ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ СМОЖЕМ, (совместная работа специалистов и родителей детей с ОВЗ).
статья на тему

Белова Надежда Николаевна

Статья адресована родителям у которых в семье появился ребёнок с ОВЗ.

А так же может быть полезна для специалистов, работающих с семьями, в которых растут такие дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_rabote_s_roditelyami.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ СМОЖЕМ, (совместная работа специалистов и родителей детей с ОВЗ).

Сегодня все больше ребятишек с ОВЗ остаются жить в семье, а ведь всего несколько десятилетий назад практически 99% таких детей оставляли в роддомах или отдавали в специализированные интернаты, которые были сродни психиатрическим больницам или даже местам лишения свободы. Семьи, в которых растут эти ребятишки, сталкиваются с трудностями и различными предрассудками, родителям предлагают оставить "особого" кроху уже в роддоме. К счастью, все больше семей, решают растить особенных детей самостоятельно. И им необходима поддержка специалистов для того, чтобы обеспечить детям условия для развития и   социализации малыша в обществе.

О некоторых нарушениях в развитии малыша родители узнают уже при его рождении — например, о заячьей губе или синдроме Дауна. Другие остаются не распознанными в течение нескольких лет — скажем, аутизм. В любом случае реакция на известие о том, что ребенок — не такой, как все, — сильный стресс для родителей.  В это трудное время особенно важна роль специалистов: врачей, педагогов, от которых требуется дать родителям полную информацию о диагнозе ребенка, о связанных с ним ограничениях и возможностях развития малыша.

Сейчас общество относится к такой ситуации намного спокойнее, что является показателем преобразования страны и сознания людей. Но для родителей появление «особенного» ребенка все равно становится трагедией. Этим детям нужно общаться с другими детьми, ходить по возможности в школу и детский сад, посещать кружки и студии, путешествовать, заводить друзей и просто жить, наслаждаясь своим детством. Эти детки особые, они будут медленнее развиваться и позже своих ровесников проходить общие для всех детей этапы развития. Таким малышам труднее учиться, и все же подавляющее большинство детей может научиться ходить, есть, одеваться, говорить...

Специфика работы учителя- дефектолога с особыми детьми и их родителями, имеет ряд особенностей и специального подхода к обучению.

 Чем раньше начать занятия с ребенком и родителями, тем больших успехов можно добиться. Работа с родителями особых детей протекает в несколько этапов:

1 этап. Терапевтическая беседа (Консультации для родителей в форме беседы, диалога, ответа на запрос родителя).

  • Особого ребенка необходимо принять, понять, полюбить. Если у них это получится, то дальнейшее общение и жизнь с ребенком  будут менее  сложными.
  • Необходимо научить родителей проявлять спокойствие по отношению к проблеме ребенка, быть внимательным к его интересам и достижениям — это увеличит шансы на то, что у него сформируется адекватная самооценка, и он лучше адаптируется к коллективу сверстников.

2 этап Информирование родителей о всех возможных путях развития особенного ребенка.

В последнее время в Москве и Петербурге стали появляться интегративные детсады — туда ходят и ребятишки с особенностями развития, и обычные дети. Как правило, группы в них небольшие — 10-15 человек, из них 1-2 — это "особые" воспитанники. Что касается школ, то есть специализированные учреждения для детей с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, а также для малышей с речевыми проблемами, для детей с задержкой психического развития и для ребят с умственной отсталостью. Некоторые школы набирают классы детей со сложным дефектом — например, в школах для ребят с нарушениями слуха и зрения могут быть классы, где учатся дети, имеющие еще и умственную отсталость. Однако таких классов очень мало — и не всякого ребенка туда возьмут.

Многие дети с ДЦП и другими двигательными нарушениями могут учиться в обычных школах

Многие ребятишки с ДЦП и прочими двигательными нарушениями могут учиться в массовой школе — главное, чтобы здание было приспособлено для передвижения на коляске, а педагоги — доброжелательными и квалифицированными.

 3 этап.  Проблемно-ориентированная рекомендация.

Научить родителей не сравнивать развитие особого ребенка с уровнем развития его сверстников. Большое значение имеет атмосфера, окружающая ребенка, и то, как с ним обращаются. Если мать испытывает нервное напряжение, если она постоянно молчит, находясь с ребенком, ему не хватает общения и он замыкается в себе.

4 этап. Инструктирование.

Посоветовать консультации специалистов – логопеда, психолога, психоневролога, оториноларинголога (ЛОР), провести ряд медицинских исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.). Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских исследований позволяют уточнить характер нарушения и степень его сложности, предположить возможные причины возникновения нарушения. В результате такого обследования становится возможным организовать адекватную помощь ребенку.

5 этап сопровождение особого ребенка (совместная работа с родителями)

Игры и подбор игрушек для особого ребенка отличается могут отличаться от  игрушек сверстников. Родителям необходимо учитывать, что:

  • Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания

Только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта – что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют. Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным. Игры  с особыми детьми основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении. В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения. Элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.

  • Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение.
  • Содержание материала должно соответствовать детскому опыту (Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала). Материал должен быть доступен для особого ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).
  • Необходимо контролировать длительность игр.
  • Научить родителей, что  игра с особым ребенком должна быть четко структурирована.   Игра должна иметь начало, продолжение и конец.

  • Необходима смена видов деятельности

Игра должна включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую.

Перечисленные приемы работы с родителями по развитию особых детей  оказывают определяющее влияние насколько разнообразной, интересной, познавательной, полной будет жизнь ребенка в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа воспитателя с родителями

Работа по укреплению здоровья....

Cтратегии совместной работы учителей и родителей

Данная статья написана о профилактике плохих оценок учащихся....

Рекомендации родителям для совместной работы с детьми дома по автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

В современной литературе, посвященной теме домашних заданий для родителей, имеющих детей с нарушениями речи, широко представлены разные варианты упражнений. Каждый специалист старается сделать процесс...

Сочинение – рассуждение по теме «Великая литература о великой войне» в рамках проекта «Это нужно не мертвым – это нужно живым». ( Совместная работа учеников и родителей 10 Б класса)

Правду о войне нам могут рассказать не только ветераны, но и книги тех авторов, которые не понаслышке знают, что такое война. Юрий Бондарев, Борис Васильев, Валентин Катаев, Василь Быков, Михаил Шолох...

Методическая разработка совместных досуговых мероприятий для учащихся и их родителей по программе «Соленое тесто» «Использование театрализации и игр в организации работы с родителями и совместной досуговой деятельности взрослых и детей»

Данная методическая разработка представляет вниманию педагогов опыт использования тематических кукольных представлений и игр в рамках проведения досуговых мероприятий и праздников для учащихся и их ро...

Выступление на тему:"Формы работы специалистов с родителями с использованием информационных технологий"

Выступление на тему: "Формы работы специалистов с родителями с использованием информационных технологий"...

Консультация для родителей "Роль совместного семейного чтения в развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Роль совместного семейного чтения в развитии детей дошкольного возраста"...