Дополнительная образовательная программа «Расширяем границы предмета «Физическая культура»» 1-9 классы
рабочая программа

Дополнительная образовательная программа «Расширяем границы предмета «Физическая культура»» 1-9 классы имеет художественно-эстетическую направленность и является расширением программы «Физическая культура» в 1-9 классах.

Программа имеет широкий возрастной диапазон (от 7 до 14 лет) и дает возможность самореализации в танцевании всем желающим.

Занятия проводятся с группой по 2-3 учебных часа в неделю.

Детский танцевальный коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства.

Танец как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии.

Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют  его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Танец воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, он развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни.

Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому главная задача педагога – помочь детям проникнуть в мир музыки и танца, а не подготовить их к профессиональной сцене.

 Данная образовательная программа (без специального отбора учащихся, в отличие от  специализированных учреждений) предполагает проведение занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста. Содержание программы распределено таким образом, что в каждом учебном году воспитанники овладевают  определенными знаниями, умениями и навыками танцевального искусства

Цель  программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.

Задачи программы:

·   научить учащихся выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами;

·  привить учащимся умение слышать и слушать музыку и передавать ее содержание в движении;

·    укреплять костно-мышечный аппарат учащихся;

·  совершенствовать выразительность исполнения, развивать силу, выносливость, координацию движений;

·    формировать художественно-образное восприятие и мышление;

·     воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость.

Для воспитанников младшего школьного возраста занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. В группах среднего школьного возраста занятия проводятся 3 раза в неделю по 45 минут. Количество учащихся в группе не должно превышать 15-ти человек. Решение задач, выдвигаемых данной программой, требует особого подхода к каждой группе детей:  психология и физиология 6-7-летнего ребенка отличается от возможностей 8-9-летнего школьника. Программой предусмотрены групповые формы занятий.

Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы:

·    постепенность в развитии природных способностей детей;

·    строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами;

·    систематичность и регулярность занятий;

·    целенаправленность учебного процесса.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы  после освоения  содержания программы ожидаются следующие результаты:

  • Освоение первых навыков танца и выступлений;
  • Ориентирование в зале;
  • Развитие метроритма;
  • Исполнение игровых, образных и бальных танце;
  • Умение красиво ритмично двигаться;
  • Развитие чувства современного стиля исполнения;
  • Развитие восприятия музыки по жанрам и современным направлениям;
  • Развитие чувства хорошего жизненного тонуса.

 Форма проведения итогов реализации программы – открытое занятие по окончании учебного года и заключительный отчетный концерт.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«РАСШИРЯЕМ ГРАНИЦЫ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

1-9 КЛАССЫ»

                                                Автор – составитель: Оводов С.А.

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Расширяем границы предмета «Физическая культура»» 1-9 классы имеет художественно-эстетическую направленность и является расширением программы «Физическая культура» в 1-9 классах.

Программа имеет широкий возрастной диапазон (от 7 до 14 лет) и дает возможность самореализации в танцевании всем желающим.

Занятия проводятся с группой по 2-3 учебных часа в неделю.

Детский танцевальный коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства.

Танец как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии.

Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют  его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Танец воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, он развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

        Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни.

Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому главная задача педагога – помочь детям проникнуть в мир музыки и танца, а не подготовить их к профессиональной сцене.

        Данная образовательная программа (без специального отбора учащихся, в отличие от  специализированных учреждений) предполагает проведение занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста. Содержание программы распределено таким образом, что в каждом учебном году воспитанники овладевают  определенными знаниями, умениями и навыками танцевального искусства

Цель  программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.

Задачи программы:

   научить учащихся выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами;

  привить учащимся умение слышать и слушать музыку и передавать ее содержание в движении;

    укреплять костно-мышечный аппарат учащихся;

  совершенствовать выразительность исполнения, развивать силу, выносливость, координацию движений;

    формировать художественно-образное восприятие и мышление;

     воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость.

Для воспитанников младшего школьного возраста занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. В группах среднего школьного возраста занятия проводятся 3 раза в неделю по 45 минут. Количество учащихся в группе не должно превышать 15-ти человек. Решение задач, выдвигаемых данной программой, требует особого подхода к каждой группе детей:  психология и физиология 6-7-летнего ребенка отличается от возможностей 8-9-летнего школьника. Программой предусмотрены групповые формы занятий.

Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы:

    постепенность в развитии природных способностей детей;

    строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами;

    систематичность и регулярность занятий;

    целенаправленность учебного процесса.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

        В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы  после освоения  содержания программы ожидаются следующие результаты:

  • Освоение первых навыков танца и выступлений;
  • Ориентирование в зале;
  • Развитие метроритма;
  • Исполнение игровых, образных и бальных танце;
  • Умение красиво ритмично двигаться;
  • Развитие чувства современного стиля исполнения;
  • Развитие восприятия музыки по жанрам и современным направлениям;
  • Развитие чувства хорошего жизненного тонуса.

        Форма проведения итогов реализации программы – открытое занятие по окончании учебного года и заключительный отчетный концерт.

Учебно-тематический  план

1-й год обучения

Цель:

- развитие в детях чувства прекрасного, их творческих способностей, воспитание художественного вкуса, привитие навыков общей культуры.

- освоение технических требований в изучаемых бальных танцах, силовая физическая, аэробная нагрузка, растяжка.

Задачи:

Образовательные:

- изучить язык бальной хореографии, познакомить с классификацией международной программы спортивных (бальных) танцев.

- изучение механики, техники основных шагов и фигур спортивных

танцев.

- отработка основных технических требований спортивного бального танца.

- наработка навыков ориентирования в танцевальном зале.

Воспитательные:

- сформировать эстетическую культуру, развить творческий потенциал обучающихся.

Развивающие:

- развить пластику и координацию движений, эластичность связок, мышечной силы, растяжки, подъёма стопы. Выработка устойчивости и баланса.

Название разделов и тем

Кол-во часов

1

Разучивание поклона

Шаг с носка по кругу

Разминочные прыжки «зайчики», «белочки», «Лягушата»  т.д.

Упражнения для рук и корпуса «солнышко встает», распускается цветочек» и т.д.

Игровые образы «путешествие в лес», «царство Нептуна» и т.д.

Разучивание танца «ах-ха-ха»

Танец «Маленьких утят»

8

2

Demi plie «растут грибочки»

I, II, III позиции рук

Battement tendu «Петушки»

Стретчинг «сели, встали, пол достали»

Повороты и наклоны головы

Стретчинг «ушко спать, подбородок показать»

Прыжки «широко-узко»

Полька «Поляна»

Движения танцев «ку-ка-ре-ку», «влево-вправо»

8

3

Demi plie I, II позиции

Упражнения для рук и корпуса «ветер», «огонек»

Танцевальные игры «волки-зайцы», «заплести плетень»

Притопы, галоп, шаг – полька «Бесконечный галоп»

Притопы «Светит месяц», «Сделай эдак – сделай так»

8

4

Наклоны и прогибы корпуса

Танцевальные игры «Где мой домик», «Кошки-мышки»

Приставные шаги «Пингвины», «Деревянные солдатики»

Упражнения на координацию «Ламбада», «Чунга-чанга»

Стретчинг «Ромашка»

8

5

Ритмические упражненияе (шаг, бег, подскоки) «Кузнечик», «Цифры», «Номера»

Музыкальные ассоциации «Эхо», «Художник»

Закрепление изученного «Детская полька», «Мальвина и Буратино»

Танцевальная комбинация «Мишка с куклой пляшут»

8

6

Demi plie «Осьминог»

Battement tendu «Петух и Цапля»

Demi rond «Волчок»

Шаг-полька по диагонали, по кругу

Танцевальная комбинация «Жили у бабуси …»

8

7

Battement tendu с притопом

Упражнение для разворота бедра «Черепаха»

Танцевальная комбинация на ¾

Музыкальные ассоциации «Эскимосы-папуасы», «Музыкальный человечек»

Упражнение на координацию «Модный рок»

8

8

Танец «Фигурная полька»

Движения танцев «Ладошки», «ку-ка-ре-ку», «Кадриль»

Танцевальные комбинации «Бульба», «Полкис»

Ритмическое упражнение «Английская разминка»

Стретчинг «Улитка», «Книжка», «Колечко», «Кобра», «Свеча»

8

9

Танец «Берлинская полька»

Танец «Вару-вару»

Танцевальные комбинация на 2/4, ¾, 4/4

8

Итоги работы:

Учащиеся знают:

- правила поведения в танцевальном классе

- значение отдельных терминов и понятий

- правила выполнения движений и ритм изучаемых танцев

Умеют:

- различать положение правильной и неправильной осанки

- исполнять шаги с носка и с каблука в различных танцах

- делать синкопированные шаги (счёт 4 в танце Ча-ча-ча)

- иметь представление о средствах музыкальной выразительности (темп, ритм)

Имеют навыки:

-осмысленного исполнения движения

-музыкально-ритмической координации

- самостоятельной работы

2-й год обучения

Цель:

- развитие в детях чувства прекрасного, их творческих способностей, воспитание художественного вкуса, привитие навыков общей культуры.

- освоение технических требований в изучаемых бальных танцах, силовая физическая, аэробная нагрузка, растяжка.

Задачи:

Образовательные:

- изучить язык бальной хореографии, познакомить с классификацией международной программы спортивных (бальных) танцев.

- изучение механики, техники основных шагов и фигур спортивных

танцев.

- отработка основных технических требований спортивного бального танца.

- наработка навыков ориентирования в танцевальном зале.

Воспитательные:

- сформировать эстетическую культуру, развить творческий потенциал обучающихся.

Развивающие:

- развить пластику и координацию движений, эластичность связок, мышечной силы, растяжки, подъёма стопы. Выработка устойчивости и баланса.

Название разделов и тем

Кол-во часов

1

Знакомство со спецификой предмета

Постановка корпуса, упражнения для рук, правильный шаг – круг, линии, диагональ

8

2

Танцевальная разминка

Простые прыжки и движениями «рулон», «волна» на 2/4

8

3

Выпады: в сторону, вперед, назад (demi grand)

Комбинации на прогибы корпуса

Активная растяжка

8

4

Комбинации для рук, на координацию

Усложненные прыжки (на одной и двух ногах)

Партерный экзерсис – пассивная растяжка

8

5

Верхние, нижние, косые мышцы пресса

Мышцы спины

Мышцы ног (силовой комплекс)

8

6

Понятия «контраки»  «изоляции»

8

7

Экзерсис: Demi plie, Battement tendu, grand plie, grand tendu

8

8

Танцевальные комбинации: диско, рок-н-ролл, кантри

8

9

Повторение и закрепление пройденного

Открытое занятие

8

Итоги работы:

Учащиеся знают:

- правила поведения в танцевальном классе, с преподавателем, с партнёром

- значение отдельных терминов и понятий

- правила выполнения движений и ритм изучаемых танцев

Умеют:

- исполнять предложенные вариации на основе изученных фигур во всех 6-ти танцах

- различать положение правильной и неправильной осанки

- различать ошибки в работе ног и исполнении фигур.

- исполнять шаги с носка и с каблука в различных танцах

- делать синкопированные шаги (счёт 4 в танце Ча-ча-ча)

- иметь представление о средствах музыкальной выразительности (темп, ритм)

Имеют навыки:

- осмысленного исполнения движения

- музыкально-ритмической координации

- самостоятельной работы

3-й год обучения

Цель:

- продолжение развития в детях чувства прекрасного, их творческих способностей, воспитания художественного вкуса, привития навыков общей культуры и культуры танцевального искусства.

- совершенствование танцевального мастерства, развитие виртуозности, развитие силы , выносливости.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать осваивать профессиональную терминологию, не только бальную, но и классическую, современных направлений.

- ознакомление и наработка оставшихся 4-ёх танцев для состязаний по несокращённому двоеборью.

- более детальное изучение биомеханики при исполнении движения на фигурах во всех 10-ти изучаемых танцах.

- отработка технических требований на фигурах во всех 10-ти изучаемых спортивных бальных танцах.

- наработка навыков ориентирования в танцевальном зале, как на тренировке, так во время выступления.

- продолжать работать над элементами классического танца.

- расширение запаса фигур и вариаций в изучаемых спортивных бальных танцах

- сформировать умения и навыки выступления перед зрителями и судьями

Воспитательные:

- привить трудолюбие;

- воспитать собранность и дисциплину;

- воспитать стремление к саморазвитию;

- воспитать потребность в здоровом образе жизни;

- воспитать эстетический вкус и исполнительскую культуру;

- привить навыки хорошего тона и культуры поведения;

- воспитать чувство коллективизма и взаимопомощи, чувство ответственности и патриотизма

Развивающие:

- продолжать развивать творческий потенциал обучающихся, спортивные качества: силу, выносливость, скорость, пластику и координацию движений, устойчивость и баланс.

- развивать и поддерживать в тонусе эластичность связок, мышечную силу, возможности растяжки, подъёма стопы.

- развить творческие способности по дизайну и стилистике танцевальных костюмов, танцевальных причесок.

- развить индивидуальность каждой танцевальной пары.

- продолжать развивать творческую активность детей в процессе исполнения спортивных бальных танцев.

Название разделов и тем

Кол-во часов

1

Ознакомительный урок по теме «Хип-хоп»

Основной шаг танца «Хип-хоп»

Музыка в танце «Хип-хоп»

Фигуры танца «Хип-хоп»

Прыжки танца «Хип-хоп»

Стилистика танца «Хип-хоп»

Стрейч движения «Хип-хоп»

Пластика танца «Хип-хоп»

Композиция танца «Хип-хоп»

Натанцовка

12

2

Ознакомительный урок по теме «Диско»

Ритмическая основа танца «Диско»

Основной шаг танца «Диско»

Музыка в танце «Диско»

Фигуры танца «Диско»

Прыжки танца «Диско»

Стилистика танца «Диско»

Пластика танца «Диско»

Композиция танца «Диско»

Натанцовка

12

3

Ознакомительный урок по теме «Мамба»

Ритмическая основа танца «Мамба»

Основной шаг танца «Мамба»

Музыка в танце «Мамба»

Фигуры танца «Мамба»

Прыжки танца «Мамба»

Стилистика танца «Мамба»

Пластика танца «Мамба»

Композиция танца «Мамба»

Натанцовка

12

4

Ознакомительный урок по теме «Модерн»

Ритмическая основа танца «Модерн»

Основной шаг танца «Модерн»

Музыка в танце «Модерн»

Фигуры танца «Модерн»

Прыжки танца «Модерн»

Стилистика танца «Модерн»

Пластика танца «Модерн»

Композиция танца «Модерн»

Натанцовка

12

5

Ознакомительный урок по теме «Ча-ча-ча»

Ритмическая основа танца «Ча-ча-ча»

Основной шаг танца «Ча-ча-ча»

Музыка в танце «Ча-ча-ча»

Фигуры танца «Ча-ча-ча»

Прыжки танца «Ча-ча-ча»

Стилистика танца «Ча-ча-ча»

Пластика танца «Ча-ча-ча»

Композиция танца «Ча-ча-ча»

Натанцовка

12

6

Ознакомительный урок по теме «Самба»

Ритмическая основа танца «Самба»

Основной шаг танца «Самба»

Музыка в танце «Самба»

Фигуры танца «Самба»

Прыжки танца «Самба»

Стилистика танца «Самба»

Пластика танца «Самба»

Композиция танца «Самба»

Натанцовка

12

7

Ознакомительный урок по теме «Джайв»

Ритмическая основа танца «Джайв»

Основной шаг танца «Джайв»

Музыка в танце «Джайв»

Фигуры танца «Джайв»

Прыжки танца «Джайв»

Стилистика танца «Джайв»

Пластика танца «Джайв»

Композиция танца «Джайв»

Натанцовка

12

8

Ознакомительный урок по теме «Румба»

Ритмическая основа танца «Румба»

Основной шаг танца «Румба»

Музыка в танце «Румба»

Фигуры танца «Румба»

Прыжки танца «Румба»

Стилистика танца «Румба»

Пластика танца «Румба»

Композиция танца «Румба»

Натанцовка

12

9

Ознакомительный урок по теме «Пасадобль»

Ритмическая основа танца «Пасадобль»

Основной шаг танца «Пасадобль»

Музыка в танце «Пасадобль»

Фигуры танца «Пасадобль»

Прыжки танца «Пасадобль»

Стилистика танца «Пасадобль»

Пластика танца «Пасадобль»

Композиция танца «Пасадобль»

Натанцовка

12

        Итоги работы:

        Учащиеся знают:

- правила поведения в зале и на конкурсной площадке

- значение отдельных терминов и понятий

- технические требования выполнения движений и ритмы использующиеся в вариациях

- схему направлений в танцевальном зале

- правила спортивного костюма для соревнований по спортивным бальным танцам

        Умеют:

- делать синкопированные шаги, дроблёные ритмы

- разбираться в средствах музыкальной выразительности (темп, динамик и т.д.)

- выполнять импровизационные композиции на основе изученных, предложенных фигур

- различать ошибки в постановке корпуса, работе ног и исполнении фигур

- оперировать терминологией классического и спортивного бального танца

- ориентироваться и перемещаться в зале взависимости от окружающей обстановки, используя хореографические возможности танцевальных связок.

- пластически передавать эмоциональное состояние и действовать с нужной эмоциональной отдачей.

        Имеют навыки:

- осмысленного исполнения движения

- музыкально-ритмической координации и выразительности

- самостоятельной работы над техническим совершенствованием различных элементов танца

- выполняют технические требования спортивного бального танца

Содержание изучаемого курса

        1-й год обучения

        Знакомство происходит в процессе урока танца на музыкальном материале танцевальных упражнений, музыкальных игр, танцевальных композиций. Идет интуитивное восприятие материала и особенно сложных требований к учащимся еще предъявить невозможно. Тщательно отобранные музыкальные произведения просты и доступны для восприятия по стилю, жанру и характеру, имеют яркую выразительную мелодию, четкий метроритмический рисунок.

        Танцевальный урок включает в себя три основных части:

  • разминка (вспомогательно-тренировочные упражнения)
  • разучивание новых движений в соответствии с подобранным репертуаром;
  • репетиционно-постановочная работа.

Организационное занятие. Проводится вместе с учащимися и родителями. Составляется расписание занятий (общих и индивидуальных), делается сообщение о тренировочной обуви и форме одежды. Проводится беседа о целях и задачах в коллективе, перспективном плане и краткий инструктаж по технике безопасности на занятиях.

        Поклоны. Поклоны приветствия и прощания: умения, навыки - сохранять правильную постановку корпуса и рук как соло, так и в паре во время исполнения поклона.

        Постановка корпуса (соло, в паре): развитие навыков постановке корпуса и рук, ознакомление с третьей рабочей позицией рук. Умения, навыки: сохранять правильную постановку корпуса и рук как соло, так и в паре во время исполнения танца.

        Развитие чувства ритма и музыкальной грамотности. Простые ритмы: 2/4;3/4,4/4 Синкопированные ритмы. Тренировочные упражнения на умение слышать сильную долю. Закрепление пройденного на примере различных мелодий. Умения, навыки: определять ударный счёт в изучаемых танцах.

        Общеукрепляющие физические упражнения, разминка, растяжка. Разминка - непременное условие начала каждой тренировки. Разогрев плеч, рук, шеи, грудного отдела. Разогрев бёдер, таза, ног, коленей, голеностопа, стопы. Наклоны, приседания, бег, прыжки, махи ногами. Создание и развитие мышечного каркаса позвоночника. Координация движений рук и ног. Умения, навыки: выполнение упражнений в ритме музыки, растяжка на шпагат полный или с небольшим запасом (продольный и поперечный).

        2-й год обучения

        Продолжается закрепление пройденного материала на более сложных примерах. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить нужные движения и исполнять их в соответствующем жанру характере, импровизировать на заданную музыку.

        На завершающем этапе учащиеся должны передавать услышанное в музыке мимикой и движением. Исполнение небольших пластических этюдов с воображаемыми предметами.

Знакомство с программой спортивных бальных танцев. Происхождение и история. Характер. Ритм. Счет. Позиции и положения ног и рук. Изучение основных движений в Вальсе, Фокстроте, Самбе, Ча-ча-ча, Джайве. Работа в парах. Выработка навыков движения в паре с сохранением положения корпуса и позиции рук под музыку и без.

        Организационное занятие. Проводится вместе с учащимися и родителями. Составляется расписание занятий (общих и индивидуальных), делается сообщение о тренировочной обуви и форме одежды. Проводится беседа о целях и задачах в коллективе, перспективном плане и краткий инструктаж по технике безопасности на занятиях.

        Поклоны. Поклоны с поворотом дамы под рукой, с поворотом дамы перед партнёром. Умения, навыки: выполнять поклон с одним оборотом, сохраняя равновесие.

        Танцевальная разминка. Общеукрепляющие физические упражнения, разминка, растяжка  Разминка - непременное условие начала каждой тренировки. Разогрев плеч, рук, шеи, грудного отдела. Разогрев бёдер, таза, ног, коленей, голеностопа, стопы. Наклоны, приседания, бег, прыжки, махи ногами. Развитие мышечного каркаса позвоночника. Координация движений рук и ног. Элементы классического танца, терминология.

Умения, навыки: выполнение упражнений в ритме музыки самостоятельно, прыжки, растяжка.         

        Эстетика поведения в паре. Пути разрешения конфликтных моментов в паре. Роль партнёрши и партнёра в паре, в танце. Воспитание уважительного отношения к партнёру (-ше), педагогу, судьям, сопернику, зрителю. Правила поведения на танцевальном паркете. Умения, навыки: уметь справляться со сложной ситуацией с помощью педагога и самостоятельно.

        3-й год обучения

        Программа спортивных бальных танцев включает в себя 10 танцев (Медленный Вальс, Танго, Венский Вальс, Медленный Фокстрот, Быстрый Фокстрот, Самба, Ча-ча-ча. Румба, Пасодобль, Джайв), изучение которых строиться по идентичным принципам «от простого к сложному через многократное повторение». В процессе обучения рассматривают такие моменты как:

  • Танцевальный этикет
  • Происхождение и история танца
  • Характер танца
  • Ритм и счет
  • Положение корпуса
  • Позиции ног и рук
  • Принципы переноса веса соло и в паре
  • Принципы работы стопы
  • Принципы работы колена
  • Принципы работы бедра
  • Принципы работы корпуса

        В европейских танцах дополнительно разбираются такие понятия, как свинг, свэй, ховер, шейп, кеф, противоход, контрбаланс, линия танца.

        В латиноамериканских танцах большое внимание уделяется принципам ведения, разбираются такие понятия, как фокус, импакт, импульс и другие.

        Кроме этого, на этом этапе обучения ученики должны изучить набор базовых фигур, уметь выполнять их под музыку в паре и соло. Точно знать  их ритм, направления, взаимодействие в паре и уметь свободно комбинировать их между собой для создания своего индивидуального танца.

        Организационное занятие. Проводится вместе с учащимися и родителями. Составляется расписание занятий (общих и индивидуальных), делается сообщение о тренировочной обуви и форме одежды. Проводится беседа о целях и задачах в коллективе, перспективном плане и краткий инструктаж по технике безопасности на занятиях.

        Танцевальная разминка. Общеукрепляющие физические упражнения, разминка, растяжка  Разминка - непременное условие начала каждой тренировки. Разогрев плеч, рук, шеи, грудного отдела. Разогрев бёдер, таза, ног, коленей, голеностопа, стопы. Наклоны, приседания, бег, прыжки, махи ногами. Развитие мышечного каркаса позвоночника. Координация движений рук и ног. Элементы классического танца, терминология.

Умения, навыки: выполнение упражнений в ритме музыки самостоятельно, прыжки, растяжка.

        Эстетика поведения в паре. Эмоциональный контакт в паре. Пути разрешения конфликтных моментов в паре. Тренировка умения избегать столкновений на конкурсах. Умение презентовать партнёршу на паркете. Умения, навыки:  уметь справляться со сложной ситуацией с помощью педагога и самостоятельно.

        Европейская программа танцев. Углублённая работа над выведением и постановкой стопы. Работа над стойкой в паре. Совершенствование баланса пары. Понятие общего центра. Ведущая роль партнера в Стандарте. Изучение особенностей движения в Стандарте. Наработка двухопорно-балансового шага (ДБШ) в Стандарте: индивидуальная техника двухопорно-балансового шага, двухопорно-балансовый шаг в паре с контролем баланса. Работа над подъёмами и спусками. «Три ступени подъёма». Работа над подъёмом БПС. Работа над ПДК и ППДК. Углублённая работа над ведением сторон корпуса (ведущая и отстающая сторона). Наработка переката.         Непрерывное движение за счёт переката после первого шага внизу. Работа над шагом внизу с носка. Работа над ритмом: добавление дополнительного счёта для скрутки корпуса на фигуре фоллэвей в медленном вальсе.

        Знакомство и наработка действия свей для партнёрши. Понятие и наработка свинга (растяжения стороны вверх) в Стандарте. Навыки самостоятельного построения вариаций. Расширение запаса фигур и шагов для перехода от одной фигуры к другой. Осознанное применение схемы направлений в зале при выполнении фигур и танцевальных вариаций. Основные правила спортивного костюма Союза танцевального спорта России для европейской программы танцев.

        Медленный вальс. Изучение фигур «D», «C» - классов: крыло, фоллэвей, телемарк (открытый и закрытый), импетус (закрытый и открытый), плетение, плетениеиз ПП, двойной левый спин, шассе в ПП, пивот окончание, бегущее окончание, боковой лок.

        Венский вальс. Изучение фигур «D», «C» - классов: перемена с правого поворота на левый, перемена с левого поворота на правый, левый поворот.

        Квикстеп. Изучение фигур «D», «C» - классов: правый спин поворот, импетус, бегущее окончание, фиш тэйл. Различные прыжковые комбинации: вудпекер. Шаг Чарлстона.

        Танго Изучение фигур «D», «C» - классов: ход, звено, променадное звено, закрытый променад, открытый левый поворот, браш теп, твист поворот, рок поворот, корте назад, файв степ, левый фоллэвей.

        Медленный фокстрот. Изучение фигур «D», «C» - классов: перо, тройной шаг, быстрый открытый левый, внешняя перемена, вальсовое плетение, свивл, перо окончание, топ спин, смена направлений

        Умения, навыки: умеют оперировать терминологией классического и спортивного бального танца, выполнять технические требования спортивного бального танца, знают схему направлений и движения в танцевальном зале. Умеют ориентироваться и перемещаться в зале взависимости от окружающей обстановки, используя хореографические возможности танцевальных вариаций. Умеют записать предложенную вариацию.

         Латиноамериканская программа танцев. Более подробный разбор техники выполнения раннее изученных фигур. Работа над стойкой в паре: постановка стоп, расположение веса на определённой части стопы, смещение корпуса за подушечки на Джайве. Работа стопы и колена на изучаемых танцах. Работа мышечного каркаса  в технических действиях и пластическом оформлении танца. Работа рук: принцип «волны» при выводах рук, хлёсткость и чёткость остановок рук в позициях. работа мышц спины при работе рук, согласованная работа спины, рук, бёдер. Подробный разбор работы бёдер на изучаемых танцах: сжатие и расслабление мышц спины и пресса во время исполнения танца Самба. Свинг бедра в сторону в качестве противовеса при исполнении танца Джайв. Особенности позиций рук и корпуса в паре в танце Пасодобль. Работа над ритмом: синкопированные ритмы: бутокада, добавление счётов «и», «а». Сбор ног на счёт «и». Тайминг.  Знакомство со свингом в танце Джайв. Принцип непрерывности работы бёдер в танце Самба. Различные выпады, позировки, сольные вращения.

        Самба. Изучение фигур «D», «C» - классов: раскручивание от руки, самба локи, поворот на трёх шагах, променадный и контрпроменадный бег, променадные шаги, смены мест, роки, бутокада вперёд, назад (простая и синкопированная). Работа над ритмом Пасодобля: три джипси мелодии. Основные правила спортивного костюма Союза танцевального спорта России для латиноамериканской программы танцев.

        Ча-ча-ча. Изучение фигур «D», «C» - классов: спираль, лассо, закрытый хип твист, открытый хип твист с поворотом под рукой, правый волчок.  

        Джайв. Изучение фигур«D», «C» - классов: хлыст с откидыванием, хлыст с двойным кроссом, американский спин с поворотом на полтора круга, перекрученная смена мест слева направо, цыплячий ход, испанские руки, перекрученный фоллэвей с откидыванием, муч, пивоты, комбинации фликов (низкие флики, высокие флики), трипл степ.

        Румба. Изучение фигур«D», «C» - классов: основное движение, поворот под рукой, чек, спот поворот, веер, алемана(из позиции веера, из открытой позиции), рука в руке, клюшка, правый волчок, закрытый хоп твист, открытый хип твист, кукарача, спираль, аида, три тройки, усложнённый хип твист, скользящие дверцы.

        Пасодобль. Изучение фигур«D», «C» - классов: аппель, основное движение, шассе (влево, вправо, с поворотом и без), разделение, плащ, променад, фоллэвей виск, удар шпагой, дроби фламенко, бега.

        Умения, навыки: уметь оперировать терминологией спортивного бального танца, латиноамериканской программы на уровне изученного материала, определять музыкальный размер (четыре четверти), ориентироваться в направлениях в танцевальном зале, выполнять технические требования на изученных фигурах. Самостоятельно исполнять предложенные вариации в изучаемых танцах латиноамериканской программы.

Методическое обеспечение программы

Тема

Форма занятий

Методы и приёмы

Дидактический материал

Формы

подведения

итогов

Организационное занятие

Беседа

Беседа, обсуждение, диалог

Нормативные документы ФТСР (СТСР), график проведения общих и индивидуальных занятий, конкурсов, танцевальных сборов

Ответы на вопросы

Поклоны

Объяснение, демонстрация, практика

Словесные: объяснение с показом. Наглядные: показ педагога. Практические.

Музыкальное сопровождение

Самостоятельное выполнение

Постановка корпуса (соло, в паре)

Объяснение, демонстрация, практическая работа индивидуальна

Словесные: объяснение с показом. Наглядные: показ педагога, демонстрация видео. Практические: разбор и изучение от общего к частному.

Гимнастические палки. Использование подсобных материалов: верёвка, лист бумаги и т.д.)

Самостоятельное выполнение упражнений на занятиях, ответы на вопросы.

Развитие чувства ритма и музыкальной грамотности

Объяснение, демонстрация, практическая работа индивидуальна

Словесные: объяснение с показом. Наглядные: показ педагога. Практические: разбор и изучение от общего к частному, упражнения на дирижёрском жесте, ритмические игры, использование ассоциаций.

Музыкальное сопровождение

Самостоятельное выполнение упражнений на занятиях, ответы на вопросы.

Танце

вальная разминка

Объяснение, демонстрация, практическая работа

Словесные: объяснение с показом. Наглядные: показ педагога. Практические: разбор и изучение от общего к частному, использование ассоциаций.

Музыкальное сопровождение, гимнастические коврики, хореографический станок

Самостоятельное выполнение упражнений на занятиях, ответы на вопросы.

Изучение детского танца «Вару-Вару»

Объяснение, демонстрация, практическая работа

Словесные: объяснение с показом. Наглядные: показ педагога. Практические: разбор и изучение от общего к частному, использование ассоциаций.

Музыкальное сопровождение

Самостоятельное выполнение упражнений на занятиях, ответы на вопросы.

Эстетика поведения в паре

Беседа

Словесные: объяснение с показом. Наглядные: показ педагога. Практические: разбор и изучение от общего к частному, использование ассоциаций.

Лекции Нины Рубштейн по танцевальной психологии

Применение изученного на практике, ответы на вопросы

Европей

ская программа танцев

Объяснение, демонстрация, практическая работа: индивидуальная, парная, коллективная

Словесные: объяснение с показом. Наглядные: показ педагога, просмотр видеоматериалов с конкурсами, концертами с последующим анализом и комментарием.  Практические: разбор и изучение от общего к частному, использование ассоциаций. Участив в совместных уроках с другими коллективами, выезд на танцевальные сборы.

Музыкальное сопровождение, гимнастические палки, использование подсобных материалов: верёвка, лист бумаги, шары, мячи и т.д. Видео материал, книги

Самостоятельное выполнение упражнений на занятиях, участие в конкурсах спортивного бального танца, показательных выступлениях и танцевальных сборах, ответы на вопросы.

Латиноамериканская программа танцев

Объяснение, демонстрация, практическая работа: индивидуальная, парная, коллективная

Словесные: объяснение с показом. Наглядные: показ педагога, просмотр видеоматериалов с конкурсами, концертами с последующим анализом и комментарием.  Практические: разбор и изучение от общего к частному, использование ассоциаций. Участив в совместных уроках с другими коллективами, выезд на танцевальные сборы.

Музыкальное сопровождение, гимнастические палки, использование подсобных материалов: верёвка, лист бумаги, шары, мячи и т.д. Видео материал, книги

Самостоятельное выполнение упражнений на занятиях, участие в конкурсах спортивного бального танца, показательных выступлениях и танцевальных сборах, ответы на вопросы.

Постановка показательных номеров

Объяснение, демонстрация, практическая работа: индивидуальная, парная, коллективная

Словесные: объяснение с показом. Наглядные: показ педагога, просмотр видеоматериалов с показательными выступлениями с последующим анализом и комментарием.  Практические: разбор и изучение от общего к частному, использование ассоциаций.

Музыкальное сопровождение, гимнастические палки, использование подсобных материалов: верёвка, лист бумаги, шары, мячи и т.д.

Участив в социально значимых  культурных мероприятиях.

Открытый завершающий урок

Демонстрация конкурсных вариаций, групповых и индивидуальных номеров.

Музыкальное сопровождение

Беседа, ответы на вопросы, самостоятельная демонстрация изученного материала.

Список использованной и рекомендуемой литературы для преподавателей:

  1. Бекина С. И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н.. «Музыка и движение». М.,«Просвещение». 1983.
  2. Беликова А.Н. «Бальные танцы».- М., «Советская Россия», 1984.
  3. Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях».- Киев, «Музична Украина», 1985.
  4. Говард Гай. «Техника европейских танцев».- М. «Артис» 2003.
  5. Захаров Р. «Сочинение танца. Страницы педагогического опыта». - М., «Искусство». 1989.
  6. Ильина Т. В. «Мониторинг образовательных результатов в учреждениях дополнительного образования детей (научно-методический аспект)». Ч. 1 и 2. – Ярославль, 2002.
  7. Кондрашова И. В. «Спортивный (бальный) танец. Дополнительная образовательная программа для обучающихся 7-16 лет. Рассчитана на 3 года обучения», Мичуринск-Наукоград 2009.
  8. Мартынов С. В. «Учебно-методическое пособие «Педагогическая диагностика и мониторинг результата в ходе реализации образовательной  программы «Спортивные танцы» С.-Петербург 2011.
  9. «Основы современной пластики». Программа Тамбовского института культуры, 2000.
  10. Уолтер Лэрд. Техника латиноамериканских танцев.- М.«Артис». 2003.
  11. Шутиков Ю.Н. «Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам» С. Петербург 2006.

 

        Интернет ресурсы:

  1. DanceSport.ru Танцевальный спорт http://www.dancesport.ru/ 
  2. Википедия. Свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница 
  3. Официальный сайт Федерации Танцевального Спорта России. http://www.ftsr.ru/ 
  4. Социальная сеть работников образования  http://nsportal.ru/ 

Список литературы для обучающихся:

  1. «Звёзды над паркетом//Газета для танцоров». 1999-2009г.г.
  2. Мур Алекс. «Пересмотренная техника европейских танцев». - М.- С.-Пб., «Rеst», 1993.
  3. Пин Ю.С. «Пересмотренная техника латиноамериканских танцев». - С.-Пб., «Rеst», 1992.
  4. Рубштейн Нина. «Закон успешной тренировки». - М., «Один из лучших», 2002.
  5. Рубштейн Нина. «Что нужно знать, чтобы стать первым». - М., «Маренго Интернейшнл принт»,2001.
  6. Формейшн для двоих.// «Квик».-№ 4,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» 1-4 классы

Программа по физической культуре составлена на основе государственного стандарта среднего ( полного) общего образования, базисного учебного плана для школ РФ и комплексной программы по физической куль...

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» 7 - 9 классы

Программа по физической культуре составлена на основе государственного стандарта среднего ( полного) общего образования, базисного учебного плана для школ РФ и комплексной программы по физическо...

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» 10-11 класс

Программа по физической культуре составлена на основе государственного стандарта среднего ( полного) общего образования, базисного учебного плана для школ РФ и комплексной программы по физической куль...

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» для 5 - 9 классов

Рабочая образовательная программа разработана на основании Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида «Физическая культура» для 5-9 классов под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гу...

Открытое занятие для детей 3-го года обучения по дополнительной образовательной программе "Расширяем границы предмета "Физическая культура" 1-9 классы" по теме "Медленный вальс"

Открытое занятие для детей 3-го года обучения по дополнительной образовательной программе "Расширяем границы предмета "Физическая культура" 1-9 классы"...

Открытое занятие для детей 2-го года обучения по дополнительной образовательной программе "Расширяем границы предмета "Физическая культура" 1-9 классы" по теме "Латиноамериканский танец Самба"

Открытое занятие для детей 2-го года обучения по дополнительной образовательной программе "Расширяем границы предмета "Физическая культура" 1-9 классы"...