Методы обучения детей с ОВЗ
учебно-методический материал на тему

Вискова Наталья Евгеньевна

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, чьё здоровье является преградой в изучении общеобразовательных программ вне особых условий обучения. Школьники с ОВЗ имеют самые разнообразные нарушения развития: проблемы со слухом, зрительным восприятием, речевым аппаратом и опорно-двигательной системой, интеллектуальным мышлением, с расстройствами в качестве или динамики эмоций и чувств, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Поэтому персональный подход к каждому школьнику и специальные методы обучения - главные преимущества в работе с такими детьми.

В данном выступлении представлены материалы из опыта работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_obucheniya_detey_s_ovz.docx409 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  «Горельская  школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

                                       

МЕТОДЫ

ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

(выступление к педагогическому совету)

                                                                Составитель:

                                                                     учитель русского языка и литературы

                                                                 Вискова Н.Е.

 

                                         2018г.

Методы обучения детей с ОВЗ

СЛАЙД 1    

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, чьё здоровье является преградой в изучении общеобразовательных программ вне особых условий обучения. Школьники с ОВЗ имеют самые разнообразные нарушения развития: проблемы со слухом, зрительным восприятием, речевым аппаратом и опорно-двигательной системой, интеллектуальным мышлением, с расстройствами в качестве или динамики эмоций и чувств, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Поэтому персональный подход к каждому школьнику и специальные методы обучения - главные преимущества в работе с такими детьми.

СЛАЙД 2     Принципы и правила в работе с учениками с ОВЗ:

  • максимально персонализировать образовательный процесс, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • повышать мотивацию к обучению;
  • применять методы, приемы и средства обучения, которые активизируют познавательную деятельность школьников, развивая их визуальное восприятие и формируя нужные навыки;
  • устранять и не допускать чувства усталости, чередовать теорию и практику, излагать знания маленькими порциями;
  • проявлять такт педагога;
  • поощрять за маленькие успехи для создания и закрепления целеустремленности.

.

СЛАЙД 3     Методы и приемы мотивации учебной деятельности

Многие школьники с ОВЗ имеют низкий уровень когнитивной активности, отсутствие мотивации к процессу учёбы, низкую трудоспособность и самобытность. Поэтому отбор и использование активных форм, методов и приёмов в учёбе - это один из важнейших способов увеличения эффективности корректировочного процесса в педагогической деятельности.

Методы и приёмы обучения весьма разнообразны, но чаще других в педагогической практике используются следующие:

  • игровые моменты;
  • тренинги в виде игр, которые способны развивать навыки в общении с другими;
  • занимательный материал;
  • специальные упражнения и релаксация, которые позволяют снять спазмы и напряжение мышц, в особенности в районе лица и рук.

СЛАЙДЫ 4     Игра практически с древних времён выступает как форма обучения.   Ян Коменский

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Великий педагог Я. А. Коменский говорил: «Игра практически с древних времён выступает как форма обучения».

Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, и как следствие -  стремление быть быстрым, собранным, уметь четко выполнять задания.

СЛАЙД 5   Тренинг

Тренинг – обучающая игра на уроках русского языка, способствующая формированию навыков коммуникативного общения, развитию творческого воображения, связной устной и письменной речи учащихся.

Виды тренингов: фонетические, лексические, синтаксические – позволяют осуществлять мониторинг формирования у учеников понятий, представлений в тех или иных жизненных ситуациях. Тренинги учат сопоставлять, анализировать, делать выводы, они включены в тематические блоки языкового материала и отдельные уроки речевой деятельности.

СЛАЙДЫ 6   Тренинг для развития навыков быстрого чтения 

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку,  читать должно быть интересно», - писал Л. Н. Толстой.

СЛАЙД 7   Тренинг по теме «Части речи. Имя существительное» 

(5 класс, урок № 93 «Обобщение материала по теме «Имя существительное»)

Этапы урока:

  1. Обобщение знаний учащихся по опорной таблице «Имя существительное».
  2. Презентация «Тренинг – пятиминутка».
  3. Тестирование по теме «Морфологические признаки имени существительного».
  4. Рассказ об имени существительном (обосновать принадлежность к данной части речи, уметь отличать существительное от других частей речи).
  5. Ролевая игра «Магазин».

Презентация выполнена с учетом возрастных особенностей восприятия школьников. Присутствие иллюстраций, анимированных персонажей, ярких заголовков и необычная форма проведения урока позволят усвоить материал на «отлично».

СЛАЙД 8   Опорные таблицы (теоретическая база – опыт С. Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова, Ю. С. Меженко)

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ: эффективность, успешность

  • формируют у учащихся речевые компетенции: языковые, культуроведческие и коммуникативные;
  • помогают прочному усвоению теоретического материала, совершенствованию навыков грамотного письма;
  • развивают  творческий потенциал, монологическую   речь,  логическое мышление, повышают  интерес к  предмету:
  • значительно увеличивают объём изучаемого на уроке материала без перегрузок  для учащихся.

В опорных конспектах сконцентрирован весь материал учебника по определенной теме.  Используются в процессе изучения, а также при повторении.

Достоинства: научность, доступность, наглядность, эффективность, успешность.

Самое главное достоинство: ориентировочная основа действий в конспекте, способ внешней организации мыслительной деятельности ученика.

СЛАЙД 9  Занимательный материал

Занимательный материал — это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности. Включение в урок занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.

Виды занимательного материала: загадки, ребусы,  кроссворды, лингвистические задачи, конкурсы, шарады, викторины, конкурсы, чайнворды, скороговорки, пословицы, поговорки.

СЛАЙД 10    Метод проектов в обучении детей с ОВЗ

Метод проектов также направлен на увеличение интереса и формирование положительного побуждения к процессу обучения, вовлечение к открытому общению и сотрудничеству с группой, активному участию в процессе образования. Метод проектов в обучении детей с ОВЗ помогает создать для детей непринуждённую среду, обстановку для работы, которая будет очень похожа на действительные условия взрослой жизни.

По предмету «Литература» предусмотрены учебной программой творческие проекты по различным темам. Один из примеров урок развития речи  №9 в 6 классе «Люблю, где случай есть пороки пощипать…»

Программа:

  1. Презентация «Русская басня».
  2. Конкурсное чтение басен.
  3. Конкурс инсценированного чтения.
  4. Прослушивание актерского чтения басен (аудиозапись).
  5. Рассматривание и оценка иллюстраций.
  6. Викторина по басням И. А. Крылова.
  7. Конкурс рисунков учащихся.

СЛАЙДЫ 11-12    Требования к режиму образовательного процесса

Используя в работе разнообразные методы и приемы обучения, учитель должен выполнять требования к режиму образовательного процесса, перемена видов деятельности по нормам санитарно-эпидемиологических правил и нормативов

СанПиНа 2.4.2.3286-15 –  4-7 за урок, это:

  • сочетание устной и письменной деятельности;
  • использование разных видом тренировочных упражнений;
  • использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения (тесты, перфокарты, тренажеры);
  • использование упражнений с пропущенными словами и предложениями;
  • дополнение печатных материалов видеоматериалами;
  • обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;

и, обращаю внимание на

  • чередование занятий и физкультурных пауз

СЛАЙД 13    Игра «Костер»

Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:

а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;

б) активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;

в) эмоциональную «встряску» учащихся, возможность сбросить накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.

На слайде приведен пример в форме игры.

СЛАЙД 14   Рефлексия. Подведение итогов урока

 Оценивание работы учащихся с ОВЗ должно быть индивидуальным:

  • использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
  • разрешение переделать задание, с которым он не справился;
  • оценка переделанных работ;
  • использование системы оценок достижений учащихся;
  • самооценка деятельности

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово  рефлексия  происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет  рефлексию  как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию  как самоанализ. В современной педагогике под  рефлексией  понимают самоанализ деятельности и её  результатов, т.е учащиеся сами оценивают свою работу на уроке (см. слайд).

 

Рефлексия  может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.  Рефлексия  направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

СЛАЙД 15   Результаты снижения мотивации к учебной деятельности

  Таким образом, методы и приемы мотивации учебной деятельности детей с ОВЗ помогают учителю  выполнять на уроке  следующие задачи:

  • создавать необходимый набор условий для качественного усвоения знаний и приобретения новых навыков;
  • побуждать ученика к активной деятельности и творческим посылам; увеличивать интерес учеников к когнитивной деятельности;
  • развивать не только заинтересованность в учёбе, но и желание приобретать знания и навыки.

C:\Users\dom\Desktop\img1.jpg

СЛАЙД 16  C:\Users\dom\Desktop\img0.jpg

СЛАЙД 17 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом.

Специальные средства и методы  обучения детей с нарушенным слухом (из опыта работы)...

Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом в коррекционных общеобразовательных школах I, II вида.

Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом в коррекционных общеобразовательных школах I, II вида....

Применение гибких методов обучения детей с ОВЗ, опирающиеся на новаторские подходы к использованию педагогических материалов, оборудования и ИКТ.

Организация процесса познания – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями школ, где обучаются дети с ограниченными физическими возможностями. Познавательная деятельность – это средство достижен...

Арт-терапия -как метод обучения детей с ОВЗ

Арт-терапия как метод работы с детьми с ОВЗ(нарушением интеллекта)....

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В КЛАССЕ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК» 

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений....

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ (II вариант обучения)

Принцип наглядности играет важную роль в обучении детей с нарушениями интеллекта, так как мышление учащихся специальной (коррекционной) школы требует образности и конкретности воспринимаемого материал...