буянова/

«__» _____________ 2012 г.

 

программа

Психология

(спецкурс для учащихся 11 класса, 34 ч)

Автор рабочей программы,

учитель

__________ Серышева Е.В.

Азей 2012

Пояснительная записка

Программа отражает вполне самостоятельную, завершенную систему психологических знаний, достаточную для получения элементарного психологического образования, которое после общеобразовательной школы может быть продолжено в других учебных заведениях.
Программа не повторяет ни вузовских курсов психологии, ни тех, которые преподаются в средних специальных учебных заведениях. Однако, она согласуется со всеми курсами, обеспечивая их преемственность и взаимодополняемость.

Цели программы:
1. Формирование у школьников общего представления о том, что такое психология и чем она занимается;
2. Формирование представлений о том, какое значение психологические знания имеют в жизни, и какую пользу приносят людям;
3. Познание самих себя, человеческих взаимоотношений;
4. Овладение элементарными приемами психической саморегуляции, психологической помощи;
5. Подготовка к семейной жизни воспитанию детей.

В программу включены знания, жизненно необходимые для выпускников средней школы. Знания из различных направлений современной психологии: теоретической, экспериментальной и практической; а также из различных областей психологической науки: общей, дифференцированной, социальной, возрастной, педагогической.
Соответствующие сведения при изучении большинства тем программы сочетаются таким образом, чтобы элементарные теоретические представления школьники сразу же могли проверить экспериментально, испытать на практике.
Рассматриваемые в рамках данного курса темы сочетаются таким образом, что полученные учащимися теоретические знания проверяются экспериментально, на практике. С этой целью в данный курс были включены задания, посвященные самодиагностике, а так же элементы психологического тренинга, ролевые игры, анализ ситуаций, получение обратной связи.        

Учащимся предлагается вести тетради. Первая половина конспекта обязательно отводится под запись основных определений и ключевых понятий по теме каждого урока. Вторая часть тетради используется для выполнения письменных заданий, таких как диагностические тесты, упражнения, практические работы.

В помещении, где проводятся занятия, необходимо как наличие парт, так и свободное пространство, позволяющее всем учащимся расположиться в кругу.

Программа рассчитана на 34 часа

Содержание курса

Семья – очень важное,

очень ответственное дело.

Семья приносит полноту жизни,

семья приносит счастье,

но каждая семья, в особенности в жизни

общества, является прежде всего

большим делом, имеющим

государственное значение.

Основная цель курса – вооружение юношей и девушек основами знаний о брачно – семейных отношениях; формирование у них идеала семьи, потребности в её создании, готовности к будущему вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей. Данный курс, представляет собой важное звено в системе воспитания семьянина, опираясь на идейное богатство, заложенное в содержании учебно – воспитательной работы школы.

Типовая программа курса включает следующие разделы:

  1. Личность. Общество. Семья.

В этом разделе внимание учащихся концентрируется на таких вопросах: «Что такое характер?», «Что я знаю о себе?», «Каким я кажусь другим людям?», «Какие недостатки вижу у себя?», «Есть ли у меня серьёзные интересы и увлечения?».

  1. Особенности межличностных отношений юношества.

Во втором разделе рассматриваются психологические особенности межличностных отношений юношества, нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек, понятия о мужественности и женственности, культуры общения.

  1. Брак и семья.

В третьем разделе раскрывается сущность понятия «готовность к браку», характеризует основные функции семьи, и в частности молодой семьи (особенности периода приспособления, создания гармонии в супружеских отношениях и т.д.)  

  1. Основы семейных отношений.

В четвёртом разделе рассматриваются нравственные устои семьи, бюджет и хозяйство семьи, этика быта. Анализируются причины возникновения семейных конфликтов, разводов.

  1. Семья и дети.

Заключительная часть курса посвящена проблеме «Семья и дети». Его задача – показать, содержание и методы воспитания детей в семье, важность дружеских, тёплых взаимоотношений между её членами, особенности и трудности семейного воспитания, типичные ошибки и пути их устранения

В нашей стране уделяется большое внимание семье. “Семья находится под защитой государства”. Современные  брачно-семейные отношения требуют того, чтобы у мужа и жены был высокий уровень нравственно-этической и психолого-педагогической культуры брака. Важно помочь подрастающему поколению в успешном развитии личностных качеств, умения разбираться в собственных качествах и качествах других людей. Вот поэтому подготовке подрастающего поколения к семейной жизни надо уделять самое пристальное внимание. Такая подготовка содержит следующие аспекты: обще-социальный, этический, правовой, психологический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический.

Семья – очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье. И цель нашего общества – счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение. Следовательно, государство должно ещё больше внимания уделять заботе о семье: повышение реальных доходов, социальных пособий и льгот, жилищная обеспеченность и т.д.

Итак, семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни, начиная ещё с родительской семьи.

       Являясь ячейкой общества, семья отражает его идейно-политические и нравственные устои. В ряду духовных ценностей семьи важнейшее место занимают именно ценности идейные.

Семья – важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морально-политического становления личности.

Активная общественная направленность деятельности отца и матери находят отражение в образе жизни семьи. У таких родителей вырастают идейно убеждённые дети.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА

РАЗДЕЛ 1. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО. СЕМЬЯ

  • Что такое личность
  • Личность и самовоспитание
  • Взаимодействие личности с семьей

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕСТВА

  • Психология межличностных отношений
  • Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек
  • Товарищество и дружба
  • Любовь как высшее человеческое чувство
  • Культура поведения влюблённых

РАЗДЕЛ 3. БРАК И СЕМЬЯ

  • Что такое готовность к браку
  • Семья и её функции
  • Особенности молодой семьи

РАЗДЕЛ 4. ОСНОВЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

  • Идейные устои семьи
  • Нравственные основы семьи
  • Психологический климат семьи
  • Трудовая атмосфера и хозяйство семьи
  • Бюджет семьи
  • Эстетика быта
  • Последствия нарушений семейных отношений

РАЗДЕЛ 5. СЕМЬЯ И ДЕТИ

  • Воспитание детей в семье
  • Мать и отец – первые воспитатели
  • Ребёнок в молодой семье

Критерии оценивания

Возможность промежуточной и итоговой оценки знаний учащихся по занятиям данного курса представляется достаточно спорным вопросом. Свободный обмен мнениями, активное участие в обсуждениях, заявление собственной позиции предполагает отсутствие «оглядки» со стороны школьников на плохую оценку. В случае ответов учащихся на проблемные вопросы, высказываний во время обсуждений, выполнения тестов и упражнений применение системы оценок нецелесообразно. Преподаватель может отметить активность учащихся, оригинальность их ответов, высказать восхищение или недоумение в форме «Я - высказывания».

Однако оценка — это привычная форма поощрения школьников, без которой обучение для них теряет смысл. И с этим приходится считаться, выставляя, прежде всего, «пятерки» за сам факт выполнения самостоятельных или практических работ, так как оценить в баллах их содержание (размышления, рассуждения) по-другому, не представляется возможным. Контроль знаний с применением формализованной оценки проводится по окончании изучения тем в форме контрольных работ.

№ Урока

дата

Название темы

Вид деятельности

часы

оборудование

ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО. СЕМЬЯ – 5 часов

Цель:

  • Дать учащимся представление о личности в целом раскрыть сущность основных понятий.
  • Показать роль самовоспитания во всестороннем развитии личности, дать представление о понятии «воспитанный человек» и возможных путях самовоспитания.
  • Показать влияние общества  на всестороннее развитие человека, раскрыть сущность взаимоотношений с семьёй.

1

«Этот удивительный учебный предмет»

Введение в предмет «Психология семьи»

1

Тетради, письменные принадлежности

2

«Кто есть кто?»

Размышление над понятием:  Что такое счастье?

Дать определение.

1

Работа с тетрадью

3

«Что такое личность?»

Дать учащимся представление о личности в целом раскрыть сущность основных понятий.

1

Работа с тетрадью, записи с занятий прошлого года.

4

«Личность и самовоспитание»

Показать роль самовоспитания во всестороннем развитии личности, дать представление о понятии «воспитанный человек» и возможных путях самовоспитания.

1

Тетради, письменные принадлежности записи с занятий прошлого года, повторение

5

«Взаимодействие  личности с семьёй и обществом»

Показать влияние общества  на всестороннее развитие человека, раскрыть сущность взаимоотношений с семьёй.

1

Тетради, письменные принадлежности

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕСТВА – 7 часов

Цель:

  • Показать роль и значение общения в жизни людей, дать основные сведения о психологии общения, способствовать формированию умения строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
  • Раскрытие понятий «мужественности» и «женственности», охарактеризовать ложные представления об этих понятиях, показать роль самовоспитания в приобретении лучших черт мужского и женского характера.
  • Раскрыть личностную и социальную значимость любви, как высшего человеческого чувства, охарактеризовать основные черты подлинной любви.

6

«Психология межличностных отношений»

Показать роль и значение общения в жизни людей, дать основные сведения о психологии общения, способствовать формированию умения строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

1

«Методы исследования истории семьи: геннограмма,

«Линия времени», интервью»

7

«Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек»

Раскрытие понятий «мужественности» и «женственности», охарактеризовать ложные представления об этих понятиях показать роль самовоспитания в приобретении лучших черт мужского и женского характера.

1

Тетради, письменные принадлежности

8

«Товарищество и дружба»

Раскрыть сущность товарищества и дружбы как человеческих потребностей, показать особенности юношеской дружбы.

1

Тетради, письменные принадлежности

9

«Любовь, как высшее человеческое чувство»

Раскрыть личностную и социальную значимость любви как высшего человеческого чувства, охарактеризовать основные черты подлинной любви

1

Упражнения

Тетради, письменные принадлежности

10

«Первая любовь»

Определение – размышление что такое «первая любовь»

1

Работа с тетрадью

11

«Культура поведения влюблённых»

Охарактеризовать нравственную сущность культуры поведения влюблённых.

1

Работа с тетрадью

12

«Мы выбираем – нас выбирают»

Урок – беседа о том, как молодые подходят к серьезному шагу в жизнь – создание семьи.

1

Тест «Совместимость брачных партнеров»

БРАК И СЕМЬЯ – 3 часа

Цель:

  • Дать учащимся представление о браке, нравственно – эстетических основах вступления в брак.
  • Охарактеризовать основные периоды жизни семьи, показать психологические особенности каждого из них, способствовать выработке правильности  построить взаимоотношение в семье.        

13

«Что такое готовность к браку»

Дать учащимся представление о браке, нравственно – эстетических основах вступления в брак, написать сочинение размышление.

1

Тетрадь, письменные принадлежности

14

«Молодожёны»

Размышление о том, как «молодые» входят в самостоятельную, но все -же совместную жизнь, какие здесь возникают проблемы.

1

Работа с тетрадью

15

«Особенности молодой семьи»

Охарактеризовать основные периоды жизни семьи, показать психологические особенности каждого из них, способствовать выработке правильности  построить взаимоотношение в семье.

       

1

социограмма, рисунок семьи, структурный тест Геринга «FAST»

ОСНОВЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 10 часов

Цель:

  • Дать представление об идейных устоях семьи, способствовать развитию интереса к обогащению лучших традиций семьи.
  • Показать единство интересов семьи и общества, способствовать формированию идеала высоконравственных семейных отношений.
  • Дать учащимся представление о сущности психологического климата, об основных факторах влияющих на формирование психологического климата в семье.
  • Раскрыть значение труда, как основы семейной жизни её материального и духовного благополучия, дать представление о распределении трудовых обязанностей в семье.
  • Дать представление о семейном бюджете, его планировании, о распределении обязанностей в семье, овладеть необходимыми экономическими навыками. Способствовать формированию умения распоряжаться деньгами.
  • Дать представление об эстетической культуре семьи, неразрывном единстве этики и эстетики быта.

16

«Идейные устои семьи»

Дать представление об идейных устоях семьи, способствовать развитию интереса к обогащению лучших традиций семьи.

1

Упражнения

Тетради, письменные принадлежности

17

«Нравственные основы семьи»

Показать единство интересов семьи и общества, способствовать формированию идеала высоконравственных семейных отношений.

1

Работа с тетрадью

18

«Психологический климат семьи»

Дать учащимся представление о сущности психологического климата, об основных факторах влияющих на формирование психологического климата в семье.

1

Лабораторная работа

«Техники семейной терапии»

19

«Трудовая атмосфера и хозяйство семьи»

Раскрыть значение труда, как основы семейной жизни её материального и духовного благополучия, дать представление о распределении трудовых обязанностей в семье.

1

Тетради, письменные принадлежности

20

«Бюджет семьи»

Дать представление о семейном бюджете, его планировании, о распределении обязанностей в семье, овладеть необходимыми экономическими навыками. Способствовать формированию умения распоряжаться деньгами.

1

Работа с тетрадью распечатка текста

21

«Потребности естественные и искусственные»

Умение различать потребности «естественные» и «искусственные» и умение оценить и отказаться от того, что не так важно.

1

Работа с тетрадью

22

«Доходы и расходы»

Научить учащихся правильно вести семейное дело, распределять семейный бюджет.

1

Тетради, письменные принадлежности

23

«Эстетика быта»

Дать представление об эстетической культуре семьи, неразрывном единстве этики и эстетики быта.

1

Дополнительная литература по этикету,

Тетради, письменные принадлежности

24

«Последствия нарушения семейных отношений»

Охарактеризовать основные причины, вызывающие нарушение семейных отношений.

1

Дополнительная литература к данному уроку.

Тетради, письменные принадлежности

25

 «Развод по - человечески»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Раскрыть сложность и неоднозначность развода, показать последствия развода и других нарушений семейных отношений.

1

Работа с тетрадью

СЕМЬЯ И ДЕТИ – 9 часов

Цель:

  • Показать заботу государства о детях, об охране материнства, дать представление о незаменимости воздействия семьи на развитие и воспитание детей, раскрыть типичные ошибки семейного воспитания и пути их устранения.
  • Дать представление о материнстве. Роль отца в воспитании детей. Все за и против.
  • Раскрыть сущность благоприятных условий для воспитания ребенка в молодой семье, познакомить учащихся с особенностями развития ребёнка первого года жизни.
  • Рассказать о влиянии старшего поколения на семейную жизнь «молодожёнов», о воспитании подрастающего поколения. Все за и против

26

Воспитание детей в семье»

Показать заботу государства о детях, об охране материнства, дать представление о незаменимости воздействия семьи на развитие и воспитание детей, раскрыть типичные ошибки семейного воспитания и пути их устранения.

1

27

«Маленькие пришельцы»

Размышление учащихся о том, когда появляются в семье дети, что происходит, как вести себя?

1

Работа с тетрадью, распечатка этапов развития детей.

28

«Тайны материнства»

Дать представление о материнстве.

1

Работа с тетрадью

29

«Отцовская рука»

Роль отца в воспитании детей. Все за и против.

1

30

«Семь «Я» - много или мало ?»

Отношение к братьям и сестрам старших детей, о возможности и желании их иметь, их отношение друг к другу.

1

Тетради, письменные принадлежности

31

«Мать и отец – первые воспитатели»

Раскрыть сущность материнства и отцовства как высших ценностей. Дать представление об особых функциях матери как воспитательницы, о своеобразии влияния отца на детей

1

Тетради, письменные принадлежности

32

«Ребёнок в молодой семье»

Раскрыть сущность благоприятных условий для воспитания ребенка в молодой семье, познакомить учащихся с особенностями развития ребёнка первого года жизни.

1

Работа с тетрадью

33

«Новые родственники»

Познакомить учащихся с «новыми» родственниками новоиспечённых супругов, об их отношениях друг к другу.

1

Тетради, письменные принадлежности

34

«Бабушки и дедушки»

Рассказать о влиянии старшего поколения на семейную жизнь «молодожёнов», о воспитании подрастающего поколения. Все за и против. Написать сочинение - размышление на данную тему

1

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Знания умения и навыки учащихся

По итогам прохождения программы, мы рассчитываем получить следующий уровень развития учащихся:
1. Общекультурная компетентность - уровень психологической образованности, достаточный для самообразования в области психологии, ориентации в ее понятийном пространстве, определение своих позиций, умения принимать правильные решения в любой сложной жизненной ситуации.
2. Методологическая компетентность - предполагает овладение методами исследовательской деятельности, формирование знаний о концепциях, определяющих современное развитие психологии, изучение теоретических работ ведущих психологов прошлого и современности.
В соответствии с ожидаемым уровнем образованности учащихся и строится определенная логическая последовательность освоения предмета, даются определенные психологические знания.

Учащиеся должны овладеть:
- способами сбора фактического материала / сравнительным, комплексным/;
- методом наблюдения;
- методом эксперимента;

Список литературы

     Адлер Г. Технологии НЛП. СПб., 2001.

     Ананьев В. А. Легальные и нелегальные наркотики. СПб., 2000.

     Атоян А. Д. Конфликтология (конспект лекций). М., 2005.

     Владер Ю. М. Психология. 10-11 класс. СПб., 1999.

     Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. М., 2005.

     Грецов А. Г. «Этика и исихология семейной жизни» СПб., 2005.

     Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология: Словарь - справочник.

Минск, 1998.

     Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

     Иванова Е. Н. СемьЯ. СПб., 1997.

     Кадол Ф.Б. Воспитание чести и достоинства старшеклассников. Минск, 1998.

     Касаткин С. Техника обратной связи. СПб., 2002.

     Лисовская Н. Б. Психологическое сопровождение профессиональной карьеры. СПб., 2004.

     Материалы семинаров Шевцовой И. В. «Психолог как
продавец собственных услуг» и «Коррекция родительских отношений». ИПП «Иматон».

     Немов Р. С. Общая психология. М., 2003.

     Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб., 1999.

     Пиз А. Язык телодвижений. М., 2002.

    Практическая психология образования / Под ред.           И.В.Дубровиной. М., 2000.

     Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, 2000.

     Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2000.

     Психология. 7 класс / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 2002.

     Психология / Под ред. А. А. Крылова. М., 2000.

     Рогов Е. И. Как стать взрослым. М., 2003.

     Руднева В. М. Настраивайтесь и побеждайте. СПб., 2004.

     Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М., 2005.

     Самоукина И. В. Психология профессиональной деятельности. СПб., 2003.

     Сарган Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей. М., 1999.

     Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб.: Речь, 2004.

     Соломин И. Л., Бендюков М. А. Как стать профессионалом. СПб., 1998.

     Степанов С. Язык внешности. М., 2003.

     Стратегии жизни в современных условиях / Под ред. И. П. Михайлова. СПб., 2004.

     Тренинг развития жизненных целей: Программа психологического содержания социальной адаптации / Под ред. Е. Г.Трошихиной. СПб.: Речь, 2001.