тренинг эффективного общения
план-конспект урока (7 класс) на тему

Кравченко  Наталья Григорьевна

Форма обучения  (тренинговая) является, на мой взгляд, интересной  - это ролевые игры и упражнения, то есть обучение через деятельность. Необходимость и актуальность выбора этого тренинга достаточно ясна, т.к. коммуникативные навыки являются профессионально важными навыками.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kravchenko.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Овладение  приемами и навыками эффективного общения.

Цель тренинга: Создание условий для изучения и выработки навыков общения, самостоятельного выбора приёма общения и эффективного его использования.  Получение и отработка навыков эффективного общения.  Развитие внимания, памяти, мышления, творческого мышления.

Задачи:

  1. Получение участниками знаний о вербальной и невербальной составляющих процесса общения.
  2.  Диагностика участниками собственных коммуникативных  затруднений.
  3.   Отработка навыка эффективного общения.

Содержание

Цель

Организационный момент:

Приглашение участников, рассаживание.

Вводная часть.

 Слово тренера:

Цель тренинга: Получение и отработка навыков эффективного общения.  

Ребята, мы с вами постоянно учимся общаться, беседовать, выстраивать отношения между собой. Это помогает нам  ориентироваться в межличностных отношениях и делать наши отношения более сплочёнными, прочными, мы учимся взаимодействовать друг с другом, уважать чужое мнение……

           Объяснение вербального и невербального видов общения. Их применение.

Время тренинга – 1 час.

На ваших планшетах закреплена анкета. Я прошу вас в перерыв или после тренинга заполнить ее и оставить мне.

Получение и отработка навыков эффективного взаимодействия

Упражнение-разминка: Разбейтесь на 2 группы, одна группа образует внешний круг, другая - внутренний. Внешний круг двигается, а внутренний стоит на месте. Сейчас мы будем приветствовать друг друга с учетом традиций разных народов. 1. По-английски (легкое рукопожатие руки на расстоянии 50 см.) Внешний круг передвинулся по часовой стрелке.

2. По-японски (сложив руки вместе ладонями внутрь   как для молитвы и слегка наклонившись вперед);

 3. По-русски (крепко сжав друг друга в объятиях).

 4. По-испански, обнимая и целуя его два раза в обе щеки;

5. По-африканки,  потеревшись носами друг друга.

Разминка, снятие напряжения в группе.

Упражнение 2. «Найди партнера»

Участники встают в круг и смотрят друг на друга в течение 1 мин. Через 1 мин. они находят себе партнера, используя только взгляд.

Обсуждение.

  • Были ли затруднения при выполнении задания?
  •   Все  ли нашли партнера?
  •  Как вы узнали, что именно этот человек ваш партнер?
  • А что нам помогло  в нашей совместной деятельности ? Что помогло найти партнёра ? ( лёгкость в принятии друг друга, взаимопонимание.)

Упражнение 3. «Сильные стороны».

 Воспитанники делятся на пары: (с выбранными ранее партнёрами). Участник пары «А» рассказывает партнеру о своём затруднении или проблеме. ( можно дать ситуацию со стороны для обсуждения) Участник пары «Б», выслушав должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать об этом. Потом роли меняются. После этого группа обсуждает:

  • Все ли смогли найти сильные стороны партнера?
  • Кому было трудно это сделать?
  • Кто не смог удержаться от обсуждения. Почему?
  • Что помогло найти сильные стороны каждого?  Что помогло их увидеть ?

Помочь одаренным воспитанникам понять, что любую ситуацию можно проанализировать без обсуждения, находя в ней сильные стороны.

Основная часть

Упражнение 4. «Все равно ты молодец, потому что…»

Группа делится на пары. Участник пары «А» начинает рассказ со слов: «Меня не любят за то, что…» Второй выслушав, должен отреагировать, словами: «Всё равно ты молодец, потому что…». Затем участники меняются ролями.

  • Кто не смог или не успел этого сделать?
  • Почему? Что чувствовал тот, к кому была обращена поддержка?
  • Что лежит в основе такого общения ?
  • Что нам помогло в наборе положительного в о каждом в процессе общения ? ( уважение и доброжелательность).
  • Как мы проявляли уважение ? (доверие, признание достоинств личности……)
  • А что мы сделали доброго в этой ситуации ?( указали на хорошее в каждом , помогли понять каждому его внутреннюю ценность и приняли своего товарища таким, какой он есть).
  • Кто почувствовал себя уверенно? Кто стал к себе относиться лучше, узнав свои положительные качества ?

Эта работа  друг с другом принесла очень хорошие плоды. Умышленно группу поделили на пары, которые друг к другу чувствуют отрицательные отношения. После выполнения упражнения, воспитанник открыл для себя, что каждый видит и признает положительные личностные качества,  что в свою очередь повлияет на отношение в коллективе.

Поднять самооценку одаренного подростка, снять психоэмоциональное напряжение.

Упражнение «Поддержка».

Участник группы рассказывает о  своей проблеме сидящему  справа от него. Партнер говорит что-то, чтобы оказать поддержку говорящему. Далее все повториться до тех пор, пока все участники побывают в роли оказывающего поддержку и не принимающего ее. После обсуждают:

  • В каком случае легче было реагировать, в каком труднее?
  • Какими словами оказывали поддержку?
  •  Какие чувства испытывали при этом?
  • Все  участники  оказывая поддержку используя только добрые слова.
  • Почему?  Что вы при этом чувствовали?
  • Посмотрите на доску. Прочитайте пословицы. Что они значат?

« Доброе слово дом построит «

« Доброе слово окрыляет «.

« Слово может обидеть, Слово может спасти, слово может полки за собой повести «.

        Какое отношение эти пословицы имеют к нашему тренингу?

                 В общении между людьми слова играют главную роль. Это основное средство общения. Люди подбирают слова, которые лучше использовать в той или иной ситуации. Какие мы знаем слова, которые сразу помогают установить контакт.

                 Что главное в общении? Использовать слова сообразно, уместно ситуации…

Дать участникам группы возможность почувствовать на себе эффект оценочного отношения со стороны партнеров.

Упражнение 5. «Обратная связь».

Все садятся в круг. Ведущий напоминает, что такое обратная связь, затем в центр круга ставится стул и его займет тот,  кто первым захочет выслушать информацию о себе. Он сам выбирает, кто первым будет говорить  ему, как его    воспринимают, какие чувства вызывает его поведение. Участник, сидящий в центре должен не спорить, не перебивать, не требовать доказательств, субъективных переживаний людей, дающих ему обратные связи. Затем в центр круга садится другой участник и так, пока все не пройдут через эту процедуру.

            Умение поддерживать разговор на перебивая, умение слушать – О чём нам говорят? (об уважении к говорящему ).                                

- Чему мы сегодня научились?

- Что мы можем с помощью общения ?

- Для чего общение необходимо людям ?

- Достаточно  ли только красивых слов в общении ? А что ещё нужно, чтобы общение приносило пользу и радость всем участникам. Именно для этого и существуют общение и межличностные  отношения, а какой след они оставляют в душе-зависит от людей…

- Сможете ли вы пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни? Как? Что вам для этого нужно?

- Как использовать в обычной речи и при общении добрые слова?

-Какая в этом необходимость?

Получение участниками обратной связи.

Упражнение «Пожелания»

             Что мы можем пожелать друг другу в заключении нашего тренинга ? Какое у вас настроение? Что подняло настроение? Хотите чтобы всегда было хорошее настроение?

-«Умело используйте роскошь человеческого общения в повседневной жизни».

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг: «Азбука общения. Вербальные средства общения в работе педагога».

Цель: 1.     Познакомить педагогов с эффективными техниками речевого общения.2.     Дать информацию о типах людей в НЛП, предложить  тактически...

Тренинг эффективного профессионально-педагогического общения

Этот тренинг полезен будет как молодым специалистам, так и опытным. В данном материале говорится о достижении  педагогического действия; эмоционального благополучия в группе, развития н...

Конспект семинара тренинга "Эффективное общение"

Полная разработка готового семинара-тренинга ,проводимого с педагогами,администрацией по выработке способов эффективного общения...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности тренинг эффективного общения «ДАВАЙ ДРУЖИТЬ!»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленноститренинг эффективного общения«ДАВАЙ ДРУЖИТЬ!»Возраст обучающихся: 9-11 лет(72 часа)Срок р...

Тренинг эффективного общения для педагогов

повышение эффективности общения участников в педагогической сфере и улучшение взаимопонимания в группе...

Коммуникативный тренинг "Конфликтам - нет, эффективному общению - да! (+13)

Целью тренинга является развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия....

Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективного общения» Номинация: «Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6, г. Тамбов Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективног...