Главные вкладки

    Расширяя границы возможного
    статья на тему

    В данной статье я делюсь опытом работы с детьми с ограниченными возможностями

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_malysheva_i.a.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Расширяя границы возможностей

                                                                                                                     Малышева И.А.

     педагог дополнительного образования  

    ГБУ ДО ДДТ  Петродвоцового района

    Санкт-Петербурга

    В современных условиях  развития общества очень важно обеспечить доступ к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для максимальной адаптации и полноценной интеграции их в общество.

    Идея инклюзивного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке педагога, который работает с детьми с особыми потребностями. Педагогу необходимо иметь представление  и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования. [1]

    На сегодняшний день большинство детей с особыми потребностями находятся в социальной изоляции в специализированных школах-интернатах, поэтому дополнительное образование, направленное на работу с такими детьми является средством социализации  и развития  детей. [5]

    На протяжении семи лет я работаю в Доме детского творчества детей Петродворцового района с детьми с особыми потребностями. Ведущей идеей своей педагогической деятельности считаю помочь сделать жизнь детей интереснее, научить получать радость и удовольствие от занятий творчеством. Образовательная программа, по которой я работаю: «Флористика с использованием информационных технологий» призвана активизировать работу в области инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями. Программа ориентирована на детей,  имеющих вторичный, приобретенный ДЦП – синдром (детский церебральный паралич). Внешне такие дети мало отличаются от детей с врождённым ДЦП (детским церебральным параличом),  кроме одного, – у них сохранен интеллект, но наблюдается задержка умственного и психического развития, именно поэтому эти дети нуждаются в физическом  и интеллектом   восстановлении и развитии. [3]

         Как показывает практика, следствием ограниченного взаимодействия с окружающим миром  у детей с особыми потребностями формируется пассивное, иждивенческое поведение – это является проблемой для родителей и педагогов в социальной адаптации детей. В основном это дети замкнутые, малообщительные и родители прикладывают много усилий, чтобы интегрировать своих детей в общество. Если ребёнок увлекается флористикой, то родные практически всегда стараются поддержать  и активизировать этот интерес, и сами постепенно втягиваются в творческую деятельность, то есть происходит вовлечение родителей воспитанников в творческий процесс, расширяется круг друзей посредством формирования и развития общих интересов.

    Занятия  по программе помогают детям  с особыми потребностями пробудить вкус к жизни, расширить границы своих возможностей, сделать свою жизнь и жизнь своих близких интересной и творчески насыщенной.

    Обучаясь по данной программе, которая рассчитана на 3 года обучения и предназначена для детей в возрасте от 9 до 16 лет, дети имеют возможность взаимодействовать со своими сверстниками в ДДТ, не имеющими ограничений по здоровью. Это является идеальным условием для интеграции детей с особыми потребностями в общество, а у детей, не имеющих ограничений по здоровью, формируется чувство взаимопомощи, толерантное отношение к людям с ограниченными  возможностями. Дети с удовольствием общаются на праздниках, которые проходят в ДДТ, участвуют и оформляют вместе ежегодные выставки в Доме детского  творчества, посвященные «Дню матери», «Новому году» и т.д., ходят на экскурсии в парки Петергофа.

    Свою педагогическую деятельность выстраиваю  с учётом социокультурного компонента Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона.  Дети на экскурсиях знакомятся с парками и архитектурными ансамблями Петергофа, с растительным миром родного края, на виртуальных экскурсиях знакомятся с деревянным зодчеством. Узнают об историческом прошлом своей страны и города, дети с особыми потребностями приобщаются к  традициям и духовным ценностям, накопленным поколениями, проживающими на территории России. Занимаясь сбором природного материала, воспитанники учатся бережному отношению к природе, осознают  необходимость  ее сохранения.

    Образовательный процесс способствует  развитию творчества ребёнка с особыми потребностями, способствует развитию мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству.

    Одним из  основных направлений работы по данной программе является формирование у детей с особыми потребностями необходимого объема знаний и общетрудовых умений при работе с достаточно хрупким природным  материалом. При обучении воспитанников работе на компьютере  у них формируются  теоретические знания и практические  навыки и умения в области  компьютерных технологий.

     Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и воспринимающих действиях. В начале обучения помощь должна быть максимальной. Целенаправленное обучение позволяет  постепенно перейти от развернутой помощи учащимся к краткому инструктажу. Дополнительные объяснения проводятся индивидуально с каждым отстающим ребенком. Для эффективности обучения детей с особыми потребностями провожу систематическое изучение динамики развития их общетрудовых умений и способностей. Решением этой задачи служат самостоятельные практические работы учащихся.

    Целенаправленное изучение таких работ, наряду с наблюдением за ребенком, позволяют выявить сильные и слабые стороны творческой деятельности каждого воспитанника, наметить задачи коррекции присущих им недостатков. Образовательная программа способствует  развитию мыслительных процессов, творческих способностей, развитию внимания к окружающему миру, к красоте окружающей нас природы. Обучаясь на занятиях по программе «Флористика с использованием информационных  технологий» у воспитанников появляется возможность выразить себя  в творчестве, применяя знания компьютерной грамотности.

            В основе программы лежит модульная образовательная среда, которая реализуется с учетом принципов инклюзивного образования и психо-физиологических особенностей каждого ребенка, что способствует успешному обучению и социализации ребенка.

            Образовательная программа объединяет в себе две области – декоративно прикладное творчество и  информационные технологии, что является актуальным в настоящее время. Так как молодое поколение не мыслит себя без компьютеров, на занятиях воспитанники расширяют представления о возможностях использования информационных технологий, учатся использовать полученные  знания и умения в области прикладного творчества и в повседневной жизни, а именно   воспитанники самостоятельно делают подарки для близких людей, и применяют знания, полученные в области компьютерных технологий.                  

    Обучаясь по модулю  «Флористика»  дети с особыми потребностями знакомятся с флористикой, как видом декоративно-прикладного искусства, овладевают умением работы с  природными материалами (цветы, листья деревьев, береста, соломка), способами их обработки (сушки, окраски, отбеливания и способами хранения), а так же подготовки природных материалов для дальнейшего использования. Учатся изготовлению аппликаций из природного материала на картоне, на объемных предметах,  создают композиции, картины в раме, панно и миниатюры. Изучают основы композиции, цветоведения,  натюрморта, пейзажа, материаловедения. В процессе обучения у воспитанников  развивается способность к самостоятельной творческой деятельности, они учатся планировать и реализовывать свою работу, учатся воспринимать  творчество как норму жизни.

    Обучаясь по модулю «Информационные технологии» дети получают знания об информационных технологиях, о возможностях компьютера по обработке информации, овладевают умениями  работы с  графическим редактором Paint: рисуют открытки, простейшие пейзажи, натюрморты, используя инструменты данного редактора, двигаясь от простого к сложному. Знакомятся с программой Microsoft Power Point, изучают основы построения презентаций. Осваивают возможности обработки графических изображений, обучаясь программе Adobe Photoshop, выполняют графические работы: праздничные открытки и композиции, учатся обрабатывать фотографии инструментами этой программы, чтобы в дальнейшем использовать их для созданий презентаций персонального  портфолио своих работ.

    Работая с детьми с особыми потребностями, необходимым условием эффективности своей педагогической работы считаю систематическое  отслеживание результатов деятельности детей:

    • на начальном этапе обучения;
    • по изучаемым темам;
    • в конце учебного года.

    При проведении диагностики обязательно отслеживаю:

    • развитие внимания, глазомера,  наблюдательности и мелкой мускулатуры пальцев рук;
    • уровень овладения техникой работы с природными материалами;  
    • уровень овладения средствами выразительности; уровень творческой активности;
    • уровень коммуникативной культуры;
    • уровень социализации;
    • уровень овладения начальной компьютерной грамотности.

    Обучение  по образовательной программе на компьютере и занятия флористикой  расширяют границы возможностей детей. Дети учатся создавать изображения художественных композиций в электронном виде, а затем выполняют аппликации, создают букеты, панно, различные настольные композиции из сухих цветов. Приобретают навыки, которые могут являться основополагающими в их профессиональной ориентации и для занятий творчеством в повседневной жизни. В сфере коммуникативной культуры воспитанники учатся выстраивать отношения со сверстниками и окружающими их людьми.

    Литература:

    1. Назарова, Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения / Н.М. Назарова // Коррекционная педагогика. – 2010. – № 4. – С. 8-16.
    2. От инклюзивного образования к инклюзивному обществу: сб.науч.тр./ под ред. Ю.Л.Загуменнова.- Минск: Ковчег, 2009. – 264 с.
    3. Образование – право для всех / ред. О. Дроздова. – М.: Перспектива, 2003. – 160 c. – (Школа для всех). 
    4. www.specialneeds.ru – Интернет-проект о детях с особенностями развития
    5. dialogenew.narod.ru/education.htm – Интернет Проект ИВРОР (Инвалиды в России – откровенный разговор): Образование для инвалидов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сотрудничество с социальными партнерами и работодателями расширяет границы профессионального обучения

    Статья подготовлена для выступления на Городских Педагогических чтениях 2011 года, содержит обобщающий материал и положительный опыт сотрудничества с социальными партнерами лицея и работодателями....

    Сотрудничество с социальными партнерами и работодателями расширяет границы профессионального обучения

    Статья подготовлена для выступления на Городских Педагогических чтениях 2011 года, содержит обобщающий материал и положительный опыт сотрудничества с социальными партнерами лицея и работодателями....

    Возможности человека не знают границ…

    Цели:Выявить, какие факторы влияют на развитие спортсмена, как природа помогает человеку в достижении спортивных результатов, познакомить с историей олимпийского движения.Способствовать формированию у...

    I международная научно-практическая конференция « Детство-мир без границ. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях»

    I международная научно-практическая конференция « Детство-мир без границ. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях»...

    Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) художественно-эстетической направленности «Творчество без границ»

    Программа дополнительного образования «Творчество без границ» является составной частью программы развития МАОУ «Бронницкая СОШ». При составлении программы мы опирались на мировой, российский, областн...

    Типы, возможности и границы моделирования в экономике

    математика – это универсальный язык, используемый для формализации и количественного моделирования сложных процессов, явлений и объектов в естествознании и социальных науках. Она также является ...

    Проект «Дружный клуб - возможности без границ»

    Проект «Дружный клуб - возможности без границ»...