Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе
методическая разработка на тему

Панова Елена Ивановна

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_profilaktike_pravon.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Килемарская СОШ»

«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе»

Панова Е.И. –социальный педагог

                                          2018

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

        К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Ими являются:

1. Процессы, происходящие в обществе:

– отсутствие ясной, позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;

– несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;

– безработица (явная и скрытая);

– отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;

– пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;

– отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психологические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им по итогам диспансеризации помощь;

– доступность табака, алкоголя.

2. Состояние семьи, ее атмосфера:

– неполная семья;

– материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);

– низкий социально-культурный уровень родителей;

– отсутствие семейных традиций;

– стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);

– отрицание самоценности ребенка;

– удовлетворение потребностей детей (недостаток или избыток);

– злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками.

– попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.

3.  К внутренним факторам риска относятся:

-ощущение ребенком собственной ненужности,

-низкая самооценка,

-неуверенность в себе,

-недостаточный самоконтроль и самодисциплина,

-незнание и неприятие социальных норм и ценностей,

-неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях,

-неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

    Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего  человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

     В системе профилактической деятельности школы  выделяют  два направления:

-меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы

- меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.

 Рассмотрим  меры общей профилактики.

Традиционно в январе проходит открытие месячника оборонно-массовой и военно-патриотической  работы. В рамках месячника прошли такие мероприятия

-Просмотр фильма «Сто шагов в небеса»

-Встреча  классов  с ветераном ВОВ

-Урок мужества «Их имена забыться не должны» (День памяти воинов интернационалистов) для класса

-Показ фильма «Игра окончена» (игровая зависимость)

-Школьный смотр строя и песни

К Дню  Победы

-Встреча Знамени Победы

- Участие в митинге к 9 мая у мемориала «Скорбящие вдовы»

Также все школьники приняли участие в акциях:

-Акция «Посади сирень»

-Акция « Письмо солдату»

-Акция «Поздравь ветерана»

-Акция «Георгиевская свеча»

-Акция « Весенняя неделя добра»

-Акция «Собери портфель в школу»

-Акция  «Подари учебник школе»

В сентябре ежегодно проходят Уроки безопасности для всех параллелей классов, « Дни здоровья»

Для  старшеклассников были организованы встречи с легендарным ансамблем « Зеленые береты», народным артистом России  В. Никитиным.

По профилактике правонарушений классными руководителями проводились классные часы и беседы «Уголовная и административная ответственность за потребление наркотиков» в старших классах.  Инспектор ПДН  Разумова Л.А. в 10-11 классах провела беседы « О наркомании и алкоголизме». В младших и средних  классах проводились классные часы и беседы на темы:

“Права и обязанности школьника”;
“Административная и уголовная ответственность”
“Что такое хорошо и что такое плохо”

“Правила поведения в общественных местах”
“Курить – здоровью вредить”;
“Мифы об алкоголе”
“Школьнику о вреде никотина”

“Административная и уголовная ответственность”

“Здоровый образ жизни”;
“Почему подросток совершает преступление”

« Почему нельзя брать чужое»

В декабре ежегодно проходят классные часы к Всемирному дню борьбы со СПИДом

-Встреча 10-11 классов с представителем Федеральной Службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.

Большое внимание уделяется  просвещению родителей. На родительских собраниях инспектором ПДН Разумовой Л.А. проводились беседы на тему норм уголовного и административного законодательства, правого поведения « Административная и уголовная ответственность родителей за проступки детей.

 Меры специальной профилактики:

В 2018 году на профилактическом учете состояло: 6 несовнршеннолетних

В основе преступного поведения учащихся четко прослеживается отрицательная значимость таких признаков, характеризующих личность, как низкий культурный и образовательный уровень учащихся – правонарушителей, т.к.  2  обучающихся - это дети с нежелающие обучаться, 1 несовершеннолетний ,  учащийся 7 коррекционного класса, состоит продолжительное время ( направлялся на 30 суток  в центр временного содержания несовершеннолетних преступников).

Анализируя склонности к преступному поведению, прослеживается значимость недостатков, упущений семейного воспитания. Почти все несовершеннолетние правонарушители проживают в неполных или неблагополучных семьях.  

На каждого несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете, разработана  индивидуальная программа реабилитации, согласно которой проводятся индивидуальные профилактические мероприятия и ведется контроль за посещением учебных занятий и внеурочной деятельности.  Все несовершеннолетние данной категории  посещают кружки и секции по интересам. Многие из них посещают кружок « Патриот», организованный Пахмутовым Н.М.

Социальными педагогами  проводятся профилактические беседы и  посещение семей.

В школе функционирует Совет профилактики,  на который  приглашались несовершеннолетние и их родители. На заседаниях Совета профилактики принимались совместные решения по коррекции поведения учащихся, выявлялись  причины,  давались рекомендации родителям по воспитанию детей.

В работе с неблагополучными семьями и лицами, уклоняющимися от воспитания своих детей,  применялись  меры общественного и правового воздействия. Школа осуществляет тесное сотрудничество с КДН и ЗП и  ОП №8.    Ежегодно  разрабатываются совместные планы профилактических мероприятий с сотрудниками ОП №8 и с КДН и ЗП при администрации МО « Килемарский муниципальный район»

В заключении своего выступления хочется сказать:

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего  человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе педагога. Они сначала сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа социального педагога дает возможность получить положительные результаты в перевоспитании трудных детей.

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий, поэтому в заключении я напомню одну притчу:

Темной дождливой ночью молодому человеку необходимо было переплыть быструю реку. Старый рыбак дал ему свою лодку и указал на еле заметный огонек на противоположном берегу: «Греби на него, сынок, что есть силы, греби и не вздумай опускать весла». И молодой человек поплыл. Сильный ветер дул ему навстречу. Дождь застилал глаза, а он все греб и греб, удерживая ориентир перед собой. Каждый последующий гребок давался труднее предыдущего. И вдруг он увидел большой белый пароход, который плыл по течению. Он вгляделся в темноту и увидел еще одно суденышко, плывшее по течению. И еще, и еще... Казалось, весь мир отдался во власть могучего потока реки. И ему захотелось вынуть из воды весла, но огонек продолжал  мерцать перед его глазами, и он снова устремился к своей цели. А уже на берегу, он услышал непонятные звуки, которые при приближении к повороту становились все сильнее и сильнее... это был водопад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних по МБОУ «Нововознесенская СОШ» за 2011-2012уч.год.

Анализ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних поМБОУ «Нововознесенская СОШ» за 2011-2012уч.год. С целью адаптации детей в социуме и предотвращения совершения противоправных...

Программа профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Содержание  Пояснительная записка………………………………………………Концептуальные подходы……………………………….Основная часть………………………………………………………...…Прогнозы в отношении дальнейшей трансформации несовершеннолетней ...

«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе»

Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних...

Роль школы в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

В числе наиболее актуальных проблем современного общества является безнадзорность детей и правонарушения среди несовершеннолетних.Важнейшим аспектом профилактики детской беспризорности и правонарушени...

Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних »

Программа профилактики правонарушений  и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних », расчитанная на 3 года...

"Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе"

Подростковое курение – распространённая проблема в современном мире. Кто-то приходит к нему из-за проблем внутри семьи, другие пытаются подражать взрослым, многие курят просто за компанию, чтобы...