Взаимодействие с молодежными субкультурами в образовательном пространстве школы.
статья на тему

Саблина Анна Николаевна

Текст выступления социального педагога на районном семинаре "Взаимодействие с молодежными субкультурами в образовательном пространстве школы" посвящено анализу современных молодежных субкультур, формированию толерантного отношения к их представителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_molodezhnymi_subkulturami_v_shkole.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.Н. Саблина,

социальный педагог

МБОУ «Школа № 9»

 г. Нижний Новгород

Взаимодействие с молодежными субкультурами

в образовательном пространстве школы.

Предложенная тема семинара такова, что априори  предполагает необходимость работы с представителями субкультур. Следовательно, изначально подразумевается, что молодые люди, которых часто называют «неформалами», нуждаются в особом внимании социального педагога. Так ли это? Какие особенные моменты должны учитываться во взаимодействии с представителями субкультур в образовательном пространстве?

СУБКУЛЬТУРА - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества.

Современное общество представляет собой систему многообразных субкультур, находящихся в весьма различном отношении друг к другу. Социальной базой формирования  субкультур могут быть возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения, этническое происхождение, религия и место жительства.

Субкультуры характеризуются обязательными попытками формирования собственных альтернативных (не обязательно враждебных) мировоззрений и своеобразными манерами поведения, стилями одежды и прически, формами проведения досуга и т.д. И во многих случаях большинство общества относится к субкультурам с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам врачей или учителей.

Но иногда группа активно стремится выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Иногда ценности контркультуры могут, главным образом через СМИ, проникать в саму господствующую культуру, становясь при этом менее привлекательными для контркультуры и, соответственно, более приемлемыми для культуры господствующей (например, распространение элементов субкультуры хиппи в доминирующей культуре в США).

«Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Сегодня я хочу говорить о том, что расстояние от саксофона до ножа достаточно большое, а секс и наркотики – это не всегда рок-н-ролл.

Молодежная субкультура как явление возникла исторически недавно. В конце XIX века в промышленно развитых странах молодежь выделяется в особую социальную группу. Но, как правило, не противопоставляет себя старшему поколению, носит такую же одежду, слушает ту же музыку, традиционно для своего социального круга проводит досуг.

Начало победного шествия молодежной субкультуры относят к середине XX века. Молодые люди, не обремененные пока семьями, зарабатывали пусть и немного, но достаточно, чтобы тратить на развлечения. Кроме того, это время сложного послевоенного мироощущения, которое исследователи характеризуют как апатию, отчужденность, скептицизм, разрыв поколений. И уже тогда в оценках молодежных субкультур преобладало негативное отношение: считалось, что молодежь враждебна взрослым, неуправляема, аморальна, примитивна, склонна к противоправным действиям, вместо труда стремится к досугу.

В периоды социальных потрясений, смены направлений развития общества количество молодых людей, уходящих в субкультуры, естественно, увеличивается. Но и в относительно спокойные времена всегда есть те, кто не хочет или не может жить в рамках доминирующей культуры.

Основные личностные причины участия молодых людей в молодежной субкультуре могут быть разделены на следующие группы:

•        мотивы бегства от реальности (эскапизма) - стремления уйти от однообразия, не вызывающей радости и интереса повседневной жизни, в том числе от ее проблем и своих обязанностей перед другими людьми;

  • психологические проблемы молодого человека, мешающие наладить отношения с окружающими (повышенная чувствительность, раздражительность, возбудимость, неуверенность в себе, гиперактивность, пассивность, неадекватная самооценка (завышенная или низкая)и т.д.);
  • противоречие между самооценкой молодого человека и оценкой окружающих (поиск адекватного социального пространства, где его оценка себя подтвердится социальной группой);

  • сочетание повышенной конформности и протестного поведения: мотивы быть таким, как «все» и в то же время - выделиться;

  • потребность в принадлежности к группе, коллективизм, сильное чувство «Мы», которое утверждается в противоположность каким-то «Они»;
  • желание стать ведомым, снять с себя ответственность за принятие решений;
  • подражание авторитетным неформальным лидерам, кумирам;

жизненные трудности, травматические события, личностные и семейные проблемы, которые особенно ярко переживаются в молодости.

Особая группа риска - молодые люди, занимающиеся поиском смысла жизни, стремящиеся к полной и абсолютной истине, к простым ответам на сложные вопросы, к быстрым решениям проблем. Участие в молодежной субкультуре может стать для них смыслом жизни и послужить мотивом для полного отказа от учебы, работы, ухода из семьи.

Что ждет молодой человек от своей принадлежности к субкультуре: 

1) найти друзей, желание общаться, совместно проводить свободное время:

•        свободно и неформально общаться со сверстниками, в том числе легко знакомиться с другими участниками субкультуры;

•        проводить свое время в кругу «посвященных», «избранных» друзей и единомышленников, чувствовать их поддержку;

2)        достичь желаемого статуса в молодежной среде;

3) пережить нечто новое:

•        расширить границы собственного сознания, пережить новые неожиданные и непривычные ощущения, испытать то, «что немногим доступно»;

•        найти цели и смысл жизни на основе признания ценностей субкультуры, которые разделяют ее авторитетные лидеры и участники;

•        проявить свою индивидуальность, яркость, неповторимость;

4) вырваться из-под контроля взрослых:

  • выразить протест опеке и воздействию взрослых (родителей, педагогов);
  • легко преодолевать любые конфликты и проблемы (особенно личностные и семейные): не обращать на них внимания, отказываться от их решения или наоборот находить радикальные способы разрешения проблем и конфликтов.
  • вести себя так, чтобы все другие люди (сверстники и взрослые) считали молодого человека уверенным, успешным и «крутым»;

Постепенно молодежные субкультуры начинают рассматриваться исследователями как неотъемлемая часть культуры, отвечающая на определенный социальный запрос.

Функции молодежной субкультуры

  • Помогает процессу перехода детей во взрослый статус
  • Создает пространство, в котором молодые могут чувствовать себя успешными
  • Обеспечивает чувство стабильности, предоставляя ясный набор ценностей и ролей
  • Предлагает новые экзистенциальные дилеммы для принятия индивидуальных решений
  • Позволяет выстроить собственную систему ценностей, те принципы, которые придадут смысл и направленность жизни поколения

Это необходимый этап социализации

ПОЧЕМУ ЖЕ В ОБЩЕСТВЕ СУЩЕСТВУЕТ НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МОЛОДЕЖНЫМ СУБКУЛЬТУРАМ, как к старым, уже прошедшим пик своей популярности, так и к новым?

Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим один из вариантов классификации субкультур.

По музыкальным

пристрастиям

- Панки

- Эмо

- Готы

- Рэперы

- Хиппи

- Металлисты

- Растаманы

- Клабберы

- Альтернативщики

По политическим взглядам

-  Наши

  •  Единая Россия, Молодая Гвардия
  •  Союз студентов

- Анархисты

  •  Антифа
  •  Зеленые
  •  Нацисты, неонацисты,

скинхеды

По проведению свободного времени

- Байкеры

- Хакеры, геймеры

  •  Ванильки

- Сатанисты

  •  Граффитчики (райтеры)
  •  Ролевики и толкинисты
  •  Анимешники (Отаку)
  •  Гопники

По увлечению спортом

  •  Скейтеры
  •  Роллеры
  •  Паркурщики
  •  Стритрейсеры
  •  Скауты
  •  Экстремалы
  •  Сноубордисты
  •  Футбольные хулиганы,

фанаты

Наиболее массовые и известные в обществе – группы приверженцев различных направлений в музыке (на их долю приходится до 60% всех представителей субкультур). Следует отметить, что данное деление субкультур достаточно условно, и в литературе можно встретить множество вариантов классификации.

На мой взгляд, не последнюю роль в формировании негативного отношения к субкультурам  играет определенная ксенофобия – люди боятся незнакомого, непонятного. Но и сами субкультуры, по крайней мере, некоторые из них, могут нести угрозу как обществу, так и жизни и здоровью людей.

***

Не все субкультуры имеют определенную идеологическую и философскую базу. Молодежные субкультуры анархо-панков, антифа, готов, редскинов, скинхедов, хиппи, яппи и другие имеют определенные идеологические ориентиры, философские взгляды. В то же время молодежные субкультуры, например, байкеров, ролевиков или паркур не имеют четкой политической идеологии. Однако не все идеологически нагруженные субкультуры несут в себе угрозу обществу. Такие течения, как яппи вполне социально приемлемы, а антифа, при всем их радикализме, придерживаются признаваемых современным обществом антифашистских и анти-националистических взглядов.

С другой стороны, идеологически нейтральные субкультуры, не представляющие угрозы для общества, могут нести опасность для жизни и здоровья людей. Такие течения, как граффитчики или скауты являются вполне безопасными и даже социально и личностно полезными. Но, например, байкеры, стритрейсеры могут представлять угрозу, хотя и не умышленную, для жизни людей, а паркур и ролевики рискуют собственным здоровьем в процессе игр и авантюрных приключений.

Но нельзя забывать, что философия и идеология субкультуры всегда интересна только меньшинству. Большинство приходит потому, что модно, ради внешних атрибутов или за компанию. При этом нельзя по характеру музыки или символики той или иной субкультуры судить о ее позитивной или негативной направленности. Например, «мрачная» символика готов, эпатажныи имидж панков, экзотический стиль растаманов не означают направленность этих субкультур исключительно на подрыв общественных устоев. Иногда это просто выражение свойственного молодежи протеста против взрослых и стремления привлечь к себе внимание.

Таким образом, трудно сделать однозначные выводы о просоциальном или наоборот асоциальном характере той или иной субкультуры.

 Безусловно, некоторые из субкультур несут в себе социальные риски.

• Субкультуры наци-скинхэдов (одно из направлений скинхэдов), футбольных фанатов, уличные и дворовые группировки «реальных пацанов» часто объединяемые с субкультурой гопников основаны на культе силы, брутальной маскулинности, пропагандируют высокий уровень агрессивности, часто беспричинной. В наибольшей степени склонны к противоправной, а зачастую и к криминальной деятельности.

Независимо от исповедуемой идеологии, разделение общества на «мы» и «они» (по различным критериям: национальным, расовым, территориальным, спортивным, идеологическим) в их взглядах проявляется наиболее ярко, тем более, что отношение к «иным» – агрессивно-негативное.

Ни одна из субкультур (кроме растаманов) не провозглашает потребление наркотиков как необходимый атрибут. Но некоторые допускают их потребление как приемлемое поведение – хиппи, панки, рейверы - любители ночных танцевальных вечеринок

Растаманы же выступают за легализацию марихуаны, что находит отражение в песнях, атрибутике (в очень большом количестве сувенирных лавок мира имеются товары с растаманской символикой), политических декларациях (например, участие в ежегодном «Конопляном марше»). Негативно относятся к приёму опиатов, амфетаминов, психоделиков и алкоголя, называя их «чернушными» наркотиками.

Можно ли утверждать, что существование, например, панк-культуры способствует наркотизации? Не все так однозначно. Не каждый панк - наркоман, не каждый наркоман – панк.

В поисках смысла жизни, своей индивидуальности подросток может примкнуть к любой субкультуре. Но не столь важно, причисляет себя ребенок к какой-либо субкультуре или нет. Важно то, насколько комфортно ему живется, нет ли у него психологических проблем.

Подросток становится наркоманом не потому, что стал панком. Он становится наркоманом, потому что в его социализации произошел сбой – не пошла по нормальному пути, из-за конфликта с собой и социумом сильна была тяга к саморазрушению, к деструктивному протесту. А панк – лишь одна из дорог, по которой он пошел.

В случае, если социализация идет нормально, подросток найдет друзей, будет слушать определенную музыку, эпатажно одеваться, но это не приведет к противоправному или саморазрушительному поведению.

Таким образом, основная работа, которая должна вестись по профилактике социально-опасного поведения, должна быть направлена не на борьбу с субкультурами, а на социализацию ребенка, решение его внутренних проблем, профилактику межкультурных конфликтов.

Взаимодействие же непосредственно с представителями тех или иных субкультур должно быть исключительно ненасильственным, корректным.

Нецелесообразно, а часто и невозможно, запретить молодым людям быть участниками субкультур. Вмешательство взрослых должно быть гибким, личностно ориентированным, вариативным. Специалисты по работе с молодежью, педагоги должны предлагать молодым людям альтернативные и привлекательные для них пути и способы проведения свободного времени, организации досуга.

Необходимым условием эффективности работы является компетентность специалистов, взаимодействующих с субкультурами, в области ценностей и особенностей молодежных субкультур и неформальных объединений, наличие у них понимания внутренней сути различных субкультур. Недостаточно просто знать о внешних атрибутах субкультуры, важно понимать для чего они служат, что означают.

Основными рекомендациями по организации взаимодействия с молодежными субкультурами и неформальными объединениями являются:

1. уважение прав и интересов молодых людей, содействие их самореализации и раскрытию личностного потенциала;

  1. признание и принятие позитивных ценностей молодежной субкультуры (яркости и непосредственности восприятия мира, значимости общения со сверстниками, игры, романтики, символики, моды и т.д.);
  2. Высокий уровень компетентности специалиста по работе с молодежью;

4. привлечение представителей субкультур  к организации и проведению общественных мероприятий различной направленности.

5. активизация деятельности молодежных общественных объединений, в том числе их воспитательного влияния на молодых людей на основе использования современных методов, технологий и форм работы с учетом интересов и потребностей молодежи,

  1. освоение специалистами по работе с молодежью неформальных зон деятельности и общения молодых людей, в том числе информационного пространства и ресурсов.

Таким образом, организация эффективного взаимодействия учреждений образования с молодежными субкультурами и объединениями предполагает учет вышеназванных социально-педагогических условий и рекомендаций и должна носить системный, гибкий и вариативный характер.

Направления и формы работы

Итак, учитывая вышеизложенные рекомендации, в нашей школе реализованы следующие направления работы:

- Информационное обеспечение работы с представителями субкультур. Деятельность в данном направлении предполагает знакомство всех заинтересованных сторон с особенностями мировоззрения и образа жизни тех или иных субкультур. Работа направлена, в первую очередь, на педагогов и родителей с целью повышения их компетентности и предотвращения ксенофобии.

- Психолого-педагогическая поддержка подростков с целью помощи в их социализации. Работа предполагает направленность на внутренний мир подростка, на то, чтобы помочь ему разрешить внутренние конфликты, налаживать конструктивные взаимоотношения в коллективе. Это достигается проведением тренингов, классных часов и, в первую очередь, индивидуальной работой с подростками, испытывающими сложность социализации.

- Воспитание толерантности, профилактика экстремизма. Учитывая специфику и особенности социального состава учащихся школы, следует понимать, что это главное направление работы. Учитывая то, что в нашем районе преобладающими являются субкультуры гопников и им подобных, и именно они определяют особенности доминирующей молодежной культуры, существенным является не только снижение уровня националистических и расистских настроений, но и воспитание толерантности по отношению к представителям иных молодежных субкультур.

И в заключение я хочу подчеркнуть следующее: те молодые люди, которых принято считать «обычными», «нормальными», нуждаются в заботе и внимании социального педагога не меньше, а порой и больше, чем «неформалы». Часто обыкновенная жизнь обыкновенного подростка – это бесцельное времяпрепровождение, отсутствие интереса к учебе, общественной жизни, ранняя алкоголизация, противоправное поведение. Многие субкультуры как раз и дают молодым возможность найти себя, друзей, интересное дело.

ПУСТЬ НАШИ ДЕТИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного системно – профилактического подхода к формированию устной и письменной реч

Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Представляет собой построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного си...

"Дополнительное образование в общем образовательном пространстве школы"(На примере театральной деятельности)

Статья Кольчугиной Е.К. "Дополнительное образование в общем образовательном пространстве школы" . Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существующее противоречие межд...

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Работа выполнена в соавторстве с учителем химии МОУ "СОШ № 73" г. Саратова Дувановой Татьяной Викторовной...

Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида

Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без  организации системы индивидуализаци...

Взаимодействие ребёнок-педагог-родитель в образовательном пространстве МУ ДО "Красноселькупский центр дополнительного образования детей"

В презентации представлено взаимодействие родителей, педагогов и детей в образовательном пространстве МУ ДО "Красноселькупский центр дополнительного образования детей"....

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...